Феномен массового культурного просвещения в первые годы советской власти. Война за смыслы в период Гражданской войны

Феномен массового культурного просвещения в первые годы советской власти. Война за смыслы в период Гражданской войны

Автор Сергей Сергеевич Трубников (г. Брянск).

В текущем кризисе, даже катастрофе образовательной системы, — деиделогизируемой и перманентно «оптимизируемой» — опыт большевиков кажется невероятным. С первого же года провозглашения в стране советской власти, в условиях еще полыхающей гражданской войны ими спешно инициируется системная работа над повышением культурного уровня населения страны: борьба с неграмотностью и необразованностью, популяризация научных знаний, создание разветвленной сети клубов, библиотек, домов культуры, приобщение широких слоев населения к произведениям высокой культуры, выработка «самосознания и ясного миросозерцания». И победы красных в борьбе с интервенцией и противостоящими белыми обусловлены их ставкой на культурное просвещение широких народных масс, на веру в их силу духа. Более чем актуально вспомнить эти уроки, особенно накануне Дня знаний 1 сентября.

Статья опубликована в издании: Историческое место советского общества. Материалы Всероссийской научной конференции. 6 ноября 2015 г.; Московский педагогический государственный университет. Институт истории и политики / Под общ. ред. А. Б. Ананченко. — М.: МПГУ, 2016.


Отношение партии большевиков к культуре и культурному просвещению зафиксировано в резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 года:

«Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства [курсив — С.Т.]»[1, с. 434].

Создатель советского государства и идейный лидер большевиков В. И. Ленин подчеркивал огромную важность научного и культурного просвещения. Выступая перед комсомольцами 2 октября 1920 года, В.И.Ленин говорит: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»[6, с. 305].

Другая причина, по которой большевики придавали огромное значение образованию и научному просвещению, была необходимость создания в стране новой современной промышленности. Уже в апреле 1918 года Ленин публикует набросок плана научно-технических работ, в котором указывает, что академии наук необходимо поручить создать комиссию для возможно быстрого составления плана реорганизации промышленности страны [4, с. 228]. В плане говорится о рациональном размещении промышленных объектов, об электрификации промышленности и сельского хозяйства.

Выступая перед комсомольцами в 1920 году, Ленин говорит: «Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе»[6, с. 307].

В связи с поставленными амбициозными задачами, становится понятно, почему в 1923 году Ленин в статье «Странички из дневника» подчеркивает особую роль учителя в советском обществе (статья была опубликована в газете «Правда»): «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе»[7, с. 365].

Примечательно, что активная культурно-просветительная работа началась в Красной армии практически с первых месяцев после ее создания. Чтобы завоевать симпатии населения и укрепить дисциплину в армии большевики делают ставку на сознательность. Боец Красной армии должен вести борьбу осмысленно. Он должен понимать, за что сражается Красная армия, и за что сражается противник. Большевик И.Н.Смирнов на VIII съезде РСДРП говорит: «В то время как белогвардейские армии имеют возможность использовать среднее крестьянство лишь путем палочной дисциплины, путем суровых наказаний, выбивания из их голов всяких мыслей о том, почему и за что они воюют, мы можем действовать на него путем пропаганды, развивая в нем сознательное отношение к происходящей борьбе»[1, с. 154–155].

13 марта 1919 Ленин произносит речь в народном доме в Петрограде, в которой особо подчеркивает роль не только политической, но и культурно-просветительской работы в Красной армии: «Наши победы на Дону стали возможны исключительно благодаря усилению партийной и культурно-просветительной деятельности в рядах Красной армии. — Это вызвало психологический сдвиг, и в итоге наша Красная Армия завоевала для нас Дон» [5, с. 35–36].


Одной из задач, возложенных на институт комиссаров, была организация культурно-воспитательной работы. Позже, когда в апреле 1919 бюро комиссаров было расформировано, эти задачи были возложены на просветительный отдел Политического управления Реввоенсовета (ПУР). В рамках культурно-воспитательной работы для красноармейцев, когда имелась подобная возможность, устраивали спектакли, киносеансы, концерты, проводили лекции, организовывали экскурсии в музеи.

Основными центрами организации культурно-воспитательной работы были клуб и библиотека.

Клубы. Клубы создавались в местах, где были расквартированы части Красной армии. Предполагалось, что клубы должны использоваться красноармейцами для чтения, обсуждения актуальных событий, спортивной подготовки, проведения культурных мероприятий, чтения лекций. При клубах открывались различные секции: музыкально-вокальные классы, хоровое пение, секция изобразительных искусств и др. Также могли проводиться театральные постановки, в том числе силами красноармейцев.

Краевед Зорина Е.В. из города Котлас опубликовала статью-исследование «Клуб „Вооруженный пролетарий“»[2]. Ее работа опирается на данные «Великоустюгского центрального архива». В статье описывается работа клуба для красноармейцев в городе Великий Устюг.

Из работы Зориной мы узнаем, что гарнизонный клуб «Вооруженный пролетарий» начал работу с октябре 1918 года. Его основателем является был губернский военный комиссар И. Д. Соболев. В клубе проводились театральные постановки, работали курсы любителей сценического искусства. Для красноармейцев половина спектаклей была бесплатной. Также при клубе работали вокально-музыкальные классы, в которых преподавали известные в Великом Устюге музыканты. Для красноармейцев обучение было бесплатным. При клубе имелась библиотека с читальными комнатами. В 1919 году количество книг в библиотеке превышало 1400 книг.

Е.В.Зорина пишет: «В 1919 году при клубе начали работать по контрактам профессиональные актеры, постепенно организовалась постоянная труппа. Еженедельно ставили по 3–5 спектаклей. Репертуар включал пьесы современных и классических авторов, соответствующие идеологическим требованиям. Это — „Дядя Ваня“ и „Медведь“ А. П. Чехова, „Василиса Мелентьева“ Островского, „Шоколадный солдатик“ Б. Шоу, „Рыцарь индустрии“ А.Аверченко»[2].


Библиотеки. Красноармейские библиотеки организуются при воинских частях и на флоте, в госпиталях и военных клубах. Первый съезд политработников Красной армии принимает решение ввести в армии и на флоте единообразную библиотечную сеть.

В «Руководстве для красноармейских библиотек», разработанном литературно-библиотечным отделом Всероссийского бюро военных комиссаров говорится, что библиотека является «очагом всей культурно-просветительной работы»[9]. В начале 1919 ЦК РКП(б) выпускает инструкцию для партийных ячеек, которые предписывают им заботиться о распространении газет и книг, устраивать в частях общие чтения и собеседования.

Библиотечные отделения печатали списки рекомендованной литературы по различным направлениям, будь то художественная литература, международное положение, сельское хозяйство, военное дело, общественно-политическое направление и т.д. В связи с желанием красноармейцев читать книги и газеты, в частях Красной армии была организована работа по обучению грамоте. Показательно, что к концу 1921 доля неграмотных в Красной армии составляла 5–7% [9]. В это же время уровень грамотности в целом по стране был гораздо ниже.

Кандидат педагогических наук М. В. Корякин в диссертационной работе «Массовая военная библиотека как институт социализации военнослужащих»[3] указывает, что до революции 1917 года русская армия располагала количеством библиотек в 600 единиц, и пользовались ими в основном офицеры. К концу 20-х годов количество массовых библиотек в армии и на флоте достигло более 10 тысяч.

Культурное просвещение большевики считали необходимым слагаемым борьбы за коммунизм. Образование и культура должны были стать средством воспитания нового человека — человека творца, активного строителя коммунизма. Народный комиссар просвещения Луначарский в 1928 году на лекции «Воспитании нового человека» заявил: «…сознайтесь, что его [педагога] руками вы растите ту здоровую ветку, ради которой мы боремся, ради которой мы существуем, без которой нам не стоило бы жить и бороться. Это самое важное, что есть в нашей борьбе [курсив, — С.Т.]»[8, с. 269].

Такое отношение к образованию и культуре — уникальная черта советского общества, его сильная сторона. Придавая образованию, просвещению и культуре чрезвычайно высокое значение, большевикам удалось в короткие сроки ликвидировать образовательный и культурный провал, создать в своей стране передовую промышленность и науку.


Боевой листок красноармейца, 1941 г.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Восьмой съезд РКП(б). Протоколы. М., 1959.

[2] Зорина Е. В. Клуб „Вооруженный пролетарий“ // Двинская земля: материалы шестых межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений. Вып. 6. Котлас, 2010. С. 197–203.

[3] Корякин М. В. Массовая военная библиотека как институт социализации военнослужащих». Дисс. …канд. ист. наук / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2005.

[4] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36.

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38.

[6] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41.

[7] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45.

[8] Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.

[9] Михеева Г. В. Рекомендательная библиография в России в 1917—1921 гг. Часть 3. Библиографическая деятельность в Красной армии (1918—1921 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. Вып. No 4.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
160
367
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика