Кыргызстан. Очерк с российской стороны

Кыргызстан. Очерк с российской стороны

Автор Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина.

Из всех постсоветских азиатских республик Киргизия по праву занимает отдельное место: это единственная республика этого ареала, которая пережила череду цветных революций и пришла к политической модели, значительно ограничивающей власть президента.

Положение русских и статус русского языка в Киргизии пока остается наиболее благоприятным среди всех остальных постсоветских азиатских государств.


РУССКИЕ В КИРГИЗИИ

Согласно конституции страны «в Кыргызской Республике в качестве официального употребляется русский язык» (ст.10, п.2.). Для сравнения в конституции Казахстана было зафиксировано более жесткое ограничение для русского языка — «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык».

В Киргизии русский язык не только признан официальным, но и не удален с картографии — улицы в республике сохранили свое советское наименование, хотя и не все. В столице Киргизии Бишкеке есть не только проспект Ленина, но и памятник вождю, чего нет ни в одной другой столице Средней Азии. И хотя его перенесли с главной площади на территорию за ней, памятник по-прежнему расположен в центре города. Сохранился в Бишкеке и памятник Марксу и Энгельсу. Однако за годы суверенитета численность русских сократилась почти в 3 раза — с 916 тысяч до 364 тысяч, что объяснялось как миграционным оттоком в результате неблагоприятного социально-экономического положения в стране, так и естественной убылью на фоне падения рождаемости среди русских. Фактор этнической дискриминации в Киргизии действовал в меньшей степени, чем в остальных республиках.

В республике действует множество русскоязычных школ. Около 10% школ преподают предметы на русском: из 2,2 тысяч школ в 203 преподают предметы на русском. Еще в 400 средних учебных заведениях открыты классы с обучением на этом языке, при этом почти все ученики — это этнические киргизы. Треть обучающихся могут читать по-русски. Ежегодно число школьников, получающих образование на этом языке, увеличивается на пять-шесть тысяч, и на 99 процентов — это ребята киргизской национальности. Русский язык киргизы рассматривают как необходимый компонент построения карьеры в самой республике, а не только как необходимость для работы в России.

Русский телевизионный контент пользуется спросом: «Первый канал» доступен практически во всех регионах Киргизии за исключением некоторых передач, которые расцениваются как нежелательные. Кабельное телевидение, по которому ретранслируются российские телеканалы, везде доступно независимо от контента. В республике распространены и российские печатные издания — «Комсомольская правда», «МК-Азия», «АиФ», «Российская газета», выходят газеты на русском языке — «Вечерний Бишкек», «Дело N», «Слово Кыргызстана».

Однако такое пока еще высокое положение русского языка в стане остается отнюдь не заслугой России, которая и не особо участвует в делах республики. Киргизы, испытывая дефицит учебников на русском языке, не получают от России даже этого. Без внимания со стороны России остается и проблема дефицита педагогов русского языка. А обусловлено такое видное положение русского языка тем, что в тяжелых социально-экономических условиях киргизы трудятся в России, то есть для них изучение русского языка является жизненно необходимым. А у бедного правительства республики, которая живет за счет грантов иностранных организаций, и средств не хватает на тотальную киргизацию и учебного процесса, и страны.

Но даже несмотря на это русский язык заметно утратил свои позиции. К настоящему моменту доля русских опустилась до исторического минимума в 7,7%, по другим данным — 6% в связи с новой волной оттоков из-за событий в Оше. В стране появились уже целые регионы, неговорящие на русском языке. Хотя тенденции молодого киргизского национализма не столь проявлены, как в других республиках, приходится констатировать, что объективное невнимание со стороны России к русскому вопросу создало предпосылки для инертного распространения киргизского языка. После оранжевой революции в республике стали нарастать националистические настроения.

В 2011 году президент Роза Отунбаева предложила в будущем перевести всё государственное начальное образование на киргизский язык. В 2013 году был принят закон «О мерах по обучению государственных и муниципальных служащих государственному языку и переводу делопроизводства на государственный язык», согласно которому нормативно-правовые акты могут публиковать исключительно на киргизском языке. В итоге решение о переводе делопроизводства на национальный язык фактически лишает официальный, русский язык государственной поддержки. Вновь разгорелись дискуссии о статусе русского языка, в которых учеными вносятся предложения отменить официальный статус, чтобы содействовать развитию киргизского языка. Появились предложения отказаться от русских фамилий (от русских суффиксов в фамилиях с предложением заменить их на киргизские). Русский язык может постигнуть участь узбекского, который поступательно дискредитировался на Юге республики.


ЭКОНОМИКА СТРАНЫ

Киргизия остается бедной горной страной, с государственным долгом в 70% ВВП, с преобладанием таких отраслей, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство, представленное хлопком, мясом. На экспорт идут такие природные ресурсы, как золото, ртуть, уран, природный газ. Страна стремится привлечь иностранных инвесторов, однако из-за громкой тяжбы с канадской компаний по вопросу золотого рудника, отпугивает потенциальных инвесторов. Главным экспортером киргизских товаров выступает Швейцария (26%), которая закупает так же как и в Узбекистане у Киргизии золото. Россия потребляет только 4,2% киргизского экспорта, ее доля импорта равна 17,1%, что значительно ниже импорта Киргизии из Китая (56,4%). Россия остается второстепенным торговым партнером для республики.

Киргизы вследствие экономической отсталости республики вынуждены уезжать на заработки в Казахстан и Россию. Денежные переводы от кыргызских трудовых мигрантов из России и Казахстана эквивалентны примерно четверти ВВП Кыргызстана. Доминирующим сектором экономики являются услуги (56,4% ВВП), за ним следует промышленность (25,5%) и сельское хозяйство (18%), в котором занята почти половина населения (48%). После распада СССР большинство промышленных предприятий было остановлено, в том числе из-за отъезда русских квалифицированных инженеров и рабочих.

Уровень бедности в республике даже по данным официальной статистики высокий — 33,7%. 11% населения не имеет даже устойчивого доступа к питьевой воде. В республике периодически происходят вспышки инфекционных заболеваний, характерных для отсталых государств. Доходы населения также создают все предпосылки для массовой миграции. Официальная заработная плата в 2016 году составила 208 долларов США, при этом основная масса населения — занятые в сельском хозяйстве имеют зарплату в размере 134 долларов. Подобное состояние уровня жизни и объясняет миграционный приток в Россию. Ежегодно в Россию въезжают 25–30 тыс киргизов, из них остаются в стране на заработки половина из прибывших. В результате провальной политики в республике образовались «пояса нищеты» — это выходцы из сельских районов, малообеспеченные люди без определенных занятий, численностью около полумиллиона. Такая армия малообеспеченных является главным двигателем любых внутренних волнений, которые в последние годы для республики стали нормой.

Россия представлена в республике преимущественно в секторе энергетики (гидростанции) и добывающей промышленности. При этом российский бизнес наступает на активы республики: за символическую сумму в 1 доллар Газпрому был передан в управление государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны «Кыргызнефтегаз», Россия стремится в уплату долгов Киргизии получить в своё управление пакеты акций оборонной корпорации «Дастан». Такие правила ведения бизнеса явно играют против имиджа государства российского.

Надежды экономического развития в связи с присоединением к Евразийскому экономическому союзу также оказались несостоятельными — нестабильность российской экономики негативно сказывается на валюты членов ЕАЭС и темпы экономического роста. Однако Киргизия получила от вступления и определенные преференции в виде денежных средств на развитие инфраструктуры. В целом экономика Киргизии является полностью дотационной, существуя преимущественно за счет вложений от иностранных акционеров и иных видов экономической и не только помощи.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Киргизия — это уникальная в плане политического устройства азиатская постсоветская республика. Во-первых, власть в республике менялась в результате народных протестов. Во-вторых, в истории страны был короткий период, когда президентом была женщина, что для республик с менталитетом главенства мужчины кажется просто уникальным фактом. В-третьих, республика фактически не президентская, а парламентско-президентская, хотя этого и не прописано в новой конституции 2010 года, то есть авторитарный тип управления, который столь характерен для других республик, здесь был сознательно законодательно ограничен. Президент вынужден согласовывать все важные решения с премьер-министром. В-четвертых, для президента установлены жесткие сроки, не позволяющие ему сидеть вечно. Это возрастной ценз от 35 до 70, ограничение по срокам — «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды». Новшество киргизкой конституции в сравнении с остальными — «Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности».

Действующий политический режим был установлен в стране в результате двух революций. Первая произошла в 2005 году — Тюльпановая революция. Поводом к ней стали фальсификация выборов, незаконное изменение Конституции Киргизской республики, изъятие демократических формулировок, изменение статей Конституции в личных тоталитарных целях. После последней редакции 2003 года Полномочия Президента были усилены — огромные полномочия перешли в сторону президентской власти, Парламент практически не мог влиять на решения главы государства, тем самым была нарушена система «сдержек и противовесов».

Итоги выборов в местный парламент показали, что оппозиционные партии не прошли, в то время как партия Алга-Кыргызстан (Вперед-Кыргызстан), созданная только в 2003 году, то есть за два года до выборов дочерью президента республика, в ее составе были родные сыновья президента, получила наибольшее количество голосов.

Недовольство народных масс, поднятых оппозицией как за счет идейной составляющей, так и при помощи материальных стимулов, вызвали и факты высокой коррумпированности, семейно-клановая коррупция. Акаев подобно другим политическим лидерам азиатских постсоветских республик выстроил систему приватизированного государства — его дети занимались политической деятельностью, он контролировал главные активы в государстве. Стихийные митинги охватили всю страну, на местах создавались альтернативные органы власти — местные курултаи. Недовольные результатами выборов требовали отставки президента, который готовился к своему четвертому сроку, главы Центризбиркома и местных руководителей. Однако исход решили события в центре столицы, когда митингующие силы смогли обратить в бегство силовиков. Если бы Акаев отдал приказ военного применения силы, как это сделал Эрдоган, итог наверняка был бы не в пользу оппозиции. В России аналогичные события случились в 2011 году, однако их итог разительным образом отличался от киргизского опыта.

Пришедший к власти таким образом К.Бакиев был нацелен на закрепление своей власти и победы через внутреннюю борьбу в оппозиции. Итогом стало то, что лидер пытался воссоздать условия режима личной власти как при Акаеве за счет сторонников первого президента. Он распустил парламент и провел новые выборы, на которых победила недавно созданная президентская партия «Ак Жол». Новый президент часто назначал на высшие государственные посты своих родственников, а также людей с криминальным прошлым. При нем более чем вдвое выросли цены на коммунальные и другие услуги, такие как электроснабжение, центральное отопление и снабжение горячей водой, газоснабжение, мобильная сотовая связь. Все это привело к новой волне протестов в 2010 году, в ходе которых оппозиция захватила административные здания столицы. Было сформировано временное правительство, Бакиев отправлен в изгнание, а в стране стала действовать новая конституция.

Действующий глава государства Атамбаев был избран в 2011 году. По закону в 2017 году он должен уйти в отставку без права нового срока. За все эти годы смены власти Киргизия развивалась инертно — президенты не меняли систему по существу, руководствуясь той же формулой, по которой живет российская власть — эксплуатация природных ресурсов и использование советских производственных мощностей с привлечением иностранного капитала.


ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАСЬЯНС

Киргизия выстраивает специфическую политику, которую скорее можно охарактеризовать как политика наиболее выгодного сотрудничества. При новом президенте таким оптимальным союзом стало партнерство с Россией. Вектор с Китаем, который остается главным торговым партнером, постепенно ослаблялся, поскольку пришедшая оппозиция проявляла антикитайские взгляды.

Киргизия постепенно свела к минимум диалог с США, которые до 2010 года использовали киргизскую авиабазу Манас как авиабазу антитеррористической коалиции, а после до 2014 года как Центр транзитных перевозок ВВС США, выплачивая киргизской стороне за это 60 млн долларов в бюджет. Грантовая помощь со стороны США Кыргызстану за семнадцать лет составила примерно один миллиард сто миллионов долларов.

При новом президенте Атанбаеве республика взяла целенаправленный курс на Россию. Киргизия присоединилась к Евразийскому Экономическому союзу, и все это на фоне российских кредитов и финансовой помощи. Россия предоставляет Киргизии гуманитарную, экономическую помощь в виде кредитов с низкой процентной ставкой и военную помощь. В 2012 году РФ оказала Киргизии военную помощь на сумму 497 млн долларов: поставки радиаторов, двигателей, тросов, огнестрельного вооружения и т.п.

При вступлении Киргизии в ЕАЭС Россия обязалась предоставить помощь в размере $500 млн на цели развития. Это выделение Таможенным союзом средств на создание фонда развития экономики страны, строительство заводов в Киргизии, обустройство границы, создание лабораторий по сертификации товаров в соответствии с требованиями ТС. Киргизские рабочие как члены ЕАЭС не будут сталкиваться с проблемами в миграционной сфере, которые сейчас испытывают выходцы других Среднеазиатских республик. Неоднократно проходила реструктуризация и списание долгов республики перед Россией. С 2003 года в республике действует российская авиабаза Кант, которая согласно договору 2009 года передана в аренду России сроком на 49 лет. Киргизия является членом и СНГ, и всех региональных пророссийских структур.

Успехи России в киргизском направлении объясняются не долгосрочной стратегией, ни ценностными установками, притягательными для азиатской страны, а вполне прагматичными вещами — Россия спонсирует республику в разных направлениях. Основа таких двусторонних отношений неминуемо приведет к конфликту, поскольку всегда найдутся страны, готовые заплатить больше — за военную базу, или что-то еще.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Кого финансирует ЕС на постсоветском пространстве

Таджикистан. Очерк с российской стороны

Узбекистан. Очерк с российской стороны

Туркменистан. Очерк с российской стороны

Постсоветское пространство в контексте Украинского кризиса



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
758
3531
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика