Кто на чём экономит в кризис

Кто на чём экономит в кризис

Автор Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, к.соц.наук

На сегодняшний день потребительское поведение россиян заметно изменилось. Причиной тому — неблагоприятная экономическая ситуация в стране. Люди видят соответствующие негативные проявления и ощущают последствия на собственных кошельках.


По данным исследовательских компаний, большинство наших соотечественников уверены в том, что страна существует в условиях экономического кризиса. Причем, если в октябре 2014 года в том, что кризис все-таки нас не минует, были уверены 61% россиян, то сегодня таковых уже 77%.


Рис. 1. Ответы россиян на вопрос «Вы согласны или не согласны с мнением, что в России сейчас экономический кризис?»

Более того, немалая доля россиян готовится к долговременным неприятностям. Каждый пятый всерьез ожидает продолжительных проблем, которые продлятся на протяжении многих лет. Запасаются терпением на ближайшие два года 23% опрошенных. И примерно один из четырех респондентов оказались пока не готовы дать однозначную оценку длительности и глубине предстоящих экономических катаклизм.


Рис. 2. Ответы россиян на вопрос «Как долго будет длиться этот кризис?»

Естественно, к новым условиям жизни народ пытается приспосабливаться, вырабатывая стратегии экономии. Но стратегии эти неоднородны и различаются в зависимости от степени материальной обеспеченности той или иной категории граждан. Как говорится, кому-то жемчуг мелок, а кому-то щи жидки.

Рассмотрим относительно благополучных в материальном отношении людей, чей ежемесячный доход в пересчёте на одного человека в семье составляет не менее 50 тыс. руб. По данным исследования компании Ipsos Comcon, несколько снизилась востребованность обеспеченными россиянами туристических заграничных поездок — на 5% за год, на 6% стал меньше спрос на дорогую продукцию брендовых компаний. Люди стали реже планировать крупные покупки, такие как автомобили и недвижимость (стремление потратить на это деньги ослабло на 11% и 8% соответственно).

Еще один интересный штрих. В начале кризиса, в 2014 году, был зафиксирован рост спроса на ювелирные изделия, то есть имеющие свободные финансы пытались сохранить их, вложив в изделия из драгоценных металлов и камней. На сегодняшний день такого эффекта уже не наблюдается.


Рис. 3. Динамика потребительского поведения обеспеченной части населения России

В целом большинству (а именно 45% материально обеспеченных граждан) имеющиеся сбережения пока позволяют поддерживать привычный уровень жизни и практически не сокращать расходы. Лишь 19% отмечают, что ощущают проявления кризиса и стараются на чем-нибудь сэкономить. Так что богатые тоже плачут, но по-своему и меньше.

А теперь отвлечемся от сильных и благополучных мира сего и посмотрим, как изменилось поведение массового, то есть среднестатистического потребителя. Здесь наиболее ярко обозначились следующие тенденции. Население перенаправляет свой интерес в сторону менее дорогостоящих товаров и услуг, пока не отказываясь масштабно от привычных покупок, а находясь в поиске более дешевой альтернативы. Наши соотечественники ищут скидки и специальные предложения, участвуют в распродажах, чаще покупают в торговых точках эконом-класса и интернет-магазинах.

Кроме того люди стали заметно экономить на покупке одежды — такое поведение уже свойственно каждому второму россиянину. Еще существеннее сокращение трат на обувь. Как показал социологический опрос, за последние шесть месяцев только 45% наших соотечественников покупали предметы одежды, и 37% приобретали обувь. Люди стараются пересмотреть свой гардероб, перешить что-то из старых вещей и даже сшить себе новые самостоятельно.


Рис. 4. Расходы россиян на одежду и обувь

Падение спроса очевидно, и это еще при том, что сформировалась когорта граждан, пытающихся сделать приобретения впрок. Эта группа пока немногочисленна — всего 3%, но если экономическая ситуация не начнет улучшаться, то в следующем году падение спроса последует еще более выраженное, поскольку определенная часть потребности уже будет удовлетворена заранее.

На покупке детских товаров наши соотечественники пока стараются не экономить, выискивая иные способы вписаться в семейный бюджет за счет сокращения других статей расходов. Например, многие начали отказывать себе в так называемых «маленьких радостях». 

Индекс «Кофе с молоком», рассчитываемый аналитиками исследовательского холдинга Ромир, позволяет проследить динамику спроса населения на продукты, не относящиеся к обязательным для ежедневного потребления товарам. К таковым относятся кофе, бутилированная вода, молоко и шоколад. На протяжении последних четырех месяцев значение индекса снижалось, а заметнее всего сократился интерес потребителей к шоколаду и молоку.

Похожая экономия на «гастрономических удовольствиях» уже наблюдалась в 2014 году, а относительно года предыдущего с учетом накопленной инфляции индекс упал на 8%. С точки зрения сохранения здоровья граждан снижение потребления шоколадной продукции даже неплохо, особенно в свете еще одной реакционной особенности поведения россиян, которая может в будущем иметь выраженные неблагоприятные последствия для всего российского общества в целом.

Дело в том, что согласно данным социологического опроса каждый третий сегодня вынужден экономить на покупке медицинских препаратов и лекарственных средств. То есть, фактически, на здоровье своем и членов своей семьи. 

Способы экономии люди опять же выбирают разные — 22% ищут более дешевые аналоги назначенным лекарствам, 8% стараются принимать медикаменты в меньших количествах и, соответственно, реже их покупать, а 7% вынуждены вообще отказаться от покупки необходимых лекарственных средств. В последнюю категорию попали, прежде всего, малообеспеченные граждане, пенсионеры, многодетные семьи, люди преклонного возраста и жители сельской местности.

Так что кризисные проявления многим россиянам уже не по средствам ни шоколадкой заесть, ни валерьянкой запить. А без кардинальной смены существующей экономической модели ожидать каких бы то ни было значимых позитивных тенденций ожидать не приходится.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

СМИ про экономику — в чем правда? 

Богатые и бедные: вечный фактор социального напряжения

Завтрашнее дно или какой должна быть пенсия? 

Денег хватит ненадолго 



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
826
2555
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика