Изменится ли жизнь регионов?

Изменится ли жизнь регионов?

Эксперт Центра Сулакшина Наталия Игоревна Шишкина.

В ходе 395-го заседания Совета Федерации выступил вице-премьер Дмитрий Козак, уже не единожды занимавшийся реформами региональной политики, и в этот раз снова предложивший её изменить.

Отмечается, что вице-премьер выступил за введение ответственности региональных властей перед федеральным центром за неисполнение экономических обязательств. Причем если логично было бы предположить, что ответственность региональных властей подразумевается в виде отставок и отстранений, то наши власть имущие как всегда внезапны и непоследовательны.

Не выполнил регион экономические обязательства? Значит, наказывать будем рублем население за нерасторопного руководителя. Видимо, чтобы регион и вовсе лишить возможности хоть когда-нибудь нарастить экономический потенциал. Руководитель региона определенные политические последствия тоже получит, конечно, но даже если его сменят — с чем останется его сменщик? С регионом, в котором за экономический развал население заплатило, и потому регион стал ещё беднее, чем был до этого?

Кроме того, идея-то в целом не нова, и является логическим продолжением грантов успешным регионам. Одних поощрять — тех, что прибыльнее, — а те регионы, которые плохо справляются, должны быть наказаны.

На самом деле, такой принцип ответственности напоминает управление в здравоохранении и образовании: если больница или школа обладает недостаточными финансовыми средствами и не может эффективно обновляться, то за это её надо ещё лишить финансирования, оштрафовать и в конечном итоге объявить неэффективной и слить с другой организацией. Так что можно говорить, что этот принцип управление — штрафовать должника без средств за невозвращение долга — стал общим как для решения отдельных частных вопросов, так и для организации жизни государства на более масштабном уровне.

При этом совершенно не учитывается специфика большинства регионов страны, их транспортная доступность, развитость инфраструктуры. Наиболее выгодными оказываются нефте- и газодобывающие регионы, в то время как южные регионы России, занимающиеся преимущественно сельским хозяйством, оказываются в наиболее бедственном положении. В отличие от нефтяных скважин, сельское хозяйство требует значительно больших усилий. Так же и с транспортом и другой инфраструктурой: отдаленные регионы, малозаселенные регионы, регионы с оттоком населения не могут принести прибыль, быть «успешными» из-за отсутствия нормальных условий, а чтобы создать эти условия, необходимо вложиться. Но вместо этого — невыполнение планов и ещё большее обнищание.

Ещё одна старая идея, выдаваемая за новую, — это политическая ответственность глав регионов. На самом деле, с 2012 года губернаторы, не справляющиеся со своими обязанностями, могут быть отстранены за невыполнение возложенных на них федеральных функций. Да, возможно, новизна предложения в том, чтобы дать больше поводов для отстранения главы региона — охватывая не только исполнение федеральных полномочий, но и всех остальных. Но так ли спасает этот порядок сейчас? Центр ни разу не вводил внешнее управление или временную финансовую администрацию. Единственное, что было — это когда самолично президент терял доверие к тому или иному губернатору и он был смещен. В любом другом случае порядок не действовал. Вряд ли и сейчас будут серьезные последствия.

Второе предложение, которое, пожалуй, более-менее можно назвать новым — это идея о специализации регионов, создание «стратегии пространственного развития», исходя из которой будут размещать производства. Но, во-первых, в российской истории это уже было во времена Советского Госплана, и было на корню разрушено, а во-вторых, что же раньше этого не делали, а размещали исходя из харизмы губернатора? Получается, что столько лет производства размещались абы как и абы где, вне зависимости от перспективы развития? И об этом было известно, но никто ничего не сделал, чтобы изменить подобное положение дел, ведь, по сути, это означало частично выбрасывать деньги на ветер, частично — тормозить развитие страны в целом. Потрясающе искреннее признание в некомпетентности и нежелании видеть дальше одного дня.

Кстати, кто размещать и планировать собирается? Уж не государство ли, которое бюджет и инвестиции только сокращает? А частнику ваши планы и соображения о размещениях как-то побоку…

И третье предложение выдвинуто в соответствии с поговоркой «новое — это хорошо забытое старое»: предлагается вернуть муниципалитетам давать право вводить собственные местные налоги. А зачем забирали? То есть следующая реформа по принципу этих странных качелей будет — опять забирать? Не учитывается, что население, обложенное налогами со всех сторон и так при заморозке индексаций зарплат и пенсий, больше, чем получает, всё равно не отдаст.

Муниципалитеты введут новые налоги, но какова будет собираемость этих налогов, много ли будет конфликтов, с этим связанных, — вопрос. Может получиться ситуация, когда наиболее бедная местная власть или местности, слабо заселенные, попытаются компенсировать недостаток ресурсов для дальнейшего развития. Но за счет введения налогов, произойдет отток населения из данной местности в местность с меньшим количеством и суммой местных налогов. В результате слабо заселенные или бедные (преимущественно сельские) местности останутся обезлюженными. Чтобы этого не произошло, лучше было бы выровнять финансовое распределение между регионами и центром, а не вводить дополнительные налоги для населения. Например, передать с федерального уровня не только полномочия, но и право собирать налоги в достаточном для исполнения полномочий объеме, либо, как сделано в ФРГ, Франции и США с подоходным налогом и налогом на добавленную стоимость, оставлять определенный процент с собранных налогов в региональном бюджете.

К слову о полномочиях. За прошедшие 10 лет с 2005 по 2015 год регионам были переданы 630 полномочий, из которых оплачивается регионам в соответствии со всеми процедурами только 117. У вице-премьера возникает противоречие: с одной стороны, он говорит, что в таких условиях регионы завалены нефинансируемыми мандатами, но при этом дефицита бюджета у регионов якобы нет, какой-то жалкий 1%. Этот процент получился у Козака следующим образом: на исполнение своих полномочий регионы вынуждены тратить 35 миллиардов рублей за свой счет, из которых 25 миллиардов приходится на Москву и северную столицу, а 10 миллиардов — на остальные регионы. Поэтому дефицит составляет всего лишь 10 миллиардов рублей или 1%. Почему-то вице-премьер решил не сравнивать, сколько требуется средств на выполнение всех полномочий и фактического уровня финансирования.

Не стал вице-премьер и говорить о том, насколько сходится дебет с кредитом в региональных бюджетах. Почему-то очень простая мысль, что денег нет в региональных бюджетах — поэтому и вкладывать они могут только 10 миллиардов на всех, не доходит до Кремля.

Кстати, и спикер Совета Федерации опровергает довод о низком дефиците. В своем интервью ОТР Валентина Матвиенко заявила, что дефицит бюджета зафиксирован в 76 регионах, а финансовое положение большинства регионов ухудшилось в последние пять лет. По её словам, в регионах остается 35% всех доходов в среднем, а 65% уходит в федеральный бюджет. Также она указала, что главы регионов из-за этого теряют время на выбивание денег из Центра вместо развития собственного экономического потенциала.

Слова Валентины Матвиенко совершенно верны. Регионы вынуждают вместо решения задач развития постоянно искать на него деньги. Они оказываются обескровленными. Но возникает вопрос: неужели ранее, когда проводились реформы, передачи полномочий регионам и формировалось такое соотношение в распределении финансовых средств между регионами и центром, этого не понимали? Почему сейчас, когда Россия переживает не самые лучшие свои времена?

Первый вывод, который напрашивается: впереди выборы в Государственную Думу. Учитывая, что предыдущие закончились волнениями, при том, что ситуация в стране всё же была менее нервозной в целом, все эти вопросы и обсуждения их решений не приведут к реальным результатам. Это нужно, чтобы задобрить региональный истеблишмент, показать заботу центра о регионах, снизить градус недовольства.

Однако возможно и другое. Такая внезапная забота о регионах является подготовкой не столько к выборам-2016, сколько к выборам-2018. Надувать рейтинг искусственным путем с каждым годом становится всё сложнее. Поддержка региональных властей также не отличается положительными для власти масштабами. Скорее, даже наоборот: любые бедствия, проколы во внутренней политике и недовольства жители связывают прежде всего с региональной властью, наивно полагая, что власть всероссийская не знает об этом. Царь хороший, это поместные бояре плохие, а царь об этом даже не знает.

Но менять региональных чиновников, выгодных и лояльных Кремлю, накладно и нежелательно. Их надо сохранить на своих местах. А для этого — действовать не только манипулятивными приемами, но и более реальными решениями. Например, немножко вложить всё-таки в регионы, чем успокоить граждан. И обеспечить поддержку. В конце концов, ничего в сути нового предложено не было, тезисы Дмитрия Козака и Валентины Матвиенко звучали и в 2003 году, перед выборами в Госдуму и предстоящими выборами президента, и в 2010 году. Каждый раз накануне выборов говорили одно и то же, но мало что изменялось.

Хорошо ли это для простых россиян? С одной стороны, небольшие улучшения лучше их отсутствия. С другой — принципиально ничего не поменяется.

Нет оснований для кардинальных перемен, единственная мотивация — сохранение власти. Она может помочь лишь в тактическом улучшении жизни простых россиян, но в конечном итоге, когда уступки станут уже не нужны и власть получит продление своих полномочий, обещания либо не будут выполнены, либо население получит вновь «непопулярные решения». Их всегда принимают, когда до выборов уже будет опять далеко.

Да и что ждать от одних и тех же людей, с одними и теми же идеями, с одним и тем же уровнем дееспособности, с одним и тем же уровнем ответственности, и, наконец, с одним и тем же уровнем совести…



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
589
2300
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика