Какой будет Мосгордума шестого созыва?

Какой будет Мосгордума шестого созыва?

Событие: 14 сентября 2014 года прошли выборы депутатов Московской городской Думы шестого созыва. В отличие от предыдущих выборов, проводимых по смешанной системе, на этот раз была применена мажоритарная система относительного большинства. Москвичи выбирали 45 депутатов – на 10 больше, чем в предыдущие годы. Есть и другие новшества, касающиеся работы Московской городской Думы шестого созыва.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

О мажоритарной системе

С 1993 по 2001 год Московская городская Дума избиралась по одномандатным округам. В 2005 году выборы прошли по смешанной системе: 20 депутатов избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам), 15 депутатов – по мажоритарной системе. В 2009 году соотношение поменялось и составило 18 и 17 депутатов соответственно. И вот в 2014 году Москва вернулась к мажоритарной системе. Как это отразилось на результатах выборов?

В результате прошедших выборов соотношение сил в Думе будет такое: 28 кандидатов от Единой России, 10 самовыдвиженцев, поддержанных Единой Россией, 5 депутатов от КПРФ, 1 депутат от ЛДПР и 1 депутат от партии Родина.

В 2005 году Единая Россия получила 13 мест в Думе по партийным спискам и 15 мест по одномандатным округам. 4 места досталось КПРФ, 3 места – партии «Яблоко».

В 2009 году Единая Россия забрала 15 мест по партийным спискам и 17 по мажоритарным округам, 3 места осталось для КПРФ.


Очевидно, что партия власти не сдает позиций независимо от избирательной системы. И это логично: партия власти вряд ли допустит такое изменение избирательной системы, которое может привести к утрате ею своих позиций. Введенная в этом году мажоритарная система действенна при наличии сложившейся двухпартийной системе или системы с одной доминирующей партией, последний вариант мы как раз имеем в России.

Мажоритарная система выгодна власти, она почти гарантированно приводит к несменяемости властной элиты.

Джеймс Ламберт и Энид Лейкман считают, что, устанавливая мажоритарную систему, «законодатель высказывается в пользу стабильности и управляемости страной, заплатив за это ослаблением представительности в парламенте и потерей многих голосов избирателей» (Ламберт Дж., Лейкман Э. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958. С.400).

На выборах 2014 года оппозиция всё же получила места в Думе, причем в Думу прошли три партии, помимо ЕдРа, но в процентном соотношении (15%) ее силы несопоставимы с силами Единой России. Для сравнения: в 2005 году оппозиция получила 20% мест, в 2009 году 8%. Это означает, что оппозиция стабильно не получает никакого влияния на законодательный процесс.

Традиционно считается, что мажоритарная система позволяет выбирать кандидатов независимо от партийной принадлежности и приблизить власть к населению. Это плюс системы. Однако на практике опять получилось так, что народ не знал своих кандидатов и делал выбор, основываясь на их партийной принадлежности. Другим плюсом мажоритарной системы называется возможность самовыдвижения кандидатов. Однако из самовыдвиженцев в Думу прошли кандидаты, поддержанные партией власти. Из самовыдвиженцев, не поддержанных партиями, многие не смогли даже зарегистрироваться в качестве кандидатов.

Основным минусом мажоритарной системы называют то обстоятельство, что в результате выборов побеждает «власть меньшинства». Формально получается, что если за кандидата проголосовало менее 50% избирателей, то более половины избирателей проголосовало против него (за других кандидатов).

При явке порядка 20% можно утверждать, что избранный кандидат вообще не представляет интересов большинства населения округа.

О статусе депутатов

Число депутатов Мосгордумы увеличилось с 35 до 45 депутатов. Это связано с изменениями, внесенными в 2010 году в закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Изменения предусматривали, что при численности населения субъекта Федерации свыше двух миллионов человек законодательный орган должен состоять из не менее 45 депутатов и не более 110. Москва выбрала минимальное число народных представителей. Несмотря на то, что увеличение числа депутатов на 10 депутатов вероятнее всего повлечет увеличение расходов, можно оценить его как минимальное (в сравнении с тем, какое последовало бы при депутатском корпусе в 110 человек). Перевод депутатов на работу по совместительству теоретически также может снизить расходы Думы, или хотя бы зафиксировать их на том же уровне, который был при 35 депутатах.

Перед выборами в законодательство было внесено еще два важных изменения. Одно касалось того, что была введена категория депутатов, осуществляющих свои полномочия без отрыва от основной деятельности. Второе предусматривало, что если депутаты законодательного органа субъекта Федерации все избраны по одномандатным округам, депутат, ставший представителем в Совете Федерации, вправе совмещать депутатскую деятельность с полномочиями члена Совета Федерации. Причем основной работой депутата будет считаться Совет Федерации. По инсайдерской информации данные изменения были задуманы специально под московских депутатов. Однако в пояснительной записке к проекту закона изменения были мотивированы необходимостью ухода от практики довыборов при выбытии депутата в Совет Федерации.

Депутату-совместителю выделяется не более шести рабочих дней в месяц на участие в работе Думы и работу с избирателями. Если быть точным, то именно на шесть дней в месяц депутату гарантируется сохранение места основной работы. Теоретически, если основная работа позволит депутату уделять больше времени депутатской деятельности, препятствий к этому нет.

В прессе активно обсуждался вопрос о том, что Дума наполнится непрофессиональными депутатами, которые будут уделять внимание депутатской работе всего шесть дней в месяц (то есть менее двух дней в неделю). Отмечалось, что московские власти сделали ставку на непрофессионалов: врачей, учителей, бизнесменов (http://top.rbc.ru/politics/24/06/2014/932410.shtml). По итогам можно сказать, что это сработало: в Думу прошли самовыдвиженцы – главврачи и директора школ. Настораживает то, что депутатами стали представители строительного бизнеса: теперь именно они будут решать судьбу застройки Москвы, естественно исходя из интересов своего бизнеса.

Чем грозит Москве непрофессиональный состав Думы? На такую Думу легче влиять, с депутатами будет проще договориться и избежать противостояния исполнительной и законодательной власти.

Что говорит закон о профессиональной основе работы депутатов и какова практика в других субъектах Федерации?

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» число депутатов парламента субъекта РФ, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ. Условия осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе, либо без отрыва от основной деятельности) определяются конституцией (уставом) субъекта Федерации.

Пункт 11 той же статьи 4 говорит о том, что правомочное заседание законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ проводится не реже одного раза в три месяца.

С начала деятельности Московской городской Думы все депутаты осуществляли свою деятельность на постоянной профессиональной основе. В соседнем с Москвой субъекте Федерации – Московской области – число депутатов, работающих на профессиональной основе, установлено Законом Московской области «О числе депутатов Московской областной Думы, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной основе» 2004 года (10.02.2004 № 26/2004-ОЗ): в действующей редакции это 40 депутатов (из 50).

Однако это число неоднократно менялось, как правило, изменения были связаны, прежде всего, с выборами:

в марте 2007 года состоялись выборы в Мособлдуму, в апреле число депутатов, работающих на профессиональной основе, было увеличено с 40 до 43, а в октябре до 45;

перед выборами 2011 года депутатов на постоянной основе осталось всего половина от общего числа – 25 депутатов, а после выборов, в феврале 2012 года их число увеличилось до 35 и затем в апреле того же года – до 40.

Из такой динамики видно, что областные депутаты, как правило, боролись за то, чтобы работать на постоянной основе. Это объясняется, в первую очередь, повышенными социальными гарантиями: такие депутаты получают денежное содержание, имеют отпуск 47 календарных дней, могут получить служебное жилье, им гарантируется страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью, обязательное государственное социальное страхование. Тогда как депутатам на непостоянной основе только возмещаются расходы, связанные с исполнением депутатских обязанностей. Естественно, сокращение числа профессиональных депутатов должно повлечь за собой уменьшение расходов на содержание депутатского корпуса.

Однако постоянная основа депутатской деятельности накладывает на депутата и ряд ограничений: профессиональный депутат не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В Законодательном Собрании Ленинградской области 50 депутатов, и все они имеют право при желании работать на постоянной профессиональной основе.

Что касается частоты проведения заседаний парламента, в различных субъектах, то она варьируется в различных субъектах Федерации в зависимости от объемов законопроектной работы. Если в Санкт-Петербурге, Москве и области это раз в неделю, то в Ленинградской области – раз в месяц.

Какое соотношение профессиональных депутатов и совместителей будет в Московской городской Думе, пока сложно сказать. Московский закон предусматривает, что Председатель Думы, заместители Председателя Думы, а также по решению Думы руководители постоянных структурных подразделений Думы осуществляют свою деятельность в Думе на профессиональной постоянной основе.

Учитывая соотношение политических сил в Мосгордуме шестого созыва, вряд ли можно ожидать каких-то радикальных изменений в ее работе, несмотря на все изменения в законодательстве, а может, и благодаря им.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6343
21373
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика