Кого и куда могут послать?

Кого и куда могут послать?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

В СМИ появилась информация о том, что по новому закону солдатов-срочников теперь можно будет отправлять на службу в Сирию. Что за новый закон, и действительно ли в нем идет речь об отправке срочников в Сирию?

Как оказалось, речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (об уточнении оснований для заключения контракта о прохождении военной службы), разработанного Министерством обороны РФ и внесенного в Госдуму Правительством РФ 14 октября 2016 года.

Законопроект обязан своему появлению майскому указу Президента РФ 2012 года, в котором Правительству РФ предписывалось ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек. Поэтому законопроект посвящен в основном вопросу привлечения на службу контрактников. В пояснительной записке так и сказано, что «целью разработки законопроекта является поддержание требуемого уровня укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских частей и подразделений, привлекаемых для решения задач в период чрезвычайных обстоятельств или для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, а также для участия в походах кораблей».

Под действие законопроекта попадают не только так называемые срочники (военнослужащие по призыву), но и граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание заключить контракт о прохождении военной службы.

Законопроект предусматривает расширение перечня случаев, когда военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы. Случаи участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов предлагается дополнить следующими случаями: участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, пресечение международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Следует обратить внимание на то, что эти формулировки касаются не только срочников. Кроме того, данные виды деятельности нельзя считать новыми: российские Вооруженные Силы и так принимают участие как в миротворческих операциях, так и в «пресечении международной террористической деятельности».

Другие изменения касаются случаев и сроков заключения контрактов с военнослужащим по призыву и поступающим на военную службу гражданином, пребывающим в запасе. В число случаев включаются также участие в деятельности по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ, а также участие в походах кораблей. Деятельность по участию в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности в этом перечне уже есть. Также в перечне есть такие случаи, как ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации.

Срок контракта для военнослужащих по призыву меняется таким образом: исчезает нижняя планка в шесть месяцев. Максимальный срок контракта для указанных случаев остается равным одному году. Аналогичные изменения вносятся в пункты, посвященные гражданам, поступающим из запаса на службу по контракту.

В иных ситуациях (помимо чрезвычайных и миротворческих) контракт заключается на более длительные сроки.

В СМИ высказывалось беспокойство из-за использованной в пояснительной записке к законопроекту формулировкой «в связи с изменением военно-политической обстановки, активизацией деятельности международных террористических и экстремистских организаций», которой обосновывается необходимость повышения мобильности войск (сил), формирования сводных и нештатных подразделений и укомплектования их в короткие сроки военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для оперативного решения краткосрочных, но важных задач, связанных с их участием в операциях по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями. Безусловно, данная формулировка позволяет сделать отсылку к сирийской операции с участием российских войск.

Однако согласно законопроекту вопрос не в том, что после принятия законопроекта в Сирию смогут отправлять срочников, а в том, что в Сирию смогут отправлять контрактников на основании краткосрочных контрактов (до 1 года).

Вопрос о возможности участия солдат по призыву в боевых действиях решается другим документом. Это Указ Президента РФ 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», в котором сказано, что срочники могут быть направлены для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям. До 2013 года срок подготовки составлял полгода. До 1999 года срочники направлялись для участия в вооруженных конфликтах и в боевых действиях только на добровольной основе, сейчас такого положения нет. Указ Президента РФ не конкретизирует, куда можно посылать солдатов-срочников, а куда нельзя: речь не идет о том, что боевые действия проходят только на территории России. Пользуясь этим, солтат-срочников направляли для участия в боях в период грузино-осетинского конфликта 2008 года (по сообщениям СМИ). Получается, что и сейчас ничто не препятствует посылать солдат-срочников в Сирию. Законопроект к этому вопросу не имеет отношения.

Законопроект также решает проблему срочников, проходящих службу на флоте: у некоторых из них срок службы истекает в период нахождения корабля в длительном походе. Как сказано в пояснительной записке, особое влияние эта проблема оказывает на корабли 1 и 2 ранга, выполняющие задачи боевой службы продолжительное время в удаленных районах Мирового океана. Законопроект позволяет заключить с такими военнослужащими контракт на срок до одного года как раз на период плавания.

В пояснительной записке говорится, что мониторинг деятельности пунктов отбора на военную службу по контракту, созданных в структуре кадровых органов Вооруженных Сил РФ, показывает, что из общего количества граждан, обратившихся по вопросу поступления на военную службу по контракту, около 20% изъявляли желание заключить контракты на более короткие сроки для участия в конкретных мероприятиях или операциях, чем предусмотрены действующим законом «О воинской обязанности и военной службе» (2 либо 3 года или 5 лет).

По мнению авторов законопроекта, принятие законопроекта позволит оперативно укомплектовать в короткие сроки военнослужащими по контракту воинские части и подразделения, в том числе сводные и нештатные, а также повысить их боеспособность в период чрезвычайных обстоятельств, для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ, и существенно сократить потребность в военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для их участия в перечисленных мероприятиях. Комитет Государственной Думы по обороне поддержал концепцию законопроекту и не высказал замечаний концептуального характера. Замечание Комитета касается лишь необходимости согласования законопроекта с положениями статьи 34.1 закона «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающей трехмесячный испытательный срок при поступлении на военную службу по контракту.


ВЫВОДЫ

1. Информация в СМИ о том, что по новому закону можно будет посылать солдат-срочников воевать в Сирию, является искаженным пониманием сути законопроекта № 6095–7. Военнослужащих по призыву и сейчас можно использовать в боевых операциях, но только после четырехмесячного обучения.

2. Минобороны предполагает, что с принятием закона удастся увеличить число контрактников за счет заключения с ними контрактов на срок до одного года и за этот счет сократится потребность в солдатах-срочниках, направляемых для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ. Насколько эти цели соответствуют реальным, мы вряд ли узнаем. Ничто не помешает министерству нарастить число контрактников и сохранить на прежнем уровне число призывников, направляемых для участия в боевых действиях (или даже увеличить его). Кстати, эта формулировка из пояснительной записки свидетельствует о том, что срочники действительно уже используются в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

3. Увеличение числа контрактников может свидетельствовать о необходимости увеличения контингента наших войск, например, в той же Сирии. Это также может свидетельствовать о желании Минобороны начать сухопутную операцию в Сирии. Однако это всего лишь предположения автора настоящей статьи: ни в законопроекте, ни в сопроводительных документах к нему об этом, разумеется, не говорится.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Россия и Сирия: национальные интересы забыты

Сирия: к чему пришли в годовщину внешнеполитической авантюры

Сирийский фронт: что нового?

Обязательно ли государевым людям служить в армии?



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
613
1393
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика