Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе

Катастрофа личности. Человек и система ценностей в обществе

Автор Инна Викторовна Маслова, кандидат философских наук.

Огромный вызов современности заключается в отношении к категориям добра и зла как к релятивистичным или, напротив, абсолютным? Чем определяется характер ценностной системы человека она опирается на незыблемые основания безусловных святынь и табу, или допускает относительность ценностных установок и двойную мораль. Автор публикуемого замечательного текста обосновывает, что именно абсолютный характер нравственных принципов классическая система ценностей обеспечивает жизнеспособность человека и общества, а в культивировании нравственной среды социума состоит подлинная цель государства. 


В обществе существуют три основные темы, которые невозможно обойти вниманием: место общества в мире (в том числе место традиционной культуры), место человека в обществе и место жизненных приоритетов конкретного человека в классической системе ценностей. На первый вопрос отвечает общая мировая политика и внешняя политика страны. На второй вопрос — внутренняя политика страны. А на третий вопрос должны ответить общество и каждый конкретный человек. Политику оставим политикам. А вопрос, непосредственно касающийся каждого, исследуем в данной статье.

Есть два подхода к системе ценностей: классический и неклассический. Классический предполагает неизменную шкалу ценностей, а неклассический — подвижную, — от анархии ценностей (нет ничего устойчивого, все стихийно меняется) вплоть до переворота шкалы ценностей на противоположную классической, а затем жесткое закрепление этой новой системы. В последнем случае предполагается подвижность ценностей в сторону этой новой искусственной системы.

Поэтому на самом деле неклассический вариант представляет собой не только свободное жонглирование ценностями при отсутствии какой бы то ни было идеологии, но и идеологию с сознательным смещением приоритетов. Внешне и один, и другой варианты выражаются полным безразличием к нравственной оценке происходящего. Чтобы данное безразличие сохранялось, делается всё, чтобы человек не знал о классической системе ценностей, а если он узнал о ней, то создаются условия, которые исключают самого человека из общества. Таким образом, задача неклассического пути — не дать человеку определиться в системе классических ценностей.


МЕСТО КЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Человек пришел в мир, чтобы жить. Жизнь — это самое простое понятие для понимания и самое трудное для объяснения. Каждый человек приходит в мир с верой в него. В мире он находит поддержку, опору, учителей и наставников. Они объясняют, что он должен, что от него зависит и что он получит. Общество берется поддерживать человека и его будущее. Сам же человек берет ответственность за свое нравственное совершенствование.

Классическая система ценностей — это и есть гарантия взаимной ответственности. Если система ценностей меняется, общество теряет единство и разрушается. Таким образом, изменение системы ценностей в сторону против нравственности — это тенденция против общества.

Человек перед жизнью всегда искренен, перед ней он не может играть чью-то роль. Он предстоит Творцу и откликается на Его Замысел о нем. Замысел о человеке всегда направлен на его совершенствование как Человека. Трудности человека подстерегают везде, но если они от Бога, они не разрушают жизнь человека.

Что же такое жизнь? Сейчас в моду вошел психологический подход. Многие психологи жизнь определяют только там, где человек напряжен, мобилизован, где нет зоны комфорта. Но другая часть психологов скажет, что жизнь — это ощущение свободы и защищенности в зоне комфорта. Кто прав? Никто из них не прав, потому что говорят они не о жизни, а о жизненных состояниях, а их — неисчислимое множество. Нельзя более общее понятие определять понятием более узким по смыслу. Отметим некоторые важные аспекты классической системы ценностей. Она существует в обществе, но всегда заново формируется в точке, где появляется жизнь. Обеспечение жизни конкретного живого существа — первая задача классической системы ценностей. Что значит обеспечение жизни? В классической системе ценностей это твердо определено: обеспечение потребностей физических, культурных, духовных для развития человека и обеспечение условий для формирования целостной личности. Такую и только такую цель может иметь государство.

Формирование целостной личности — такой и только такой задачей должна определяться система воспитания, образования и профориентации. Сегодня некоторые «психологи» нашли иной подход к вопросу обеспечения жизни. Заявка интересная — сам человек решает, что ему нужно. Нужны ли ему духовные, культурные и вообще какие-то ценности, а, следовательно, и условия. Легко догадаться, какие условия предполагаются там, где жизнь полагается только вне зоны комфорта. При таких убеждениях остается всего шаг до цинизма и разделения людей на касты. Классическая система ценностей такого бесчеловечного отношения не допускает. Жизнь для нее определяется не зоной комфорта и дискомфорта, а нравственными принципами. Эти принципы не меняются для разных категорий людей.

Сейчас появилась тенденция — говорить о классической системе ценностей как о культуре в ограниченном аспекте, в котором культура сводится к любым формам человеческого самовыражения. В этом контексте существует множество культур, поэтому создается впечатление, что и систем ценностей много. В связи с этим следует сказать, что каждая страна, национальность и даже каждый человек могут иметь свою систему ценностей. Но классической она становится, когда на первый план выходят высшие общечеловеческие ценности, основанные на нравственных принципах. А они, в свою очередь, опираются на нравственный закон и на недопустимость «поступать с кем-то так, как бы не хотелось, чтобы поступали с близкими и с собой». Ясно, что разговор при этом идет о нормальных нравственных человеческих отношениях, а не об искусственно навязанных человеку.

Классическая шкала ценностей дает каждому человеку место в обществе, хотя «психологи» часто настойчиво убеждают в обратном. Только при принятии классической системы ценностей возможно существование общества как общества с единым культурным пространством, только в этом случае можно говорить о месте человека в обществе. Но если это так, то почему происходит отказ от классической системы ценностей, в основе которой лежат нравственные ценности?


О ПРИЧИНАХ НАДВИГАЮЩЕЙСЯ КАТАСТРОФЫ

Отход от классической системы ценностей произошел из-за трех основных причин:

1. В законодательной базе произошло изменение ценностных ориентиров: формирование личности стало зависеть от «принятых в семье и обществе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» (закон «Об образовании РФ»). Так что не духовно-нравственные приоритеты в классической системе ценностей формируют человека, а те ценности, которые принимаются, видимо, большинством.

2. Существует фактор Х, как совокупность воздействий на всех микро- и макроуровнях, который воздействует на индивидуума, затрагивая его физическое, психическое и психо-физическое состояние. Воздействие извне на человека делает его измученным, уставшим, такое состояние характеризуется как состояние «ни до чего». Понятно, что человек, который пытается выжить, не имеет сил даже на выполнение элементарных задач, дезориентирован, живет на пределе своих возможностей, такой человек не может обеспечивать приоритеты классической системы ценностей в обществе.

3. В СМИ полностью игнорируются интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями.

По первой причине следует отметить существующие негативные тенденции. Постепенно в образовательной системе исчезают те цели, из-за которых собственно и необходимо образование — не формируется духовно-нравственная личность. Часто звучит призыв стать личностью, свободной от всего. И незаметно, в предоставлении ребенку свободы, учителя и родители забывают и считают необязательным учить ребенка быть честным, ответственным за слова, дела и поступки, заботящимся о близких, любящим Родину, уважающим старших. У детей отмечается общая тенденция к оправданию безнравственных поступков, к неразличению добра и зла, опросы показывают отсутствие у многих детей знаний, что такое хорошо, а что такое плохо. Противостоят этой тенденции отдельные педагоги и отдельные учебные учреждения, ведущие яркую созидательную работу на ниве духовно-нравственного просвещения и воспитания. Однако и тут не всё так просто.

Существующая современная образовательная тенденция осуществляет подмену ценностей в самом процессе формирования личности. Происходит навязывание псевдо-духовных и псевдо-нравственных ценностей, суть которых сводится к задаче позиционировать ребенка лучшим, успешным. В детях сознательно культивируют снобизм, высокомерие, их не учат состраданию, им не прививают нравственность. Воспитательная работа часто ограничивается коллективным посещением музея или подготовкой концерта, в основе этих мероприятий часто отсутствуют нравственные ориентиры. У лиц с искаженным представлением о духовно-нравственных ценностях присутствует недружественное отношение к ребенку с особенными возможностями, к человеку, попавшему в трудную ситуацию.

Подмену ценностей легко заметить, если в воспитательно-образовательных программах отсутствуют такие основополагающие нравственные понятия как совесть, сострадание, сопереживание. Но подмена может происходить и на уровне понятий. Вместо традиционной для нашей страны христианской морали в школы проникают оккультистские методики и технологии. Ребенку говорят о нравственных правилах, но не в аспекте различения добра и зла, а с позиции возможности выбора добра или зла. Это противоречит проверенной временем классической системе ценностей. Без традиционного культурного наследия дети оказываются обделенными в духовном и нравственном смысле.

Вторая причина отхода от общечеловеческих ценностей связана с некоторыми «успехами» научных исследований. Плоды научного прогресса изменяют у человека восприятие внешнего мира. Они воздействуют непосредственно на человека и ограничивают возможности человека в оценке происходящего. Это изменяет выбор человека без его на это воли и заставляет его принять навязанные ценности, а отсутствие единых нравственных оценок разрушает общество, страну. Таким образом, истинная причина исчезновения высокого статуса высших ценностей лежит не в области личного выбора, а в области вмешательства в жизнь «каждого конкретного человека». Современная наука пошла против человека. Пришло время, когда научные технологии скрыто работают против здоровья простого человека и общества в целом.

Проведенные независимые исследования показали, что раздраженные уставшие люди постоянно имеют истощенную нервную систему и пониженные энергетические ресурсы. С каждым годом количество таких людей возрастает. Для большинства людей самым обычным состоянием стало состояние усталости. Бодрых улыбчивых людей мы видим только в рекламе. Страшно, что под влияние фактора, воздействующего на нервную систему, попадают дети, подростки, юноши и девушки. Помимо плановых воздействий на нервную систему жизненность человека «убивается» через добавление вредной химии в пищу, напитки и во многие некачественные товары. В последние годы ответственность за качество технологического процесса при изготовлении продуктов и товаров лежит на самом производителе. Ясно, что отсутствие нравственных приоритетов приводит к увеличению использования вредной химии, тем более, что она значительно экономит ценное сырьё, уменьшает себестоимость производства.

Третья причина разрушения единых общечеловеческих ценностей — отсутствие в СМИ точки зрения, отражающей классическую систему ценностей. Это самый недостойный результат «перестройки». Воздействие на организм, приводящее к истощению нервной системы, приводит и к извращению ценностей. Несмотря на оказываемое влияние на психику, некоторые люди сохранили приверженность к базовой системе ценностей. Но они оказываются не просто в стороне от «мейнстрима», но вообще не имеют возможности выразить свое мнение публично.

Интересы людей, живущих классическими общечеловеческими ценностями, полностью игнорируются. Катастрофа личности заключается в том, что в СМИ не отражается позиция самой многочисленной группы людей — людей, приверженных к классической системе ценностей. Чем можно оправдать своеобразный остракизм людей, принимающих классическую систему ценностей? Это ничем невозможно оправдать. В СМИ принципиально существует замалчивание этого выбора, поскольку после выводов, сделанных на основании классических ценностей, различных мнений уже просто быть не может. И не в силу «тоталитарного» мышления, а из-за основательности выводов и невозможности не признать их наиболее желательными для большинства нормальных нравственных людей. Да и человеку, выражающему неклассические ценности, придется признаться, что он против общечеловеческих ценностей.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОТИВ СОВЕСТИ

Как правило, неклассическая система ценностей принимается с целью доминирования. Она уже завуалировала все, что касается «каждого конкретного человека». Уже невозможно обнаружить нестыковку слов с действиями, хотя они наглядны как нельзя более. Сегодня существует тенденция введения новых понятий. Так, например, «появился новый тренд» использовать такое понятие как эффективность. В него можно вкладывать совершенно любой смысл. Так эффективность медицины может заключаться в увеличении продаж медикаментов, что может включать в себя уменьшение числа болеющих людей, а может сознательно предполагать обратное. При безразличии к общечеловеческим ценностям не считается нужным это уточнять. Для оценки эффективности этого не требуется. Эффективность может измерять, например, только прибыль. Поэтому может быть очень эффективное мероприятие с негативными последствиями. Но про негатив никто не говорит, важна только эффективность.

Так в неклассическом способе ценностной ориентации легко совершить подмену — негативный результат можно назвать эффективным. При этом мало кто даже сообразит, что за что выдается. Неклассическая система ценностей игнорирует совесть, долг и ответственность, хотя может и декларировать их формально. В классической же системе ценностей все противоречия очень наглядны. Позволю себе пример из фильма «Корабли штурмуют бастионы». В оправдание своих действий адмирал Нельсон спрашивает: «А Вам не кажется, что совесть солдата и совесть адмирала, это не одно и то же?». На что следует ответ адмирала Ушакова: «Разве у одного человека могут быть две совести». Как видим, в классическом контексте трудно совершить подмену.

Следует отметить, что классическая система ценностей не может стоять в одном ряду со всеми наборами неклассического типа. Классическая система ценностей это не ниша, в которую можно упрятать людей как в клуб по интересам. Единые ценности объединяют людей независимо от их уровня образования, интересов и религиозного предпочтения.

Классическая система ценностей не является религией. Если люди настроены на общечеловеческие ценности, у них всегда было, есть и будет много общего, несмотря на их культурные и религиозные отличия. Сейчас много говорят о гуманном отношении к человеку, но если это говорится вне классической системы ценностей, то это фикция, похожая на разговор о доброте мизантропа.

Классическая система ценностей не предполагает ценности успеха, когда за этим кроется желание заработать чужими руками, добиться чего-то за счет кого-то, в контексте общечеловеческих ценностей не мыслится эксплуатации. Классическая система ценностей ставит всё на свои места и не допускает подмены понятий. Принятие классической системы ценностей — признак здорового общества.

Следует всем признать за классической системой ценностей право быть. Должна появиться на всех художественных произведениях отметка о том, к какой системе ценностей они относятся. Знак КСЦ будет гарантировать, что это художественное произведение можно смело смотреть или читать всей семьей, независимо от возраста. Следует дать в вещательных программах место и время для трансляции таких произведений. И, наконец, самое главное — в передачи, обсуждающие те или иные вопросы, должны обязательно приглашаться люди, выражающие классическую систему ценностей. Их позиция должна открыто транслироваться, чего до сих пор не наблюдалось. В обратном случае придется признаться, что свобода слова ограничена и личность не свободна.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Добро и зло в жизни человека

Российское образование — антропологическое измерение

Национальная безопасность страны и качество образования

Система ценностей российской молодежи: экспертная оценка

Методология стратегии и тактики перехода к нравственному государству

Аксиология России в перспективе мирового развития



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5166
17532
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика