Кыргызстан. Очерк с российской стороны

Кыргызстан. Очерк с российской стороны

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Из всех постсоветских азиатских республик Киргизия по праву занимает отдельное место: это единственная республика этого ареала, которая пережила череду цветных революций и пришла к политической модели, значительно ограничивающей власть президента.

Положение русских и статус русского языка в Киргизии пока остается наиболее благоприятным среди всех остальных постсоветских азиатских государств.


РУССКИЕ В КИРГИЗИИ

Согласно конституции страны «в Кыргызской Республике в качестве официального употребляется русский язык» (ст.10, п.2.). Для сравнения в конституции Казахстана было зафиксировано более жесткое ограничение для русского языка — «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».

В Киргизии русский язык не только признан официальным, но и не удален с картографии — улицы в республике сохранили свое советское наименование, хотя и не все. В столице Киргизии Бишкеке есть не только проспект Ленина, но и памятник вождю, чего нет ни в одной другой столице Средней Азии. И хотя его перенесли с главной площади на территорию за ней, памятник по-прежнему расположен в центре города. Сохранился в Бишкеке и памятник Марксу и Энгельсу. Однако за годы суверенитета численность русских сократилась почти в 3 раза — с 916 тысяч до 364 тысяч, что объяснялось как миграционным оттоком в результате неблагоприятного социально-экономического положения в стране, так и естественной убылью на фоне падения рождаемости среди русских. Фактор этнической дискриминации в Киргизии действовал в меньшей степени, чем в остальных республиках.

В республике действует множество русскоязычных школ. Около 10% школ преподают предметы на русском: из 2,2 тысяч школ в 203 преподают предметы на русском. Еще в 400 средних учебных заведениях открыты классы с обучением на этом языке, при этом почти все ученики — это этнические киргизы. Треть обучающихся могут читать по-русски. Ежегодно число школьников, получающих образование на этом языке, увеличивается на пять-шесть тысяч, и на 99 процентов — это ребята киргизской национальности. Русский язык киргизы рассматривают как необходимый компонент построения карьеры в самой республике, а не только как необходимость для работы в России.

Русский телевизионный контент пользуется спросом: «Первый канал» доступен практически во всех регионах Киргизии за исключением некоторых передач, которые расцениваются как нежелательные. Кабельное телевидение, по которому ретранслируются российские телеканалы, везде доступно независимо от контента. В республике распространены и российские печатные издания — «Комсомольская правда», «МК-Азия», «АиФ», «Российская газета», выходят газеты на русском языке — «Вечерний Бишкек», «Дело N», «Слово Кыргызстана».

Однако такое пока еще высокое положение русского языка в стане остается отнюдь не заслугой России, которая и не особо участвует в делах республики. Киргизы, испытывая дефицит учебников на русском языке, не получают от России даже этого. Без внимания со стороны России остается и проблема дефицита педагогов русского языка. А обусловлено такое видное положение русского языка тем, что в тяжелых социально-экономических условиях киргизы трудятся в России, то есть для них изучение русского языка является жизненно необходимым. А у бедного правительства республики, которая живет за счет грантов иностранных организаций, и средств не хватает на тотальную киргизацию и учебного процесса, и страны.

Но даже несмотря на это русский язык заметно утратил свои позиции. К настоящему моменту доля русских опустилась до исторического минимума в 7,7%, по другим данным — 6% в связи с новой волной оттоков из-за событий в Оше. В стране появились уже целые регионы, неговорящие на русском языке. Хотя тенденции молодого киргизского национализма не столь проявлены, как в других республиках, приходится констатировать, что объективное невнимание со стороны России к русскому вопросу создало предпосылки для инертного распространения киргизского языка. После оранжевой революции в республике стали нарастать националистические настроения.

В 2011 году президент Роза Отунбаева предложила в будущем перевести всё государственное начальное образование на киргизский язык. В 2013 году был принят закон «О мерах по обучению государственных и муниципальных служащих государственному языку и переводу делопроизводства на государственный язык», согласно которому нормативно-правовые акты могут публиковать исключительно на киргизском языке. В итоге решение о переводе делопроизводства на национальный язык фактически лишает официальный, русский язык государственной поддержки. Вновь разгорелись дискуссии о статусе русского языка, в которых учеными вносятся предложения отменить официальный статус, чтобы содействовать развитию киргизского языка. Появились предложения отказаться от русских фамилий (от русских суффиксов в фамилиях с предложением заменить их на киргизские). Русский язык может постигнуть участь узбекского, который поступательно дискредитировался на Юге республики.


ЭКОНОМИКА СТРАНЫ

Киргизия остается бедной горной страной, с государственным долгом в 70% ВВП, с преобладанием таких отраслей, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство, представленное хлопком, мясом. На экспорт идут такие природные ресурсы, как золото, ртуть, уран, природный газ. Страна стремится привлечь иностранных инвесторов, однако из-за громкой тяжбы с канадской компаний по вопросу золотого рудника, отпугивает потенциальных инвесторов. Главным экспортером киргизских товаров выступает Швейцария (26%), которая закупает так же как и в Узбекистане у Киргизии золото. Россия потребляет только 4,2% киргизского экспорта, ее доля импорта равна 17,1%, что значительно ниже импорта Киргизии из Китая (56,4%). Россия остается второстепенным торговым партнером для республики.

Киргизы вследствие экономической отсталости республики вынуждены уезжать на заработки в Казахстан и Россию. Денежные переводы от кыргызских трудовых мигрантов из России и Казахстана эквивалентны примерно четверти ВВП Кыргызстана. Доминирующим сектором экономики являются услуги (56,4% ВВП), за ним следует промышленность (25,5%) и сельское хозяйство (18%), в котором занята почти половина населения (48%). После распада СССР большинство промышленных предприятий было остановлено, в том числе из-за отъезда русских квалифицированных инженеров и рабочих.

Уровень бедности в республике даже по данным официальной статистики высокий — 33,7%. 11% населения не имеет даже устойчивого доступа к питьевой воде. В республике периодически происходят вспышки инфекционных заболеваний, характерных для отсталых государств. Доходы населения также создают все предпосылки для массовой миграции. Официальная заработная плата в 2016 году составила 208 долларов США, при этом основная масса населения — занятые в сельском хозяйстве имеют зарплату в размере 134 долларов. Подобное состояние уровня жизни и объясняет миграционный приток в Россию. Ежегодно в Россию въезжают 25–30 тыс киргизов, из них остаются в стране на заработки половина из прибывших. В результате провальной политики в республике образовались «пояса нищеты» — это выходцы из сельских районов, малообеспеченные люди без определенных занятий, численностью около полумиллиона. Такая армия малообеспеченных является главным двигателем любых внутренних волнений, которые в последние годы для республики стали нормой.

Россия представлена в республике преимущественно в секторе энергетики (гидростанции) и добывающей промышленности. При этом российский бизнес наступает на активы республики: за символическую сумму в 1 доллар Газпрому был передан в управление государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз», Россия стремится в уплату долгов Киргизии получить в своё управление пакеты акций оборонной корпорации «Дастан». Такие правила ведения бизнеса явно играют против имиджа государства российского.

Надежды экономического развития в связи с присоединением к Евразийскому экономическому союзу также оказались несостоятельными — нестабильность российской экономики негативно сказывается на валюты членов ЕАЭС и темпы экономического роста. Однако Киргизия получила от вступления и определенные преференции в виде денежных средств на развитие инфраструктуры. В целом экономика Киргизии является полностью дотационной, существуя преимущественно за счет вложений от иностранных акционеров и иных видов экономической и не только помощи.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Киргизия — это уникальная в плане политического устройства азиатская постсоветская республика. Во-первых, власть в республике менялась в результате народных протестов. Во-вторых, в истории страны был короткий период, когда президентом была женщина, что для республик с менталитетом главенства мужчины кажется просто уникальным фактом. В-третьих, республика фактически не президентская, а парламентско-президентская, хотя этого и не прописано в новой конституции 2010 года, то есть авторитарный тип управления, который столь характерен для других республик, здесь был сознательно законодательно ограничен. Президент вынужден согласовывать все важные решения с премьер-министром. В-четвертых, для президента установлены жесткие сроки, не позволяющие ему сидеть вечно. Это возрастной ценз от 35 до 70, ограничение по срокам — «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды». Новшество киргизкой конституции в сравнении с остальными — «Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности».

Действующий политический режим был установлен в стране в результате двух революций. Первая произошла в 2005 году — Тюльпановая революция. Поводом к ней стали фальсификация выборов, незаконное изменение Конституции Киргизской республики, изъятие демократических формулировок, изменение статей Конституции в личных тоталитарных целях. После последней редакции 2003 года Полномочия Президента были усилены — огромные полномочия перешли в сторону президентской власти, Парламент практически не мог влиять на решения главы государства, тем самым была нарушена система «сдержек и противовесов».

Итоги выборов в местный парламент показали, что оппозиционные партии не прошли, в то время как партия Алга-Кыргызстан (Вперед-Кыргызстан), созданная только в 2003 году, то есть за два года до выборов дочерью президента республика, в ее составе были родные сыновья президента, получила наибольшее количество голосов.

Недовольство народных масс, поднятых оппозицией как за счет идейной составляющей, так и при помощи материальных стимулов, вызвали и факты высокой коррумпированности, семейно-клановая коррупция. Акаев подобно другим политическим лидерам азиатских постсоветских республик выстроил систему приватизированного государства — его дети занимались политической деятельностью, он контролировал главные активы в государстве. Стихийные митинги охватили всю страну, на местах создавались альтернативные органы власти — местные курултаи. Недовольные результатами выборов требовали отставки президента, который готовился к своему четвертому сроку, главы Центризбиркома и местных руководителей. Однако исход решили события в центре столицы, когда митингующие силы смогли обратить в бегство силовиков. Если бы Акаев отдал приказ военного применения силы, как это сделал Эрдоган, итог наверняка был бы не в пользу оппозиции. В России аналогичные события случились в 2011 году, однако их итог разительным образом отличался от киргизского опыта.

Пришедший к власти таким образом К.Бакиев был нацелен на закрепление своей власти и победы через внутреннюю борьбу в оппозиции. Итогом стало то, что лидер пытался воссоздать условия режима личной власти как при Акаеве за счет сторонников первого президента. Он распустил парламент и провел новые выборы, на которых победила недавно созданная президентская партия «Ак Жол». Новый президент часто назначал на высшие государственные посты своих родственников, а также людей с криминальным прошлым. При нем более чем вдвое выросли цены на коммунальные и другие услуги, такие как электроснабжение, центральное отопление и снабжение горячей водой, газоснабжение, мобильная сотовая связь. Все это привело к новой волне протестов в 2010 году, в ходе которых оппозиция захватила административные здания столицы. Было сформировано временное правительство, Бакиев отправлен в изгнание, а в стране стала действовать новая конституция.

Действующий глава государства Атамбаев был избран в 2011 году. По закону в 2017 году он должен уйти в отставку без права нового срока. За все эти годы смены власти Киргизия развивалась инертно — президенты не меняли систему по существу, руководствуясь той же формулой, по которой живет российская власть — эксплуатация природных ресурсов и использование советских производственных мощностей с привлечением иностранного капитала.


ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАСЬЯНС

Киргизия выстраивает специфическую политику, которую скорее можно охарактеризовать как политика наиболее выгодного сотрудничества. При новом президенте таким оптимальным союзом стало партнерство с Россией. Вектор с Китаем, который остается главным торговым партнером, постепенно ослаблялся, поскольку пришедшая оппозиция проявляла антикитайские взгляды.

Киргизия постепенно свела к минимум диалог с США, которые до 2010 года использовали киргизскую авиабазу Манас как авиабазу антитеррористической коалиции, а после до 2014 года как Центр транзитных перевозок ВВС США, выплачивая киргизской стороне за это 60 млн долларов в бюджет. Грантовая помощь со стороны США Кыргызстану за семнадцать лет составила примерно один миллиард сто миллионов долларов.

При новом президенте Атанбаеве республика взяла целенаправленный курс на Россию. Киргизия присоединилась к Евразийскому Экономическому союзу, и все это на фоне российских кредитов и финансовой помощи. Россия предоставляет Киргизии гуманитарную, экономическую помощь в виде кредитов с низкой процентной ставкой и военную помощь. В 2012 году РФ оказала Киргизии военную помощь на сумму 497 млн долларов: поставки радиаторов, двигателей, тросов, огнестрельного вооружения и т.п.

При вступлении Киргизии в ЕАЭС Россия обязалась предоставить помощь в размере $500 млн на цели развития. Это выделение Таможенным союзом средств на создание фонда развития экономики страны, строительство заводов в Киргизии, обустройство границы, создание лабораторий по сертификации товаров в соответствии с требованиями ТС. Киргизские рабочие как члены ЕАЭС не будут сталкиваться с проблемами в миграционной сфере, которые сейчас испытывают выходцы других Среднеазиатских республик. Неоднократно проходила реструктуризация и списание долгов республики перед Россией. С 2003 года в республике действует российская авиабаза Кант, которая согласно договору 2009 года передана в аренду России сроком на 49 лет. Киргизия является членом и СНГ, и всех региональных пророссийских структур.

Успехи России в киргизском направлении объясняются не долгосрочной стратегией, ни ценностными установками, притягательными для азиатской страны, а вполне прагматичными вещами — Россия спонсирует республику в разных направлениях. Основа таких двусторонних отношений неминуемо приведет к конфликту, поскольку всегда найдутся страны, готовые заплатить больше — за военную базу, или что-то еще.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Кого финансирует ЕС на постсоветском пространстве

Таджикистан. Очерк с российской стороны

Узбекистан. Очерк с российской стороны

Туркменистан. Очерк с российской стороны

Постсоветское пространство в контексте Украинского кризиса



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2657
10617
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика