Китайский вектор российской политики: кому он выгоден?

Китайский вектор российской политики: кому он выгоден?

Эксперт Центра Людмила Кравченко

История существования российской государственности ясно указывает на то, что периоды, в которые Запад и Восток были российскими партнерами, существенно короче эпох конфронтации. Однако властная элита России продолжает игнорировать тот бесспорный факт, что наилучшим путем развития страны остается оптимальная самодостаточность и независимость от внешних партнеров. Руководителям страны стоит несколько раз задуматься, прежде чем брать курс на «стратегическое» сотрудничество с Китаем, замещающее еще недавнее стратегическое «сотрудничество» с Западом.

В силу своего геополитического положения Россия способна совершать политические и экономические развороты с Запада на Восток. Это наглядно показали события 2014 г. Однако пренебрежение уроками истории может грозить России очередным ослаблением ее геополитической мощи.

Для национально-ориентированной элиты в условиях внешнего давления логичным был бы переход к модели самообеспеченного государства. Речь идет не о полной автаркии, а о способности страны быть самодостаточной и суверенной во внешней политике. Но, похоже, либеральный политический истеблишмент вновь лишь декларативно среагировал на необходимость развития отечественного сектора экономики (программы импортозамещения). Фактически же с первых дней стал реализовываться последовательный курс на смену внешних поставщиков и партнеров. Происходит не импортозамещение, а импортоподмена, и зависимость от Запада трансформируется в зависимость от Востока. Поэтому резонен вопрос: к чему ведет новый, восточный вектор российской политики?

Миф первый. Китай – выгодный стратегический партнер

Либеральная элита позиционирует сотрудничество с Китаем как выгодный стратегический союз, указывая на способность этой страны стать альтернативным рынком для России в условиях санкций. Китайские инвестиции, по замыслу Кремля, будут содействовать развитию российской экономики. Китай также готов стать постоянным потребителем российского газа. Страна уже является наиболее крупным торговым партнером России. К 2020 г. Москва планирует вдвое увеличить торговый оборот с восточным соседом, на долю которого сейчас приходится 10,5% совокупного оборота, а объем импорта в 1,5 раза превышает объем экспорта.

Иными словами,Китай готов потреблять ресурсы российских недр, вкладывать в разработку российских месторождений, и способен полностью обеспечить российский рынок необходимыми товарами, заняв и без того небольшую нишу, которая сейчас отводится отечественному производителю.

Показателен пример с газовым контрактом, который Россия заключила с КНР на 40 лет. Россия вложит в проект 55 млрд долл., Китай – всего лишь около 20 млрд долл. Фактически, за собственные средства наша страна проложит трубопровод по своей территории, который будет поставлять газ исключительно одному государству. Риски того, что потребитель будет манипулировать условиями контракта, существенно возрастают. Повышенная секретность условий контракта (особенно цены на газ), как и тот факт, что в течение 10-ти лет стороны не могли прийти к соглашению, говорят о том, что контракт был выгоден только одной стороне, и этой стороной оказалась не Россия. Она, с ослабленной позицией из-за некомпенсируемых западных угроз, спешно кинулась на Восток, чем Китай и воспользовался. Согласно соглашению о поставках природного газа, по восточному маршруту в течение 15-ти лет не будет взыматься налог на добычу полезных ископаемых с месторождений природного газа, добыча которого ориентирована на поставки в Китай. Вводятся нулевые ставки налога на объекты имущества. Пользование этими недрами, таким образом, будет выгодно частным компаниям, а государство не получит природной ренты на собственные же природные ресурсы.

Китай готов инвестировать в российскую экономику, но при условии, что наша страна создаст рабочие места для китайцев. Большинство китайских предприятий вкладывает средства в промышленность при условии использования китайской рабочей силы. Например, в Докладе исследовательского центра при университете Фудань сказано, что Китай располагает финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы помочь России осваивать территории Дальнего Востока.

Китайские инвестиции направляются на добычу топливно-энергетических ресурсов, что согласуется с мировой практикой Китая. Его стратегия - расширение применения юаня в своей финансовой политике, инвестирование в энергокомпании для получения доступа к нефти и газу, предоставление финансовых средств для получения новых рынков сбыта. Либералы уже объявили о готовности предоставить китайским партнерам право контролироватьдолю свыше 50% в стратегических нефтяных месторождениях, кроме шельфовых.

В ближайшей перспективе, на фоне осторожной стратегии западных инвесторов, экспансия китайского капитала в российскую экономику может стать стремительной. Например, на участие в конкурсе по проектированию высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань была подана только одна заявка –от российско-китайского консорциума, который, вероятнее всего, и получит заказ на реализацию проекта, финансируемого из ФНБ.

Миф второй. Россия и Китай – равноправные партнеры

По факту, Россия присоединяется к китайским инициативам: к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, к финансовым институтам БРИКС. Это подается как российская альтернатива американоцентричному мироустройству, хотя объем участия России указывает на поддержку китайских амбиций на геополитическое лидерство. В создаваемом пуле условных валютных резервов стран БРИКС общим объемом в 100 млрд долл. доля инвестиций Китая составит почти половину - 41 млрд долл., а на долю остальных участников пула –России, Бразилии и Индии – придется примерно по 19 млрд долл. Объем операций, совершаемых в российских рублях, не идет ни в какое сравнение с объемом платежных операций в юанях. Российская финансово-экономическая система, не располагающая достаточным уровнем средств, окажется лишь «придатком» экономики Китая, ВВП которого в разы больше российского.

Миф третий. Россия и Китай выступают как взаимодополняющие друг друга партнеры на международной арене

Как полагает ряд экспертов, на международной арене Россия и Китай выступают в роли взаимодополняющих друг друга партнеров: Китай осуществляет экономическую экспансию, а Россия обеспечивает его защиту. В качестве примера можно привести ситуацию с Никарагуанским каналом: Китай получил право на его прокладку, а Россия – на охрану канала. В такой связке одна сторона занимается бизнесом, а вторая выступает гарантом его безопасности.

Это в корне ошибочное заблуждение. Во-первых, не стоит недооценивать мощь вооруженных сил КНР, которая в последние годы увеличила затраты на вооружение – инновации в собственный оборонно-промышленный комплекс. Во-вторых, военное присутствие России – это временный фактор, а экономическая экспансия приобретает перманентный характер. Вложенные инвестиции позволят Китаю закрепиться на новых рынках сбыта, а российское присутствие, в силу его специфики, окажется краткосрочным.

Миф четвертый. Китай не представляет угрозы для России

Возможно ли допущение, что восходящая мировая держава, нуждающаяся в расширении жизненного пространства и в ресурсах, на пути своего становления не станет геополитической угрозой для своих ближайших соседей? Неужели ни один либерал не освоил простых истин – любая мировая держава начинает свое восхождение через экспансию в соседние государства. Так, США провозгласили сферой своего влияния регион Латинской Америки, СССР – регион Восточной Европы, а Китай, вероятно, обратит свое внимание на осколки советской империи и страны Юго-Восточной Азии.

Первые признаки этого уже прослеживаются в идее возрождения Великого шелкового пути.

Пекин объявил о создании Фонда Шелкового пути размером 40 млрд долл., задача которого – создание логистической инфраструктуры (морских и воздушных портов, железных дорог, то есть всего того, что необходимо для перемещения грузов) в странах, входящих в зону так называемого «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXIвека». Реализация этого проекта ставит под угрозу само существование интеграции на постсоветском пространстве.

Учитывая сильные позиции китайского лобби в правительствах постсоветских азиатских республик, а также динамику развития китайской экономики, явно опережающей российскую, азиатские лидеры, по примеру России, развернувшейся с Запада на Восток, также могут развернуть свои страны с России на Китай. Разве это не создает для России высоких рисков?

Европейские чиновники открытыми словами говорят о выгодах такого пути для Европы. Так, экс-премьер Франции Доминик де Вильпен выразился следующим образом: «Евразия важна потому, что она находится на перекрестке двух огромных и очень важных экономических образований. С одной стороны - Дальний Восток, прежде всего Китай. С другой - Европа, Европейский Союз. Посередине - страны, где низкие доходы, но хорошая демографическая перспектива и большие запасы полезных ископаемых».

Модель взаимоотношений Россия-Китай все более походит на партнерство Украина-ЕС. В этих связках одно из государств наивно надеется на выгодный союз, не замечая угроз превращения в сырьевой придаток к другому.

Стремление России и Украины отойти от своих прежних союзников - ЕС и России, соответственно - оказывается настолько велико, что они не замечают явно представленных угроз попадания в зависимость от новых геополитических акторов. Можно говорить о выгоде такого партнерства с точки зрения экономических интересов хозяйствующих субъектов. Но, рассуждая категориями государственного интереса, новый вектор развития восторга явно не вызывает. Единственно правильный курс развития нашей страны – это суверенность и самодостаточность. Реверансы то Западу, то Востоку на этот вектор развития выйти не позволит. А апеллировать к тому обстоятельству, что, по заявлению А.Дворковича, «Китаю потребовалось не менее 20 лет, чтобы оказаться в нынешнем положении» – недозволительно. Россия уже испытала на себе более 20 лет либерального эксперимента, и ясно увидела, к чему он привел. В интересах России не дать либералам второго шанса.




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
650
2624
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика