Феномен массового культурного просвещения в первые годы советской власти. Война за смыслы в период Гражданской войны

Феномен массового культурного просвещения в первые годы советской власти. Война за смыслы в период Гражданской войны

Автор Сергей Сергеевич Трубников (г. Брянск).

В текущем кризисе, даже катастрофе образовательной системы, — деиделогизируемой и перманентно «оптимизируемой» — опыт большевиков кажется невероятным. С первого же года провозглашения в стране советской власти, в условиях еще полыхающей гражданской войны ими спешно инициируется системная работа над повышением культурного уровня населения страны: борьба с неграмотностью и необразованностью, популяризация научных знаний, создание разветвленной сети клубов, библиотек, домов культуры, приобщение широких слоев населения к произведениям высокой культуры, выработка «самосознания и ясного миросозерцания». И победы красных в борьбе с интервенцией и противостоящими белыми обусловлены их ставкой на культурное просвещение широких народных масс, на веру в их силу духа. Более чем актуально вспомнить эти уроки, особенно накануне Дня знаний 1 сентября.

Статья опубликована в издании: Историческое место советского общества. Материалы Всероссийской научной конференции. 6 ноября 2015 г.; Московский педагогический государственный университет. Институт истории и политики / Под общ. ред. А. Б. Ананченко. — М.: МПГУ, 2016.


Отношение партии большевиков к культуре и культурному просвещению зафиксировано в резолюции VIII съезда РКП(б), проходившего в марте 1919 года:

«Общее образование — школьное и внешкольное (включая сюда и художественное: театры, концерты, кинематографы, выставки, картины и пр.), стремясь не только пролить свет разнообразных знаний в темную деревню, но, главным образом, способствовать выработке самосознания и ясного миросозерцания, — должно тесно примыкать к коммунистической пропаганде. Нет таких форм науки и искусства, которые не были бы связаны с великими идеями коммунизма и бесконечно разнообразной работой по созиданию коммунистического хозяйства [курсив — С.Т.]»[1, с. 434].

Создатель советского государства и идейный лидер большевиков В. И. Ленин подчеркивал огромную важность научного и культурного просвещения. Выступая перед комсомольцами 2 октября 1920 года, В.И.Ленин говорит: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»[6, с. 305].

Другая причина, по которой большевики придавали огромное значение образованию и научному просвещению, была необходимость создания в стране новой современной промышленности. Уже в апреле 1918 года Ленин публикует набросок плана научно-технических работ, в котором указывает, что академии наук необходимо поручить создать комиссию для возможно быстрого составления плана реорганизации промышленности страны [4, с. 228]. В плане говорится о рациональном размещении промышленных объектов, об электрификации промышленности и сельского хозяйства.

Выступая перед комсомольцами в 1920 году, Ленин говорит: «Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе»[6, с. 307].

В связи с поставленными амбициозными задачами, становится понятно, почему в 1923 году Ленин в статье «Странички из дневника» подчеркивает особую роль учителя в советском обществе (статья была опубликована в газете «Правда»): «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе»[7, с. 365].

Примечательно, что активная культурно-просветительная работа началась в Красной армии практически с первых месяцев после ее создания. Чтобы завоевать симпатии населения и укрепить дисциплину в армии большевики делают ставку на сознательность. Боец Красной армии должен вести борьбу осмысленно. Он должен понимать, за что сражается Красная армия, и за что сражается противник. Большевик И.Н.Смирнов на VIII съезде РСДРП говорит: «В то время как белогвардейские армии имеют возможность использовать среднее крестьянство лишь путем палочной дисциплины, путем суровых наказаний, выбивания из их голов всяких мыслей о том, почему и за что они воюют, мы можем действовать на него путем пропаганды, развивая в нем сознательное отношение к происходящей борьбе»[1, с. 154–155].

13 марта 1919 Ленин произносит речь в народном доме в Петрограде, в которой особо подчеркивает роль не только политической, но и культурно-просветительской работы в Красной армии: «Наши победы на Дону стали возможны исключительно благодаря усилению партийной и культурно-просветительной деятельности в рядах Красной армии. — Это вызвало психологический сдвиг, и в итоге наша Красная Армия завоевала для нас Дон» [5, с. 35–36].


Одной из задач, возложенных на институт комиссаров, была организация культурно-воспитательной работы. Позже, когда в апреле 1919 бюро комиссаров было расформировано, эти задачи были возложены на просветительный отдел Политического управления Реввоенсовета (ПУР). В рамках культурно-воспитательной работы для красноармейцев, когда имелась подобная возможность, устраивали спектакли, киносеансы, концерты, проводили лекции, организовывали экскурсии в музеи.

Основными центрами организации культурно-воспитательной работы были клуб и библиотека.

Клубы. Клубы создавались в местах, где были расквартированы части Красной армии. Предполагалось, что клубы должны использоваться красноармейцами для чтения, обсуждения актуальных событий, спортивной подготовки, проведения культурных мероприятий, чтения лекций. При клубах открывались различные секции: музыкально-вокальные классы, хоровое пение, секция изобразительных искусств и др. Также могли проводиться театральные постановки, в том числе силами красноармейцев.

Краевед Зорина Е.В. из города Котлас опубликовала статью-исследование «Клуб „Вооруженный пролетарий“»[2]. Ее работа опирается на данные «Великоустюгского центрального архива». В статье описывается работа клуба для красноармейцев в городе Великий Устюг.

Из работы Зориной мы узнаем, что гарнизонный клуб «Вооруженный пролетарий» начал работу с октябре 1918 года. Его основателем является был губернский военный комиссар И. Д. Соболев. В клубе проводились театральные постановки, работали курсы любителей сценического искусства. Для красноармейцев половина спектаклей была бесплатной. Также при клубе работали вокально-музыкальные классы, в которых преподавали известные в Великом Устюге музыканты. Для красноармейцев обучение было бесплатным. При клубе имелась библиотека с читальными комнатами. В 1919 году количество книг в библиотеке превышало 1400 книг.

Е.В.Зорина пишет: «В 1919 году при клубе начали работать по контрактам профессиональные актеры, постепенно организовалась постоянная труппа. Еженедельно ставили по 3–5 спектаклей. Репертуар включал пьесы современных и классических авторов, соответствующие идеологическим требованиям. Это — „Дядя Ваня“ и „Медведь“ А. П. Чехова, „Василиса Мелентьева“ Островского, „Шоколадный солдатик“ Б. Шоу, „Рыцарь индустрии“ А.Аверченко»[2].


Библиотеки. Красноармейские библиотеки организуются при воинских частях и на флоте, в госпиталях и военных клубах. Первый съезд политработников Красной армии принимает решение ввести в армии и на флоте единообразную библиотечную сеть.

В «Руководстве для красноармейских библиотек», разработанном литературно-библиотечным отделом Всероссийского бюро военных комиссаров говорится, что библиотека является «очагом всей культурно-просветительной работы»[9]. В начале 1919 ЦК РКП(б) выпускает инструкцию для партийных ячеек, которые предписывают им заботиться о распространении газет и книг, устраивать в частях общие чтения и собеседования.

Библиотечные отделения печатали списки рекомендованной литературы по различным направлениям, будь то художественная литература, международное положение, сельское хозяйство, военное дело, общественно-политическое направление и т.д. В связи с желанием красноармейцев читать книги и газеты, в частях Красной армии была организована работа по обучению грамоте. Показательно, что к концу 1921 доля неграмотных в Красной армии составляла 5–7% [9]. В это же время уровень грамотности в целом по стране был гораздо ниже.

Кандидат педагогических наук М. В. Корякин в диссертационной работе «Массовая военная библиотека как институт социализации военнослужащих»[3] указывает, что до революции 1917 года русская армия располагала количеством библиотек в 600 единиц, и пользовались ими в основном офицеры. К концу 20-х годов количество массовых библиотек в армии и на флоте достигло более 10 тысяч.

Культурное просвещение большевики считали необходимым слагаемым борьбы за коммунизм. Образование и культура должны были стать средством воспитания нового человека — человека творца, активного строителя коммунизма. Народный комиссар просвещения Луначарский в 1928 году на лекции «Воспитании нового человека» заявил: «…сознайтесь, что его [педагога] руками вы растите ту здоровую ветку, ради которой мы боремся, ради которой мы существуем, без которой нам не стоило бы жить и бороться. Это самое важное, что есть в нашей борьбе [курсив, — С.Т.]»[8, с. 269].

Такое отношение к образованию и культуре — уникальная черта советского общества, его сильная сторона. Придавая образованию, просвещению и культуре чрезвычайно высокое значение, большевикам удалось в короткие сроки ликвидировать образовательный и культурный провал, создать в своей стране передовую промышленность и науку.


Боевой листок красноармейца, 1941 г.


ЛИТЕРАТУРА

[1] Восьмой съезд РКП(б). Протоколы. М., 1959.

[2] Зорина Е. В. Клуб „Вооруженный пролетарий“ // Двинская земля: материалы шестых межрегиональных общественно-научных историко-краеведческих Стефановских чтений. Вып. 6. Котлас, 2010. С. 197–203.

[3] Корякин М. В. Массовая военная библиотека как институт социализации военнослужащих». Дисс. …канд. ист. наук / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2005.

[4] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36.

[5] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38.

[6] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41.

[7] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45.

[8] Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.

[9] Михеева Г. В. Рекомендательная библиография в России в 1917—1921 гг. Часть 3. Библиографическая деятельность в Красной армии (1918—1921 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. Вып. No 4.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
539
1512
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика