Если президенту можно, то остальные обязаны

Если президенту можно, то остальные обязаны

Автор Владимир Викторович Волк — эксперт Центра Сулакшина.

Кремлёвский тренд выстраивать свою собственную политику на обличении основателей Советского государства уже в некотором смысле стал частью путинской политики. Тут тебе и «атомные бомбы» Ленина и «диктатор Сталин», и памятники белогвардейским и фашистским палачам. Но за полотнищем демонстраций тоталитарного советского прошлого, всё отчётливей маячат тени построения новой олигархическо-компрадорской диктатуры, методы которой отнюдь не более гуманные. И если целеполагание советских лидеров было публично обозначено как построение справедливого коммунистического общества во имя народного большинства, то цели путинской верхушки проявляют себя с точностью до наоборот.

Нет лишний раз повода поднимать ужасающую статистику вымирания русского населения в РФ, разложения основ нравственности, морали, образования, законности. Речь об иной стороне этих явлений, что все они — производная происходящего во властных кабинетах. Как некое великое событие и торжество законности и справедливости было обсмаковано в официальных СМИ увольнение по инициативе Президента РФ нескольких чиновников, избранных в РАН.

Так, в частности, Путин своим Указом освободил генерал-лейтенанта Василия Христофорова от должности начальника Управления регистрации и архивных фондов Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Как значится в официальной сводке, чиновник был уволен «по достижении предельного возраста пребывания на военной службе». Константина Котенко был освобождён от должности заместителя управляющего делами Президента Российской Федерации — начальника Главного медицинского управления Управделами Президента. Официально — по собственному желанию.

Также по собственному желанию Путин уволил Александра Фисуна, теперь уже бывшего начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации и Александра Савенкова с должности заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента МВД.

Вот так неожиданно: было у людей желание войти в состав Российской академии наук. Успешно прошли выборы, в т.ч. шесть этапов тайного голосования (из 2273 заявок в академию прошли всего 518 человек), получили поддержку своих руководителей в государственных органах. С точки зрения РАН — кандидаты действовали согласно устава организации и действующих положений. Российская академия наук не является бизнес-структурой — это государственное бюджетное учреждение по организации и проведению фундаментальных и прикладных научных исследований. Опыт государственных служащих в данной работе зачастую имеет весьма немаловажную роль, нежели исследования, проведённые, как говорят, в отрыве от реалий. С точки зрения законодательства Российской Федерации кандидаты не нарушили ни одной его статьи.

В соответствии с положениями закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», человек, занятый на государственной службе, имеет право работать по совместительству. Это же касается и муниципальных служащих, деятельность которых регламентируется Законом о муниципальной службе. Поэтому выступление гаранта Конституции и законов Российской Федерации, в котором уважаемые люди были выставлены едва ли не как правонарушители и коррупционеры, вызвало шок не только у изумлённого президента РАН Владимира Фортова, но и у десятков тысяч совместителей по всей России.

Не будем останавливаться на деталях полного выступления Путина на Совете по образованию и науке, посвящённого новой Стратегии научно-технологического развития. Выделим заключительную часть стенограммы, касающуюся кадрового вопроса.

В.Путин: «В завершение нашей сегодняшней встречи у меня есть один технический, кадровый вопрос. Владимир Евгеньевич знает, в конце прошлого года я обратился с просьбой к своим коллегам и к президенту Академии наук. Просьба заключалась в том, что в прежние времена у нас много представителей различных уровней власти принимали участие в выборах в Академию наук, в том числе высшие должностные лица. Я обратился с просьбой к своим коллегам воздержаться от участия в выборах новых членов государственных академий наук в силу того, что люди, которые замещают должности в органах государственной власти, особенно на верхних ступенях, заняты по службе или должны быть как минимум заняты по службе серьёзным образом, иначе они не способны выполнять свои служебные обязанности, и заниматься научными исследованиями могут только в свободное время, которого для людей, которые добросовестно работают на административных должностях, фактически не остаётся. Возникает вопрос: могут ли они заниматься научными исследованиями в полном объёме с нужным результатом? Тем не менее некоторые наши коллеги из Управления делами Президента, из Министерства образования, из Министерства внутренних дел, из Министерства обороны, из Федеральной службы безопасности (ФСБ) и из некоторых других ведомств приняли участие в избрании и были избраны.

Владимир Евгеньевич, у меня вопрос к вам и к другим представителям Академии наук: зачем вы это сделали? Они такие крупные учёные, что без них Академия наук обойтись не может? Первый вопрос. И второй вопрос: что мне теперь делать?»

В.Фортов: «Все они сказали, что получили разрешение от своих руководителей».

В.Путин: «Нет, вопрос был не в этом. Они такие крупные учёные, что должны быть членкорами и академиками?»

В.Фортов: «Владимир Владимирович, они прошли весь конкурс без всякого изъятия и исключения. Я вам докладывал, технология выборов такая, что шесть раз этот человек должен быть заслушан и шесть раз за него голосуют, таким образом».

В.Путин: «То есть Вы прямо не отвечаете на вопрос, Владимир Евгеньевич, тем не менее я закончу фразу за вас: значит, они крупные учёные, да?»

В.Фортов: «Значит, они достойны того, что их избрали».

В.Путин: «Значит, они крупные учёные?»

В.Фортов: «Получается, что так».

В.Путин: «Тогда вторым вопросом я вас мучить не буду. Я думаю, что я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких‑то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления». Что мы видим из данного диалога? Мы видим одного человека, который чтит законы и Конституцию России, соблюдает предоставленные ими права человека в отношении других субъектов. И второго, который по своей должности обязан гарантировать исполнение законов и Конституции России, но считает собственное мнение и обращения превыше прав людей. И это тревожный сигнал для всей страны. Сигнал ничем не завуалированный, как бы ни пытались официальные СМИ приукрасить «хитрый ход» Президента дежурным многословием.

Да и неофициальные тоже. Кто-то из блогеров додумался сделать вброс, что уволив крупных чиновников, осмелившихся перечить его воле, Путин предотвратил государственный переворот. Якобы могли же учёные РАН организовать через своих членов — действующих силовиков — дворцовый заговор. А гарант снова всех переиграл. Тут стоит вспомнить, что РАН всегда раздражала либералов-западников, после развала СССР по-стервятнически пытавшихся ликвидировать опасного конкурента на ниве не самого лестного отношения к проводимым реформам. Попытками ликвидировать Академию отличились в своё время Е.Гайдар и А.Чубайс. Как продолжатель ельцинских «реформ» Владимир Путин тоже, по всей видимости, неровно дышит в сторону отечественного научного учреждения. Либо же образ врага из РАН лепят «носители опахала» при троне.

По одной из версий уволенные люди просто попали в немилость окружению президента. Как пишут «Аргументы», «перед самым Советом Фурсенко и Путин о чём-то долго говорили наедине. Видимо, тогда помощник и передал шефу список — „чёрную метку“ для госчиновников. Примечательно, что он был гораздо длиннее». Что может интересовать оппонентов РАН из президентских структур? Например, академическая недвижимость, на продажу которой пока ещё действует мораторий. Да и факт неожиданного и необъяснённого переноса заседания с 28 ноября на пять дней раньше тоже вызывает вопросы. Значит, готовились к публичной порке.

Не такой уж праздный и вопрос финансирования РАН. По словам помощника президента А.Фурсенко, уровень финансирования исследований предлагается довести до двух процентов от ВВП, включая в этот объём опережающий рост частных инвестиций, которые к 2035 году должны быть не ниже государственных. Сегодня же наука финансируется чуть не на 80 процентов за счёт бюджета. Что, по убеждению Фурсенко, «полностью противоречит международной практике и, в общем, не даёт возможности развития науки в целом». Вот и повод подрезать бюджетное финансирование, доведя его до «международных норм».

Но самое страшное, собственно, не это. Поспешили же некоторые публицисты разбор полётов Путиным на Совете по науке сравнить с так называемым «академическим делом» 1929 года, после которого было арестовано свыше ста человек.

Тот процесс был закрытым, здесь же несколько иное: всей стране, а прежде всего управленцам был продемонстрирован вполне легальный способ сокращения штатов на местах, без оглядки на право человека. Ну, и что, что мелкий клерк районной администрации, имеющий мизерную зарплату и подрабатывающий уроками в сельской школе, кормит детей? Если Путину можно вопреки законодательству давить академиков и высокопоставленных чиновников, то губернаторы или главы администрации просто обязаны действовать курсом власти и добровольно-принудительно давать выбор всем совместителям: либо они великие учителя (врачи, музыканты), либо служащие. А если учесть тотальный дефицит бюджетных ресурсов на местах, недофинансирование массы государственных и региональных программ, то за такие «заслуги» перед партией власти и медаль можно получить, а то и повышение по служебной лестнице.

Есть, конечно, в этом и нечто полезное: за 10 первых лет нахождения В. В. Путина у руля России число госслужащих выросло почти в два раза.

Поэтому с 2011 года власть начала проводить политику, направленную на сокращение штатов. Но куда идут средства, высвобожденные в результате таких мероприятий? Отнюдь не в реальный сектор экономики, не в науку и образование или рост благосостояния трудящихся. А идут они на повышение зарплат федеральных чиновников.

В первом полугодии 2016 года, например, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года средняя месячная зарплата чиновников федеральных госорганов увеличилась на 3,5% и составила 99,9 тысяч рублей. В то же время средняя плата за работу «обычных» россиян уменьшилась на 3,6% и составила 30,9 тысяч рублей (на деле — меньше). Вот такая арифметика и вот такая нынче у Кремля законность и справедливость. А виноваты, конечно, Ленин и Сталин и тоталитарное советское наследие. Кто ж ещё законами пренебрегал?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1399
5860
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика