Митинг Навального 12 июня и закон: что общего?

Митинг Навального 12 июня и закон: что общего?

От редакции "Россия навсегда": Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

В Интернете и СМИ полным ходом раскручивается информация о том, что в День России нас ждет митинг Навального 12 июня 2017 года.

Состоится ли митинг, будет ли он законным и стоит ли на него идти?


ОРГАНИЗУЕТ ЛИ НАВАЛЬНЫЙ МИТИНГ 12 ИЮНЯ?

Формально существующий в России порядок организации митингов, собраний и шествий называется уведомительным. То есть по закону надо просто сообщить властям, что в таком-то месте, такого-то числа мы соберемся с гражданами в таком-то количестве, чтобы обсудить такие-то вопросы. На практике порядок разрешительный. Даже статьи об административной ответственности за незаконные митинги используют термин «несанкционированное» публичное мероприятие, что предполагает необходимость его санкционирования.

Заявка на проведение митинга или шествия направляется региональным или местным властям. «Органы» тщательно проверяют поступившую заявку. Проверять там можно много чего: подходящее ли место выбрано (на взгляд властей, разумеется) — и только из перечня, утвержденного властями, не занята ли эта площадка в этот день и час (и если вдруг большая площадь уже занята мероприятием из пяти участников, то место надо менять), и самое главное — цель мероприятия. Если властям не понравится заявленная цель (в законе это звучит так: «В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством…»), то они уведомляют организаторов об ответственности и, разумеется, не согласовывают мероприятие.

Информации о согласованности митинга Навального пока нет и быть не может. Согласно закону о митингах уведомление о проведении публичного мероприятия подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Для согласования митинга 12 июня надо подать заявку примерно в период с 29 мая по 2 июня. У властей есть три дня для ответа на уведомление.

Агитировать людей прийти на митинг можно только с момента согласования публичного мероприятия. Такая агитация включает в себя сообщение о месте, времени, целях проведения мероприятия и иной информации. Призывы граждан принять участие в готовящемся митинге возможны также только с момента его согласования.

Действующее правовое регулирование ставит вне закона любые текущие призывы, которые распространяет Навальный, раскручивая свой митинг 12 июня. Этот митинг не согласован, поэтому на данный момент вне закона и участие в нем, и агитация в отношении этого мероприятия. За данные действия предусмотрена административная ответственность (статья 20.2 КоАП РФ).

Будет ли согласовывать Навальный митинг 12 июня? Возможно, Навальный хочет провести мероприятие не в формате митинга или другого вида публичного мероприятия. Это может быть связано с тем, что митинг 12 июня 2017 года вряд ли согласуют. Поэтому здесь есть несколько вариантов формата: первый — формат несогласованного митинга (маловероятно); второй — формат «прогулок», которые может возглавить Алексей Навальный; третий — относительно неорганизованная самостоятельная публичная активность граждан без участия главного зачинщика. В первых двух случаях отвечать по всей строгости закона будет и сам Навальный, и втянутые в митинги или «прогулки» граждане. В третьем случае ответственность ложится на граждан, однако Навального также могут привлечь к ответственности за организацию несогласованного митинга, либо «массового одновременного пребывания» (статья 20.2.2 КоАП РФ). Гражданам грозит также статья 19.3 КоАП РФ — за неповиновение полиции.


ЗАПРЕТЯТ ЛИ МИТИНГ НАВАЛЬНОГО 12 ИЮНЯ?

При желании не согласовать митинг власти найдут много такого, к чему можно придраться: статья 12 закона о митингах заранее предусмотрела широкий выбор возможных «загвоздок». И даже если вдруг всё в порядке будет с датой и местом мероприятия (что маловероятно, учитывая дату — 12 июня, государственный праздник День России), то всегда можно использовать вот это расплывчатое «информация, содержащаяся в тексте уведомления, и другие данные дают основания предположить, что цели мероприятия не соответствуют закону». Какие «другие данные» — организатору не скажут. Но в случае с Навальным другие данные — это уже хотя бы его репутация.

Есть и иные причины быть уверенным в том, что не сможет согласовать Навальный митинг 12 июня. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 года № 202 вводит беспрецедентные меры безопасности в связи с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций 2017 года. Эти меры сопоставимы, разве что, с режимом, который был в Краснодарском крае в период Олимпиады в Сочи. В соответствии с Указом в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Сочи любые нефутбольные публичные мероприятия в период с 1 июня по 12 июля 2017 года могут проводиться только в тех местах, в то время, с тем количеством участников, которые определят региональные или местные органы власти по согласованию с местными органами МВД и ФСБ. Строго говоря, это положение не соответствует федеральному закону о митингах, который не предусматривает таких процедур.

Простой пример:

Как так получилось, что указ Президента РФ явно противоречит федеральному закону? Для ответа на этот вопрос даже не придется вдаваться в подробности теории о неподзаконных указах Президента, которые могут не соответствовать федеральным законам (такие указы особенно любил Борис Ельцин). На этот раз все просто: есть другой закон, который разрешает Президенту РФ вводить усиленные меры безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка 2017 года. Ради безопасности Президент РФ может единолично, своим указом устанавливать запретные зоны, ограничивать въезд, временное пребывание граждан и проживание (!) граждан, ограничивать движение транспортных средств, полёты, судоходство, усиливать охрану общественного порядка и объектов инфраструктуры и вводить другие меры, в числе которых «ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями» уже не кажется какой-то драконовской мерой.

Будет ли такой указ ограничивать права и свободы граждан? Без сомнений, он ограничит свободу передвижения, выбора места жительства и места пребывания (статья 27 Конституции РФ), свободу собраний (статья 31 Конституции РФ), другие права.

В контексте этого закона Указ Президента РФ № 202 кажется законным, но законен ли сам закон? Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, а не указом Президента. Это также означает, что никакой закон не может наделить Президента полномочием ограничивать права и свободы своим указом. Поэтому норма статьи 13 Федерального закона 2013 года № 108-ФЗ, на наш взгляд, сомнительна с точки зрения конституционности. Соответственно есть сомнения и в конституционности Указа Президента РФ № 202. Однако у нас действует юридическая презумпция конституционности закона до тех пор, пока иное не установлено судом. Таким образом, на основании 202-го Указа уже можно запрещать любое публичное мероприятие в период с 1 июня по 12 июля 2017 года или вгонять его в такие рамки, которые не устроят ни организаторов, ни участников.

Конечно, ждать отдельного указа Президента о запрете проведения митинга Навального 12 июня 2017 года не стоит, но можно будет просто запретить все мероприятия, инициированные не официальными властями, а частными лицами и организациями. Правовая база для этого сформирована.


СКОЛЬКО ЗАПЛАТЯТ УЧАСТНИКАМ ЗА МИТИНГ НАВАЛЬНОГО 12 ИЮНЯ?

Как известно, за участие в митинге Навального 26 марта и последующее привлечение к ответственности обещались большие суммы порядка 10 тысяч евро. Правда ли Навальный собирался платить такие деньги? Простая математика позволяет посчитать, что только на тысячу задержанных в Москве потребовалось бы 10 миллионов евро, очевидно, такой суммы у политика нет, а если и есть, то не для того, чтобы просто раздать страждущим.

Поэтому единственный относительно реальный способ найти такую сумму для задержанных участников митингов (только для задержанных, а не для всех) — получить компенсацию через Европейский Суд (ЕСПЧ). Единственное, не было сказано, когда люди получат деньги и сколько времени, нервов и денег надо затратить на получение компенсации. Да и вообще это очень призрачная перспектива — получить компенсацию по решению Европейского Суда.

Для административных правонарушений процедура обжалования решений суда в ЕСПЧ несколько проще, чем для уголовных приговоров или решений по гражданским делам. Перед подачей заявления в ЕСПЧ необходимо пройти всего две инстанции: первую и апелляционную. Самостоятельно составить заявление в ЕСПЧ обычный гражданин вряд ли сможет: тут нужна помощь юриста. Для получения такой помощи потребуются деньги, но есть и бесплатный вариант: есть юристы из НКО типа Мемориала (который, как известно, причислен к иностранным агентам), специализирующиеся на делах по защите свободы собраний в ЕСПЧ.

Выиграть дело по защите свободы собраний в ЕСПЧ вполне реально, особенно если был арест, суд также может назначить и компенсацию. Но не факт, что это будет 10 000 евро, скорее всего, меньше. И самое главное — не факт, что Россия согласится исполнять это решение и выплачивать компенсацию, особенно если таких решений будет много. Тогда Россия сможет признать решения ЕСПЧ нарушающими Конституцию РФ и основы конституционного строя и не исполнять эти решения. Такие прецеденты уже есть прецеденты уже есть. Кроме того, дело в ЕСПЧ занимает несколько лет, поэтому надеяться на быстрое получение многих тысяч евро за участие в митинге Навального не стоит. Интересный факт: если нарушитель строит свою защиту на том, что доказывают свою непричастность к митингу («не участвовал», «проходил мимо», «оказался там случайно»), он не только с большей вероятностью проиграет в российском суде, но также не сможет обратиться в ЕСПЧ, так как в этом случае не будет нарушения права на свободу собраний.


«ЧТО МНЕ БУДЕТ, ЕСЛИ Я ПРИДУ НА МИТИНГ НАВАЛЬНОГО 12 ИЮНЯ?»

Надо полагать, что ничего хорошего не будет. Как мы написали выше, участие в несогласованной акции — дело наказуемое. Даже если эти акции состоятся в формате «прогулок», то на это у властей тоже уже подготовлена статья 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Несмотря на всю абсурдность этой статьи, она успешно применяется судами с 2012 года (рис. 1).

Рис. 1. Число лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». По данным судебного департамента

Ужесточение ответственности за несогласованные публичные мероприятия в том или ином виде произошло после «болотных» событий. Тогда наблюдался всплеск протестных выступлений, провоцирующих цветную революцию. Динамика привлечения к ответственности за организацию незаконных митингов и участие в них (рис. 2) показывает, что за прошедшие два года существенно снизилось количество дел. В то же время очевидно, что в периоды повышенной протестной активности более половины дел заканчиваются административным наказанием. По данным ОВД-Инфо, «в первой половине 2014 года доля обвинительных решений по делам о нарушениях на митингах достигла в Москве максимума за пять лет в 90% — при 14% в Санкт-Петербурге и 51% в целом по остальным регионам. Подавляющее большинство обжалуемых решений остается без изменений».

В целом по сравнению с другими категориями административных правонарушений по делам по статье 20.2 КоАП РФ суды чаще возвращают дела в ОВД для устранения ошибок и чаще прекращают дела.

Рис. 2. Число лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, шествия или пикетирования». По данным судебного департамента

Конечно, всех участников «прогулок» привлечь к ответственности невозможно, но шансы заплатить штрафы есть у всех.

Штрафы за участие в незаконных акциях по статьям 20.2, 20.2.2 КоАП РФ составляют для граждан от 10 000 до 20 000 рублей (рис. 3), максимальное наказание — арест до 15 суток, а в отдельных случаях — до 30 суток. Суммы штрафов — вовсе не маленькие, особенно для провинции. Для пенсионеров такие штрафы и вовсе окажутся неподъемными. Наказание в виде ареста (фактически это краткосрочное лишения свободы) традиционно считается ЕСПЧ несоразмерным для административного правонарушения. В Европе лишение свободы характерно только для уголовных преступлений. В 2013 году ЕСПЧ признал, что санкции по статье 20.2 КоАП носят характер «наказательных» и «превентивных» и соответствуют уголовным, в связи с чем рассмотрение таких дел в суде должно соответствовать рассмотрению уголовного дела (Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Каспаров и другие против России», кстати, тогда Гарри Каспарову, Алексею Тарасову и Андрею Торопову присудили компенсацию именно по 10 000 евро).

Арест на 30 суток — это особая мера наказания, которая применяется только для правонарушений из серии нарушений установленного порядка организации либо проведения митингов, нарушений режима контртеррористической операции и нарушений, связанных с наркотиками. То есть законодатель видит повышенную общественную опасность в нарушениях порядка проведения митингов — до такой степени, что за повторные правонарушения введена уголовная ответственность.

Рис. 3 наглядно отражает масштаб усиления ответственности за незаконные митинги: штрафы выросли более чем в десять раз. Высокие штрафы позволяют задуматься о том, что власти выгодны несанкционированные митинги, ведь они помогают бюджету, собирая штрафы с несознательных граждан.

Рис. 3. Средний размер штрафа по статье 20.2 КоАП РФ 2009 — 2014 гг. По данным ОВД-Инфо

Вероятность заработать штраф повышается при участии в несогласованных акциях в Москве, Санкт-Петербурге, Дагестане, Татарстане, в Крыму. На эти регионы, по данным ОВД-Инфо, пришлась большая часть дел по статье 20.2 КоАП РФ. Конечно, по количеству таких дел лидирует Москва, на втором месте Санкт-Петербург.

Судьба административных дел по статье 20.2 КоАП практически одинакова, в основном они заканчиваются обвинительным решением и уплатой штрафа. Из более чем 120 дел после протестных акций февраля—марта 2014 года, когда был вынесен приговор по «Болотному делу», юристами ПЦ «Мемориал», фонда «Общественный вердикт», АНО Юрикс было доведено до ЕСПЧ около четверти дел: в ЕСПЧ направили 7 коллективных жалоб от лица 32 задержанных (данные ОВД-Инфо, рис. 4).

Рис. 4. Судьба дел по статье 20.2 КоАП РФ, возбужденных по итогам протестных акций февраля—марта 2014 года. По данным ОВД-Инфо

Чтобы получить более полное представление о том, как продвигаются в суде дела тех, кого все-таки взяли за участие в несогласованных митингах (независимо от их реального участия в них), рекомендуется полностью почитать отчет ОВД-Инфо о том, как применяется статья 20.2 КоАП РФ. Те, кто посещал незаконный митинг Навального 26 марта 2017 года (митинг против коррупции), возможно, уже знают, как плохо это может кончиться для участника митинга, и-де-факто в меньшей степени — для организатора. В приведенных выше графиках отсутствует информация о количестве дел в 2017 году, потому что еще нет официальной статистики. Между тем, по данным Мосгорсуда за две недели после митинга против коррупции в Тверской суд (по месту совершения правонарушения) поступило 732 административных дела задержанных 26 марта на Тверской улице. Это означает, что показатели 2017 года вырастут по сравнению с данными за 2016 год (рис. 1, 2).

Участники митинга проходили по разным статьям КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ (в том числе по статье 317 — посягательство на жизнь сотрудника полиции, за которое предусмотрено наказание вплоть до смертной казни, по статье 318 — насилие в отношении представителя власти, также встречаются статья 212 — призывы к беспорядкам, «хулиганская» статья 213 и экстремистская 282-я). По статье 20.2 КоАП в Тверском суде Москвы уже рассмотрены примерно полтысячи дел, практически все задержанные были признаны виновными и получили штрафы от десяти до двадцати тысяч рублей (общий объем штрафов превысил 5 миллионов рублей).

Подробности о последствиях участия в митинге Навального 26 марта можно также прочитать на сайте ОВД-Инфо.

Таким образом, юрист может сказать однозначно: если митинг Навального 12 июня 2017 года не будет согласован, на него лучше не ходить. Конечно, если гражданин готов в суде отстаивать свое право на свободу собраний и нести ответственность вплоть до уголовной, то на свой страх и риск он может сходить на мероприятие. Но в таком случае не нужно вводить в заблуждение других граждан, призывая их идти на незаконный митинг.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Зачем России митинг Навального 12 июня?

12 июня: Вчера. Сегодня. Завтра?

Что ждать от митинга Навального 12 июня 2017 года

Украина ставит на Навального?

Ложечки нашлись



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
899
35371
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика