Как США будут решать будущие проблемы с экономикой?

Как США будут решать будущие проблемы с экономикой?

Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина

Финансовый кризис 2008–2009 годов США успешно преодолели. Но смогут ли США обойтись без войны в преодолении мирового кризиса, который не побежден до сих пор, учитывая, что Америка привыкла эксплуатировать военную повестку или вести войны, но «чужими руками»? 

ПЯТЬ АМЕРИКАНСКИХ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ

Американский истеблишмент крайне прагматичен. Он прекрасно умеет использовать уникальные методы достижения поставленных целей. Этика и мораль второстепенны по отношению к технологическим средствам решения политических вопросов. Строительству новой страны на американском континенте мешало индейское население. Способ решения вопроса был прост и радикален. За пару столетий многочисленные племена были истреблены.

В XVIII–XIX веках для строительства экономики на очищенных от местного населения территориях была необходима дешёвая рабочая сила. И вновь без всяких моральных колебаний в ход пошёл биологический материал — африканские (а поначалу европейские) рабы, в изобилии поступавшие на континент как расходный материал. Во многом благодаря использованию отменённого лишь в 1865 году рабского труда США сумели превзойти европейские страны в экономическом развитии.

Управленческие инновации англо-саксонской элиты вовсе не обязательно аморальны. Таковыми они являются лишь при необходимости — техническая эффективность превыше всего.

Неупорядоченность финансовой сферы и возросшие предпринимательские риски привели к кризису 1907–1914 годов. Для выхода из него американские элиты предприняли нестандартный ход: в 1913 году была создана Федеральная резервная система, ставшая кредитором последней инстанции и обеспечившая источник инвестиций на ближайшее десятилетие бурного экономического роста. Но уже к концу 1920-х годов практика свободного рыночного регулирования исчерпала себя и грянула Великая депрессия. Потребовался новый подход к решению экономических задач, которым стал «Новый курс» Рузвельта.


Великая депрессия в США очередь в столовую. Говорят, что в попытке очистить имидж, гангстер Аль Капоне открыл бесплатную столовую в Чикаго, чтобы накормить нуждающихся.

Следующей трудностью для экономики США стала неспособность американского правительства сохранять золотое обеспечение доллара в 1970-е годы. Отказ менять деньги на драгоценный металл по фиксированному курсу поставил под угрозу резервный статус американской валюты.

Но и здесь на выручку американцам пришла их смекалка — наладив тесные связи с династией Саудитов, США добились экспорта саудовской нефти исключительно за доллары. Теперь прежде чем купить нефть, другие страны были вынуждены сначала приобрести доллары. Таким образом, США по сути обеспечили привязку своей валюты к чёрному золоту взамен золоту обыкновенному.

Тем не менее, этого оказалось недостаточно, чтобы справиться с продолжительной стагфляцией, в которой американская экономика пребывала на протяжении 1970-х годов. Для этого требовались какие-то дополнительные меры. Именно поэтому в 1980-е годы вводится практика активного перекредитования частного сектора, что позволило резко поднять совокупный спрос и обеспечило развитие ещё на три десятилетия. Но к 2008 году «рост в долг» себя исчерпал. Американские власти приступили к борьбе с рецессией привычными способами — путём усиленной денежной эмиссии. 

Однако вскоре стало ясно, что кризис оказался гораздо сильнее, чем могло показаться на первый взгляд. Стало очевидно, что для удержания стремительно падающего уровня доходов и производства потребуется влить в экономику такое количество денег, от которого инфляция подскочит до рекордных показателей. Но остановка печатного станка тоже означала бы усугубление кризиса. То есть, требовалось придумать способ денежной эмиссии без увеличения инфляции. Простейшим подобным механизмом является доступное кредитование реального сектора, что позволяет благодаря росту производства увеличить товарную массу больше, чем денежную, избежав инфляционного давления на потребительский рынок. 

Но американская экономика является преимущественно финансовой. Это значит, что в денежной подкачке нуждаются скорее финансовые рынки, а не производственный сектор, готовый создавать реальные активы в ответ на вливание в него кредитных ресурсов. К тому же производственные мощности и так загружены максимально, а это значит, что вряд ли возможно существенное повышение выпуска продукции даже при удешевлении кредитования. Очевидно, требовался некий инновационный механизм, который американцы сумели найти.


НЕЗАМЕТНАЯ ЭМИССИЯ

С 2008 года в Америке прошли несколько этапов количественного смягчения (Quantitative easing, QE). Количественное смягчение представляет собой выкуп Центробанком ценных бумаг у экономических агентов, в результате чего в экономику направляется денежный ресурс. За эти годы баланс ФРС, на котором отражается общая стоимость активов, выкупленных американским Центробанком, увеличился на $3,6 триллиона. 

По всей логике количество денег в обращении, которое в начале 2008 года составляло $774 миллиарда, должно было увеличиться в 4,7 раз. Однако в действительности этот показатель достиг $1 272 миллиарда, то есть увеличение составило не $3,6 млрд., а всего лишь $498 миллиардов. Возникает резонный вопрос: куда делось ещё около трёх триллионов долларов, выпущенных Федеральной резервной системой?

Ответ можно получить при анализе статистики американских банковских резервов. Банковские резервы составляют ту часть средств коммерческих банков, которая размещается на их счетах в центробанке и служат для обеспечения их операций. Резервы делятся на обязательные и избыточные. Норму обязательного резервирования устанавливает центробанк и использует её для управления денежным предложением. 

В США норма обязательных резервов составляет 3% для средних банков и 10% для крупных. Однако общий объём банковских резервов давным-давно превысил официально установленные минимумы. С 2007 года резервы банков увеличились в 63 раза!!! Выходит, что большая часть денег, напечатанных ФРС, не осталась в экономике, а вернулась обратно на счета ФРС в виде избыточных резервов (Рисунок 1).


Рис. 1. Размер банковских резервов и количество денег в обращении в США

В первую очередь это объясняется тем, что американская экономика находится в состоянии кризиса, деловая активность снижена и долговое бремя хозяйствующих субъектов велико. Именно поэтому банки не смогли превратить поступившие в них средства в кредиты. Однако другой причиной стало введённое в 2008 году новшество: за хранение денег в резервах ФРС начал начислять 0,25% в год. 

Размещение средств в резервах приобрело дополнительную привлекательность. Накопленные суммы вскоре стали источником краткосрочного межбанковского кредитования с целью ликвидации кассовых разрывов, а ставка такого кредитования (federal funds rate) стала выполнять функцию ставки рефинансирования.

В результате, был найден способ абсорбирования эмитируемых денежных потоков после выполнения их главных функций: поддержания спроса на финансовые инструменты (казначейские обязательства США и ипотечные облигации) и финансирования совокупного спроса через государственные расходы. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, происходит беспрецедентная эмиссия, если понимать под ней создание денег для покупки ценных бумаг на внутреннем рынке.

С другой — эмиссия была относительно небольшой и практически незаметной в рамках общей рыночной конъюнктуры, если понимать под эмиссией увеличение денежной массы. Коэффициент монетизации (отношение денежной массы к ВВП) за последние годы вырос всего лишь на 10 процентных пунктов.


ЗНАЧЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ 

Введённый американцами механизм является инновационным. Он уменьшает инфляционный фактор и увеличивает потенциал эмиссии как средства борьбы с кризисом. В условиях глобальной рецессии подобные средства, видимо, будут пользоваться популярностью у тех стран, которые используют эмиссию для обуздания рецессии. 

Вслед за американцами процент на резервы ввёл Банк Англии. Видимо, абсорбирование денежной массы посредством увеличения банковских резервов будет происходить и в ходе количественного смягчения в Еврозоне, о котором было объявлено в январе. В октябре 2014 года ФРС приняло решение остановить количественное смягчение, но вполне возможно его возобновление через некоторое время, как это многократно происходило ранее.

Резкий рост банковских резервов в США создаёт ещё одну финансовую пирамиду вдобавок к пирамиде на фондовой бирже и пирамиде государственного долга США (Рисунок 2).


Рис. 2. Динамика роста государственного долга США

Резервы оттягивают на себя те ресурсы, которые могли бы использоваться для кредитования. В итоге, банковские депозиты растут быстрее, чем кредиты (Рисунок 3).


Рис. 3. Динамика роста кредитов и депозитов американских банков

Это значит, что финансовые обязательства банков опережают по темпам роста источники доходов, необходимых для покрытия этих обязательств. Ставка по федеральным фондам в размере 0,25% вряд ли может служить достаточной компенсацией тех доходов, которые банки могли бы получать кредитуя население и бизнес, ведь ставки по кредитам превышают 2%.

Вечное увеличение резервов невозможно. Рано или поздно потребуется их либо списать, что будет означать ликвидацию существенной доли банковских активов; либо допустить их выход в экономику, что повлечёт инфляцию.

Всё сказанное говорит о том, что очень спустя какое-то время США придётся решать ещё одну фундаментальную экономическую проблему — избыток долгов. Наверняка США предпримут какую-то специальную операцию по преодолению возникшего препятствия их благополучия как мирового лидера. Но в этот раз предпринятые меры уже не будут носить сугубо внутренний характер. Государственный долг — это сфера, в которой американская и мировая экономика смыкаются в одно целое.

Невозможно переформатировать ситуация в сфере американских долговых обязательств, не затронув мировую экономику. Более того, решение будет скорее всего лежать за пределами сферы экономического. Во все времена самым лучшим способом списания долгов была война. 

Не с той ли целью Штатами активно разыгрывается карта «злой и страшной России», против которой стягиваются силы НАТО и увеличивается финансирование военной сферы? 

Не с той ли целью фактически поддерживается гражданская война в Сирии чере спонсирование антиасадовских сил? Возможно, крушение американской долларовой пирамиды произойдёт ещё нескоро. Но инфраструктура будущей войны требует заблаговременной подготовки.


ВЫВОД:

Финансово-экономический кризис 2008–2009 годов потребовал от американцев в очередной раз найти институциональные способы поддержания своего экономического роста. Избыточные банковские резервы стали инструментом абсорбирования безудержно эмитируемой ликвидности и источником средств для межбанковского кредитования. Тем не менее, не ясно, сколько сможет проработать эмиссионный механизм поддержания американской экономики. Очевидно, что его КПД невысок — несмотря на беспрецедентную эмиссию, ежегодный прирост ВВП едва достигает докризисного уровня.

Но как будут действовать США в будущем кризисе? Сейчас Штаты агрессивно эксплуатируют военную повестку, однако не исключён стандартный вариант решения экономических проблем при помощи уже настоящей войны, но «чужими руками». Америка всегда воюет с врагами Америки, которых эта «единственная» и «незаменимая» страна, «победившая фашизм» и «пережившая коммунизм», назначает на эту неблагодарную роль, обрушая экономики целых государств и народов, выступая при этом «миссией» и рупором борьбы за торжество справедливости и демократию.

Этот курс определяет лидер американский нации. Если в 2009 году Барак Обама заявил в инаугурационной речи об экономических проблемах в стране, пообещав исправить такое положение вещей: «Наша экономика значительно ослаблена в результате жадности и безответственности некоторых людей, а также из-за того, что мы оказались не в состоянии сделать решительный выбор и подготовить нашу страну к новой эпохе»

То в 2016 году, он опроверг этот тезис, защищая достижения своей администрации, выступая в Конгрессе США в последний — седьмой раз: «Все разговоры об экономическом упадке Америки являются политической болтовней». Можно сказать, что всё это — политические штучки, игра на публику, чтобы продемонстрировать достижения своей администрации. При этом политики, которым прочат места в новой администрации президента США, известны тем, что активно призывают к более масштабным военным действия США в мире.


Справка: В 2009 году Барак Обама, выступая с инаугурационной речью, определяя будущее страны, заявил, что Америка переживает кризис, а страна находится в состоянии войны против тех, кто, перестраивая ее, всюду сеет насилие и ненависть (любопытно посмотреть на тех, кто перестраивает Америку). И призвал подготовить страну «к новой эпохе» (инаугурационная речь, 20 января 2009 года, pdf формат — прим. ред.).


В 2010 заявил — «Америка не воюет ради самих битв. Мы питаем отвращение к войне. Мы воюем, потому что мы должны» (выступление Б. Обамы в Военной академии в Вест-Пойнте, 22 мая 2010 года). 

В 2012 году провозгласил — «Это век Америки, потому что ни одна другая нация не стремится к той роли, которую мы играем на мировой арене, и ни одна другая нация не способна играть эту роль». И тогда же отметил — «Люди понимают простую истину — никогда не ставьте против Соединенных Штатов Америки. И одна из причин этого заключается в том, что США были — и всегда будут — единственной незаменимой нацией на мировой арене» (выступление Б. Обамы в Академии ВВС в Колорадо, 23 мая 2012 года). 

В 2014 констатировал — «Мнение международного сообщества значит для нас многое, но Америка никогда не должна спрашивать разрешения в том, что касается защиты наших людей, нашей Родины, нашего образа жизни» (выступление Б. Обамы в Военной академии в Вест-Пойнте, 28 мая 2014 года)

В 2016 году был не менее красноречивым оратором — «Наша репутация лучше, чем когда я был избран на эту должность, и когда речь идет о любом важном международном вопросе, люди всего мира смотрят в поисках лидера не на Пекин или Москву — они звонят нам». А также сам спросил и сам ответил — «Как мы сделаем Америку безопасной и как мы будем лидером в мире без того, чтобы быть его полицейским?», пояснив, что «лидерство означает рациональное применение военной силы и правильное ведение мирового сообщества за собой» (выступление Б. Обамы в Конгрессе США, 12 января 2016 год).



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
668
2579
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика