Исторические традиции российской государственности и модернизация

Исторические традиции российской государственности и модернизация

Отрывок из главы "Историософия России" монографии "История России. Учебник для учителя". М. Научный эксперт. 2013


Существуют две модели развития. Одна основана на разрыве с традицией, другая, напротив, на опоре на нее. Пример развития с опорой на национальные традиции представляет, в частности, Япония и Южная Корея. «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры», - заявлял в свое время П.Н. Савицкий. [1]

Речь идет именно о сочетании традиций и инноваций, в противоположность их искусственному противопоставлению друг другу. Без традиции не может существовать никакая общественная система.

Само формирование человеческого общества стало возможным благодаря появлению традиций. Именно посредством традиций человек транслировал из поколения в поколение знания и накапливаемый социальный опыт. Трансляционная функция для раскрытия категории традиция ключевая. Соответственно, и российское государство не могло и не может существовать в перспективе без традиций.

Но есть традиции разного уровня. Принципиально важно провести их разграничение. Высший уровень традиций – это традиции системообразующие. Отказ от них может осуществляться только через смену самой системы. Но существуют традиции и меньшей факторной значимости. Эти традиции представлены чаще всего в формате обычаев, устоев. Иногда они могут вступать в противоречие с традициями первого уровня и интересами развития страны. И тогда отказ от них – целесообразен.

Изменчивость и преемственность могут быть положены в основу исторической периодизации различных цивилизационных систем. Модернизация есть, безусловно, закономерный и повторяющийся этап в мировом и региональном историческом развитии. Однако конкретное ее содержание существенно меняется в зависимости от цивилизационного контекста. Уместно говорить о цивилизационной множественности или вариативности моделей модернизации (табл. 1.). [2] Для Русской цивилизации она совершенно иная, чем например, для сообществ Запада. Констатация этих различий позволяет ввести в качестве категории, отражающей своеобразие протекания модернизационных процессов, понятие «цивилизационного ограничителя развития» (или «цивилизационного коридора развития»).

Таблица 1. Инверсия систем жизнеобеспечения государства

Критерии

Европейско-антично-христианская цивилизация

Арабско-исламская цивилизация

Индо-буддийс-
кая цивилизация

Китайско-конфуцианская цивилизация

Русская

цивилизация

Отношение к материаль-
ному успеху

Индивиду-
альный успех

Материальный успех не поощряется, рецидивы восточной роскоши

Высшая ценность небытия, Нирвана. Материальный успех – ничто

Постоянное самосовершен-ствование человека, включая рост материального достатка

Материальный успех имеет подчиненное
по отношению к социальным нормативам и идеалам значение; диспаритеты материальной успешности противоречат социальной гармонии

Отношение к индивиду

Индивид во все большей степени рассматрива-
ется как единица общества. Ставка на сильного индивида , на частную собственность, достоинство, свободу

Человек – песчинка. Ставка на хорошо дисциплиниро-
ванный и покорный воле старшего социум. Частная собственность. Основа общества – семья. Общая установка на общественное равенство

В центре индивид, но не как свободная личность, а как обособленный человек, занятый мыслями о собственном спасении, а также спасении своей общины. Основа общества – семья

Организован-
ность и дисциплина,

но

основанная не на покорности, а на чувстве долга. Основа общества – семья

Идеал соборности. Общинно-эгалитарный критерий индивидуальной деятельности

Социальная мобильность

Широкие возможности проявления и квалификации в разных сферах деятельности. Высокая мобильность

Большая мобильность (сегодня – раб, завтра – эмир, и наоборот). Но все в основном зависит от удачи. Фатализм. Мобильность тормозится религиозно-нормативными ограничителями

Кастовость. Отсутствие социальной мобильности. Мобильность нивелируется идеей сансары

Мобильное общество несколько тормозится жесткой структурой государства (в Китае – больше, в Японии – меньше). Мобильность бюрократически-рангового восхождения

Госпатернализм. Высокий уровень социальной мобильности определяется активностью государства

Отношение к закону

Перед законом индивид отвечает только за себя. Рациональное правосознание.

Индивид часто несет ответственность за членов своей семьи, рода, гильдии, касты, общины. Традиционное правосознание.

Трактовка закона определяется высшей государственной и идеологической целесообразностью. Харизматическое правосознание. Закон может быть противоположен справедливости.

Отношение к религии

Сфера религии ограничена отношениями человека со святым. Прочие отношения не религиозны

Важность религиозных отношений во всех сферах общества, в том числе и в экономике. Регламентационная роль религии

Религиозный иррационализм. Бегство от мира объективизации

Религиозные принципы как высшая целесообразность. Роль ритуала

Идеократия. Религия имеет характер идеологии, но не бытовой нормативности

Общественная активность

Усиление человеческой активности в общественных отношениях возможно и желательно

Смирение и послушание. Повиновение перед старшими.

Жесткая кастовость. Общественная активность минимальна, ввиду своей бессмысленности.

Упор на общественную стабильность и порядок.

Общественная активность инициируема сверху. Воля вместо свободы

Отношение к политической деятельности

Большинство людей в той или иной степени вовлечены в политическую деятельность

Заповеди ислама не препятствуют мусульманину заниматься политикой, при условии подчинения ее императиву веры

Безразличие индивида к власти, к администрации, к государству. Политикой занимается ограниченное меньшинство населения

Слабая политическая, но сильная социальная активность . Политикой занимается ограниченное меньшинство населения. Император выше закона. Сакрализация высшей власти.

Революции сверху. Всплески политической активизации. Персонофициро-
ванность политических ориентиров. Царистский культ. Феномен народной монархии.

Перед каждой из цивилизаций стоит выбор между двумя возможными моделями модернизации. Модернизация первого типа протекает в разрыве с цивилизационной традицией. Она представляет собой радикальный вариант общественного обновления. Модернизация второго типа заключается в использовании традиции в соответствии со стоящими перед обществом модернизационными задачами. Цивилизационная идентичность в данном случае не только не препятствие, но служит особым ресурсом развития.



[1] Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С . 32.

[2] Селищев А.С., Селищев Н. А. Китайская экономика в XXI веке. СПб., 2004. С. 14-15.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1407
4237
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика