Исламское государство. Белые люди под черным знаменем

Исламское государство. Белые люди под черным знаменем

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.социол.н. Надежда Хвыля-Олинтер

В последние месяцы СМИ, в том числе и российские, все чаще обращаются к темам, связанным с террористической организацией «ИГ» (ранее называвшейся ИГИЛ). И хотя на данный момент о ней известно гораздо меньше, чем, к примеру, об «Аль-Каиде» или «Талибане», группировка собирает все больше последователей, в том числе среди тех, кто на первый взгляд никак не связан с ее идеологией. Проблема в том, что беспрецедентная по своей жестокости «ИГ» действует не только «где-то на Востоке», как полагают многие. Эта организация может проникнуть в дом каждого с помощью глобальной сети Интернет и попытаться втянуть в свою войну любого.  

Кто в ее рядах?

В рядах «ИГ» много добровольцев, пришедших в организацию из Европы. Американская исследовательская группа Soufan Group [1] в прошлом году утверждала, что среди последователей «ИГ» насчитывается три тысячи граждан западных стран. Главная идея, создание всемирного халифата (исламского государства), привлекает сторонников среди молодежи. По данным исследования [2], проведенного в европейских странах, 7% населения Великобритании поддерживает деятельность группировки «ИГ». И вроде бы процент сочувствующих не столь высок и может не вызывать беспокойства. Однако примерно треть населения страны (29%), отвечая на вопрос социологов, не смогла определиться со своей позицией. Во Франции исследователи зафиксировали очень высокий процент поддержки радикалов – 15% французов одобряют идеологию «Исламского государства». Среди молодежи поддержка еще значительней и достигает 27% (в группе от 18 до 24 лет). Даже в Германии, где всего 2% населения положительно относятся к «ИГ», каждый десятый молодой человек согласен с их идеями.[3]


Почему к «ИГ» присоединяется европейская мусульманская молодежь, объяснить можно. Основная часть европейских мусульман проживает в Великобритании, Франции и Германии. Первой волне мигрантов, хлынувшей в эти страны из их бывших колоний, ассимилироваться не удалось по причине резкого контраста их социального статуса и статуса граждан принимающей стороны. Следующее поколение попало в своеобразную ловушку – с одной стороны европейский лозунг равенства прав и возможностей, с другой – минимум шансов эти возможности реализовать на практике. Социально-экономические трудности естественно способствовали образованию диаспор и укоренению экстремистских идей, а «ИГ» громко пообещало достижимость мечты о самореализации и уважаемом статусе.

Обращаться к идеям ИГ и поддерживать их начали молодые люди, чья религиозная идентичность находилась совершенно в иной плоскости.  Известно немало случаев, когда к вооруженному джихаду привлекаются агностики, христиане, индуисты и представители иных религиозных направлений.

Французский «Центр по противодействию cектантским идеям, связанным с исламом» (CPDSI [4]) исследовал данный феномен и составил социально-психологический портрет европейца-джихаждиста. Согласно исследованию, потенциальным последователями террористических группировок можно считать европейских юношей и девушек в возрасте от 14 до 21 года, представителей среднего класса, переживающих глубокий психологический кризис. Знакомство с фундаменталистами, как правило, происходит в глобальной сети Интернет, чья роль в процессе обращения в радикальный ислам молодежи на сегодняшний день колоссальна.

В рядах «ИГ» есть и россияне, которые, нарушая законы своей страны и преодолевая тысячи километров, присоединяются к радикалам. По оценке МИД РФ на стороне «ИГ» воюет более восьмиста российских граждан [5], представители ФСБ РФ дают такие данные – в феврале 2015 года там насчитывалось 1700 россиян, и всего за год эта цифра увеличилась вдвое [6].

 Что их мотивирует?

Какую-то одну причину, по которой далекие от идеологии джихада молодые люди вдруг покидают своих близких, бросают работу или учебу и уходят в ряды «ИГ», выделить, конечно, нельзя. Но существует целый спектр мотиваций, работающих на руку вербовщикам, и повышающих вероятность привлечения неофитов.

1. Деньги. Известно, что «Исламское Государство» – одна из самых богатых террористических группировок, которая обеспечивает себе доходы за счет торговли оружием и грабежей. Этот факт привлекает тех, кто не разделяет идеалы организации, но надеется достигнуть с ее помощью материального благосостояния. Также известны случаи заманивания молодых людей, чьи родители испытывают значительные материальные трудности (например, просроченный кредит) под предлогом оказания помощи семье. В России, стране с высочайшим уровнем социального расслоения, этот фактор далеко не последний.

2. Бунтарство. В принципе, это естественное состояние для большинства людей молодого возраста, которое может проявляться по-разному. Послушный вчера мальчик сегодня вдруг делает татуировку, или «забивает» на учебу, или спорит по любому поводу с родителями. Этот 

кризис легко может быть использован для того, чтобы подтолкнуть юношу или девушку к очередному нестандартному поступку, радикальным образом нарушающему правила окружающего социума.

3. Поиск идентичности. Одна из проблем российского общества заключается в том, что подрастающее поколение практически оторвано от национально-культурной идентичности предков. Большинство молодых людей не интересуются культурой своей страны, ее историей, сущностью традиционных для нее религий. Чтение воспринимается как ненужный архаизм (за пятнадцать лет доля читающей молодежи уменьшилась трое), храмы и музеи – как скучнейшие места. В итоге чуждые зарубежные ценности легко замещают пустоту в душах и мозгах и привлекают молодых людей как огонек свечи мотыльков. Стремление обрести таким образом социальную идентичность оказывается гибельным.

4. Скука. «Скука была страшная. И делать было нечего, только пить и курить» - так говорил главный герой культового романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Такое состояние характерно сегодня для многих молодых людей. Причина – в несформировавшейся системе ценностей, неразвитом внутреннем мире, игнорировании проблем детей и молодежи со стороны семьи и государства. Можно вспомнить еще одного знаменитого литературного персонажа, Печорина, который пытался преодолеть пустоту своего существования и побороть скуку, но в итоге перестал ценить жизнь, причем как свою, так и чужую. Он же произносит характерную фразу: «…скука не живет под пулями», которая отлично иллюстрирует механизм действия этой мотивации.

5. Интерес к военному делу и оружию. Этот фактор, конечно, в большей степени работоспособен в отношении представителей мужского пола. Сегодня в России появляются военно-патриотические клубы, которые направляют интерес подростков в нужное русло, формируют его таким образом, чтобы он работал на благо Родины. Однако таких клубов очень немного, их возможности ограничены, и государство их почти не поддерживает, соответственно, они способны охватить лишь незначительную часть молодежи. Молодые люди, проявляя свое увлечение в Интернете и общаясь на эти темы на форумах и в соцсетях, становятся потенциальной мишенью вербовщиков. Соблазн обладания современным оружием и возможности вступления в ряды элитных бойцов способен сделать очередного «Рембо» пушечным мясом для террористической группировки.

6. Любовь. Эта мотивация, естественно, характерна для девушек. Знакомство может произойти на специальных сайтах, на форумах и в соцсетях, а может и на улицах города. Привлекает романтика отношений, умело сделанные комплименты и предложения руки и сердца. На языке сектологов это называется «бомбардировка любовью». Зачем боевикам нужны европейские девушки? Во-первых, они впоследствии сами становятся прекрасными вербовщицами, рассказывая подругам сказки про счастливую жизнь с отважными восточными красавцами. Во-вторых, их удобно использовать в различных целях на территориях европейских стран, так как их внешность не вызывает подозрений у местной полиции. В то, что в качестве свадебного подарка они, скорее всего, получат пояс смертницы, «невесты» верить отказываются.

7. Конфликты с семьей. Эксперт в области исламистской пропаганды, бывший вербовщик движения «Талибан» Мубин Шейх рассказывал о секретах своего мастерства: «…у них скорее всего проблемы с родственниками – а раз так, можно рассчитывать, что они останутся надолго в нашей компании»[7].Отсутствие внимания со стороны близких, ссоры с родителями, взаимное непонимание – факторы, работающие на вербовщиков. Ранимой психике подростка достаточно создать иллюзию позитива, заботы о его благополучии, внимания к его проблемам, протянуть руку помощи, и вот уже возникает потенциальный неофит.

8. Протестные настроения. В среде молодежи они, как правило, довольно выражены. Протест может возникать как реакция на несправедливость окружающей жизни, бесцельность существования, невозможность преодолеть негативные явления в стране, неприятие морального состояния общества и т.д. Молодые энтузиасты, отчаявшись найти способ донести до окружающих свой протест на Родине, ищут другие возможности и искренне считают, что социальной справедливости можно достигнуть методами террора.

Вербовка в Интернете

В организации работают профессиональные вербовщики, великолепно знающие языки, в том числе, и русский. Даже один из лидеров группировки Халид Абу Сулейман, являясь марокканцем по происхождению, свободно говорит по-русски, получив образование в СССР.

Как уже говорилось выше, именно Интернет становится основным проводником идей радикалов-террористов в молодежную среду. В онлайн пространстве ведется активная пропагандистская работа: боевики транслируют военные действия, выкладывают фотографии жертв, сообщают новости о строительстве халифата, призывают жертвовать деньги на поддержку своей организации и приглашают стать новобранцем. Для этого используются такие популярные у молодежи ресурсы, как Instagram, Twitter, Facebook и другие. В них специально обученные люди «сетью» отлавливают молодых людей, приглянувшихся им по различным критериям. Приведу интересный пример. После того как автор разместил в одной из российских соцсетей свою фотографию в военном камуфляже и с ружьем для игры в пейнтбол в руках, возник всплеск интереса к страничке со стороны «бородатых дядей неевропейской внешности» (несколько просмотров за день). Фотографию на всякий случай пришлось удалить.

Недавно появилось сообщение о том, что джихадисты «ИГ» нацелили свои ресурсы на российскую сеть «ВКонтакте», которая, по их мнению, более свободна и удобна. Здесь, несмотря на то, что организация в России признана террористической, а, следовательно, любая ее пропаганда должна немедленно блокироваться, были запущены паблики провинций халифата, информационных подразделений «ИГ», странички боевиков и им сочувствующих. Блокировка подобных страниц, конечно, ведется, но они плодятся как грибы после дождя и каждая из них имеет подписчиков среди россиян.


Рис. Страничка боевика ИГ и одной из провинций халифата.[8]

Что делать?

Единственное средство, способное противостоять распространению радикальных идей и обеспечивать иммунитет молодому поколению – это утверждение духовно-нравственных основ существования государства и общества, возрождение традиционной культуры, морали. Альтернатива Исламскому Государству – только Государство Нравственное [9]. В противном случае все чаще будут звучать сообщения о том, что очередной молодой человек исчез, сбившись с пути и выбрав дорогу в ИГИЛ.

«Когда я перебежал через дорогу, мне вдруг показалось, что я исчез. День был какой-то сумасшедший, жуткий холод, ни проблеска солнца, ничего, и казалось, стоит тебе пересечь дорогу, как ты сразу исчезнешь навек»[10]. Уверены ли Вы на сто процентов, что в данный момент Ваш сын, внук или брат не беседует с одним из вербовщиков-террористов?



[1] http://soufangroup.com/

[2] Опрос проводился в июле 2014 года британским социологическим агентством ICM Research

[3] http://rusrand.ru/analytics/mechet-parizhskoj-bogomateri-realistichnyj-prognoz

[4] http://www.cpdsi.fr/

[5] http://www.ntv.ru/novosti/1289078

[6] http://www.newsru.com/world/20feb2015/bortnikov.html

[7] http://www.ng.ru/problems/2015-01-21/5_igil.html

[8] http://apparat.cc/network/vk-isis/

[9] http://rusrand.ru/dev/nravstvennoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-proektu

[10] Цитата из романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
278
596
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика