Единая Россия: мало ли я на вас обещала!

Единая Россия: мало ли я на вас обещала!

В этом году вновь предстоят выборы в Государственную Думу, в которой в данный момент большинство голосов находится в руках партии «Единая Россия». Выполнила ли эта партия свои обещания, данные в 2011 году в обращении к гражданам России? Заметим, что программы у партии нет. Есть только «обращение».


«НАША» НОВАЯ ЭКОНОМИКА

ЕР ставила целью вывести Россию в пятерку крупнейших экономик мира за пять лет. Согласно Мировой книге фактов ЦРУ, в 2014 году Россия была на 7 месте по ВВП по ППС. По данным МВФ, в 2015 году по номинальному ВВП Россия не вошла даже в десятку крупнейших стран мира, оказавшись на 13 месте между Испанией и Австралией, а по объему ВВП по паритету покупательной способности заняла 6 место, которое и занимала в 2012 году.

Ещё одна цель, звучавшая в 2011 году — создание до 2031 года 25 миллионов современных рабочих мест в промышленности и в бюджетном секторе. Согласно Росстату, картина получается следующая (рис. 1.).


Рис. 1. Число созданных и ликвидированных рабочих мест в России по средней численности работников в организациях, данные Росстата, 2010—2014 гг.

Как можно видеть, места действительно создавались, но сокращались рабочие места значительно быстрее. Если верить Росстату, то за 2011–2014 годы было сокращено 14,6 миллионов рабочих мест, а создано только 13,5 миллионов. Безвозвратно сократилось 1,1 миллион рабочих мест.

Близко к этой цели по смыслу стоит и другая — «создание новых производств и рабочих мест в АПК, поддержка фермерства, малого и среднего бизнеса, развитие социальной инфраструктуры». Для проверки необходимо посмотреть отток или приток населения в сельскую местность, посмотреть изменение количества фермерских хозяйств и организаций в сельском хозяйстве.

Численность сельского населения в России действительно повысилось с 37,5 миллионов человек в 2011 году до 38 миллионов в 2015 году. Однако увеличение связано с присоединением Крыма, где и проживают те 969 тысяч человек, которые стали приростом сельского населения. Если исключить Крым, то получится, что сельское население России сократилось с 37,5 миллионов в 2011 году до 36,9 миллионов к началу 2015 года.

Ещё одним показателем, показывающим миграцию из села в город, может быть статистика по внутрироссийской миграции по территориям выбытия и прибытия, где также дается статистика и по типу поселений (рис. 2).


Рис. 2. Внутрироссийская миграция по типам поселений, данные Росстата за 2011—2014 гг.

Как можно увидеть, миграция из сёл в города несколько снизилась, в то время как обратное движение — из городов в сёла — увеличилось. Однако количество бегущих из сёл в города всё равно в 1,25 раза больше тех, кто в сёла едет из города. И причина этому есть, кроется она в количестве ликвидированных и обанкротившихся фермерских хозяйств, количество которых с 2012 года стало больше, чем действующих (рис. 3).


Рис. 3. Количество созданных и ликвидированных фермерских хозяйств, по данным ФНС России

Из 228 357 ликвидированных фермерских хозяйств по состоянию на 1 января 2016 года, 94% прекратили свою деятельность в связи с единогласным решением членов фермерского хозяйства о прекращении деятельности.

В ближайшие 5 лет ЕР обещала обеспечить практически полную независимость страны по всем основным видам продовольствия. В 2011 году продовольственные товары составляли 13,9% объема импорта. За январь—октябрь 2015 года импорт продовольственных товаров составил 14,2% от общего объема импорта, в декабре 2015 года импорт продовольствия составил 15,8% от общего объема импорта. Это рост, а не снижение.

Предполагалось также решить одну из старейших российских проблем — проблему дорог. Как можно наблюдать на рисунке 4, протяженность автомобильных дорог действительно увеличилась, однако не столько за счет строительства новых, сколько за счет изменения методики подсчета Росстатом. В протяженность автомобильных дорог с 2012 года включается протяженность улиц городов.


Рис. 4. Протяженность автомобильных и железных дорог, данные Ростата, тыс.км


РОССИЯ — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО?

Основные цели в этом блоке обещаний — обеспечить постепенный прирост численности населения России, увеличить продолжительность жизни, сформировать «массовый средний класс», увеличить заработную плату в 1,5 раза к концу 2014 года, увеличить до 30% фонд заработной платы в здравоохранении, обеспечить уровень зарплат учителей и преподавателей на уровне средней заработной платы по экономике.

Прирост численности населения действительно за последние три года наблюдался, хотя назвать его устойчивым невозможно. По данным Росстата, за январь—ноябрь 2015 года родившихся было только на 24,5 тысячи человек больше, чем умерших, и на 12,5 тысяч человек меньше, чем родилось в 2014 году.

Продолжительность жизни хоть и увеличилась, но до сих пор занимает места ниже сотой строчки среди стран мира. Хотя своей цели — в 70 лет — единороссы добились, но следует учитывать, что такую продолжительно жизни имеет более 57% населения мира. Сами темпы увеличения продолжительности жизни в шесть раз ниже, чем в мире в целом, и в 11 раз ниже, чем в Ливане, в котором только в 1990 году завершилась 15-летняя гражданская война.

Что касается изменений доходов населения. Средняя номинальная заработная плата в России возросла в 1,4 раза, однако, по данным    Росстата, и в образовании, и в здравоохранении в целом осталась ниже среднестатистических 33,8 тысяч примерно в 1,3 раза. По размеру начисленной заработной платы, 64,4% населения России имеют заработную плату ниже среднестатистической, а падение реальных зарплат в 2015 году втрое превысило темпы 2009 года. Это меньше, чем 71,4% в 2011 году, но всё ещё больше половины населения, причем во многом благодаря переходу рабочей силы из сельского хозяйства, образования, здравоохранения, обрабатывающих производств в оптовую и розничную торговлю, строительство, финансовую деятельность и сферу услуг.


ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЖИЛЬЁ

Единая Россия обещала решить проблему малокомплектных школ в сельской местности и недостатка молодых специалистов в школах.
Партия обещала строительство тысячи новых школ за 5 лет, но не уточнялось, сколько тысяч будет при этом сокращено. Количество школ с 2011 года сократилось с 47,1 тысячи до 44 тысяч, сократилось и количество интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также сокращены 93 школы для детей с ограниченными возможностями и общественно опасным поведением. За эти же 5 лет ни одна школа не должна была находиться в аварийном состоянии, однако в августе 2015 года 683 школы так и остались в аварийном состоянии.

В сельской местности количество школ сократилось с 30,3 тысяч в 2010–2011 учебном году до 25,9 тысяч в 2014–2015 учебном году. Сократилось количество учителей с 1067 тысяч человек до 1061 тысячи человек. Средний возраст учителя в России — 52 года, задача «омолодить» педагогические кадры российских школ явно не выполнена, и даже ипотека молодым учителям под процент не выше 8,5% не помогла. Количество выпускников педагогических ВУЗов сократилось с 116,3 тысяч человек в 2010 году до 96,9 тысяч человек в 2014 году. В здравоохранении основной упор был сделан на поддержку сельского врача и медицинской промышленности, которая должна уйти от внешней зависимости. Уже в 2015 году, когда Россия попала в международную изоляцию, вновь заговорили о необходимости снижать зависимость российской медицинской промышленности от импорта. 

По итогам 2014 года доля импортной продукции на рынке медицинских изделий превысила 85%, в целом в фармацевтике и медицинской промышленности доля импорта составляет 70–80%. Что касается сельских врачей, то в России более 17,5 тысяч населенных пунктов не имеют никакой медицинской инфраструктуры, сокращаются фельдшерско-акушерские пункты. Даже если врач и хотел бы работать на селе, то не всегда есть такая возможность.


О СПРАВЕДЛИВОСТИ И «РАЗВИТИИ ФЕРМЕРСТВА»

В своем программном обращении Единая Россия о налогах выражалась достаточно ясно: от 13-ти процентной ставки не откажемся, налоговую нагрузку на получателя ренты и промышленника изменим, для богатых введем налог на потребление, недвижимость и имущество. Во-первых, без отказа от плоской ставки налога налоговая шкала фактически становится регрессивной. Это касается не только 13% налога с заработной платы и 9% налога с ренты, которую считают слишком высокой, но и отчислений в Пенсионный фонд, Фонд социального и медицинского страхования. Во-вторых, налог на потребление введен так и не был, хотя платить его вынуждены были бы все. Налог на недвижимость претерпел изменения, которые повысили бремя налоговой нагрузки снова же на всех, а владельцам элитного жилья дали возможность избежать самого высокого тарифа в 1–2% от рыночной стоимости жилья. Кроме того, региональные чиновники уже воспользовались ситуацией: в Саратове ставку в 2% установили для жилья стоимостью от 1 миллиона рублей, в результате налог в некоторых случаях стал превышать среднюю заработную плату по региону.

В этом же разделе оказались коммунальные платежи. Единая Россия обещала установить социальную норму потребления, в пределах которой цены на коммуналку не будут расти выше уровня инфляции. В 2014 году введение «соцнорм» признали преждевременным, в связи с отсутствием приборов учета потребления воды, газа и тепла. Чтобы подтолкнуть население, стали вводить повышающие тарифы ЖКХ, которые и без того росли быстрее заработных плат, однако причина низкого уровня распространения приборов учета связана не с самим желанием или нежеланием населения, а с его уменьшившейся платежеспособностью и невозможностью установить счетчики. Установка и покупка одного счетчика обходится в 3–5 тысяч рублей, счетчика тепла — в 12–18 тысяч рублей. Пенсионер или многодетная семья не всегда имеют возможность установить такие счетчики. К тому же дополнительные расходы тянет и регистрация счетчика. А тарифы продолжают расти, что не улучшает ситуацию с платежеспособностью, особенно в регионах.

Регионам Единая Россия обещала предоставить больше полномочий и финансовых ресурсов. Половину Единая Россия действительно исполнила: наградила регионы дополнительной ответственностью, «спихнув» часть полномочий и нагрузки. А другую половину — по предоставлению дополнительных финансов — явно провалила, что исходит из возросшего количества бюджетно дефицитных регионов.


В ЦЕЛОМ

В целом, предвыборная программа не выполнена. Наоборот, та политика, которая проводилась последние годы, была органичным продолжением политики 1990-х и начала 2000-х, поэтому и не могла исправить те проблемы, которые накопились. Доверие граждан к партии, во многом обеспеченное в 2011 году с помощью вывески «президентской партии», подорвано, не говоря о том, что и тогда пришлось прибегнуть к масштабным фальсификациям для победы на выборах. Даже на региональных выборах 2015 года Единая Россия умудрилась потерять регион, чуть не потеряла ещё один. Совершенно очевидно можно говорить о политическом банкротстве Единой России, то есть неспособности выполнить свои обещания и обязательства, достичь поставленных целей.

Кризис накануне выборов крайне негативен для правящей партии. Однако банкротство партии было лишь делом времени, поэтому инструмент для сохранения власти был подготовлен заранее, и упоминался в программе партии в 2011 году в числе достижений — это Общероссийский народный фронт, поэтому переживать за кардинальные перемены в политике не стоит, их не предвидится. Все будет идти также же путем деградации, от кризиса к кризису. Если Россия наконец не оценит все эти «подвиги» и не изменит картину.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3408
14061
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика