Мы выбираем, нас выбирают

Мы выбираем, нас выбирают

Автор Надежда Андреевна Хвыля-Олинтер — эксперт Центра Сулакшина, к.соц.наук.

Выборы в Государственную Думу уже совсем скоро. Менее чем через неделю страна, наконец, узнает, как распределятся места в депутатском корпусе, кто будет принимать законы, проводить реформы, бороться с проблемами и угрозами, определять курс развития страны. Будет ли в этой информации что-то новое?

Социологические компании проводят опросы россиян на тему их политических предпочтений. Электоральное прогнозирование даёт любопытные результаты, например, такие: рейтинг правящей партии, которая в ходе нынешнего избирательного раута продолжает являться явным лидером, вдруг «просел». И это несмотря на то, что в преддверии единого дня голосования «Единая Россия» активно рекламируется.

Источник: ВЦИОМ

Поддержка населением единороссов и раньше была невысока и стабильно снижалась. Но отчетливо видно, что имидж правящей партии стал сыпаться особенно резко именно в последние два месяца, когда избирательная кампания, казалось бы, как раз активизировалась. Чем это можно объяснить?

Источник: ВЦИОМ

Наши соотечественники не привыкли связывать реалии своей повседневной жизни с деятельностью чиновников напрямую. Власть имущие воспринимаются рядовым населением некими жителями Олимпа, существующими в параллельном, недосягаемом мире. Иногда они снисходят до простых смертных, чтобы покарать или осчастливить, но в целом пересечения жизненных траекторий небожителей и людей минимальны. Предвыборная политическая реклама стала ежедневно напоминать народу о том, что кто-то сверху существует, да еще вроде как оказывает влияние на условия жизни россиян и может (вероятно!) оказаться причастным к скорости опустошения кошельков. Звучащие с экранов телевизоров призывы и лозунги вдруг напомнили о ранее уже слышанных обещаниях, о которых дававшие их партийцы сами не вспоминают.

«Возьмем власть — ответим делом», «Сильная Россия — Единая Россия» — взывали политики в 2003 году, уверяя, что удвоят ВВП и преодолеют бедность. А, получив 223 мандата, почили на лаврах. 2007 год запомнился упоительным восторгом относительно того, что «план» есть и он приведет страну к процветанию, а каждого гражданина к успеху. В 2011 с билбордов народу транслировалось, в частности: «Будущее за нами» (что удивляет своей честностью, поскольку откровенно отделяет элиту от народа), «Мы можем» (что именно, не пояснялось) и т. п.

Для текущей кампании единороссы отобрали несколько ярких цитат президента и используют их в целях своей популяризации. «Самое главное для нас — это люди»; «Нам нужна Россия, где каждый может реализовать себя, свой талант, свои возможности»; «Ценить доверие людей, обещать только то, что сможешь выполнить» и т. д. Два первых высказывания еще можно как-то принять, памятуя о том, что только безумец будет рубить сук, на котором сидит. По поводу последнего, по крайней мере, при попытке экстраполировать его на правящую партию, возникают непреодолимые сомнения. Анализ предвыборных обещаний Единой России в сопоставлении с соответствующими результатами можно посмотреть здесь, выполняемость их менее 10%.

Тем не менее, партия-фаворит, согласно предварительным всероссийским опросам, лидирует.

Чтобы население делало свой выбор осознанно, организуются открытые дискуссии между кандидатами, устраиваются дебаты, в ходе которых каждый волен высказать свое мнение о способах решения актуальных проблем и поделиться партийной стратегией относительно проводимой в стране политики. Дискуссии транслируются по телевидению и в Интернете. Однако отношение к дебатам у россиян довольно сдержанное.

Проведенный в сентябре опрос  показал, что 73% взрослого населения страны предвыборные прения политиков в большинстве своем игнорируют (рис. 1). Причем специально готовы поискать трансляции выступлений лишь 12% россиян. Смотрели выступления кандидатов по телевидению 23% опрошенных, большую часть из которых составляют люди 60 лет и старше. Молодежь интереса к предвыборным дискуссиям практически не проявляет — только один молодой человек из десяти слушал выступления борющихся за думские кресла конкурентов (рис. 2).

Рис. 1. Интерес россиян к теледебатам

Рис. 2. Доли смотревших теледебаты россиян в различных возрастных группах

Другой опрос показал, что 45% респондентов и вовсе считают теледебаты бессмысленным шоу. А если интерес со стороны населения к ним минимален, то зачем вообще транслируются эти дискуссии? Видимо, главное в деле предвыборной гонки удачно сымитировать бурную деятельность, эпатировать публику и зацепить хоть кого-то из еще неопределившихся потенциальных избирателей.

Как правило, из приходящей на избирательные участки массы людей каждый третий точно не знает, за кого будет голосовать. В такой ситуации сыграть могут самые незначительные детали, например, возникшая ассоциация с цветом галстука засветившегося на дебатах кандидата или с номером в избирательном списке. Поэтому в телевизионных роликах, в том числе и в ходе дебатов, выступающие практически в голос кричат про порядковый номер в бюллетене. Ясно же, что избиратель едва ли запомнит фамилию политика, и уж тем более не в курсе, какую программу тот выдвигает (не помнят эти программы и сами кандидаты, поскольку, как отмечают аналитики, представители одной партии часто обнаруживают прямо противоположные мнения по одним и тем же вопросам). А заветная циферка, глядишь-таки, всплывет в памяти нерешительного гражданина.

Попытка социологов исследовать массовое сознание на предмет того, почему люди все-таки отдают свой голос тому или иному кандидату, привела к весьма замечательным открытиям. За альтернативных правящей партии субъектов люди готовы проголосовать, как правило, поскольку разделяют их программу и лозунги. А мотивация большинства сторонников Единой России откровенно потрясает — за нее голосуют, потому что «её поддерживает большинство» и, естественно, исходя из симпатии к руководителю партии. Таковым, по всей видимости, в глазах россиян до сих пор остается президент, поскольку у формального её лидера рейтинг доверия со стороны населения отрицательный. А программу правящей партии знают и разделяют только 16% её сторонников.

В то, что предстоящие выборы позволят изменить жизнь в России к лучшему, в той или иной степени верит лишь четвертая часть взрослого населения страны, в обратном уверены 62% наших соотечественников. Оптимисты придут на выборы и проголосуют, этого будет вполне достаточно. Понятие минимального порога явки из избирательного законодательства исчезло уже лет десять назад. Основная официальная версия — отсутствие необходимости при достаточной активности населения, а также желание сэкономить на проведении повторных выборов при малой явке. Однако, как показали расчеты, сделанные профессором Сулакшиным С.С. в ходе выборов 2011 года, именно малая явка избирателей позволяет достигать действующей власти желаемых целей почти наверняка.

КАКИЕ ВЫВОДЫ МОЖНО СДЕЛАТЬ?


Политическая активность населения крайне низка, что выгодно действующей власти

Готовность голосовать за Единую Россию никак не связана с потенциальной возможностью этой партии изменить жизнь людей к лучшему и способствовать позитивному развитию страны.

Предвыборная гонка несколько отрезвила население и послужила раздражителем, вместо того, чтобы способствовать росту предвыборных котировок единороссов.

Правящая партия выплывет на малых явках и стадном чувстве населения, отдающего свои голоса по принципу «куда все, туда и мы».

Народ имеет право выбирать. А между тем, чиновники двумя руками голосуют за нас безголосых, покорных, бездумных, отвлеченных и занятых чем угодно, только не рефлексированием на тему, почему Россия, страна с бесчисленными ресурсами, огромными территориями, трудолюбивым народом и богатейшей культурой, находится в столь плачевном состоянии. Не размышляющее и не активное — такое население политический истеблишмент очень устраивает.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Выборы в Госдуму-2016: каковы перспективы?

Выборы, выборы, кандидаты (sens.)

Как выразить свой протест на выборах?

Выборы из шила и мыла

Политика без граждан, власть без электората

Пока страна движется по верному пути



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
108
310
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика