Можно ли остановить бегство капитала из России?

Можно ли остановить бегство капитала из России?

Екатерина Семенкова, руководитель направления Центра научной политической мысли и идеологии, специально для ИА REGNUM

Ввоз-вывоз капитала, а также его отток-приток из одной страны в другую следует рассматривать как реальность, обеспечивающую развитие международных рынков товаров и капитала. Позиция Международного валютного фонда (МВФ) относительно такого перелива общеизвестна, свободное перемещение товаров и капитала в целом расценивается как положительное явление, способствующее развитию мирового экономического прогресса.

Другое дело, когда речь идёт об утечке или бегстве капитала (утечке с повышенной скоростью) из страны. В этом случае национальное сальдо притока и оттока капитала почти всегда отрицательно. Причем, если негативная тенденция нарастает, страна лишается важных для собственного развития инвестиционных ресурсов. В этом случае как легальный, так и, особенно, нелегальный экспорт капитала, долларизация сбережений становятся факторами, сдерживающими экономический рост и провоцирующими экономический кризис в стране.

На сегодняшний день одной из основных проблем в России остается вывоз капитала. С начала мирового финансово-экономического кризиса 2007 года в стране наблюдается тенденция чистого вывоза капитала частным сектором.

Главным образом бегство капитала обуславливается тем, что Россия превратилась в страну неоколониального типа, т.е. страну, из которой выкачивают не только сырьё, в первую очередь нефть и газ, но и финансовые ресурсы.

Инструменты борьбы с вывозом капитала в зарубежных странах хорошо известны: эффективная организация валютного контроля и валютного регулирования. Следует выделить две страны, сумевшие достичь значительного успеха в области организации действенных систем валютного регулирования и контроля — Индию и Китай. Эти страны смогли противостоять «давлению» по вопросам ускорения процесса либерализации и отмены валютных ограничений со стороны МВФ. Отличительной чертой осуществления процесса либерализации валютной политики Китая и Индии является постепенный и осторожный подход, включающий тщательную подготовку и определение этапов реформирования, оценки и анализа их последовательности для всей экономики страны.

Китай развивает стратегию валютного режима, исходя из особенностей своего экономического роста, придерживаясь принципа последовательных, синхронных реформ с банковским сектором, фондовым рынком, ипотечным кредитованием, рынком недвижимости. В отличие от других стран, власти Китая не спешат либерализовывать свой валютный курс, учитывая, что резкая либерализация счёта движения капитала губительна для финансовой системы, которая ещё не готова к этому. Китай последовательно проводит политику по либерализации своего валютного режима более 30 лет. Монетарные регуляторы шаг за шагом «прощупывают» ходы, реализовывают пилотные проекты, которые, по их мнению, могут гармонично встроиться в текущую экономическую систему, приоткрывая каналы ввоза и вывоза капитала, но при этом не провоцируя резкий приток или отток.

В Индии в последние десятилетия либерализация экономики осуществлялась в соответствии с единым первоначальным планом ее реализации, согласно которому полная конвертируемость по счету движения капитала (FCAC) воспринималась как средство для использования потенциала экономики в максимально возможной степени при наименьших затратах. При этом огромное внимание на каждом этапе реформирования процесса либерализации в Индии уделялось изучению вопросов развития либерализации экономики и причинам возникновения финансово-валютных кризисов в зарубежных странах.

В России на протяжении долгих лет и в сегодняшней сложной экономической ситуации «либеральная оппозиция» настаивает на валютной либерализации. Такой же позиции придерживается руководство Министерства финансов Российской Федерации. Последствия такой политики — всё возрастающий поток капитала за рубеж — абсолютно разрушительны для России. И это при том, что мировой опыт говорит о том, что бороться с этим злом можно и нужно. Было бы желание и умение.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2169
5207
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика