Геополитические интересы России

Геополитические интересы России Представляем вашему вниманию отрывок из 6-томника "Национальная идея России" из подглавки "Коллективная безопасность".

Естественными геополитическими союзниками России являются страны, стремящиеся к строительству многополярного мира. Прошлое и настоящее таких стран связано преимущественно с идейно-религиозными системами общинной ориентации, предполагающими доминирование в организации жизни общества идей (православие, ислам и различные модели соответствующих светских идеологий), а не корпоративных экономических интересов. В число этих стран входят в первую очередь страны ближнего зарубежья — бывшие республики СССР, а также традиционные союзники СССР и России в арабском мире и на Балканах, Куба и страны Латинской Америки (прежде всего Венесуэла, Боливия и Никарагуа), Индия и Китай.

Потенциальными геополитическими союзниками России являются страны, которые по своему географическому положению и национальным традициям тяготеют к Евразии, в частности к России, однако в силу исторических обстоятельств входят в Североатлантический блок или являются его союзниками. Это прежде всего Греция, а также Германия и Япония.

Геополитические интересы этих стран, как отмечалось выше, сходятся вокруг стремления к установлению многополярного мира, обеспечивающего всестороннее развитие всех цивилизаций в гармонии со средой обитания, и устранения доминирования в мире одной сверхдержавы — США.
В экономике связующим фактором является заинтересованность стран в совместном экономическом развитии, возможность за счет этого опереться на научный, промышленный и сырьевой потенциал России, а также получить емкие рынки сбыта своей продукции.

В сфере безопасности эти страны объединяет потребность в создании международной системы безопасности на основе регионального и глобального баланса сил, достижения за счет этого равной безопасности для всех; возможность опоры для них в рамках этой системы на военную мощь России.

Со странами ближнего зарубежья Россия осуществляет сотрудничество во всех областях деятельности в направлении формирования единого цивилизационного (экономического, культурного, образовательного, информационного и оборонного) пространства с перспективой интеграции в единое правовое пространство. С другими геополитическими союзниками, в том числе и с потенциальными, Россия сотрудничает прежде всего в сферах экономики, науки, культуры и безопасности.

К числу основных геополитических противников России относятся страны, преследующие цель установления монополярного мира.
Это прежде всего США и Великобритания, национальные элиты которых провозгласили цель построения нового мирового порядка в виде монополярного мира, где они предполагают стать единственными лидерами.

В отношении России США и Великобритания, прежде всего их элиты, преследуют единственную цель — ликвидацию России как геополитического субъекта, расчленение ее на множество мелких квазигосударств.

Судя по характеру деятельности этих стран, работа в этом направлении активизируется. Ключевые роли в реализации этих замыслов играют массированная информационно-психологическая война и действующая на территории России «пятая колонна» Запада, подрывающая все основные потенциалы России и способствующая дестабилизации ситуации в стране. Достаточно вспомнить проведенную реформу Вооруженных сил РФ.

К регионам традиционного влияния России относятся прежде всего те, в которых исторически имело место российское присутствие и которые по своим духовным основаниям близки к традиционному российскому образу жизни, прежде всего в отношении преобладания в системе общественных ценностей общинности над индивидуалистическими интересами. Сюда относятся: государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, за исключением стран Балтии, население которых по своему менталитету больше тяготеет к Западу; некоторые страны бывшего соцлагеря, прежде всего Болгария и Монголия; государства арабского мира и Африки, традиционно придерживающиеся антизападной и антиизраильской позиции; некоторые страны Южной Америки, которые со второй половины прошлого века стремятся к независимости от США; Индия.

К числу регионов национальных интересов России относятся те, ситуация в которых оказывает влияние на развитие и безопасность России.


Так как Россия является крупной геополитической державой, то на ее развитие и безопасность оказывают влияние практически все регионы мира, и, соответственно, национальные интересы России в той или иной степени распространяются на всю территорию земного шара.
Однако можно выделить наиболее важные регионы с точки зрения национальных интересов России. К их числу относится восточная часть Евразийского континента (исключая регион ЕС), в первую очередь районы, прилегающие к территории России. Центрально-азиатский регион, где в ближней и среднесрочной перспективе национальные интересы России могут быть охарактеризованы как непосредственные интересы национальной безопасности и экономической стабильности страны.

В условиях повсеместного истощения природных ресурсов Центральная Азия, в дополнение к выгодному геополитическому положению, становится одним из важнейших регионов в геоэкономическом плане. Нефть и газ, запасы урана, золота, цветных и редкоземельных металлов, другие полезные ископаемые, удобные направления для прокладки коммуникаций влекут сюда многие развитые государства, организации и союзы.

Реализация новых транспортных проектов между Европой и Азией еще больше увеличивает роль Центральной Азии как моста между двумя частями света.
Последнее время возрастает и военное значение для России этого региона. Во-первых, регион играет важную и долгосрочную роль в обеспечении национальной безопасности России. С одной стороны, центральноазиатские республики — члены ОДКБ обеспечивают безопасность южных границ РФ. С другой стороны, в регионе обострились противоречия, которые используют в борьбе за власть как национальные политические объединения и группировки, так и внешние силы.

Во-вторых, в регионе продолжается распространение исламского фундаментализма и экстремизма, подпитываемого извне. Исламский экстремизм заметно оживился после «гуманитарной интервенции» западных стран против Союзной Республики Югославии и создания самостоятельного государства косовских албанцев. В начале XXI в. в Евразии возникла зона политических потрясений, протянувшаяся от Балкан через Кавказ, Центральную Азию и далее в направлении Юго-Восточной Азии, в ареал планируемого исламистами халифата.

В-третьих, между некоторыми странами региона продолжают тлеть территориально-этнические конфликты, а их относительная военная слабость и специфика географического положения превращают регион в заложника террористических сил с сопредельных территорий и транзитный коридор наркопотоков из Афганистана в Россию и далее в Европу. Поэтому Центральная Азия представляет собой важный форпост борьбы против этих вызовов и угроз национальным интересам России.

В-четвертых, в обеспечении военной безопасности России важную роль играют территории республик, находящихся на стыке трех театров военных действий — Европейского, Ближневосточного и Дальневосточного, в которых расположен ряд российских военно-стратегических объектов. В национальных интересах России используется на территории региона космодром Байконур и ряд испытательных полигонов. Помимо стабильности и безопасности на южных границах, национальные интересы России в регионе проявляются в едином оборонном пространстве Евроазиатского региона.

В-пятых, в геоэкономическом отношении сырьевые ресурсы региона важны как для экономики РФ, так и для реализации энергетической стратегии России.

Для реализации этой стратегии руководством России принимаются активные меры по диверсификации нефте- и газопроводов как в западном, так и в восточном направлении.
Реализация стратегии позволит России избежать шантажа или санкций со стороны западных держав в случае обострения противоречий между Москвой и Вашингтоном или Брюсселем; сохранить за собой приоритет в поставках центральноазиатских энергоресурсов в западном направлении, проводить более независимую от проблемных государств —транзитеров энергоресурсов на Запад (Украины, Польши, стран Балтии) политику; лишить экономической привлекательности ряд энергетических проектов, предлагаемых США, ЕС и ГУАМ, в частности транскаспийский проект «Набукко»; укрепить экономические связи с партнерами на Востоке — Китаем, Индией, Японией. Россия также заинтересована в эксплуатации инфраструктуры, производственного и научно-технического потенциала стран региона. С ВПК России кооперированы многие предприятия региона.

Одновременно возрастает его значение для безопасности российского Дальнего Востока. В Центральной Азии расположены важные стратегические направления и коммуникации, обеспечивающие пропуск экспортно-импортных российских грузов в дальневосточные регионы России и в Азиатско-Тихоокеанский регион.

И в-шестых, Центральная Азия — один из регионов, где широко представлены интересы великих держав. Речь идет о Китае, США, Индии, Турции, Японии, о странах, входящих в Евросоюз, НАТО, и др., которые все более активно расширяют свое присутствие и влияние в регионе, в том числе и в военной области.

В Европе и США национальные интересы России также могут быть охарактеризованы как непосредственные интересы национальной безопасности и экономической стабильности страны. Это обусловлено, во-первых, тем, что именно здесь расположены основные страны НАТО, составляющего сегодня объективно главную военную угрозу для России, а во-вторых — тесными экономическими связями между Россией, США и странами Европы. Отношения России с последними правильнее охарактеризовать даже как экономическую взаимозависимость

Южно-азиатский регион, прежде всего Китай, важен для России с точки зрения как обеспечения национальной безопасности, так и экономического развития.
Мощнейший и динамично развивающийся Китай является не только важнейшим экономическим партнером России, имеющим большое значение для экономики России, а также крупнейшим военно-политическим «игроком» региона. Добрососедские отношения с этой страной обеспечивают для России в определяющей степени военную безопасность в регионе. В отношениях с регионом Индостана традиционно преобладают скорее экономические и духовные связи. Вместе с тем он продолжает сохранять, особенно в долгосрочной перспективе, значение как фактор геополитического давления на внутреннюю зону «морской цивилизации» (в терминах геополитики), ядро которой сегодня отождествляется с осью США — Великобритания.

Регион Южной Америки значим для России главным образом с точки зрения геополитического давления на США как основного геополитического соперника (точнее, противника) России.

***

Отношение к стране в мире является непростой для современной России темой. Россия не вызывает симпатии у жителей других стран мира, а ее лидеру доверяют только сами россияне. Такой вывод следует из обширного исследования ведущей американской социологической службы The Pew Research. В общей сложности социологи опросили свыше 26 тыс. человек из 25 стран мира (включая Палестинскую автономию).

Выяснилось, что среди стран и международных организаций, претендующих на мировое влияние, Россия пользуется наименьшей популярностью.
Усиление влияния России не вызывает восторга у абсолютного большинства респондентов в 14 странах, и только в трех большинство оказалось на ее стороне. Россия получила плохие оценки в Западной Европе: наиболее негативно к ней относятся во Франции (56% опрошенных), Германии (51%), в Испании (44%). Только в Великобритании количество позитивных оценок (45%) в целом преобладает над негативными (33%), но все же с симпатией относящиеся к России британцы не составляют абсолютного большинства.

В Польше, единственной стране Восточной Европы, где проводился опрос, негативное отношение к России также взяло верх: 56% против 33%. Но ни Западной, ни Восточной Европе в своей неприязни не удалось зайти так далеко, как Японии (здесь Россию негативно воспринимают 68% опрошенных, а позитивно — только 23%), Израилю (65% против 31%) и Турции (63% против 13%).

Поразительное равнодушие к России продемонстрировали жители стран Латинской Америки — почти половина респондентов в Аргентине (48%), более трети опрошенных в Мексике (36%) и каждый четвертый в Бразилии (24%) не смогли сказать ничего вразумительного, когда их спросили о России.

Симпатию к России испытывает большинство жителей Ливана (57%), Канады (51%) и Нигерии (51%). Однако исследователи отмечают, что еще два года назад в Нигерии Россия пользовалась заметно большей популярностью (58%), да и в других африканских странах к ней за это время стали относится заметно прохладнее.

Аналогичное явление наблюдается и в Китае: здесь России дали позитивные оценки лишь 46% опрошенных, тогда как в 2007 г. России симпатизировали 54% китайцев.

Опрос свидетельствует, что американский президент Барак Обама получил большее признание у респондентов из разных стран, чем европейские лидеры Ангела Меркель и Николя Саркози. Российскому президенту в этом шорт-листе досталось последнее место. Оказалось, что Дмитрию Медведеву доверяют только в его собственной стране — в этом признались 76% россиян. Перевес голосов в его пользу сложился также в Китае (46% против 33%), в Нигерии (45% против 35%) и в Кении (36% против 30%). У жителей Индии положительные оценки его деятельности (38%) преобладают над негативными, но чаще респонденты просто затрудняются с ответом (45%). А вот в Германии (63% опрошенных), Польше (69%), Испании (70%) и Франции (85%) российский президент вызывает негативное отношение. В Великобритании ему не доверяют 49% опрошенных.

«Люди не уверены в том, что внешнеполитическая деятельность российского президента приведет к положительным результатам», — пришли к выводу исследователи. Американские социологи не преминули сравнить рейтинг доверия Медведеву с рейтингом экс-президента, нынешнего премьер-министра Владимира Путина. Сравнение оказалось в пользу последнего: Путину доверяют 81% россиян, при этом шесть из десяти российских граждан (58%) верят, что у премьера больше влияния, чем у президента, и только 23% респондентов считают, что оба политика управляют государством на равных.

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5808
24384
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика