Исторические традиции российской государственности и модернизация

Исторические традиции российской государственности и модернизация

Отрывок из главы "Историософия России" монографии "История России. Учебник для учителя". М. Научный эксперт. 2013


Существуют две модели развития. Одна основана на разрыве с традицией, другая, напротив, на опоре на нее. Пример развития с опорой на национальные традиции представляет, в частности, Япония и Южная Корея. «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры», - заявлял в свое время П.Н. Савицкий. [1]

Речь идет именно о сочетании традиций и инноваций, в противоположность их искусственному противопоставлению друг другу. Без традиции не может существовать никакая общественная система.

Само формирование человеческого общества стало возможным благодаря появлению традиций. Именно посредством традиций человек транслировал из поколения в поколение знания и накапливаемый социальный опыт. Трансляционная функция для раскрытия категории традиция ключевая. Соответственно, и российское государство не могло и не может существовать в перспективе без традиций.

Но есть традиции разного уровня. Принципиально важно провести их разграничение. Высший уровень традиций – это традиции системообразующие. Отказ от них может осуществляться только через смену самой системы. Но существуют традиции и меньшей факторной значимости. Эти традиции представлены чаще всего в формате обычаев, устоев. Иногда они могут вступать в противоречие с традициями первого уровня и интересами развития страны. И тогда отказ от них – целесообразен.

Изменчивость и преемственность могут быть положены в основу исторической периодизации различных цивилизационных систем. Модернизация есть, безусловно, закономерный и повторяющийся этап в мировом и региональном историческом развитии. Однако конкретное ее содержание существенно меняется в зависимости от цивилизационного контекста. Уместно говорить о цивилизационной множественности или вариативности моделей модернизации (табл. 1.). [2] Для Русской цивилизации она совершенно иная, чем например, для сообществ Запада. Констатация этих различий позволяет ввести в качестве категории, отражающей своеобразие протекания модернизационных процессов, понятие «цивилизационного ограничителя развития» (или «цивилизационного коридора развития»).

Таблица 1. Инверсия систем жизнеобеспечения государства

Критерии

Европейско-антично-христианская цивилизация

Арабско-исламская цивилизация

Индо-буддийс-
кая цивилизация

Китайско-конфуцианская цивилизация

Русская

цивилизация

Отношение к материаль-
ному успеху

Индивиду-
альный успех

Материальный успех не поощряется, рецидивы восточной роскоши

Высшая ценность небытия, Нирвана. Материальный успех – ничто

Постоянное самосовершен-ствование человека, включая рост материального достатка

Материальный успех имеет подчиненное
по отношению к социальным нормативам и идеалам значение; диспаритеты материальной успешности противоречат социальной гармонии

Отношение к индивиду

Индивид во все большей степени рассматрива-
ется как единица общества. Ставка на сильного индивида , на частную собственность, достоинство, свободу

Человек – песчинка. Ставка на хорошо дисциплиниро-
ванный и покорный воле старшего социум. Частная собственность. Основа общества – семья. Общая установка на общественное равенство

В центре индивид, но не как свободная личность, а как обособленный человек, занятый мыслями о собственном спасении, а также спасении своей общины. Основа общества – семья

Организован-
ность и дисциплина,

но

основанная не на покорности, а на чувстве долга. Основа общества – семья

Идеал соборности. Общинно-эгалитарный критерий индивидуальной деятельности

Социальная мобильность

Широкие возможности проявления и квалификации в разных сферах деятельности. Высокая мобильность

Большая мобильность (сегодня – раб, завтра – эмир, и наоборот). Но все в основном зависит от удачи. Фатализм. Мобильность тормозится религиозно-нормативными ограничителями

Кастовость. Отсутствие социальной мобильности. Мобильность нивелируется идеей сансары

Мобильное общество несколько тормозится жесткой структурой государства (в Китае – больше, в Японии – меньше). Мобильность бюрократически-рангового восхождения

Госпатернализм. Высокий уровень социальной мобильности определяется активностью государства

Отношение к закону

Перед законом индивид отвечает только за себя. Рациональное правосознание.

Индивид часто несет ответственность за членов своей семьи, рода, гильдии, касты, общины. Традиционное правосознание.

Трактовка закона определяется высшей государственной и идеологической целесообразностью. Харизматическое правосознание. Закон может быть противоположен справедливости.

Отношение к религии

Сфера религии ограничена отношениями человека со святым. Прочие отношения не религиозны

Важность религиозных отношений во всех сферах общества, в том числе и в экономике. Регламентационная роль религии

Религиозный иррационализм. Бегство от мира объективизации

Религиозные принципы как высшая целесообразность. Роль ритуала

Идеократия. Религия имеет характер идеологии, но не бытовой нормативности

Общественная активность

Усиление человеческой активности в общественных отношениях возможно и желательно

Смирение и послушание. Повиновение перед старшими.

Жесткая кастовость. Общественная активность минимальна, ввиду своей бессмысленности.

Упор на общественную стабильность и порядок.

Общественная активность инициируема сверху. Воля вместо свободы

Отношение к политической деятельности

Большинство людей в той или иной степени вовлечены в политическую деятельность

Заповеди ислама не препятствуют мусульманину заниматься политикой, при условии подчинения ее императиву веры

Безразличие индивида к власти, к администрации, к государству. Политикой занимается ограниченное меньшинство населения

Слабая политическая, но сильная социальная активность . Политикой занимается ограниченное меньшинство населения. Император выше закона. Сакрализация высшей власти.

Революции сверху. Всплески политической активизации. Персонофициро-
ванность политических ориентиров. Царистский культ. Феномен народной монархии.

Перед каждой из цивилизаций стоит выбор между двумя возможными моделями модернизации. Модернизация первого типа протекает в разрыве с цивилизационной традицией. Она представляет собой радикальный вариант общественного обновления. Модернизация второго типа заключается в использовании традиции в соответствии со стоящими перед обществом модернизационными задачами. Цивилизационная идентичность в данном случае не только не препятствие, но служит особым ресурсом развития.



[1] Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С . 32.

[2] Селищев А.С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XXI веке. СПб., 2004. С. 14-15.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5759
17753
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика