Федеральный бюджет на 2016 год — очередной ремейк знакомой песни

Федеральный бюджет на 2016 год — очередной ремейк знакомой песни

Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии.

На прошлой неделе Совет Федерации утвердил федеральный бюджет на 2016 год. Осталась, по сути, формальная процедура — подпись президента. Изменений президент в закон уже вносить не имеет права, а отклонять его оснований нет.

В целом, как и предлагалось правительством, расходы бюджета были в реальном выражении урезаны. Правительство пытается ликвидировать возникший в результате падения нефти дефицит. Расходы федерального бюджета в 2016 году должны составить 16,098 трлн. руб. Номинально это на 4% больше по сравнению с 2015 годом, однако с учётом инфляции расходы оказались меньше почти на 3% (рис. 1).



В сторону увеличения по сравнению с бюджетом 2015 года в реальном выражении были изменены только три расходных статьи: национальная экономика, охрана окружающей среды и обслуживание государственного долга (рис. 2).

Все остальные статьи урезаны. Даже расходы на национальную оборону, вопреки расхожему мнению, не вырастут, а, напротив, с учётом инфляции сократятся на 6%. Самое существенное изменение претерпела статья «жилищно-коммунальное хозяйство» — сокращение на 43%. Доля расходов на ЖКХ в общих расходах бюджета и так невелика (рис. 3).



В целом по стране физический износ основных фондов ЖКХ составляет около 60%, а в отдельных муниципалитетах степень износа доходит до 70–80%. Приведёт ли существенное урезание государственных расходов на ЖКХ к массовому выходу из строя коммунальной инфраструктуры, покажет время. Вполне возможно, что эти деньги и раньше не доходили до конечной цели, оседая в карманах чиновников и криминальных структур. В таком случае сокращение финансирования может и не сказаться на непосредственном состоянии коммуникаций. Но и поводом для урезания критически значимых ассигнований коррупция служить не может — необходимо бороться с воровством, а не с целыми отраслями, как это в своё время сделало правительство Касьянова, отменив дорожные фонды, ссылаясь на хищения в отрасли.
Образование и здравоохранение тоже в группе лидеров секвестра -расходы на них сократятся в реальном выражении на 14%. 

Тем не менее, майские указы, требующие радикального повышения зарплат врачей и учителей, никто не отменял. Более того, во время недавнего послания федеральному собранию президент в очередной раз подчеркнул необходимость их исполнения.

Последнее время в условиях нехватки бюджетных ресурсов популярность приобрела стратегия исполнения майских указов путём сокращения количества бюджетников. Уволили половину работников — оставшейся можно вдвое увеличить зарплату, доблестно отчитавшись о достижении нормативных показателей. В бюджет 2016 года на исполнение майских указов в реальном выражении заложено на 5% меньше средств, чем в бюджет 2015 года. При учёте сокращения общих расходов на образование и здравоохранение становится ясно, что погром в социальной сфере в следующем году продолжится.

Дефицит федерального бюджета планируется в меньшем размере, чем в 2015 году. Если годом ранее ожидалось превышение расходов над доходами в размере 3,66% от ВВП, то теперь речь идёт о 3% от ВВП. По отношению к расходной части бюджета дефицит составит 15%, а по отношению к доходной — 17%.

Несмотря на намерение правительства сокращать бюджет в соответствии с распоряжением президента на 5% в год в реальном выражении, в этом году секвестр составил всего лишь 3%. Однако подобная мягкость исполнения задуманного плана может сойти на нет в случае скорого исчерпания Резервного фонда и потери иных источников финансирования дефицита помимо долгов. По признанию министра финансов Антона Силуанова, Фонд может быть израсходован уже к 2017 году. Правительство надеется, что цена нефти хотя бы частично восстановится в течение ближайших лет. Даже федеральный бюджет 2016 года верстался исходя из цены $50 за баррель, хотя её текущая стоимость составляет около $40 за баррель. Если надежды на рост нефти не оправдаются, министрам придётся либо кромсать бюджет с удвоенной силой, либо затягивать страну в долги.

Хотя Россия и относится к странам с невысоким госдолгом по отношению к ВВП, ситуация в этой сфере последнее время приобретает пугающие тенденции. С 2012 по 2014 год государственный долг вырос почти вдвое, а в следующем году расходы на его содержание будут больше чем ассигнования на здравоохранение или образование. Картина напоминает поздний СССР. Тогда тоже увеличивался государственный внешний и внутренний долг на фоне падения цены на нефть и дефицитности бюджета (рис. 4).



ВЫВОД

В федеральном бюджете на 2016 год отражаются основные симптомы современного кризиса. Расходная часть бюджета сократится по сравнению с предыдущим годом. По-прежнему будет наблюдаться дефицит, который хотя и уменьшится по сравнению с 2015 годом, превысит 15% от расходной части бюджета. Продолжится варварское сокращение медицинского и образовательного персонала.
При этом власть не теряет надежд на рост нефтяных цен. Конечно, рост цены на нефть был бы для страны положительным, но рассматривать его в качестве наиболее вероятного и закладывать в стратегические документы, было бы опрометчиво.

Кризис показал несостоятельность российской экономики, неспособной обеспечивать бюджетную стабильность при низких ценах на сырьё. Это должно было стать принципиальным маркером, требующим от руководства запуска полномасштабных изменений в системе управления. Российское же правительство, похоже, делает всё для сохранения существующей модели. Основная его реакция заключается в попытке сбалансировать бюджет путём сокращения расходов с тем, чтобы старая система могла существовать в новых условиях, но с более низкими доходами и уровнем социального обеспечения граждан.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Россия и ТЭК: кто кого будет кормить? 

Капитал гуляет на свободе: во что обходится России либеральный валютный режим 

Здравоохранение в Подмосковье 

Что такое российский стабилизец? 


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5439
21528
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика