Измерение оттока капитала из России

Измерение оттока капитала из России

Одной из проблем российской экономики был и остается отток капитала. В январе- феврале 2014 года он составил $35 млрд. Сейчас Правительство разрабатывает комплекс мер по деофшоризации российской экономики.

Проблема вывоза капитала для России была актуальна всегда, особенно в годы после финансового кризиса. По официальным данным Центрального Банка отток капитала сменился ввозом в 2006 и 2007 году. Однако методика расчета ЦБ вывоза капитала давно вызывала вопросы в кругу экспертов. Альтернативные расчеты показывают, что в России бегство капитала не прекращалось и в 2006-2007 г.

Альтернативный расчет выполнен Ермоловым М.О.

Вопрос о том, что такое отток капитала и каким образом его измерить, мог бы считаться узкоспециальным, если бы экономика РФ не имела столь высокой зависимости в своем развитии от внешних факторов. Причем в последние годы эта зависимость проявляется в большей степени при негативном влиянии, чем при позитивном. Показательными примерами такого влияния служат состояние российского фондового рынка и высокая инфляция, которые практически похоронили пенсионную реформу начала 2000-х. Другой пример – максимальное падение российского ВВП (до 10%) среди стран с сопоставимым уровнем развития экономики, а также обесценение национальной валюты на 30% в период финансового кризиса 2008-2009 гг.

Когда говорят о «бегстве» капитала, то часто имеют в виду беспорядочный, стихийный, неорганизованный процесс с широким использованием нелегальных схем вывода капитала. В случае России, где доля сомнительных операций и ошибок и пропусков в вывозе капитала частным сектором колеблется в среднем от 30% до 70%, представляется обоснованным говорить именно о бегстве капитала. Но в отличие от других стран в российской практике мы имеем дело, напротив, с сознательным, регулярным, хорошо организованным и целенаправленно осуществляемым перемещением капитала за рубеж с использованием нелегальных схем. Таким образом, для описания российской практики наиболее подходящим оказывается термин «отток капитала», включающий в себя ситуации бегства капитала и подразумевающий противоположность целей экспортеров капитала интересам национальной экономики.

Методология ЦБ РФ расчета оттока капитала охватывает только некоторые объемы трансграничного движения денежных средств, которые относятся к категории капитала и формируют его отток. Из-за неполноты охвата потоков капитала данные ЦБ РФ при их расширительной трактовке часто дают искаженную и более благостную картину, чем есть на самом деле. В этой связи вряд ли можно утверждать, что рассчитываемый ЦБ РФ показатель адекватно характеризует отток капитала и из частного сектора, и в целом из экономики, а также, что он пригоден для макроэкономического прогнозирования.

В декабре 2012 года было опубликовано исследованиекомпании «Эрнст энд Янг» (E&Y), Российского фонда прямых инвестиций и Центра национального интеллектуального резерва МГУ о масштабах оттока капитала. В Исследовании справедливо отмечается, что рассчитываемый ЦБ РФ и обсуждаемый в СМИ показатель оттока капитала является бухгалтерским, при его расчете не рассматривается экономическая суть транзакций. Также отмечается, что существующая в России методика расчета показателя оттока капитала не используется ни в одной из ведущих и развивающихся экономик.

Для России с недостаточным уровнем развития национального рынка капитала и с хронически недоинвестированной экономикой гораздо большее значение имеет показатель общего изъятия инвестиционных ресурсов из экономики. Отметим, что с точки зрения экономической науки, а не бухгалтерских правил, к категории капитала следует относить все созданные человеком ресурсы, которые извлекаются из потребления в настоящем (накапливаются) и используются для извлечения прибылей в будущем. При таком подходе совершенно оправданным будет широкий взгляд на денежные потоки, отражаемые в платежном балансе, т.е. отнесение к капиталу не только частных потоков по финансовому счету, но и инвестиционного дохода, а также аналогичных потоков государства и операций по капитальному счету. В рамках предлагаемого подхода объемы ввоза/вывоза капитала частным сектором, рассчитываемые ЦБ РФ, будут соответствовать части общих потоков капитала.

Если рассматривать отток капитала из частного сектора по двум счетам – финансовому и счету инвестиционных доходов, то отрицательное сальдо за последние 5 лет составит 610,0 млрд. долл. США, а с 2000 г. – 661,8 млрд. долл. США. Этот показатель более, чем в 2 раза превышает объем вывоза капитала частным сектором, который рассчитывает ЦБ РФ – 302,5 млрд. долл. США за период с 2000 г.

Кроме частного сектора в формировании трансграничных потоков капитала по финансовому счету участвует государство через органы государственного управления (федеральные и субъектов федерации) и органы денежно-кредитного регулирования, операции которых отражаются на отдельных счетах платежного баланса. В период ввоза частного капитала его вывоз государственным сектором вырос в 3 раза в 2006-2007 гг. по сравнению с 2004 г. и достиг 120-130 млрд. долл. США. Здесь же необходимо отметить, что в экономике РФ велика роль контролируемых государством компаний и госкорпораций, чьи операции формально не попадают в государственный сектор, но, по сути, являются квази-государственными.


Рис.1. Отток капитала из России (по данным Центрального Банка, альтернативная методика расчета)

В течение сравнительно короткого времени после вступления в МВФ Россия либерализовала совершение трансграничных капитальных операций, прежде всего, в интересах получения экономических выгод от притока капитала.

На протяжении последних 13 лет РФ, не получила осязаемых выгод от либерального режима движения капитала в виде притока инвестиций и удешевления финансовых ресурсов на внутреннем рынке. Негативный же эффект состоит в том, что общий отток капитала за это время - 1092,5 млрд. долл. США значительно сократил доступные ресурсы для инвестиций, ограничивал экономический рост, усиливал влияние внешней конъюнктуры и риски неблагоприятного развития. Особый драматизм этой ситуации придает ускоренная эмиссия денег и финансовых инструментов ведущими странами как средство преодоления кризиса и оживления собственной экономики.

Уроки последнего кризиса и поиск новой парадигмы экономического роста в РФ выдвигают на повестку дня не только вопрос об измерении оттока капитала, но и необходимость анализа выгод и издержек от либерального режима движения капитала, соответствия такого режима дальнейшим экономическим интересам, целесообразности мер контроля за движением капитала.

М.О. Ермолов, 10.02.13. Статья опубликована в газете Бизнес и банки.

Читать полный текст статьи >>>


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2457
7641
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика