Что забыло ОБСЕ на Украине?

Что забыло ОБСЕ на Украине?

Эксперт Центра Наталия Шишкина

ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, берет свое начало в Хельсинских соглашениях, на которые часто любят ссылаться США последнее время. В том виде, в котором действует ОБСЕ сейчас, она организовалась после падения Берлинской стены. Совещание по безопасности и сотрудничеству стран Европы с 1 января 1995 года получило новое имя – Организация по безопасности и сотрудничеству стран Европы.

Официально ОБСЕ занимается контролем над распространением вооружений, предотвращением конфликтов, обеспечением экономической и экологической безопасности. Любопытным является так называемая «третья корзина» средств ОБСЕ, которая полностью коррелирует с деятельностью таких институтов, как Международный региональный институт под предводительством МакКейна, и повторяет декларируемые США ценности: права человека, развитие демократических институтов и мониторинг выборов. Причем под тем же самым углом преломления, примером чему служат заявления высокопоставленных деятелей ОБСЕ об атаке на основополагающую ценность свободы самовыражения, которая ярко проявлялась на страницах издания Шарли Эбдо, карикатуры которого, конечно же, никоим образом не могли спровоцировать и оскорбить. 

Стоит отметить, что и некоторые представители стран СНГ, и некоторые депутаты Европарламента не раз заявляли о политизированности ОБСЕ и акцентировании внимания больше на т.н. «универсальных ценностях», чем урегулировании конфликтов. 

На протяжении 1990-х годов ОБСЕ главным образом занималась установлением демократии в Восточной Европе. Проведением в жизнь принципов демократии и укреплением демократических институтов занимается Бюро по демократическим институтам и правам человека в штаб-квартире в столице самой «доброжелательной» по отношению к России стране – Польше. Главой этого бюро с 2014 года является Михаэль Линк, который в прошлом, будучи членом Свободной демократической партии Германии, занимался движением «Молодые либералы».

Координатор проекта ОБСЕ на Украине – Вайдотас Верба, бывший лидер Одесской группы специальной миссии ОБСЕ на Украине в 2014 году и бывший министр иностранных дел Литвы.

Согласно Меморандуму между Украиной и ОБСЕ, Координатор представляет ведомствам Украины проекты, обоснованные, с продуманным бюджетом и длительностью исполнения, которые планируется осуществить на Украине. Эти проекты могут затрагивать все сферы деятельности ОБСЕ, а к их исполнению могут привлекаться как государственные, так и негосударственные органы Украины.

Основные статьи расходов миссии ОБСЕ, связанные с Украиной, приходятся на деятельность по защите прав человека и защите закона.


В некоторых других странах, где присутствует миссия ОБСЕ, организация занимается также вопросами полицейской деятельности и СМИ (Косово), управленческими аспектами в экономико-экологической деятельности (Албания), военно-политическими вопросами (Армения). 

Можно было бы ожидать, что основной деятельностью в рамках обеспечения прав человека миссии ОБСЕ на Украине являются проекты, связанные с ситуацией на востоке. Однако 30% средств, выделяемых на эту миссию, тратятся на:

  • Обеспечение прозрачности и открытости отношений граждан и государства
  • Осуществление принципа верховенства закона в исполнительной, законодательной и судебной деятельности
  • Развитие административной юстиции
  • Укрепление системы юридического образования и образования в области прав человека
  • Обучение судей, юристов, профессоров и студентов
  • Организация системы бесплатной юридической помощи
  • Борьба с организованной преступностью
  • Развитие и внедрение стратегий борьбы с пытками и жестким обращением с заключенными.

Создается впечатление, что другие права человека на Украине не нарушаются и не требуют защиты и обеспечения. 

В 2014 году на Украину от ОБСЕ послали специальную мониторинговую миссию. Она не устроила ни Россию, считающую её инструментом в руках Запада, ни Украину, недовольную недостаточным, по ее мнению, наблюдением миссии ОБСЕ за исполнением Минского прокола, ни ополченцев, успешно сбивших по ошибке один из беспилотников миссии.

Интересной чертой отчетов мониторинговой миссии является особенно трепетное отношение к деятельности ополченцев, затмевающее другую, киевскую, воюющую сторону. Это не удивительно, если просмотреть список международных наблюдателей этой миссии. Из 372 международных наблюдателей наибольшее число отправила американская сторона (40 человек). Если же посчитать, каково количество участников из стран  НАТО, то выясняется, что больше половины – 239 наблюдателей – именно из них. 

Ещё показательней, что наибольшее число наблюдателей послали страны с наихудшим отношением к России: от США – 40 человек, от Великобритании 22 человека, от Финляндии 18 человек, от Италии 17 человек, от Германии 15 человек, от Польши и Австрии по 13 человек, от Швеции 12 человек, от Канады 9 человек, от Испании и Турции по 8 человек и 7 человек от Латвии и Литвы. Итого: 182 участника из 372 прибыли из стран с наихудшим отношением к России среди населения. К этим участникам прибавляются 168 сотрудников Специальной мониторинговой миссии со стороны Украины .

Судя по всему, вся деятельность ОБСЕ на Украине сводится к наблюдению – причем преимущественно за ополченцами, с особым внимательным отношением к возможному присутствию России на Украине, - и продвижению американских ценностей, не так давно повторно продекларированных в Стратегии национальной безопасности США. 

При этом Россия, переживающая бурную патриотическую дискуссию о традиционных ценностях, не может противопоставить столь же ясно сформулированной и ориентированной на будущее мировоззренческой концепции, как это делает США, а за ними повторяют страны Европы. Говорят о традиционных ценностях многие – но дела ни на грош, отчего напрашивается вывод о пиар-кампании некоторых лиц, использующих традиционные ценности, но не разделяющих их в полной мере.

Да и  возможно ли ожидать действительных и действенных мер по защите российских ценностей, если поступают предложения о создании памятника жертвам политических репрессий в Москве, что коррелирует с заявлениями со стороны той же ОБСЕ об одинаковой природе, уравнении СССР и Третьего Рейха? Не говоря уже о ясных заявлениях некоторых представителей российского руководства о приверженности единым с Европой либеральным ценностям, распространение которых одна «прекрасная страна» считает одним из приоритетов своей национальной безопасности, открыто заявляя о своей главенствующей роли в борьбе моделей государственного устройства.

Нет у России и эффективных инструментов-проводников своих традиционных ценностей, а большая часть союзов и организаций, в которых Россия принимает активное участие, ориентированы либо на экономическую деятельность, как ЕврАзЭС, либо – как в случае с ОДКБ – на совместную борьбу с природными бедствиями и террористическими группировками. Но ни на продвижение ценностей, ни на составление своих собственных рейтингов стран или обучающих программ в других странах внешняя деятельность России не ориентируется в должной мере. 

Главная проблема России связана не только с отсутствием внешней деятельности по продвижению ценностей, но и с шельмованием, и с частичным заболачиванием активной и продуктивной деятельности внутри страны. А без ясных целей, разделенных собственным народом, невозможно предложить и цели всем остальным. В США это прекрасно понимают, как понимают и то, что цели не могут возникнуть без ценностей (англ. «values») и определенного миропонимания, «видения мира» (англ. «vision»), представления о мире существующем и о том, каким он должен быть в будущем. На этом фоне сегодняшняя Россия серьезно проигрывает и, чтобы не потерять и без того шаткое влияние, пытается закрепить его, раздувая и рисуя картинку желаемого в СМИ вместо создания желаемого действительного.

ОБСЕ нельзя считать «очередным» инструментом борьбы с Россией, так как его деятельность началась ещё до размещения специальной наблюдательной миссии на Украине. Скорее, это «один из» инструментов, причем относящийся не столько к разведывательно-диверсионной деятельности, сколько к информационно-подрывной, использующийся уже достаточно давно, в том числе и в некоторых республиках Средней Азии. 

Что касается передачи информации мониторинга негативно настроенным к России странам, то надо отметить, что информация, полученная от наблюдения, передается всем странам-участницам ОБСЕ, к которым относится и Россия.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3147
12141
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика