Экономические сюрпризы января

Экономические сюрпризы января

Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина

К концу февраля подоспела экономическая статистика за январь, которая принесла сюрпризы. Не успело правительство убедить население в том, что нас ждут улучшения, как появились свидетельства того, что мы начинаем скатываться в новую яму. По логике властей пик кризиса пройден и дальше нас ждёт постепенное снижение отрицательных темпов роста с плавным переходом в плюс в 2017 году. Но экстремально негативные показатели января ставят под сомнение реализацию оптимистического сценария.

Если сравнить показатели января 2016 года с показателями января 2015 года, то выходит, что промышленное производство сократилось на 2,7%, грузооборот железнодорожного транспорта — на 3%, оборот розничной торговли — на 7,3%, внешнеторговый оборот — на 27%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, реальные располагаемые денежные доходы — на 6,3%, реальная заработная плата — на 6,1%.
Одновременно наблюдается серьёзное сокращение расходов федерального бюджета. Расходы января 2016 года оказались в 2,2 раза ниже расходов января 2015 года в номинальном выражении. С учётом инфляции секвестр составил 60%.

С учётом инфляции сокращение расходов федерального бюджета должно составить в 2016 году 15–20%. Примерно настолько же сократятся и доходы. Дефицит, таким образом, никуда не денется, а только возрастёт. Похоже, возникает порочный круг. Снижение производства ведёт к падению доходов бюджета. Как результат, правительство режет бюджет. Уменьшение расходов бюджета ведёт к дальнейшему падению производства.

Текущий кризис длится фактически с 2013 года. Поначалу правительство, вероятно, полагало, что кризисные явления носили тот же временный характер, что и в 2008–2009 годах. Поэтому пыталось перебороть кризис стандартной мерой — наращиванием госрасходов (рис. 1).


Рис. 1. Доля госрасходов от ВВП в России

Однако потом, стало ясно, что кризис является результатом несостоятельности экономической модели и неизбежно повлечёт за собой структурные изменения, если не будет компенсирован за счёт пропорционального наращивания национального производственного потенциала. Нарастить производственный потенциал правительство не сумело. Поэтому принялось подстраиваться под идущие структурные изменения — то есть начало сокращать бюджетные расходы. Теперь в планы правительство входит уменьшение доли госрасходов от ВВП до 35%.


ПРИЧИНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Почему же правительству никак не удаётся стабилизировать ситуацию в отечественной экономике? Причина проста. Это преобладание внешних факторов, определяющих состояние дел в российской экономике, над внутренними. Условная глубина отечественной экономики, выражающаяся в степени переработки продукции, невелика. Мировые цены на нефть определяют западные трейдеры-спекулянты, играющие фьючерсами на чёрное золото, американское правительство с его огромными стратегическими запасами нефти и страны ОПЕК, обладающие наибольшей долей в мировом производстве углеводородов. 

Курсы резервных валют по отношению к валютам остальных стран мира диктуются Центробанками западных стран, решающих, сколько денег и по каким ставкам будет напечатано и выпущено в мировой оборот. Западные рейтинговые агентства присваивают «лейблы» кредитоспособности в глобальном масштабе, при желании фактически отсекая отдельные страны и корпорации от доступа к инвестициям. Падение фондовых рынков США, ЕС и Китая вызывает панику по всему миру. В числе пострадавших стран оказывается и Россия. Влияние индексов Dow Jones, S&P, NASDAQ и др. на положение дел в Российской экономике очевидно. А вот обратное влияние не прослеживается. Налицо полная зависимость от внешних шоков. Поэтому, как только ухудшается внешняя конъюнктура, российская экономика неизбежно сыпется.


ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Совершенно очевидно, что из этого тупика необходимо выходить и добиваться большей локализации производств. Иными словами, необходимо переходить на самостоятельное производство в значительной части товарной массы. Уж ширпотреб-то производить легче, чем сложную электронику. Этим можно было бы заняться уже сейчас. Импортозамещение в этой сфере не связано с необходимостью высокой ценой отвоёвывать себе доступ к высоким технологиям.

Но понятно, что эта цель достижима только иными методами, чем те, что практиковались на протяжении последних лет. Если ранее либеральная политика не позволяла добиться прорывов в оздоровлении спектра ВВП, то каким образом она может сработать теперь, в условиях санкций и безденежья? Руководители российского либерального государства демонстрируют готовность лишь к ситуативному реагированию.

Нормальные условия для ведения бизнеса власть обеспечить не в состоянии. Отсутствуют эффективные механизмы налогового стимулирования и перетока капитала в приоритетные отрасли. Механизмов дешёвого кредитования бизнеса нет, а низких процентных ставок власть боится как огня. Валютная политика напоминает натуральное вредительство. Но самое главное — это отсутствие у власти понимания того, что государство не может быть просто ночным сторожем, а должно выступать организующим началом. Государство — институт, который обладает высшими полномочиями и возможностями. 

Только оно может решать высшие в макросоциальном масштабе задачи. Только государство в состоянии взять на себя транзакционные издержки по организации связи между отраслями. Это выражалось бы в информационном сопровождении строительства производственных цепочек. Для постоянного поддержания баланса между отраслями и преодоления возникающих инвестиционных барьеров должен постоянно работать специально созданный государственный орган, ответственный за модернизацию экономики и наделённый реальными, а не декоративными полномочиями.

Всё выше названное составляет набор мер, которые должно реализовать руководство страны, но не делает этого. Речь идёт об иной стратегии развития. Переходу к ней препятствуют два взаимосвязанных фактора: отсутствие политической воли и глубокая поражённость российского государства коррупцией. Даже в случае волевого изменения экономической политики, то есть своеобразной «революции сверху», КПД экономической политики будет значительно ослаблен повсеместной коррупцией. Борьба с коррупцией осложнена её наличием в тех органах, которые и должны с ней бороться. Но это не значит, что бороться с коррупцией или проводить экономические реформы бесполезно. Для того, чтобы остановить стремительную деградацию экономики, нужно приложить решительные усилия. Нужно искоренить такие болезни страны как дикий либерализм и коррупция, а не заниматься точечной борьбой с их симптомами. Но таких усилий со стороны действующей власти, к сожалению, практически не прослеживается.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Какая эмиссия нам нужна

Вредные продукты кушать будете, но дороже

Макробаланс страны как инструмент и реальность

Что происходит с российской медициной. Часть 3. Что делать?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6091
20345
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика