Идентичность: потребности и идеалы

Идентичность: потребности и идеалы

Хвыля-Олинтер А.И., протоиерей, кандидат юридических наук, консультант Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Доклад на научно-экспертной сессии «Проблема формирования гражданина России через инструментарий идентичности (культурная, образовательная, воспитательная, пропагандистская, информационная государственные политики)», состоявшейся 17 ноября 2015 г. в Москве.


Как представитель духовенства, несколько десятилетий занимающийся сложнейшими научными направлениями криминалистики, считаю полезным обратить особое внимание на два фактора, влияющие на идентичность: духовность и личностность. Индивидуальная идентичность, происходящая от явления, именуемого «индивид» (неделимое, отличное от иных), есть, прежде всего, отделение, выделение, атомизация человека. Личная же идентичность основана на коренном свойстве личности — любви.

ЛЮБОВЬ: 

1. в обыденном смысле — чувство, соответствующее отноше-ниям общности и близости между людьми, основанным на их взаимном влечении; 

2. в этическом смысле — отношение между людьми, в котором личность рассматривает иного как в той или иной форме сродного самому себе: влечется к объединению и сближению с ним; отождествляет с ним свои собственные склонности; добровольно физически и духовно отдает себя иному и стремится к взаимному обладанию с ним; 

3. в философском смысле — метафизическая универсалия, содержащая индивидуально избирательное личное чувство, направленное на выбранный предмет и объективизирующееся в самодостаточное стремление к нему; субъект-объектное отношение, посредством которого осуществляется данное чувство; комплексный феномен, возникающий в области взаимодействия противоположных начал: индивидуального и социального, телесного и духовного, интимного и универсального, единичного и общего, имманентного и трансцендентного; 

4. в языческом смысле — особая мировая сила (бог, энергия), исполняющая важную роль в устройстве и судьбе мироздания; 

5. в православном смысле — внутреннее состояние личности, характеризующееся неодолимым стремлением к общению и сближению с предпочтенным иным бытием (инаковостью), к его познанию и уважению, терпимости к нему, самопожертвованию ему, ответственности за него; 

6. в православном смысле — такое духовно-телесное добровольное взаимное искреннее сближение и слияние личностей, которое приводит к гармонии, расцвету и усилению всех позитивных качеств, уникальности каждой из них, их единству в многообразии; 

7. в православном смысле — наивысшее нравственное благо и предназначение человека, обобщение и сумма всех Божественных законов и заповедей, необходимое условие святости и богоуподобления, Божественное призвание человека; 

8. в православном смысле — основное свойство Бога в Его Божественном Троичном сверхбытии, а также в Его отношении к миру и человеку, главнейший сверхъестественный источник и первопричина всякого проявления любви в мире и самого существования мира, Божественный дар человеку; 

9. в православном смысле — построение человеком своих отношений с иными, собой, семьей, обществом, государством, природой и всем миром на основе Промысла Божьего, то есть на принципах Божественной Любви; 

10. в православном смысле — главнейшее свойство и проявление личности, данное ей Богом.

ДУХОВНОСТЬ: 

1. в этическом, политологическом, религиоведческом и теологическом смысле — устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо им предпочтенному идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 

2. основа и главная причина любой веры и религиозности; 

3. в общем смысле — объективное свойство всякой личности (ее души, ее «я»), которое позволяет проявляться указанному устремлению и отображать его во внешнюю реальность (в поступках, обрядах, творчестве и т. п.); 

4. в социологическом смысле — трактовка неоднозначна ввиду многополярности и сложности самого феномена духовности, служившего на протяжении тысячелетий объектом дискуссий среди философов, религиозных деятелей, идеологов разного толка. Особенно напряженные споры ведутся между сторонниками религии как таковой и ее противниками. Они затрагивают проблемы генезиса, функционирования, предназначения духовного. Однако и те и другие сходятся на том, что духовное есть нечто нематериальное, которое было таковым изначально или стало впоследствии, и что оно имеет отношение, прежде всего, к человеку, выделяя его из всей остальной природы и направляя его деятельность в целесообразное, с точки зрения самого человека, социума или объекта служения, русло. 

Духовность может рассматриваться в следующих ракурсах: как то или иное определенное внутреннее состояние человека и общности (например, присутствие духа, боевой дух, духовная стойкость); как деятельность сознания, направленная на понимание того или иного смысла жизни и своего места в ней; как склад личности, состоящий в преобладании нематериальных интересов над материальными; как нематериальная реабилитация, обновление — способность к самоизменению; возрождение в человеке утерянного образа Идеала, поскольку именно те, кто сознают себя носителем этого образа, способны к преобразованию собственной личности и окружающего мира; 

5. в религиозном смысле — отношения человека или объединения людей с тем или иным объектом (духом) служения, поклонения, почитания (Богом, богами, духами, идолами, кумирами и др.), реально существующим духовным миром, бесплотными духовными существами, а также отражение этих отношений во все сферы общественного сознания и общественной деятельности.

Созидательное формирование личной, индивидуальной и групповой идентичности человека, семьи, общества, страны возможно только при наличии соответствующей развитой комплексной социальной системы, включающей в себя структуры воспитания, образования и защиты ценностей.

ЦЕННОСТИ:

Ценности (в общем смысле) — любые материальные или идеальные объекты, реальные или воображаемые, если они желательны и рассматриваются в качестве важного условия или компонента жизнедеятельности людей и соответствующим образом ими оцениваются. Они образуют иерархическую систему, в которой выступают ориентирами жизнедеятельности людей и характеризуют общую направленность личности.

Создание и реализация идентичности осуществляется взаимодополнением и взаимодействием всех форм общественного сознания. Важнейшим фактором становится разработка позитивной идеологии.


В нашей Конституции в статье 13 провозглашается:

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Однако каждой социальной системе для своего существования жизненно необходима какая-то идейная системообразующая мета-основа.

Поэтому Россия без вдохновляющей консолидирующей идейной основы неизбежно будет ослабевать, унижаться и распадаться. А идентичность деградировать.

Кто же вписал сию очевидно антисистемную норму в главный правовой документ России? Конституцию РФ в 1993 году писали граждане РФ и американцы. Вот скриншот с сайта USAID, федерального неправительственного Агентства по международному развитию США:


http://cont.ws/post/71097;

http://annatubten.livejournal.com/383080.html

Изложение вышеприведенного англоязычного текста на русском языке: «От Конституции до социальной защиты русских детей, от создания Налогового и Гражданского кодексов РФ до поддержки больных СПИДом, — таков широкий спектр активности американского правительства в России. Создавая сеть агентов влияния из представителей госорганов, правительственных чиновников, региональных властей, НКО, частного бизнеса, американское правительство имеет в своем распоряжении оперативную и мобильную систему управления и финансирования.»
Итак, налицо агрессия против российской идентичности, заложенная авторами Конституции Российской Федерации в виде общероссийской и обязательной нормы.

Коренной вопрос для идентичности человека: кто или что — Я, а также кто или что — Иное? Ответ на этот вопрос увязан с такими феноменами как потребности и идеалы.


В поисках смысла идентичности могут помочь великие мировоззренческие вопросы, определяющие высшие (собственно человеческие и личностные) потребности и идеалы:

Кто я и почему существую?

Есть ли у моего существования смысл и предназначение?

Какова ценность каждой человеческой жизни?

Имеется ли смысл, цель и предназначение
у человечества, Природы, Вселенной?

Что есть Истина?

Существует ли Абсолютная Истина?

Можно ли познавать Истину?

Есть ли Бог?

Как можно общаться с Богом?

Есть ли мое существование после моей земной смерти?

Что такое добро и что такое зло?

Почему есть горе, страдания и несчастья?

Существует ли душа или разум отдельно от тела?

Всемогущи ли наука и разум?

Существуют ли и другие пути познания мира и человека?

Потребности в целом определяются, например, как «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности» . Акцент делается на необходимости. Однако откуда она берется? А если человек не догадывается, в чем его главная необходимость, или лукаво обманут? Тогда и идентичность его будет ошибочна.

Большинство великих мировоззренческих, религиозных и философских систем утверждают, что у человека существует несколько уровней потребностей. Скажем, для Православия очевидно наличие пяти уровней: низшего — телесного, затем — эмоционального, душевного и духовного. На самом верху пирамиды находится высший духовный уровень. Именно данный уровень определяет предназначение, сущность человека в высшем смысле, а, значит, и высшую его идентичность. Именно там царство необходимости переходит в царство свободы.


В Новом Завете высшая идентичность человека выражена словами: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:36–40). Однако известны и противоположные взгляды на идентичность, исходящие из крайней гордыни.

Тогда возникает проблема выбора варианта этой проблемы для себя. Необходимость классификации видов духовности, вероучений, религий и культов (сект), построения систем и признаков классификации; выявленные и предполагаемые свойства; вероучительные, социологические криминологические и иные характеристики; и т. д.


Кто или что — Я, а также кто или что — Иное? Ответы предлагают системы идеалов. Высший ответ дает духовность!

Про духовность ранее уже говорилось. Духовность — универсальное свойство личности, устремленность к идеалу, основа всего, что относится к самореализации и мотивации человека. Духовная сфера по своей сущности и как источник мотиваций отличается от душевных, психологических и физиологических явлений. Духовность и человечность тесно взаимосвязаны. Конкретная духовность у людей различается как качественно, так и количественно.

Содержание и понимание духовности зависят от воззрений и развития человека. Духовность бывает разная: позитивная или негативная; созидательная или разрушительная; здоровая или больная; истинная или ложная; ведущая к жизни или смерти; нравственная или аморальная; законная или анархистская. Но тогда и идентичность исключительно разнополярна. Все зависит от того, что и чем управляется в человеке.


Духовная жизнь человека формируется целым рядом факторов. Тут и СМИ, и религиозные объединения, а также институты воспитания, образования и науки. На самом деле их значительно больше. В целом они входят в культуру как таковую.


Духовность через СИСТЕМЫ ИДЕАЛОВ влияет на культуру и сама подвержена воздействию со стороны культуры. Этот процесс, затрагивающий все формы общественного сознания, действует через этические, правовые, эстетические и религиозные нормы. Системы идеалов имеют иерархию, определяемую духовными потребностями человека и общества. Формируется культура или… антикультура!


Конкретизация статуса и суверенитета человека требует определения его сущности, значения и ценности для общества, семьи и для него самого. В разных духовных, мировоззренческих и религиозных системах неодинаковые взгляды на человека и семью, на содержание и цели воздействия на них. И тут четко видна экспансия, агрессия против созидательной традиционности России: планомерное разрушение всех уровней ее идентичности.

Направления ударов по созидательным традиционным течениям и организациям осуществляются как извне, так и изнутри. Это, прежде всего: воздействие через их внутренние иерархические структуры (миссионерство, образование, догматика); манипулирование их адептами (СМИ, слухи, подкуп и т. п.); деформация государственных институтов и СМИ; манипулирование общественным мнением; саботаж; нейтрализация и уничтожение их активистов.


В итоге подобных гибридных войн наступают кризисы в государстве, обществе, семьях, в личной жизни. Наглядным российским примером влияния духовных кризисов на волю к жизни, на потерю идентичности является демографический кризис.


А также массовые атаки педерастии, содома и разврата против российской идентичности. Последующие иллюстрации наглядно демонстрируют отмеченное.










«Как показывает… исторический опыт, культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды — это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, не хочется говорить агрессии, но противоборства — это точно, и уж точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки» (Президент Российской Федерации В. В. Путин. 12 сентября 2012 года. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи).

Какая же духовность столь яростно борется с Россией, с ее идентичностью, с ее традиционными созидательными ценностями? На последующей картинке показаны два варианта духовности, отображенные в геральдике. Слева — торжествующие драконы, справа — поверженный дракон. Разница очевидна, прежде всего — духовная. Духовная сущность России и Православия противоположны духовной сущности лондонского Сити.


Еще пример, из многострадальной Украины. В начальный этап «Майдана» на стороне законной власти (пусть плохой, но именно законной) встала только одна духовность — православная. На стороне антизаконной хунты (и последующих событий) оказались все остальные разновидности духовности.


И последний отрицательный пример. Бывший американский агент Эдвард Сноуден заявил, что АНБ США вооружена для цифровой кибервойны. Об этом говорит массовая слежка американскими сотрудниками спецслужбы за интернет-пользователями. Также экс-агент АНБ подчеркнул, что США уже на протяжении нескольких лет ведут разработку киберстратегии, и на сегодняшний день готовы к своему доминированию в интернет-пространстве. В результате кропотливых работ в цифровом пространстве американские спецслужбы способны вывести из строя не только персональные компьютеры, но и финансовые потоки, электроснабжение, предприятия и аэропорты. США агрессивно защищают свой интернет-империализм. На нижеследующем рисунке приведена официальная эмблема (герб) организации, в которой в США ранее работал Сноуден. Духовное содержание этого знака очевидно. Кто сомневается, пусть взглянет на банкноту в один доллар.


Российская культура и сохраняющие её идентификационный код традиционные созидательные силы предлагают свой ответ на главные вопросы человеческого бытия — о смысле, ценности, назначении человека и общества.


Дело не только в том, что Православие — самая многочисленная религиозная организация в России. Существенно, что статус человека и мира в православной культуре — наивысший из всех теоретически возможных. Православие считает, что каждый и любой человек наделен бесконечной ценностью и высшим статусом. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). Одна из важнейших задач, поставленных Православием перед человечеством — одухотворение всего мира. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления…» (Рим. 8, 19–23).


Этим в первую очередь, объясняется выбор Православия нашими предками. А именно — наличием Абсолютного Идеала: Истины и Любви. Поэтому Православие всегда, в любой обстановке проявляло патриотизм, ответственность за судьбы страны, общества, института семьи и каждого человека. Совместно со всеми созидательными российскими силами.


И сейчас роль Православия в деле восстановления России, консолидации российского общества трудно переоценить.
Недаром в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский утверждал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг — русское православие». Таково главное содержание западного политологического курса. А вот заявление в 2014 г. министра иностранных дел Швеции, одного из творцов политологии ЕС, Карла Бильдта: «Православие — главная угроза для западной цивилизации… Новая антизападная и антидекадентская линия Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи».

Однако в России имеются мощные патриотические силы, прежде всего — духовные, которые стремятся и способны к созиданию нашего общества и нашей страны.


Без высших позитивных духовных идеалов в обществе и государстве нет: объединяющей цели; эффективной политики; единой правовой системы; единой системы образования; единой системы социальных программ.

Без высших позитивных духовных идеалов у общества и государства нет будущего!


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Российская модель мы-строительства и вызовы дезинтеграции

Региональная идентичность, как идеологическая база коррупции на примере сырьевых регионов

Гражданин, страна, идентичность (ВИДЕО)

Русский вопрос

Для чего и какой «придумана» Россия?



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
990
2870
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика