Методы устрашения от первого лица

Методы устрашения от первого лица

Людмила Игоревна Кравченко — эксперт Центра Cулакшина

Введение эмбарго в отношении Кубы американская сторона назвала примером «эволюции», а американские санкции против России — давлением на её «центры власти, в которых принимаются решения», чтобы изменить их политику. 


В марте 2016 года США продлили санкции в отношении России. Это событие было предсказуемым, несмотря на ожидания властями смягчения режима санкций в связи с участием России в антитеррористической операции и содействием Минскому процессу. Ограничительные меры вводятся не столько как репрессивное средство, сколько с целью экономического истощения страны и смены режима. История уже знала примеры. США вознаграждают снятием санкций только те страны, «которые меняют свою политику». Такую формулу отношений вывел весной текущего министр финансов США Джейкоб Лью, проиллюстрировав её на примере с Тегераном, с которого санкции были сняты только после того, как Иран ограничил свою ядерную программу, поставив её под международный контроль.

Напомним, что США и ЕС сняли санкции с Ирана в январе текущего года, что дает ему возможность получить доступ к своим замороженным активам, а также нарастить поставки нефти. «Когда у вас есть договоренность, основанная на заявлении «Поменяйте свою политику и получите снятие санкций», — необходимо снимать санкции. Иначе никто никогда не будет реагировать на режим санкций сменой своей политики»,— пояснил он. Таков поворот американской стратегии. Исторические примеры показывают, что санкции могут сохраняться длительный период времени (КНДР, Иран, Куба). Для России показателен кубинский пример, поскольку в отличие от КНДР и Ирана антикубинские санкции не были связаны с ядерной программой.


АМЕРИКАНО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Санкции в отношении Кубы были введены США в 1960 году в связи с экспроприацией собственности американских граждан и корпораций. До 2009 года режим санкций неоднократно ужесточался и предусматривал такие ограничительные меры, как торговое эмбарго за исключением медикаментов и продуктов питания, запрет на оказание экономической помощи и продажу оружия Кубе под угрозой санкций в отношении страны, которая его нарушила. Американцам не разрешалось посещать Кубу, совершать сделки на ее территории. 


Справка: Среди ряда условий снятия санкций с Кубы, Штаты требуют прекращения военного сотрудничества Кубы с другими странами. Экономическая блокада Острова Свободы со стороны США тянется уже 57 лет — фактически Америка проводить политику блокады с 1959 года, сразу после победы Кубинской революции, подрывая жизненно важные позиции кубинской экономики. В 2014 году президент Кубы Рауль Кастро подчеркнул, что Гавана не изменит своей политической системе, отметив, что Кубу ожидает «долгая и тяжелая борьба», прежде чем США снимут экономическую блокаду.



Предусматривались санкции в отношении иностранных компаний, торгующих с Кубой. В 2003 году ужесточение санкций обосновывалось необходимостью «ускорить появление новой — свободной и демократической Кубы». Иными словами, все эти годы действовал режим угнетения кубинской экономики.

В 2009 году начался процесс постепенного смягчения санкций, который не стоит рассматривать как стремление снять все ограничения с Кубы. США проводят целенаправленную политику в этом отношении: с одной стороны, они смягчают режим в вопросах гуманитарных контактов и политического диалога. С другой стороны — сохраняют экономическую блокаду страны.

США сняли значительную долю ограничений в области гуманитарных контактов: в 2009 году гражданам США, имеющим близких родственников на Кубе, разрешено посещать остров каждый год, тратить на Кубе до 179 долларов. В 2011 году сняты ограничения на въезд на Кубу для студентов и миссионеров, обе категории нацелены на распространение идей и ценностей. С 2013 года США стали выдавать гражданам Кубы многократные визы.

С декабря 2015 года Б. Обама увеличил интенсивность гуманитарных и политических связей с Кубой. После телефонного разговора с кубинским премьером Раулем Кастро стороны решили восстановить дипломатические отношения. Летом 2015 года было открыто американское посольство в Гаване, кубинское в США. В сентябре состоялась личная встреча двух лидеров на полях Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке. В марте состоялся визит Б. Обамы на Кубу, что стало исторической встречей (предыдущий визит американского президента состоялся в 1928 году — прим. ред.). 


Справка: Барак Обама прибыл на Кубу 20 марта 2016 года с двухдневным визитом. Это первый визит для американского президента за последние 90 лет и первая поездка такого рода с момента разрыва отношений между двумя странами в 1960-е годы. Обама объявил в конце 2014 года о начале процесса улучшения отношений с Гаваной. В ходе визита стороны не заключили никаких принципиально важных соглашений, но американский лидер объявил, что его визит «похоронил наследие холодной войны» и теперь в отношениях между двумя странами наступил «новый день».


На Кубе это событие восприняли позитивно, но с определенным опасением относительно вмешательства во внутренние дела страны, тем более что еще в конце 2015 года условиями своего визита Б. Обама называл реформы в области прав человека и возможность встретиться с политическими диссидентами.


В 2015 году возобновлено почтовое и авиасообщение между США и Кубой. Планируется приступить к коммерческим воздушным перевозкам (по 110 рейсов). В 2016 году граждане США получили право посещать Кубу по десятку различных оснований без специальных разрешений. Туристические агенты и авиакомпании также смогут предоставлять услуги Кубе, не получая для этого лицензии. Американцы получили право пользоваться на кубинской территории кредиткой и привозить из Кубы сувениры на сумму до $400. Предусмотрено повышение суммы перевода на Кубу с 500 до 2000 долларов, облегчены условия ведения бизнеса с Кубой американским телекоммуникационным и финансовым компаниям. 

На Кубе начал работать первый американский оператор мобильной связи Verizon, который будет предоставлять услуги роуминга. Постепенно восстанавливаются и культурные контакты: в октябре в Белом доме выступил знаменитый кубинский ансамбль Buena Vista Social Club (впервые за последние 50 лет). На Кубе начинаются съемки художественного американского сериала «Обитель лжи», что станет первым событием со времени разрыва дипломатических отношений в 1961 году.

Таким образом, решается задача по распространению влияния США на мышление кубинцев, ускорение процессов падения политического режима через ценностную экспансию, демонстрацию процветания капиталистической системы, привлечение кубинских специалистов в США. Только в 2015 году в Штаты прибыло более 40 тысяч граждан Кубы.


Совершенно иначе проходят процессы в сфере экономического сотрудничества. 6 сентября 2014 США в очередной раз продлили торговое эмбарго против Кубы. Их расширение затруднено двумя факторами. Первое — это сохранение противоречий относительно экспроприированной собственности США на Кубе. 

После революции собственность на Кубе потеряли более 6 тысяч американских граждан и компаний, в числе которых Coca-Cola, Exxon Mobil и Texaco. Вашингтон требует от Кубы 8 млрд долларов в качестве компенсации за экспроприированное имущество, сумма меньшая, чем требования Кубы за компенсацию ущерба, понесенного от введенной США после кубинской революции 1959 года и действовавшей на протяжении более 50 лет экономической блокады острова — 120 млрд долларов. Штаты готовы будут рассмотреть вопрос о снятии санкций исключительно после решения проблемы с американской собственностью. 

Первые переговоры по вопросу собственности состоялись в декабре прошлого года, что уже можно читать существенным продвижением, учитывая, что ранее Куба отказывалась вести переговоры в этой области.

Второе — снятие экономического эмбарго осложняется организационным вопросом: требуется одобрение Конгресса, в котором доминируют республиканцы, выступающие против этого решения. Поэтому в данном направление у Б. Обамы успех может быть примерно такой, как с инициативой закрытия тюрьмы в Гуантанамо. Напомню, что Обама неоднократно обещал закрыть тюрьму в Гуантанамо, однако сталкивался с сопротивлением со стороны конгрессменов. В феврале этого года Б. Обама обратился к Конгрессу с предложением закрыть скандально известную тюрьму в Гуантанамо (Куба), 34 заключенных перевести в третьи страны, а 57 отправить в США. Но реакция была негативной. Министр обороны США Э. Картер заявил, что «создание новых мест заключения противоречит закону»

Гавана в качестве условий полной нормализации отношений с США называет эвакуацию военной базы из Гуантанамо и снятие экономического эмбарго. Даже пламенная речь Б. Обамы в Конгрессе США, где он призывал конгрессменов отменить эмбарго — «хотите укрепить наше лидерство и доверие к нам в Западном полушарии? Тогда признайте, что холодная война закончилась. Отмените эмбарго», «пятьдесят лет изоляции Кубы не помогли развитию демократии и не позволили нам достичь наших целей в Латинской Америке», не возымела успеха.

В то же время в Штатах присутствует лобби, интересы которого связаны с кубинской экономикой. Например, Б. Обама разрешил компании из штата Алабама построить на Кубе завод по производству тракторов. Американские компании смогут вести бизнес по предоставлению телекоммуникационных и интернет-сервисов. Торговые суда со специальным разрешением получили право беспрепятственно входить в воды Кубы. 

В частности, подписан меморандум о взаимопонимании между Национальной портовой администрацией Кубы и портовыми властями Вирджинии для обеспечения связи между портом Вирджинии, одним из крупнейших на восточном побережье США, и портом Мариэль на острове. Кубу посетила крупная делегация в составе губернатора Вирджинии Маколиффа с участием двух десятков предприятий Вирджинии, главным образом, сельскохозяйственного сектора. 

По словам министра торговли США П. Притцкер эти действия направлены на поддержку «зарождающегося кубинского частного сектора», а это уже попытка размыть основы социалистического строя на Кубе. Сомнительно, что Куба сумеет пойти по пути Китая и сохранить социалистическую модель наряду с частным сектором под натиском американского капитала.


Очевидно, что Конгресс США пойдет на уступки и смягчение торгового эмбарго в случае более явных признаков разложения социализма на Кубе. До тех пор в силе будут экономические ограничения, замедляющие развитие республики. Например, США, смягчив режим гуманитарных контактов, отказались снимать запрет на визит в страну в туристических целях, поскольку в таком случае Куба могла бы получить доходы от туризма, а внутренние туристические районы США (Гавайи, Флорида) лишились бы части туристического потока. Штаты будут настаивать на проведении экономической реформы и улучшении ситуации с правами человека на Кубе в качестве условий восстановления американо-кубинского сотрудничества.

Обама запустил процесс, который вероятнее всего не станет закрывать его преемник на посту Президента США. Общая международная обстановка свидетельствует, что этого ждет не только экономическое лобби в США, но и мировая общественность. В частности, еще в октябре 2015 года Генеральная Ассамблея ООН в 24-й раз призвала США отменить экономические и торговые санкции против Кубы.

Заинтересованность в восстановлении связей с Кубой высказали и американские партнеры — Мексика, Австралия, Франция. Мексиканские сенаторы выступают за заключение договора о свободной торговле с Кубой и установление механизма постоянного диалога. Правительство и предприниматели Австралии стремятся к восстановлению сотрудничества и готовы направить инвестиции в возобновляемые источники энергии, сельское хозяйство, животноводство, биофармацевтику, горнорудное производство и поиск нефти. 

Активность Кубы на международной арене растет. Страна стремится привлечь в свою экономику иностранные инвестиции, в связи с чем организована даже особая экономическая территория. Р. Кастро посетил Францию, во время встречи была выработана дорожная карта экономического сотрудничества. Париж выступил с инициативой создания франко-кубинского инвестиционного фонда объемом 212 млн евро для развития совместных бизнес-проектов. Запланированы и культурные контакты — месяц французской культуры на Кубе и др.

Возникает закономерный процесс — почему именно сейчас Штаты пошли на смягчение санкций, история которых насчитывает более 50 лет?



ПРИЧИНЫ АМЕРИКАНСКОГО РАЗВОРОТА

Причина улучшения американо-кубинских отношений комплексна. Впервые за длительный период времени несколько факторов совпали по времени появления, что и создало возможности потепления. 

Во-первых, это активность влиятельного лобби, заинтересованного в смягчении санкций, хотя в США есть и слои, которые напротив негативно относятся к изменению политики Вашингтона по отношению к Гаване. Например, сторонники республиканской партии выступают за жесткие меры.

Во-вторых, стремление Б. Обамы смягчить отношения с Кубой. Стоит напомнить, что именно с его приходом к власти начался процесс постепенного потепления в отношениях. В апреле 2009 года Б. Обама подписал указ о смягчении санкций. В декабре 2014 года было объявлено о восстановлении дипломатических отношений. Этот решительный для демократов шаг был предпринят после выборов в Конгресс, прошедших за месяц до этого. Для Б. Обама это были последние важные выборы, поскольку на президентские выборы свою кандидатуру он выдвинуть уже не мог. И в условиях, когда рейтинг президента уже не мог повлиять на предвыборные процессы, Обама решается на смену курса в отношении Кубы. Очевидно, что президент представлял не свою волю, а интересы определенной группы американского капитала.


В-третьих, США вводили санкций с одной единственной целью — свержения режима через экономическое удушение. За эти годы страна смогла выстоять, выстроив довольно успешную систему здравоохранения и образования. Но кубинские лидеры не смогли подготовить себе замену. Ф. Кастро отстранился от дел, передав власть своему брату Р. Кастро, которому в этом году исполнится 85 лет. В таких условиях кадровые ротации — это вопрос ближайшей перспективы, а в отсутствии харизматичного лидера, готового вновь консолидировать людей под натиском американского влияния, сценарий прихода к власти американского кандидата, и долгожданная смена режима становятся все более вероятными.


В-четвертых, смягчение санкций стало возможным из-за смены власти на острове. Новый лидер Р. Кастро на западе не воспринимался столь явным символом революции на Кубе, как Фидель. В отличие от своего брата он выразил готовность к диалогу с Вашингтоном. Например, он выполнил условие Б. Обамы по освобождению политических заключенных, выдвигаемое для восстановления дипломатических отношений с США. В 2015 году на Кубе было освобождено по меньшей мере 35 кубинских диссидентов.

В-пятых, у Кубы не осталось влиятельных покровителей. В 2011 году умер У. Чавес, который спонсировал кубинскую экономику нефтью. Венесуэла при Н. Мадуро не отличается прежней ценностной повесткой. Н. Мадуро физически не способен заменить харизматичного У.Чавеса. Снижение цены на нефть спровоцировало внутренние мятежи в самой Венесуэле, которая и до этого страдала распрями в связи с активным вмешательством Вашингтона. И на этом фоне Куба, как в 90-е годы, когда распался СССР, а Россия свернула свою базу (в местечке Лурдес) без согласования с Кубой своего решения, вновь остается без сильного покровителя.

В-шестых, изолирование Кубы негативно повлияло на положение Штатов на американском континенте. Достаточно только вспомнить, что страны региона учредили альтернативную ОАГ структуру — СЕЛАК — организацию без США, но с Кубой. Контакты по линии ОАГ при этом ослабли.

США проводят достаточно осмотрительную политику: с одной стороны, они смягчают санкции в гуманитарной сфере, тем самым кубинцам через мягкую силу повествуют о прелестях жизни при капиталистическом строе. Аналогичный прием был апробирован в Советском Союзе — горбачевская перестройка. С другой стороны, продлевается торговое эмбарго как инструмент давления на кубинскую экономику. Например, в 2009 году несмотря на начало смягчение санкций, торговое эмбарго было продлено. В 2015 году дипломатические отношения между странами восстановились, но Б. Обама в сентябре подписал указ о продлении санкций.

Очевидно, что Штаты осознали, что полная изоляция не содействует достижению цели по распространению американских ценностей. И как указано в «Президентской Прокламации — Продолжение национального чрезвычайного положения в отношении Кубы», подписанной 24 февраля 2016 года, «длительная политика в отношении Кубы снизила круг доступных инструментов для продвижения позитивных изменений на Кубе».

РОССИЙСКО-КУБИНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Пример для России показателен — для действующей властной верхушки режим санкций может быть вечен. Напомним, что санкции в отношении государств снимались в основном в двух случаях — ликвидации режима (Ирак, Ливия, Югославия) и частичного снятия при новом лидере — Иран, Куба.


Поэтому идти по пути сдачи Донбасса и Сирии, надеясь при этом на смягчение санкций, является исторической ошибкой. Смягчение американо-кубинских отношений порождают проблему российско-кубинского сотрудничества. Пока Куба остается одним из немногих партнеров в регионе, с кем Россия поддерживает контакты. Но это обстоятельство было предопределено ходом истории, когда Куба длительное время выживала за счет советской помощи. После распада СССР все изменилось. 

У России больше нет в Латинской Америке стратегических партнеров, нет военных баз, как фактически нет и интересов. Россия проводит инерционную политику — поставляет, как и прежде, вооружение, в основном в кредит, списывает долги, выдает новые кредиты. Последний кредит Кубе был предоставлен в 2015 году на сумму 1,2 млрд евро для строительства энергоблоков на кубинских ТЭС «Максимо Гомес» и «Восточная Гавана». Кубинская сторона будет погашать кредит в течение 10 лет, первые платежи должны быть произведены через год после пуска энергоблоков, но не позднее 1 февраля 2025 года. 

И что самое примечательное — процентная ставка по кредиту для Кубы составляет 4,5% годовых, в то время как внутри России — от 14% и выше. Масштабных проектов и российских инвестиций в регионе нет. Да и быть не может при той версии экономической политики, которая проводится уже два десятилетия. Даже туристическое направление в России не пользуется спросом. Из 3,5 млн туристов, посетивших Кубу в прошлом году, отдыхающих из России всего 43 тысячи, мы занимаем 11 место. 


Турпоток в прошлом году упал на 37,3%, что не удивительно. В результате девальвации рубля стоимость авиабилета на одного человека Москва-Гавана и обратно достигла 100 тысяч рублей. Российские инвестиции в экономику мизерны и уступают другим государствам. Торговля с Кубой мала: основными странами, с которыми торгует Куба, являются Венесуэла, Китай, Канада, Испания, Бразилия. На торговлю с Россией приходится менее 1% внешнеторгового оборота республики. Примечательно, что и оценка США сводится к тому, что отношения между Россией и Кубой сейчас не так сильны, как это было в период «холодной войны», это в свою очередь создает благоприятные возможности для укрепления кубино-американских отношений.

Посещение Патриархом Кириллом Гаваны, хотя оно и стало важной вехой, не стоит переоценивать: кубинский народ восторженно встречал не патриарха, а папу Франциска — 85% населения страны католики. 


Глава РПЦ приложил усилия к укреплению сотрудничества через развитие гуманитарных контактов, ранее осуществив закладку Казанского храма в Гаване, а в 2008 году совершил его великое освящение, но эти усилия не сравнимы с советскими успехами выстраивания культурных и образовательных контактов с кубинской республикой.

Усиление кубино-американских контактов с перспективой смены модели страны будет означать для России окончательную деформацию двусторонних отношений с вытеснением немногочисленных российских инвесторов с Кубы, с сокращением политических контактов. Россия в ее текущем состоянии не способна поддержать альтернативную штатовской модель государственного устроительства. Пресловутый принцип прагматизма, положенный в основу внутренней и внешней политики России, ориентирован на выгоду. А это не путь сотрудничества с Кубой — островком социализма, высокого качества образования и здравоохранения. Это фактически истощение недр ради наживы избранных олигархов. Как сказал Путин — быть мировой державой «дорого и ни к чему». С чего он так решил за всю нашу страну и всех, кто ждет ее возвращения в мире?


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

США – Куба: хитрый план Обамы

Экономические санкции против России: вызовы и угрозы

Итоги 2015 года: внешняя политика ut est

Гуантанамо не Аляска, но получить назад очень хочется





Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3009
47170
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика