КПРФ на развилке: чтобы победить — нужно меняться. II. Уроки кампании П.Н.Грудинина

КПРФ на развилке: чтобы победить — нужно меняться. II. Уроки кампании П.Н.Грудинина

Доклад Центра экономических и политических реформ (ЦЕПР). Начало доклада читать здесь.


2. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ П.Н.ГРУДИНИНА: ПРИЧИНЫ НЕВЫСОКОГО РЕЗУЛЬТАТА

Итоги президентской кампании оказались для КПРФ неудачными: даже с учетом возможных фальсификаций, если допустить, что у партии отняли 2,5–7% или даже 10%, результат кандидата от партии все равно оказался бы весьма скромен и не соответствовал бы реальному потенциалу партии. Несмотря на формальное второе место, разрыв с победителем колоссален и не позволяет вести с властью уверенные переговоры за влиятельные должности. Обгон В. В. Жириновского и получение результата, равного сумме результатов всех других оппозиционных кандидатов, нельзя рассматривать как существенную победу. Это, безусловно, хорошо для самолюбия партии, но стратегически ничего ей не дает.

Да, безусловно, нельзя не отметить неконкурентные условия, в которых оказался кандидат от КПРФ, — против него шла настоящая война с использованием ресурсов ведущих СМИ. Однако не следует возлагать всю вину за невысокий результат исключительно на неблагоприятные внешние обстоятельства. Искать нужно и внутренние причины.


2.1. ПРОБЛЕМЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

Образ П.Н.Грудинина получился размытым и противоречивым. С одной стороны, он был заявлен в роли «народного кандидата», то есть должен был работать на максимально широкую социальную аудиторию, но с другой стороны, по факту он практически не вышел за рамки традиционной повестки и стилистики КПРФ, направленной, как отмечено выше, на достаточно узкий сегмент «ядерного» электората. При этом, даже идеологизированными сторонниками партии в его образе считывалось противоречие — ведь по факту он не «красный директор», а успешный предприниматель.

Между тем, П.Н.Грудинин мог бы успешно сыграть роль кандидата, который попробовал бы выйти за рамки привычных шаблонов и лозунгов и привлечь максимально широкую аудиторию левых взглядов и вообще людей, видящих несправедливость нынешнего социально-экономического уклада. На старте у него был ряд преимуществ: новизна образа, возраст, личная харизма, наличие успешного и при этом социально ответственного бизнеса. Выступая со сравнительно умеренных левых позиций, он бы смог выйти на разные электоральные группы — протестные, молодежные, привлечь голоса предпринимателей, хозяйственников и т.д.

Образ «красного директора» и бессребреника советского образца была изначально уязвим, поэтому упор следовало делать на социальную ответственность его бизнеса и социальные программы. В частности, во время кампании можно было бы дать старт благотворительным проектам или иным подобным инициативам. Это смягчило бы негативный эффект от контркампании вокруг темы «богатств» П.Н.Грудинина.

Наконец, в образе кандидата ощущался недостаток оппозиционной настойчивости, настроя сильного игрока, готового бороться до конца. Протестно настроенный избиратель, которого пытался привлечь кандидат, вместо этого мог считать в этом образе личные амбиции в бизнесе и политике, использование выборов как определенного этапа в достижении иных целей, а не цели президентства. Это проявилось и при подведении итогов кампании: свою позицию, в частности по поводу неконкурентных условий во время ее проведения и фальсификаций, можно было бы выразить ярче, провести акции по этому поводу, продемонстрировать свое неравнодушие к проблемам избирательного процесса. Не демонстрировал кандидат и серьезного внимания к социальной проблематике, с которой сталкивался, когда встречался с людьми. Он не старался решать их проблемы, не вел по этому поводу переговоров с властью, уже после выборов не использовал для этих целей встречу с президентом.


2.2. НЕДОСТАТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ

Стратегию власти с применением всего арсенала средств против кандидата от КПРФ, включая черный пиар, вбросы недостоверной информации и атаки через подконтрольные СМИ, было несложно предвидеть заранее. Однако не было проведено должной подготовки к этому, не была подготовлена реакция на возможные обвинения, и это вызвало значительные трудности непосредственно в предвыборный период.

Так, нового кандидата нужно было начинать «раскручивать» заранее. Ему нужно было создать устойчивый базовый положительный рейтинг и узнаваемость, что ограничило бы возможности любых контркампаний. Нужно было разобраться и со всеми «скелетами в шкафу», а не заниматься этим уже в фазе активной кампании, под прицелом СМИ.

Не было в полной мере использовано эфирное время, не были задействованы все ресурсы СМИ. Вообще не ощущалось, что у партии была какая-либо системная информационная стратегия, выходы в СМИ носили хаотический, противоречивый характер, и в большей мере являлись ответами на нападки, чем собственно продвижением кандидатов. Технологам от власти, по сути, удалось навязать штабу П.Н.Грудинина свою игру, в рамках которой он успевал только оправдываться или отмахиваться от обвинений. Одна из причин этого — изначальная слабость позиционирования кандидата, его нераскрученность до выборов и множество незащищенных слабых мест, по которым и был нанесен удар.

Также следует отметить недостаточную подстройку стратегии избирательной кампании лично под П.Н.Грудинина. Кампания была проведена в стандартном формате кандидата-коммуниста с традиционными стилистическими решениями. Даже при формальных попытках выхода на иную аудиторию — как, например, в случае с интервью Ю.Дудю — содержательно для этой аудитории ничего нового не предлагалось, не было сделано попытки сбалансировать традиционные для нее «аллергены», поэтому и желаемого эффекта не вышло.


2.3. НЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ РЕСУРСЫ УЛИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ

Новое лицо в роли кандидата от КПРФ и президентская кампании давали некоторые шансы для привлечения к уличным акциям более широких слоев населения, однако этого сделано не было. Вместо этого проводились «ритуальные» акции, в которых лично П.Н.Грудинин растворился.


2.4. НЕ БЫЛИ СИСТЕМНО ЗАДЕЙСТВОВАНЫ ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ И ИНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Роль оппозиционного кандидата, реальными делами помогающего группам граждан, чьи права нарушены, была бы уместной и своевременной для кандидата от КПРФ в рамках прошедшей избирательной кампании. Целесообразно было бы часть кампании основывать на подобных кейсах, иллюстрировать их конкретными историями, привязать деятельность кандидата по помощи людям к идее о социальной ответственности его деятельности и возможному старту благотворительных проектов (см. п. 2.1).

Однако системного взаимодействия с этими группами выстроено не было, вместо этого кандидат ограничился встречами в регионах, во время которых успел лишь дать людям обещания. Этого оказалось недостаточно, чтобы перебить негатив, направленный на кандидата в СМИ, так что этот ресурс остался практически не использованным.


2.5. ОТСУТСТВИЕ ТАРГЕТИРОВАНИЯ КАМПАНИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ

Для таргетирования кампании по макрорегионам и регионам следовало заранее провести серьезные замеры общественного мнения.

Сравнительно высокие результаты, полученные в Сибири и на Дальнем Востоке, оказались скорее случайными, а не результатом целенаправленной кампании партии. Однако на результат, полученный кандидатом от КПРФ в этих регионах, партии следует обратить внимание, чтобы развивать его в будущем.


2.6. НЕ БЫЛ РЕАЛИЗОВАН ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ

Выдвижение кандидата от КПРФ поддержали представители Постоянно действующего совещания Национально-патриотических сил, в которое входят 45 организаций — казачьи общества, националисты, нишевые движения и даже монархисты. Эти организации не обеспечили значимый прирост поддержки кандидату. В поисках союза с широкими народными движениями более целесообразно было бы искать поддержки у активных социальных групп — дальнобойщиков, фермеров, независимых профсоюзов и т.п., — однако этой работы проделано не было.


ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Для того чтобы избежать превращения в нишевую партию с относительно небольшим числом сторонников, КПРФ нужно возвращать себе статус общенародной партии, претендующей на большинство в представительных органах власти всех уровней и на победу кандидатов, выдвинутых партией.

В политической системе страны фактически не занято место всероссийской левоцентристской партии, при высокой востребованности левоцентристских идей среди российского населения. Из всех российских партий только КПРФ имеет необходимые организационные ресурсы, чтобы занять это место. Для этого партии рекомендуется провести программное и идеологическое обновление и проявлять больше оппозиционности и настойчивости в борьбе за социальную справедливость.

В настоящее время вследствие чрезмерной ориентации на «ядерный» электорат, КПРФ все сильнее закрепляет за собой образ партии, ассоциирующийся с прошлым, что отталкивает потенциальных сторонников, и в особенности молодую аудиторию. Рекомендуется и на идеологическом, и на стилистическом уровне сохранить некоторые связанные с советским прошлым положительные идеи, актуальные и сегодня (например, идею о социальной ответственности государства, о бесплатных и общедоступных медицине и образовании), но отказаться от противоречивых образов прошлого. Партии необходимо сбалансировать, таргетировать те образы, которые она использует, а иллюстрации к позитивному наследию прошлого, нужно уравновесить образами сегодняшнего дня и даже футуристики. Стилистика партии должна быть современной, легкой, устремленной в будущее. Главное — предложить избирателю образ будущего и эффективные в условиях современного мира социальные и экономические модели.

Рекомендуется расширять и программу партии, включив в нее вопросы, актуальные сегодня для левых движений (проблемы общества потребления и новое неравенство, защита новых социальных слоев, борьбе с дискриминацией, защита малого и среднего бизнеса и т.д.). Существующие программные положения предлагается подвергнуть разумной актуализации с целью ухода от ортодоксальной стилистики при сохранении общего идеологического содержания.

2. Отдельно востребовано кадровое обновление партии, привлечение новых сторонников, в особенности из числа молодежной аудитории.

Для этого рекомендуется изменить подход к кадровой политике: увеличить скорость внутрипартийных социальных лифтов, открыть большие возможности для получения молодыми кадрами мандатов и руководящих постов.

3. Рекомендуется пересмотреть политику проведения уличных акций — уходить от традиционных митингов и шествий, приобретших ритуальный характер.

Следует проводить больше акций, приуроченных к конкретным поводам и проблемам социальной повестки, с актуальными лозунгами, привлечением максимального числа заинтересованных граждан, а также приглашением представителей власти. Публичные акции партии должны стать реальным механизмом по решению социальных проблем.

Запреты на проведения акций должны вызывать жесткую реакцию со стороны руководства партии, вплоть до инициирования по этому вопросу встречи с политическими руководителями страны.

4. Рекомендуется пересмотреть информационную работу партии и выработать долгосрочную информационную стратегию, ориентированную на период до 2024 года. Уже сейчас и в Москве, и в регионах необходимо продвигать кандидатов, которые в будущем примут участие в различных кампаниях.

Собственные СМИ следует переориентировать на массовую аудиторию, актуализировать их форматы и материалы. Отдельно нужно пересмотреть принципы работы в социальных сетях, создавая для них отдельный контент с учетом специфики площадок и таргетирования аудитории.

Партии нужно научиться проводить крупномасштабные информационные кампании, ориентированные на разные социальные слои, инициировать дискуссии не только о своей роли в стране, но и в целом об идеях социальной справедливости, устройстве современного общества, его идеалах и ценностях.

5. Для захода на новые социальные аудитории рекомендуется выстраивать системную работу с различными группами социального активизма — трудовыми коллективами, профсоюзами, протестными объединениями и т.д.

Партия должна постоянно оказывать этим группам реальную помощь, добиваясь реальных результатов и взамен предлагая им оказать партии поддержку (а не наоборот, как это часто происходит).

Особая социальная группа, с которой нужно наладить работу — это студенчество. КПРФ следует обратить внимание на взаимодействие со студенческими организациями и союзами, так как это, во-первых, необходимый партии заход на молодую аудиторию, а во-вторых, в этой среде высока популярность левых идей, и при правильном позиционировании КПРФ имеет здесь большой потенциал.

6. Партия должна уходить от образа лояльного исполнителя всех «правил игры».

Даже «крымский консенсус» оставляет поле для споров. КПРФ не должна воздерживаться от критики политики руководства страны. Недостаток проявления оппозиционности является одной из главных причин, ограничивающих рост ее влияния в обществе.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Голосовали за будущее — оказались в прошлом

Для Грудинина «большая война» закончилась. А была ли она?

Уроки мартобря

Интерактивный цирк

Мавр сделает своё дело…

Кандидат Грудинин сделает всё, чтобы не стать «рабом на галерах»

Вот такой социализм предлагается…

Выборы 2018, Павел Грудинин и кризис левого движения: 1. Может ли бизнесмен быть коммунистом

Выборы 2018, Павел Грудинин и кризис левого движения: 2. Есть ли у кандидата программа?

И это всё о нём…

О «недоумках и агентах власти»

Технология заданного типа

Путин не виноват? К товарищам на левом фланге



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
892
3179
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика