Кадры решают все!

Кадры решают все!

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.соц.н., Надежда Хвыля-Олинтер

Грамотная кадровая политика определяет степень эффективности и результативности управления. Компетентность, профессионализм, патриотизм, честность – качества, которыми в идеале должен обладать государственный служащий, отвечающий за определенный участок большой работы по управлению государством. Российские чиновники в большинстве своем сегодня составляют отдельную касту, объединенную специфическим образом жизни, общими интересами (зачастую лежащими в противоположной от интересов государства плоскости). Интересно, что по данным социологического опроса такую точку зрения разделяют не только 76,2% опрошенных россиян, но и 40,5% опрошенных чиновников.[1] В целом имидж государственного служащего представлен в основном отрицательными характеристиками.

Подкрепляется такое отношение к госслужащим со стороны населения и громкими коррупционными скандалами, расследование которых не принесло никакого объективного результата. Так, отвечая на вопрос о том, будут ли расследованы нарушения, совершенные крупными чиновниками, только 10% россиян ответили утвердительно. Большинство считает, что система не изменится, и во властной элите никто не хочет серьезного расследования этих дел (см. рис. 1).


Рис. 1. Распределение ответов россиян на вопрос «Будут ли объективно и честно расследованы все нарушения, совершенные депутатами думы и высшими чиновниками?», в %.[2]

Россияне уверены, что руководители должны нести ответственность за то, что происходит в возглавляемых ими ведомствах, например, в ходе социологического опроса более 80% респондентов утверждали, что в связи с хищениями в Министерстве Обороны бывший министр Сердюков должен быть отдан под суд.


Рис. 2. Распределение ответов россиян на вопрос «Следует ли в связи с хищениями в министерстве обороны отдать под суд бывшего министра обороны А. Сердюкова?», в %.[3]

Дело «Оборонсервиса», по которому Сердюков проходил сначала в качестве свидетеля, а затем как обвиняемый, было инициировано в 2012 году, в этом же году Министр был уволен со своего поста в связи с коррупционным скандалом. В 2013 году ему было предъявлено обвинение в халатности, повлекшей за собой причинение крупного ущерба. Под эту статью, видимо, подпали и продажа по минимальной цене старинного особняка родственнику Сердюкова, и развитие бизнеса мужа сестры за счет ресурсов Минобороны РФ, и финансирование за счет средств того же министерства строительства дороги к базе отдыха, владельцем которой являлся зять обвиняемого.

Однако в феврале 2014 года следствие было прекращено, и все обвинения сняты, но не по реабилитирующим обстоятельствам, а в связи с объявленной амнистией, приуроченной к 20-летию Конституции РФ. Таким образом, по иронии ли судьбы или по устоявшейся закономерности, основной закон государства, несущий в себе либеральную идеологию, послужил на благо недобросовестным управленцам.

Из-за опасения, что общественность будет возмущена подобным исходом, о факте амнистии было объявлено с задержкой, так как перед Олимпиадой портить реноме перед гражданами не решились.[4]

Однако Сердюков запомнился не только участием в коррупционном скандале и своим последующим амнистированием. В бытность министром он инициировал реформу Вооруженных Сил России, которая заключалась, прежде всего, в кадровой чистке и коммерциализации вверенной ему сферы.[5] Множество экспертов оценили проведенную реформу как провальную, не только не принесшую позитивных результатов, но даже очевидно вредоносную для вооруженных сил, системы военного образования, и влекущую за собой как плачевные социальные последствия, так и проблемы для безопасности государства.

Чем теперь занимается чиновник, продемонстрировавший свою «компетентность» в вопросах управления? Логично было бы предположить, что высшее руководство поостережется ставить во главе какого-либо государственного объекта человека, отметившегося в коррупционном скандале и в провальном реформировании важного направления. Однако в ноябре 2013 года Сердюков был назначен генеральным директором ОАО «Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения» (ФИИЦМ), входящего в госкорпорацию «Ростех».

Центр занимается «оценкой технического уровня, качества и надежности автотракторной техники, в том числе машин специального назначения, их узлов и агрегатов в эксплуатации, на полигонах, стендах и экстремальных климатических условиях, созданием и оценкой перспективных модульных комплексов и оборудования для агропромышленного комплекса по новым инновационным технологиям возделывания, уборки и обработки продовольственных культур»[6]. С точки зрения продолжения карьеры министра новое назначение нельзя рассматривать как успешное, а вот с точки зрения интересов страны этот объект имеет довольно большое значение. Должность советника генерального директора занял Дучков, который также участвовал в деле «Оборонсервиса» в контексте незаконной продажи части полигона.[7]

Сердюков продолжает и на новом месте реализовывать свою старую стратегию. Во-первых, сократил примерно треть штата ФИИЦМ. Во-вторых, инициировал пересмотр земельных и имущественных сделок с арендаторами, среди которых, к примеру, ЗАО «Компьютерсервис» - компания, занимающаяся тестированием и обслуживанием техники для Министерства Обороны и МЧС. Последствия ожидаются следующие: после аннулирования сделки собственник в лице ФИИЦМ возвращает себе право распоряжения собственностью и обязан вернуть деньги, заплаченные ранее арендаторами по договору о сделке; так как в активах ФИИЦМ необходимые суммы отсутствуют, то арендаторы, потеряв площади и не получив деньги, будут фактически обескровлены. Далее ФИИЦМ, получив обратно землю и недвижимое имущество, сдает площади уже по совсем другой стоимости.

Вот такой пример «эффективной» кадровой политики, проводимой в государстве, наблюдают российские граждане. Вряд ли подобные явления формируют у населения доверие к властной элите, веру в ее порядочность и заинтересованность в успешности страны.

Согласно экспертным оценкам уровень клановости властно-управленческих кадров в современной России вышла на исторический максимум (за период ХХ-ХХI веков).[8] Результат подобных «успехов» прогнозируется по аналогии с тем, как развивались события в предыдущие периоды роста коэффициента клановости (см. рис. 3).


Рис. 3. Коэффициент клановости в истории Российского государства.[9]

Низкий профессионализм кадров и фактическая их безнаказанность приводит к снижению качества управления и, как следствие к снижению жизнеспособности страны. Наивно ожидать других форм поведения от людей (в данном случае чиновников), которые являются частью неверно работающего огромного механизма, поэтому ключевой вопрос заключается в том, единичный ли это случай или это тревожный симптом тяжелой болезни системы, симптом ее поражения клановостью и коррупцией.



[1] Опрос проведен Институтом социологии РАН совместно с российским представительством немецкого фонда FriedrichEbertStiftung в 2005 году. Было опрошено 1800 россиян, в том числе 300 чиновников среднего и высшего звена.

[2] Данные Левада-центра. См.: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2013

[3] См.: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2013

[4] См.: http://top.rbc.ru/society/07/03/2014/909833.shtml

[5] См. подробней: http://www.analysisclub.ru/index.php?page=putin1&art=2700

[6] http://flb.ru/infoprint/57327.html

[7] См.: http://flb.ru/info/57927.html

[8] См. подробно об этом: Властная идейная трансформация: Исторический опыт и типология: монография / В.Э. Багдасарян, С.С. Сулакшин, под общей редакцией В.И. Якунина.— М.: Научный эксперт, 2011. http://rusrand.ru/library/monographs/vlastnaja-idejnaja-transformatsija-istoricheskij-opyt-i-tipologija

[9] См.: http://rusrand.ru/analytics/kremlevskie-klany-vchera-i-segodnja


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2999
12297
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика