Итоги 2015 года: внешняя политика ut est

Итоги 2015 года: внешняя политика ut est Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Ut est — это значит «как есть»,
т. е. по — существу и по правде. Но бывает и не по-существу, и не по правде.

Итоги России 2015 года в сфере внешней политики конечно объективны и едины, если кто-то на них взглянет откуда-то очень свысока, где правит правда и нравственность. Но они различны когда сталкиваются между собой два лагеря экспертов.

Одни считают, что за этот год Россия смогла «встать с колен» и вернуться в лагерь сильнейших государств, другие убеждены, что страна оказалась в пограничном состоянии — между положением страны, против которой ополчился западный мир, и положением государства-изгоя. Одни полагали, что от нас «не дождутся нервной, истерической, опасной для нас самих и для всего мира реакции», другие вспоминали слова Бисмарка, что «на каждую вашу военную хитрость они (в цитате — русские, в контексте — российское руководство) ответят непредсказуемой глупостью».

Одни во внешнеполитических промахах видели «хитрый план», а вовсе не промахи, другие понимали, что страшнее внешних санкций оказывается традиционная беда государства российского уже на уровне высших этажей власти, и это, как вы понимаете, не плохие дороги.

Вспомним главные события уходящего года с позиции и тех, кто привык слепо верить Первому… каналу (кратко назовем ХП — сторонники хитрого плана) и тех, кто умеет отделять зерна от плевел (кратко назовем СИ — потенциальная аудитория Совинформбюро).


ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ В СИРИИ

ХП: Требуется разгромить врага (обезглавить гидру) на дальних подступах — в Сирии. Бороться с терроризмом нужно уже сейчас, чтобы он не пришел в Россию.

СИ: Решение о военной операции России в Сирии было одобрено 30 сентября после того, как глава России встретился с президентом США Б. Обамой на Генеральной Ассамблее ООН. Стоит отметить путанность (или новым словом — «путинность») высказываний российских чиновников, которые в первые недели конфликта не могли последовательно сформулировать мотивы военной операции в Сирии. Отстранимся от восхваления российских действий и постараемся ответить на вопрос — зачем Россия ввела войска в Сирию? Гипотез несколько.

Первая: действия России вызваны необходимостью борьбы с реальной угрозой, которая исходит от ИГИЛ.

Вторая: это попытка защитить режим Б.Асада в условиях явно готовящегося силового захвата власти. По словам министра иностранных дел РФ С.Лаврова «мы помогали и продолжаем помогать сирийскому правительству в оснащении сирийской армии всем необходимым, чтобы она не допустила в Сирии ливийского сценария и других печальных событий, которые происходили в этом регионе из-за одержимости некоторых наших западных партнеров идеями смены неугодных режимов».

Третья: Сирия — это разменная монета, которую Россия старается обменять на обещания понизить санкционное давление. В СМИ по заявлению Д.Пескова все больше становится инсинуаций о проведении переговоров России с Западом о смене правящего режима в Сирии. Учитывая политику России в ливийском сценарии, тактику полного разоружения Сирии под предлогом благих намерений, а также последние события вокруг Сирийского кризиса, такая гипотеза выглядит вероятной. Стоит вспомнить, что именно Штаты призывали Россию начать военную операцию против ИГИЛ.

Четвертая: российское вовлечение в сирийский конфликт — это умышленно организуемая «пятой колонной» политика власти, направленная на уничтожение России. Нужно учесть, что в одиночку с Б.Асадом, который контролирует только пятую часть своей территории, справиться с ИГИЛ невозможно. Отстоять Б.Асада после того, как он был лишен единственного средства стратегической защиты — химического оружия, будет сложно. Напрашивается закономерный вопрос — а зачем России именно сейчас вмешиваться в сирийский конфликт? Конфликт, который из регионального грозит перейти на уровень столкновения с США и ЕС. Если в ситуации с Украиной такая вероятность была исключена, поскольку на Украине не было иностранных вооруженных сил, то в Сирии — это уже более вероятный сценарий, поскольку войска коалиции наносят авиаудары в том числе и по сирийской территории. Сбитый Турцией самолет только подтверждает эту гипотезу.

Что в итоге Россия получила?

Усиление террористической опасности: теракт на российском гражданском самолете А321, вылетевшем из Египта и в Москве, возможно в Волгограде.

Гибель российских военнослужащих: из официальных источников — в истории со сбитым Турцией самолетом, но вероятно есть и другие, не объявляемые, жертвы.

Разрыв отношений с Турцией. Факт продемонстрировал, что российская власть не способна мыслить категориями долгосрочного развития, а действует сиюминутно, не готова к форс-мажорам, на которые отвечает исключительно нервно и эмоционально и себе во вред. Санкции России против Турции не сопровождены их целью: от Турции ничего не требуют. Это всего лишь наказание, а точнее месть. Куда такая поза России ведет? Никуда. Бессмысленна. Только разрушение отношений государств и удар по российскому населению и бизнесу. Только, как бы это выразиться поприличнее, — к самоудовлетворению их автора.

Россия вновь создала ситуацию, когда большинство в мире выступает против страны. Фактически мы оказались в изоляции как государство с неясными мотивами действий на территории Сирии: то ли мы боремся с терроризмом, то ли мы поддерживаем Б. Асада и уничтожаем его противников. В мире наши действия ассоциируются с «бряцанием оружия» и затруднениями урегулирования в Сирии. Латентная стратегия, вероятно, сводится к задаче убедить Б. Асада в том, что его народ требует другого президента.

Как бы нас ни пытались убедить, что средств у России достаточно, стоит отметить, что военная операция идет за счет российского бюджета — того самого, который ежегодно сокращает инвестирование в образование, здравоохранение, культуру. Это расходы на войну, даже не на армию, ее модернизацию, повышение боеспособности. Этот расходы в режиме текущих. Доходы в условиях обвала цены на нефть падают, растет налоговая нагрузка на бизнес и население, и в этих условиях власть пытается уверить народ в том, что «это не несёт какой бы то ни было серьёзной нагрузки, не связано с серьёзной нагрузкой на бюджет. Часть средств, которые мы планировали на обучение и на военные учения — прошу прощения за похожие слова, — мы просто переориентировали на операции наших ВКС в Сирии. Там нужно кое-что добавить, но это не имеет абсолютно никакого существенного значения для бюджета». А ведь это самое «кое-что» измеряется миллиардами долларов!

И наконец, не учится российская элита на исторических ошибках. Забыт Афганистан, который в условиях падения цены на нефть стал губительной кампанией из-за гибели советских граждан за непонятные идеалы, и из-за давления на бюджет страны. Сколько Россия пробудет в Сирии — не известно, на этот вопрос не дает ответа и президент страны.


СДАЧА ДОНБАССА

ХП: Россия смогла избежать войны, план США по втягиванию нас в вооруженный конфликт провалился, в Донбассе установлен мир, и плавно идет процесс восстановления жизни.

СИ: В феврале этого года, когда страна еще ожидала решительные действия от российского руководства по спасению русскоязычного населения от катка национализма, было принято решение подписать очередное Минское соглашение. Первостепенной задачей инициирования нового этапа переговорного процесса западными странами было стремление остановить наступательную операцию ополченцев в районе Дебальцево. Именно после январских успехов ополченцев западные лидеры посетили Киев и Москву для решения вопроса о новом этапе переговоров.

Вторая задача сводилась к определению формата отношений между Украиной и Донбассом: устройство Новороссии (будет ли она частью Украины, суверенным государством или войдет в состав другого государства) и политическая судьба действующей в ЛНР и ДНР власти и ополченцев — людей, воевавших за право на своей территории говорить на русском языке. Каковы реальные итоги Минских соглашений?

Выборы на Донбассе были перенесены на 2016 год. Киев продолжает мобилизацию ресурсов, параллельно решая вопросы газовых поставок с Россией и получая кредиты от международных структур и государств. А вместе с тем все это время не утихали обстрелы. Мирная жизнь восстановлена не была, конфликт был частично заморожен: постоянные военные действия сменились артобстрелами, Россия отказалась от установки на защиту соотечественников в пользу защиты режима Б.Асада. Будущее Новороссии отражено словами министра иностранных дел С. Лаврова в интервью, посвященном итогам 2015 года — «на протяжении года наша страна делала все, чтобы помочь украинцам преодолеть внутренний конфликт, восстановить национальное согласие и вернуться на путь устойчивого развития». «Внутренний конфликт»? А что это как не сдача Донбасса…


ТУРЦИЯ — ВРАГ № 1

ХП: Турция нанесла нам удар в спину, она покровительствовала международному терроризму, осуществляя покупку нефти у Исламского государства.

СИ: Вспомним, что на усиление сотрудничества с Турцией были направлены усилия в первую очередь Кремля, который объявил Турцию фактически стратегическим партнером после введения санкций и продовольственного эмбарго. Турецкий поток вписывался в стратегию Кремля — продемонстрировать свое независимое от Европы поведение. Однако после инцидента с самолетом отношения резко обострились. В январе демонстративно начнется сожжение турецкой продукции (хотя пока заявляется, что продукты развернут на границе). Российским гражданам уже закрыт доступ на турецкие курорты. Возможно принятие закона, запрещающего россиянам покупать и арендовать жилье в Турции (законопроект уже разработан). Турецких студентов исключают из российских ВУЗов под нелепыми предлогами, устраивают проверки и обыски турецких граждан в студенческих общежитиях. Российских студентов, обучающихся в Турции по обмену, планируют экстренно вернуть в Россию, отменены все запланированные поездки российских преподавателей и студентов в республику. Российско-турецкий научный центр при Библиотеке иностранной литературы закрыт под надуманным предлогом, что в течение двух месяцев Центр не платил арендную плату, что его никто не посещал. Президиум Чебоксарского городского собрания депутатов принял решение расторгнуть соглашение о побратимстве между администрацией города Анталья (Турция) и Чебоксарами. Крым прекратил паромное сообщение между Севастополем и турецким Зонгулдаком, в результате пришлось отправлять специальный паром для эвакуации застрявших там крымских дальнобойщиков. К этому стоит добавить и международные проекты — Турецкий поток и АЭС «Аккую», в которые Россия уже вложила немало инвестиций и сама же заморозила контракты. Ограничительные меры в отношении Турции включают в себя такой набор, как запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с 1 января 2016 г., отмена безвизового режима, запрет найма турецкой рабочей силы, на выполнение отдельных видов работ турецкими фирмами, на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, усиление контроля деятельности турецких автоперевозчиков на территории России и сокращение таких разрешений до 2000 единиц, усиление портового контроля и контроля по обеспечению транспортной безопасности акваторий российских морских портов в Азово-Черноморском бассейне, приостановление деятельности Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заморожен переговорный процесс по Соглашению о торговле услугами и инвестициях, по Среднесрочной программе торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на период 2016—2019 гг., по созданию Российско-Турецкого совместного фонда по финансированию инвестиционных проектов. И что примечательно, если продовольственное эмбарго Россией вводилось ровно на год, то ограничения для Турции вводятся «временно». Точной даты не установлено!

Ситуация парадоксальная — Россия год тому назад прикладывала массу усилий, чтобы заключить договоры о поставках турецкой продукции для замены европейских производителей. Сейчас снова ритейлеры вынуждены искать новых поставщиков, это ложится на их плечи. Это же относится и к туроператорам, которым никто не планирует возмещать прямые потери от нереализованных путевок в Турцию.

Российское руководство заявляет, что продуктовые ограничения не должны привести к росту цен. Но возможно ли это, если с российского рынка должны исчезнуть товары, доля которых по ряду категорий достигает четверти рынка: 36,7% турецких товаров составляют от российского импорта винограда, 28,12% огурцов и корнишонов, 24,6% цитрусовых, 19,8% кур, 7% — лука и чеснока, 16% томатов, абрикосов, слив и персиков в объеме 13% от текущего импорта.

Вопросов к российским чиновникам осталось множество: если власть знала, «кто в Турции набивает свой карман и даёт заработать террористам на продаже награбленной в Сирии нефти», почему все это время молчали? Почему заключили контракт на строительство Турецкого потока? Военная операция в Сирии длилась месяц, прежде чем российская сторона вдруг наконец-то прозрела относительно Турции, и то только после инцидента с самолетом. А до этого «наивно» подставляла спину? Чего стоит тогда российская разведка, дипломатия, экспертная аналитика наконец? Если все действительно так, как заявляет Кремль, почему российский президент так радушно беседовал с Р. Эрдоганом за неделю до трагедии на саммите Группы 20. Почему тогда он заявил, что во время переговоров с Турцией «перед нами были поставлены очень чувствительные для Турции вопросы, не вписывающиеся в контекст международного права по тем решениям, которые турецкой стороной предлагались. Представляете, мы сказали: «Да, понимаем и готовы вам помочь». То есть, несмотря на все очевидные нарушения международного права турецкой стороной, мы сами готовы были его нарушить?

Ситуация с Турцией крайне показательна. Она демонстрирует, что российская элита не способна прогнозировать, выстраивать последовательные отношения, что взвешено она не может реагировать на форс-мажорные ситуации. Вывод из этого неутешителен: нервная, эмоциональная реакция, перегибы, в том числе на местах, неуравновешенная реакция, полностью исключающая оценку ущерба своему народу и собственному бизнесу.


ТУРЕЦКИЙ ПОТОК — АФЕРА ГОДА

ХП: Турецкий поток — это выгодный проект, призванный расширить присутствие российского ТЭК в Европе и увеличить поставки газа в дружественную нам Турцию.

СИ: Поток, как известно, приказал долго жить. Свернули проект также быстро, как и перешли к его реализации. Но вот что интересно — средства в проект были вложены. Идея Турецкого потока стала реализовываться на практике в тот момент, когда Южный поток стал предметом внешнеполитического торга. Россия, как и в случае с Китаем, торопливо заявила об альтернативе и активизировала отношения с Турцией. Для любого геополитика такой поворот стал большей неожиданностью: Турция — традиционный геополитический противник, наследник Османской империи, с которой Россия вела многочисленные войны, государство, враждебно настроенное к политическому союзнику на постсоветском пространстве — Армении и, наконец, потенциальный центр притяжения для мусульманских республик, например, Азербайджана. Турция, стоящая в очереди в ЕС, и, соответственно, уязвимая к давлению с его стороны. История развития проекта началась в 2014 году. В апреле 2014 года ЕС рекомендовал отказаться от строительства Южного потока, однако переговоры России со странами-участниками проекта продолжались до 1 декабря 2014 года, пока Президент России не объявил об отказе от Южного потока и прокладке нового трубопровода через Турцию. Был подписан меморандум о взаимопонимании по строительству морского газопровода через Черное море в направлении Турции между российским Газпромом и турецкой «Botas Petroleum Pipeline Corporation». Россия взяла обязательство по прокладке трубопровода до Турции и поставке газа в 63 млрд м³ , из которых около 80% должно было проследовать в Грецию, откуда затем — в остальную Европу, оставшаяся доля — Турции. 8 мая российская сторона заявила, что начинает прокладку трубы по дну за счет собственных инвестиций, поскольку турецкая сторона отказалась от капитальных вложений. Турция не только не вкладывала в проект, но на конец года так и не заключила соглашение с Россией, а Россия по сообщениям прессы к прокладке уже приступила. Средства, которые вероятно были уже выделены, попали в те же карманы, что в свое время обогатились за счет виртуального строительства Южного потока. А далее уже была трагедия со сбитым российским Су-24 и замораживание Турецкого потока. Характерная схема. В ней постоянно присутствует поток бюджетных трат и интересные подрядчики с повторяющимися фамилиями. И неважно, что поток бюджетных средств зарыт в буквальном смысле в землю в виде никому не нужных уже труб. Он состоялся, а значит состоялись и денежные ручейки, ведущие все туда же. Что на турецком направлении, что на китайском, о чем еще разговор впереди.


УКРАИНСКИЙ ПРОЩАЛЬНЫЙ ВАЛЬС

ХП: Отношения с Украиной строятся на принципе прагматизма, в основе которого лежат энергетические интересы России.

СИ: В концепции внешней политики Украина значилась как приоритетный партнер на постсоветском пространстве. После присоединения Крыма произошло обострение двусторонних отношений, в целом ситуация в 2015 году не изменилась. В мае 2015 года МИД Украины предложил странам НАТО учредить фонд для борьбы с российской пропагандой. П. Порошенко подписал три закона антисоветской направленности: закон «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов на Украине и запрет пропаганды их символики», уравнявший символику нацистов с коммунистической, провозгласивший оба этих явления террором. Согласно этому закону запрещается использование и сохранение советской символики, включая наименование областей и населенных пунктов, присутствие советских символов на зданиях и др. В условиях тяжелого экономического кризиса кабинет П.Порошенко предлагает потратить средства на переименование, снятие символик, в то время как страна остро нуждается в любых источниках финансирования просто на жизнь. Таковы приоритеты.

Закон «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 — 1945 годов» также предусматривает отказ от советской лексики — понятие Великой Отечественной войны заменено на Вторую мировую войну. Вина за начало войны возложена и на СССР — «война началась в результате договоренностей национал-социалистического (нацистского) режима Германии и коммунистического тоталитарного режима СССР».

Наиболее скандальный закон, реабилитирующий преступников ВОВ, — это закон «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке», согласно которому деятельность ОУН-УПА на Украине признается как борьба за независимость. Новыми героями, на примере которых предложено воспитывать украинских граждан, стали преступники, истреблявшие гражданское население. Россия демонизируется как наследница СССР в глазах поколения, выросшего на суверенной Украине. Тактика Запада по размежеванию двух братских народов на основе разыгрывания карты национализма, как и в годы Первой мировой войны, создает угрозы целостности единого цивилизационного пространства.

В апреле Верховная Рада приняла постановление «Отпор вооруженной агрессии Российской Федерации и преодоление ее последствий», согласно которому Россия признается страной агрессором с 20 февраля 2014 года. Единственный возможный путь нормализации отношений для Рады — это возврат Крыма. Рада требует немедленно вернуть «аннексированные территории Автономной Республики Крым и города Севастополя под контроль Украины». Это должно сопровождаться прекращением действий на Востоке. В ноябре Украина обесточила подачу электроэнергии в Крым.

Российская сторона также идет на обострение отношений с Киевом: это и неопределенность переговоров по газовому вопросу, подписание указа о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в отношении Украины в связи с вступлением в силу с 1 января экономической части ассоциации Украины с ЕС. С 1 января в отношении украинских товаров будут действовать те же ограничения, что и для европейских производителей. Украина также приняла закон, позволяющий кабинету министров применять меры в сфере внешнеэкономической деятельности в ответ на дискриминационные действия «государства-агрессора» в отношении Украины.

Таким образом, отношения между странами сохраняют свой враждебный характер: Россия даже не пытается преломить ситуацию ненавистного отношения украинского населения к России и к совместному советскому прошлому.


УСИЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ: ОТ САНКЦИЙ ДО СТРАНЫ-ИЗГОЯ

ХП: Россия восстанавливает свою международную субъектность, Европа и США готовы отменить санкции, с нами считаются как важными партнерами на международной арене. Политическая изоляция сломана.

СИ: Россия не преодолела кризис взаимоотношений с западным миром, более того, продолжает настраивать против себя и другие государства — Турцию, Египет. Перечень новых ограничительных мер и доказательств того, что Россия остается в изоляции, множество. Вспомним лишь некоторые из них.

Во-первых, это сохранение, продление и усиление санкций. Европейский союз продлил санкции до 31 июля 2016 года под предлогом того, что Россия не обеспечила надлежавшего исполнения Минских соглашений. Ясно почему: Украину за неисполнение минских соглашений кредитуют, а Россию изолируют. Это не игра в детсаду, а политика, стратегия. Не видеть ее и играться в партнеров?

22 декабря США существенно расширили как «черный», так и секторальный санкционные списки против России. В «черный список» (SDN List) добавлены компании и банки, активно работающие в Крыму, а также связанные с действующими компаниями под санкциями: Генбанк, Крайинвестбанк, Инресбанк, Мособлбанк, Технопромэкспорт, Волгограднефтемаш и другие. В список секторальных санкций (со значительно менее строгими ограничениями) добавлены дочки Сбербанка, ВТБ, в том числе ВТБ 24, «Ростеха» и «Яндекс. Деньги», а также «РТ-Глобальные ресурсы» (дочка «Ростеха», управляющая сырьевыми и инфраструктурными проектами).

Во-вторых, Россию дискредитируют на международной арене, в том числе лишая ее права участвовать в культурно-спортивных мероприятиях. Это и инцидент с Й. Блаттером и объективностью получения права на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и допинговый скандал в Легкой атлетике, когда российские спортсмены были обвинены в употреблении допинга, а российская антидопинговая лаборатория РУСАДА в сокрытии данного факта, фальсификации данных. В итоге был введен временный запрет на участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Всемирное антидопинговое агентство (WADA) рекомендовало дисквалифицировать Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА), лишить лицензии Московскую антидопинговую лабораторию и отстранить российских легкоатлетов от соревнований по легкой атлетике. Под угрозой находится Чемпионат мира по футболу 2018 года.

В-третьих, Россию по-прежнему избегают мировые лидеры. Это подтверждает празднование семидесятилетия Победы. О своем отказе участвовать в Параде 9 мая заявили лидеры западного мира — Барак Обама и Ангела Меркель, а также лидеры Польши, Чехии, Финляндии, Израиля, Черногории, Южной Кореи, Болгарии, всех стран Прибалтики и др. Примечательно, что восточноевропейские республики, пострадавшие от фашизма и длительное время проводящие более лояльную политику к Москве — Болгария и Чехия — тоже отказались от участия в параде. С одной стороны, это стало следствием неприятия присоединения Крыма, а с другой стороны — о каком их участии в Празднике Победы может идти речь, когда обе стороны находятся, фактически, в конфронтации. Одни вводят санкции, другие применяют продовольственное эмбарго — партнерскими такие отношения не назовешь. Из стран постсоветского пространства об отказе заявили не только государства, ориентированные на Европу — Молдавия и Украина, но и президент Белоруссии, оправдавший свое решение необходимостью принимать Парад в Минске.

В-четвертых, в нашей «борьбе» с терроризмом мы фактически одиноки (не считая Сирии и Ирана). К российским призывам создать мировую коалицию никто не присоединился. Международная коалиция в составе западных сил действует отдельно, Саудовская Аравия создает коалицию арабских государств. В своих действиях на Ближнем Востоке Россия вновь оказалась почти в одиночестве.

Ставка на смягчение позиций по отношению к России в корне ошибочна: санкции, а также иное давление будут действовать под разными предлогами: успех операции в Сирии, выполнение Минских соглашений или возврат Крыма. Руководству страны необходимо признать, что как это часто и бывало в отношении российского государства, санкции введены на длительный срок. А значит, и проводить политику необходимо так, чтобы страна становилась все более самодостаточной и суверенной. Но в этом плане ничего не меняется.


ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

ХП: Россия восстанавливает свою мощь на постсоветском пространстве. Успехи интеграционных процессов являются результатом дальновидной политики Кремля.

СИ: С 1 января 2015 года заработал Евразийский экономический союз, членами которого на конец года стали Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. Союз не стал, как изначально это задумывалось, политико-экономическим объединением. Он сосредоточился исключительно на проблемах экономики. Не удалось договориться и о введении единой валюты, страны вынуждены были только из-за девальвации рубля ослаблять собственные валюты и снижать уровень жизни населения. На процессы в союзе влияют следующие тенденции:

— ослабление российской экономики крайне негативно сказалось на экономическом развитии республик;

— присоединение Крыма вызвало опасения относительно территориальной целостности республик. Президент Белоруссии признал Крым-де-факто частью России, но в отношении остальных регионов указал на территориальную целостность Украины и заранее оговорил статус своей республики — «мы были и есть суверенное, независимое государство. Им и останемся», «мы не будем северо-западным краем» России. Это и иные выступления политика указывают на то, что даже без помощи западного информационного вмешательства Россия стала восприниматься и среди своих, наиболее близких, партнеров как потенциальный агрессор, хотя фактически пошла на полумеры, защитив только одну часть русскоязычного населения, и не озаботившись судьбой другой. В Казахстане действительно были напуганы «имперскими» амбициями России: ужесточили цензуру на предмет возможных публикаций (например, заблокировали издание Meduza за публикацию статьи о настроениях граждан в Усть-Каменогорске), запретили наемничество казахстанцев, но одновременно пошли на смягчение языковой политики, чтобы русскоязычное население, которое составляет чуть более 20%, не выступило с аналогичным призывом как на Донбассе, где языковое самоопределение сыграло важную роль в развитии кризиса. Киргизия и Армения, не граничащие с Россией, не испытывают аналогичной озабоченности. В Армении численность русских и русскоговорящих составляет менее 1%, в Киргизии на русском говорят только 12,5%, в то время как в Казахстане и Белоруссии эти показатели составляют 95% и 70,2% при доле русских в Казахстане 23,7%, в Белоруссии существенно меньше (8,3%), но часть белорусов, согласно опросам, ассоциирует себя с русскими как единый народ;

— введение Россией самоэмбарго сначала на продовольствие из ЕС, а затем из Турции значительно затруднило отношения между странами союза, поскольку российская сторона выдвинула обвинения в адрес своих партнеров;

— ни Казахстан, ни Белоруссия не разорвали сотрудничество и торговлю с Украиной, не ввели ограничения. Более того, Белоруссия не планирует выходить из зоны свободной торговли с Украиной.

Евразийский экономический союз зиждется исключительно на прагматизме российской политики: в основе лежат сугубо экономические интересы, а значит, что говорить о перспективах такого союза в условиях ухудшающегося кризиса в российской экономике не приходится. Место России при подходе с доминированием прагматических интересов, а не ценностей с легкостью, увы, займет более успешная экономика — китайская.


КИТАЙ — ДРУЖБА НЕ СОСТОЯЛАСЬ

ХП: сотрудничество с Китаем — это приоритетное направление внешней политики. Китай призван стать альтернативой западным партнерам.

СИ: Прокитайский вынужденный вектор внешней политики России, как показал опыт 2015 года, не оправдан ни с позиции ожиданий российской элиты, ни с точки зрения национальной безопасности страны.

Российская элита надеялась, что Китай станет альтернативой западным партнерам. Однако, в 2015 году товарооборот сократился: за 9 месяцев он упал на 29,3%, при этом экспорт сократился на 20%, а импорт на 36%, что вполне закономерно на фоне снижения цены нефти (а именно нефть составляет значительную долю в структуре китайского импорта) и девальвации рубля (в результате сократились объемы импорта). Китайские банки отказались кредитовать российский бизнес из-за опасений попасть под санкции. Китайский инвестор приходит только в те отрасли, которые могут служить задачам развития китайской экономики — в первую очередь добычи топливно-энергетических ресурсов.

Контракт с Китаем по поставкам газа по газопроводу «Сила Сибири-2» (западный маршрут, так называемый трубопровод «Алтай») не подписан до сих пор. Новая дата заключения — весна 2016 года, хотя еще в сентябре фигурировал конец 2015 года. Пока проект существует в виде соглашения об основных условиях трубопроводных поставок природного газа из России в Китай и предусматривает поставки в Китай газа из западных месторождений в объеме 30 миллиардов кубометров в год на первом этапе.

Проект «Сила Сибири», несмотря на свою явную экономическую несостоятельность (вложения за три года составят порядка 480 млрд. руб.), уже строится. Правда, очевидно, что для некоторых российских фигур состоятельность освоения бюджетных подрядов вполне конкретна. Завершение планируется через четыре года. В июне Китай приступил к строительству газопровода на своей стороне, однако впоследствии в российской прессе не появлялось сообщений о состоянии китайского участка. Китай согласно контракту вправе отложить ввод в эксплуатацию трубопровода на один-два года. Российская сторона планировала до конца года проложить участок в 42–50 км. Однако в марте появилась информация, что Газпром может отложить реализацию в пользу проекта «Сила-Сибири-2», контракт по которому до сих пор не заключен. Если информация подтвердится, то «Сила Сибири» будет достроена после завершения строительства газопровода «Алтай». В октябре было объявлено, что возникли технические сложности — логистическая проблема, для решения которой необходимо проведение дноуглубительных работ на реке Зее в Амурской области, так как существующий фарватер ограничивает осадку судов и объемы перевозки грузов. А это требует уже дополнительного инвестирования из бюджета порядка 1,7 млрд. руб. До сих пор не заключено соглашение о строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур, хотя и предполагалось, что подписано оно будет в ходе визита премьер-министра РФ Д. Медведева в Пекин.

Очевидно, что и без того убыточный для России проект можно будет считать ошибкой века — вложенные средства не окупятся, а Россия еще на долгие 30 лет сориентирует торговлю с Китаем на формулу «поставщик сырья-мировая держава». Ни экономического подъема, ни новых факторов роста экономики эта стратегия не принесет. Ни прибыли. Кроме конечно упомянутых выше фигур.

Экспансия Китая в последний год заставляет насторожиться: китайские компании уже приобрели такие активы, как 9,9% акций проекта «Ямал СПГ» (Китайский Фонд Шелкового пути), сообщалось, что Китай может принять участие в покупке акций Роснефти (правительство планирует продать в 2016 году 19,5-процентный пакет своих акций) и др. К этому стоит добавить и осуществление проекта Пояса Шелкового пути, который по сути призван через коридоры в обход России связать Китай с европейским и турецким рынками, а также обеспечить китайскую экономику ресурсами — природными ископаемыми из стран Центральной и Средней Азии.

Очевидно, что маневр разворота на Восток является такой же необдуманной стратегией, как и турецкий вектор, как сирийская авантюра.


ВЫТЕСНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНКИ

ХП: Официальная позиция: Европа чрезмерно зависима от российских энергоресурсов, им просто не выгодно объявлять нам эмбарго, они не смогут компенсировать российские энергоресурсы. Ответ российских чиновников на информацию о вытеснении российской нефти саудитами — все обойдется, этого быть не может, не нужно паниковать, ведь европейские НПЗ проектировались под определенное качество нефти, поэтому для перехода на нефть саудитов нужна модернизация НПЗ, ведь у России географические преимущества перед нефтью саудитов, ведь есть такой фактор как конкуренция.

СИ: Введение эмбарго — это инструмент прямого давления, который может причинить вред и самой Европе — поднимется европейская общественность, которая тут же просчитает возможные риски в виде удорожания энергоресурсов или еще одного ответного шага российских властей в виде запрета на очередную группу товаров. Действия в этой части проходят более мягкими инструментами — российских поставщиков планомерно вытеснят нефтегазовые компании других стран. И маховик этого процесса уже запущен. Саудиты, которые ранее в Европу отправляли не более 10% своего экспорта, стали активнее проникать на европейский рынок. Они уже вышли с поставками дешевой нефти в восточно-европейские страны, в первую очередь в Польшу через порт Гданьск, в Венгрию. Приступили к демпингу цен и в начале октября увеличили скидки для покупателей своей нефти: цена поставок нефти в Азию снижена на $1,7 за баррель, на Дальний Восток на $2 и на 30 центов — для США. В сентябре саудиты, как и Россия, увеличили производство нефти. Кстати, демпинг на Востоке — шаги к вытеснению российской нефти и оттуда, в частности, из Китая. Демпингуют при этом не только саудиты, но и другие ближневосточные государства — Ирак, Кувейт и Катар, которые стали снижать цены и продают нефть уже с дисконтом к цене лидера ОПЕК Саудовской Аравии. Подобная политика для России угрожает потерей рынка сбыта в Китае, куда Россия направляет 10,7% своей нефти и остальных азиатский стран, на долю которых совместно с Китаем приходится 23% экспорта российской сырой нефти. Предложение нефти по заниженным ценам от саудитов становится все более привлекательным для иностранных компаний, которые переходят с российской нефти на черное золото саудитов. К числу таких компаний относятся Eni, Shell, Total и европейское подразделение американской компании Exxon. Ползучее эмбарго против России разворачивается.

Штаты отменили действовавший на протяжении 40 лет запрет на поставки американской нефти. По оценкам, к 2024 году в результате отмены эмбарго, которое приведет к стимулированию отрасли, США смогут выйти на четвертое место в числе крупнейших поставщиков нефти, уступая только Саудовской Аравии, России и ОАЭ. Еще большая угроза для российской нефтянки — это возвращение на рынок Европы иранской нефти. Эмбарго в отношении Ирана было введено в 2012 году. В результате внешних ограничений Иран снизил объемы ежегодной добычи нефти на 39,6 млн тонн нефти в год, что составляет 22,4% российских поставок в Европу. При отмене санкций страна смогла бы восстановить прежние объемы, согласно оценкам Тегерана, — удвоить экспорт нефти в течение шести месяцев. Иранское правительство рассчитывает, что после снятия с государства международных санкций оно сможет привлечь в нефтехимическую отрасль частные инвестиции в объеме порядка $70 млрд. Власти страны к 2025 году намерены увеличить объем мощностей для производства нефтехимической продукции до 180 млн. тонн в год с нынешних 60 млн. тонн в год, то есть в три раза! При этом страна намерена экспортировать примерно половину производимой продукции.

Учитывая обвал котировок нефти, вытеснение российской нефтянки с европейского рынка, стоит ожидать, что нефтегазовая отрасль в скором времени не сможет быть локомотивом российской экономики, а значит, эра нефтяной скважины подходит к концу, и если не приложить усилия к восстановлению страны, то российская экономика погрузится в беспросветную стагнацию.


ВОЕННОЕ КОЛЬЦО ВОКРУГ РОССИИ

ХП: Россия показала миру свою военную мощь. По словам Председателя комитета Госдумы по международным делам Алексея Пушкова «продемонстрированные Россией военные и оперативные возможности были шоком для США. Там считали, что способностью вести такую массированную ракетно-бомбовую войну обладают только Соединенные Штаты и НАТО».

СИ: Опасность военного усиления геополитического противника состоит и в том, что Россию втянут в гонку вооружений. В войну втянуть уже удалось, и это факт, а в отношении гонки вооружений вопрос пока открытый — насколько рациональным станет распределение бюджетных средств в будущем. Уйдет все это на обеспечение реального оборонного заказа или осядет в карманах чиновников, как это случилось со средствами, выделенными на строительство космодрома «Восточный». В любом случае, пока Россия воюет за непонятные интересы в Сирии, на подступах к границам ситуация только обостряется. Согласно заявлению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга блок проводит «самое масштабное укрепление коллективной безопасности после окончания Холодной войны». Уже увеличилась активность военных учений в странах Восточной Европы, в которых принимают участие военнослужащие из Бельгии, Чехии, Германии, Венгрии, Латвии, Голландии, Норвегии, Польши и США. Практически постоянно корабли нечерноморских государств пребывают в Черном море. США объявили о планах разместить в семи европейских государствах около 250 единиц тяжелой техники — танков, гаубиц и БМП. Готовность принять технику выразили Польша, Румыния и прибалтийские республики. При необходимости ее можно будет перемещать по регионам, а поскольку страны НАТО не связаны соглашением ДОВСЕ ничего не останавливает их концентрировать военную технику в определенных случаях вблизи российских границ. Генеральный секретарь НАТО заявил о планах увеличить численность сил быстрого реагирования до 40 тысяч человек, хотя еще в феврале эта цифра в планах достигала 30 тысяч. Сейчас она составляет 13 тысяч, а трехкратное увеличение официально объясняется необходимостью реагирования на вызовы, исходящие от Ближнего Востока и России. Через помощь в рамках НАТО планируется усилить обороноспособность граничащих с Россией прибалтийских республик. Эстония уже увеличила военные расходы, выделив рекомендуемые блоком 2% от ВВП, планируется сотрудничество с размещенным в Эстонии центром кибер-обороны НАТО. Эстония готова разместить вооружение и материально-техническое обеспечение для механизированного батальона НАТО, заключила соглашение об оборонных инвестициях. Латвия положительно оценила решение США разместить военную технику в Восточной Европе. НАТО содействует укреплению обороноспособности государств, интересы которых пересекаются с российскими. Это Молдавия, угрожающая находящейся под протекторатом России Приднестровской Молдавской республике, и Украина, воюющая с пророссийски настроенными ополченцами. В НАТО утвердили программу по усилению обороноспособности Молдавии. Молдавская сторона выступила с предложением открыть в Кишиневе бюро НАТО. Военная помощь Украине осуществляется через каналы НАТО и двусторонние контакты с государствами-членами НАТО. Украина вынесла на ратификацию два договора о сотрудничестве с НАТО — один относительно вопросов консультаций, управления, связи, разведки, наблюдения и рекогносцировки в рамках программы «Партнерство ради мира», второй — Соглашение о сотрудничестве в сфере поддержки между правительством и НАТО по поддержке и поставкам (ОНПП). Сенат США одобрил законопроект о предоставлении Украине военной помощи на сумму в $300 млн. в виде радаров, противотанкового оружия и другой военной помощи.

Угрозы, стоящие перед Россией в части усиления военного давления, будут только нарастать, и причина кроется в том, что в условиях отказа от ценностной повестки Россия стремительно утратила свое влияние в сопредельных странах, образовавшийся ценностный вакуум был заполнен европейскими и американскими идеалами и материальными инфраструктурами.

2015 год завершился. Будем объективны: желаемая слава и почет российского оружия — это миф, придуманный российской пропагандой, как в свое время установки в период кампании в Афганистане. Россия не стала сильнее за этот год, не обзавелась надежными и верными партнерами, как это объявил в своем послании 2014 года Президент страны — «наша цель — приобрести как можно больше равноправных партнеров: как на Западе, так и на Востоке». Власть не отказалась от экономизма во внешней политике, не осознала ошибочность устранения ценностной компоненты. Мы не стали сильнее, хотя некоторые за звоном бряцания оружия и услышали звук российской мощи.

Кажется, они обознались, спутав его с дребезжанием выходящего из строя либерального механизма конструкции российского государства.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Итоги года и ожидания на 2016 год

Последние месяцы Башара Асада

Китай-Россия: медвежья услуга

Исламское государство под российским прицелом

Новый удар в спину: транспортные коридоры обходят Россию

Почему после Турции Китай?

Турецкая истерия

Россия-Сирия и постсоветское пространство

Сирийский исход: попранные обещания народу



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4107
18911
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика