Конфликты в предпринимательской деятельности

Конфликты в предпринимательской деятельности

Разрешение правовых конфликтов традиционно осуществляется в судебном порядке. Однако в сфере частных экономических споров не всегда целесообразно решать возникающие конфликты именно в суде. Поиск новых, экономичных, достаточно простых и эффективных методов урегулирования и разрешения споров привел к возникновению в мировой практике способов, альтернативных судебному.

В настоящее время фактически все российские и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением инвестиционного потенциала государств, отмечают в качестве основной проблемы России дефекты ее судебной системы, а именно ее неэффективность в разрешении споров между субъектами предпринимательской деятельности, слабую предсказуемость судебных решений, коррумпированность судебной власти. Для преодоления этих системных проблем российского права субъекты предпринимательской деятельности вынуждены выводить свои капиталы из российской юрисдикции, избирать другие правопорядки. Этот процесс имеет много отрицательных последствий. С одной стороны, снижаются налоговые поступления, с другой, создаются проблемы для потребителей товаров, работ и услуг. Для преодоления системных негативных последствий и изменения деструктивной тенденции требуется осуществление комплекса необходимых мер.

В науке гражданское правоотношение понимается как волевое общественное имущественное или личное неимущественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, в котором его участники юридически связаны наличием взаимных субъективных прав и обязанностей. Развитие альтернативных способов разрешения споров, приспособленных к нуждам субъектов предпринимательства и не связанных жестко с догмой права, является оптимальным для гражданского оборота в целом. Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос, является ли правоотношение выражением воли (интереса) государства, закрепленной в правовой норме, или же сочетанием воли (интересов) государства и участников правоотношения. Основоположник «юриспруденции интересов» Р. Иеринг выдвинул теорию о рассмотрении права в качестве интереса субъекта социального взаимодействия, пользующегося правовой защитой.( Иеринг Р. Цель в праве. Т. 2. СПб.: Издание Н.В. Муравьева, 1881. С. 315, 322, 218).Для того чтобы интерес признавался и гарантировался государством, он должен отражать или хотя бы не противоречить общим для всех субъектов интересам, т. е. интересам общества в целом. Именно такие интересы и должны представлять собой содержание права, а их обеспечение составлять цель права. Интересы отдельных лиц должны быть правомерными, т. е. не противоречить интересам общества.

Изучение отношений, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности и осложненных спором, представляет особый теоретический интерес и обладает практической пользой. Анализ методологии и методики разрешения споров позволяет предложить эффективный механизм разрешения споров при помощи альтернативных способов, в полном соответствии с требованиями правотворческих органов. Характеристика общественных отношений в контексте споров между субъектами предпринимательской деятельности необходима для уяснения основных принципов решения поставленной задачи.

Важным представляется определение причины конфликтов между субъектами предпринимательских отношений. Ведь судебное разрешение спора не всегда отвечает интересам сторон.

Напротив, судебное разрешение спора принципиально не направлено на достижение консенсуса между сторонами, поскольку всегда есть выигравшая и проигравшая дело сторона. Это приводит к тому, что стороны, как правило, прерывают деловые отношения, что неконструктивно. Кроме того, установленный срок судебного рассмотрения спора не всегда позволяет разрешить его оперативно, да и привлечение к защите квалифицированных юристов нередко ведет к крупным издержкам сторон.

С целью более эффективного разрешения споров во многих зарубежных странах используются альтернативные способы разрешения (урегулирования) споров. Альтернативные способы разрешения споров подразумевают, что стороны сами должны приложить усилия для разрешения спора. Применение любого из альтернативных способов нацелено на достижение консенсуса сторон, а не на определение победившей и проигравшей стороны, что позволяет соблюсти интересы обеих сторон. Попытки внедрения альтернативных способов разрешения споров в правовую систему имеют место и в России. Об этом свидетельствуют как положения действующего арбитражного процессуального законодательства, так и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Разработанные законодательные нормы направлены на формирование правовой культуры альтернативного разрешения споров в рамках применения одного из способов альтернативного разрешения споров медиации.

В зарубежных же странах набор альтернативных способов разрешения споров значительно шире: переговоры, посредничество-арбитраж, нейтральная оценка, мини-разбирательство, другие альтернативные средства, присоединенные к судебному разбирательству, досудебное совещание и т.д.

Говоря об альтернативных способах разрешения конкретного вида споров, а именно частных экономических споров, необходимо уяснить, что под частным экономическим спором понимается неразрешенное противоречие, возникшее между лицами при осуществлении предпринимательской деятельности и препятствующее реализации их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. В целом, отношения между субъектами предпринимательской деятельности возникают на основе соглашения, строятся по горизонтальному принципу и нацелены на будущее. Использование альтернативных способов разрешения споров вполне укладывается в рамки этих особенностей: разрешение спора развивается и завершается на основе соглашения сторон, его целью является сохранение партнерских отношений.

При этом необходимо отметить, что уголовные и административные споры с трудом поддаются разрешению при помощи альтернативных способов, поскольку отношения строятся по вертикальному принципу: государственные органы могут применять принудительные меры в отношении участника спора.

Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские правоотношения возникают как из оснований, предусмотренных законом, так и из действий граждан и юридических лиц. При этом нормы права содержатся в законах, а действия граждан и юридических лиц, регулированные обычаем делового оборота (т. е. не предусмотренным законодательством правилом поведения в соответствии со ст. 5 ГК РФ) и нормой права не являются. В то же время согласно ГК РФ обычаи делового оборота обеспечиваются принудительной силой государства и приобретают силу норм права. Поэтому гражданское правоотношение основано на нормах гражданского права, а не урегулировано ими.

Гражданское правоотношение - это системная связь состоящих в нем субъектов, урегулированные нормами гражданского права социально значимые отношения, осуществляемые юридически равноправными субъектами, наделенными правовой автономией и имущественной обособленностью, реализация которых подкреплена возможностью применения имущественных санкций в качестве мер государственного принуждения. Предпринимательским правоотношениям свойственно сочетание публично-правовых и частноправовых начал. В эту сферу входят как отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской (хозяйственной) деятельности (горизонтальные), так и отношения, складывающиеся при регулировании предпринимательской (хозяйственной) деятельности (вертикальные), а также внутрихозяйственные отношения. Участниками предпринимательских правоотношений являются хозяйствующие субъекты, а также субъекты, регулирующие предпринимательскую деятельность государство, субъекты РФ, муниципальные образования.

Как правило, выделяются два вида предпринимательских правоотношений: вещные и обязательственные.

Вещные правоотношения возникают по поводу владения, пользования и распоряжения различными предметами материального мира вещами, а также интеллектуальной собственностью и информацией. Право собственности характеризуется сочетанием сразу трех прав владения, пользования и распоряжения, которые принадлежат одному субъекту. Конфликты в сфере предпринимательских отношений связаны с передачей вещных прав от одного лица к другому. Обязательственные правоотношения представляют собой юридические отношения, в которых одному лицу принадлежит право на действие другого лица. Поэтому обязательственное правоотношение потенциально более конфликтно, чем вещное. Предпринимательский договор правовой инструмент, который позволяет предпринимателю получать прибыль от передачи своего имущества в пользование, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору нередко приводит к возникновению конфликтов. На основании договоров формируются краткосрочные (однократные) и долгосрочные (длящиеся) правоотношения.

Существует также классификация правоотношений в зависимости от их объекта - материальные или нематериальные блага. В соответствии со ст. 2 ГК РФ они подразделяются на имущественные и личные неимущественные правоотношения. Правоотношения имущественного характера имеют своим объектом материальные блага (т. е. имущество). Правоотношения, объектами которых выступают нематериальные блага (результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация и т.д.) именуются личными неимущественными. Бывают и смешаные конфликты. Конфликты по поводу материальных благ могут быть эффективно урегулированы при помощи посредничества, экспертизы или переговоров. В конфликтах по поводу нематериальных благ более эффективно судебное рассмотрение, как и при смешанных конфликтах. Конфликтные правоотношения подразделяются на антагонистические и компромиссные. К антагонистическим относятся те, для прекращения которых требуется обращение в судебные, административные или правоохранительные органы. Компромиссные конфликты предполагают разрешение или урегулирования споров альтернативными способами (путем переговоров, посредничества, арбитража и т.д.).

В научной доктрине определение конфликта носит, как правило, социальный характер. Конфликт является социологической категорией. В социологии различают два основных вида конфликта: поведенческий (противостояние двух начал) и мотивационный (несовпадение целей и интересов). С точки зрения мотивации выделяется «когнитивный конфликт», т. е. спор о знании или понимании проблемы, и «конфликт интересов», где сталкиваются цели и интересы людей.

При определении характера конфликта правильнее исходить из мотивационного подхода к конфликту, выявляя в конфликте латентную стадию.

Выяснение предпосылок облегчает возможность управления конфликтом. Экономические конфликты являются разновидностью социальных. В условиях жесткой конкуренции экономические конфликты неизбежны, поскольку происходит борьба за экономическое господство. Экономический конфликт основывается на отношениях собственности. Собственность же - это распределение экономического господства и власти в обществе. Правовые или юридические конфликты являются одним из типов социального конфликта, поэтому их анализ методологически принципиально не отличается от анализа социального конфликта.

В научной литературе выделяют два аспекта возникновения и развития юридического конфликта: 1) в основе конфликта противоречия в правовых нормах; 2) основа конфликта лежит вне правовой сферы. Однако любой конфликт может стать правовым и завершится юридической процедурой. Конфликт может быть признан правовым, если все элементы конфликта (мотивация, участники, объекты и др.) имеют юридическую характеристику. Юридический конфликт - многоаспектная проблема, требующая междисциплинарного подхода.Конфликтное юридическое отношение это все, что в конфликте регулируется правом, а именно: отношение между сторонами с противоречивыми интересами плюс конфликтное противоборство сторон (конфликтные действия). Экономический конфликт становится правовым, когда столкновение экономических интересов вызывает конфликт прав и обязанностей, а также конфликтные действия сторон (контрсубъектов).

При разрешении конфликта необходимо учитывать наличие предварительных договоренностей между конфликтующими сторонами посредством обращения к профессиональному посреднику медиатору. Учет таких договоренностей обязателен. Если посредник принимает на себя активную роль и получает информацию от сторон о сути противоречий между ними, то он может оценивать договоренности, не существующие для профессионального судьи.Для медиатора существует возможность основать вариант соглашения не столько на применении норм права, сколько на анализе практики взаимоотношений сторон, которой лишен профессиональный суд. Фактически это является разрешением спора по справедливости, исходя из общей логики и духа права, что является главным отличительным свойством мусульманского и, отчасти также англосаксонского ("островного") права. Континентальное же право существенно умаляет роль суда в применении права (а не закона), а значит, и его миссию в разрешении конфликтов.

В предпринимательских отношениях велика роль саморегулирования, предполагающего минимальное вмешательство государства.

Правосудие, как деятельность правоприменительная, направлено на применение норм права к конкретным отношениям, но к содействию в реализации саморегулирования оно не пригодно. Интересы предпринимателей зачастую вступают в противоречие, которое может быть реальным или мнимым. Возникший конфликт может находить формальное выражение в споре между сторонами, однако урегулирование спора вне связи с разрешением конфликта между сторонами, является деструктивным путем, поскольку неразрешенный конфликт неизбежно приведет к новому спору. Конструктивное разрешение спора будет достигнуто лишь тогда, когда конфликт будет исчерпан, противоречие между интересами сторон устранено.

Нами выявлены основные причины неспособности суда разрешить конфликт между сторонами, заключающийся в нарушении договоренностей и нежелании продолжать правоотношение. Сделан общий вывод о том, что система разрешения споров судом исключительно с позиций применения норм права не способна устранить подобный конфликт, поскольку и договоренности, и нежелание продолжать правоотношение остаются за рамками правового регулирования. Разрешение споров с помощью альтернативных способов, основными чертами которых является гибкость и способность подстраиваться под потребности сторон, позволяет воздействовать не только и не столько на юридический спор, сколько на лежащий в его основе конфликт, что способствует достижению основной цели. Поэтому споры между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие из договорных и иных предпринимательских отношений при осуществлении экономических связей, нуждаются в правовом регулировании.

По материалам монографии "Альтернативные способы разрешения споров между субъектами предпринимательской деятельности" , подготовила Наталия Львова


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
55
127
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика