Национальная политика: новая инициатива

Национальная политика: новая инициатива

Эксперт Центра Наталия Шишкина

Вопросы межнациональных отношений в российском государственном управлении дробились, распределялись и перераспределялись в разные периоды по разным ведомствам. Сейчас Президент России поручил Д. Медведеву до 15 апреля представить предложения по созданию Федерального агентства по делам национальностей, которое, по данным СМИ, будет подчиняться правительству. Очень интересно реконструировать какие-то глубокие смыслы, которыми объяснялась вся подобная чехарда. 

Россия – страна, в которой национальный вопрос стоит достаточно остро.  Это связано и с кризисом идентичности в связи с распадом СССР, и с деидеологизированностью общества, что дало широкие возможности для распространения националистических и радикальных идеологий, затронувших и обостривших существующие конфликты, и с многими другими причинами.

Необходимость создания федерального специального ведомства возникла давно. В СССР существовал государственный комитет по делам национальностей, который и занимался национальной политикой. После 1991 года комитет претерпел череду изменений, а национальные конфликты и на постсоветском, и на российском пространстве стали приобретать кровавый характер. В 1994 году национальная политика была передана в ведомство созданного тогда Министерства по делам национальностей и региональной политики. После этого государственная национальная политика находилась в ведомстве различных министерств, но специальное Министерство национальной политики просуществовало недолго – с 25 сентября 1998 года до 25 мая 1999 года.

 С 2004 по 2014 год главными координаторами национальной политики являлись Минрегион и Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. В конце концов, и сам Минрегион расформировали, из-за чего чисто формально возникла насущная потребность в учреждении ответственного исполнителя Стратегии национальной политики до 2025 года. Сначала планировали, что национальной политикой займется Минкульт, но теперь ясно, что от этой идеи отказались. Хотя в Минкульте уже начали этой темой заниматься. 

Во многом эффективность профилактики межнациональных конфликтов и гармонизация национальных отношений зависит от Стратегии национальной политики до 2025 года. О невысокой эффективности реализации этого документа косвенно свидетельствует увеличение количества преступлений экстремистского характера.


Количество зарегистрированных преступлений экстремистского характера, по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ

Примечательно, что вплоть до 2014 года расширялась и география подобных преступлений, однако в 2014 году эта тенденция остановилась, что связывается с подъемом патриотических настроений и распадом националистических движений на два лагеря.

Провозглашенное в Стратегии национальной политики до 2025 года укрепление единства и духовной общности многонационального народа России невозможно по причине закрепления принципа деидеологизированности при фактической приверженности страны либерализму. Из-за отсутствия единой идеи, цивилизационно приемлемой и принимаемой обществом, которая выступала бы основой единства многонационального народа, национальная политика в России оказывается фрагментарна, реактивна и направлена лишь на отдельные аспекты проблем многонационального общежития. Причины возникновения и увеличения рисков возникновения межнациональных конфликтов рассматриваются лишь отчасти или вовсе не принимаются во внимание. 

Профилактика межнациональных конфликтов в России сводится исключительно к двум направлениям: формированию негативного восприятия националистов и информированию о культурах малых народов России. За скобками остались социально значимые проблемы и факторы в других сферах, включая фактическое отсутствие единой региональной политики, разрыв регионов по уровню благосостояния, но самое главное –  духовно-нравственный кризис общества, напряженный психологический климат, кризис образовательной системы, из которой выхолощено воспитание, а предлагаемые концепции воспитания не имеют ответственного исполнителя. Вопросы интегративной русской российской культуры,  национальных культур, взаимообогащения и обменов во многом остались в советском прошлом. 

Ценность человека в либеральной модели государства оказывается ничтожной по сравнению с материальными благами, несмотря на провозглашение первичности и самоценности личности. Странным образом либеральный индивидуализм игнорирует факторы, влияющие на формирование личности. Как это соотносится с возникновением межнациональных конфликтов? А вот как: общество и отдельные социальные (в том числе национальные) группы состоят из людей, и именно от привитых им моделей поведения и сценариев разрешения конфликтов зависит состояние общества в целом и соблюдение прав и свобод человека. Если представить, что существует страна, в которой больше половины населения привыкли к силовому способу решения конфликтов и не умеют строить отношения, то стоит ожидать, что число социальных и межнациональных конфликтов в этой стране будет очень высоким, не говоря уже о насилии и преступности. 

Объективные проблемы, возникающие в экономической сфере, культурной и идеологической, берутся на вооружение националистами, которые интерпретируют происходящее через призму своей идеологии и дают определенную ценностную оценку. Люди, за неимением общей государственной идеологической линии русской российской идентичности, получают хотя бы такую идентичность и хоть такие ответы на существующие вопросы. Вместо разработки системы мер по решению проблем, которые подобные движения используют в своих интересах, государство ограничивается этническими фестивалями. Вместо профессиональной предметной дискуссии можно наблюдать негласное табуирование темы и исследования природы межнациональных конфликтов. 

Но при замалчивании и замене реального решения на постоянное повторение мантры о многонациональности не дают и не дадут результата. Национальная политика – не тот случай, когда принцип «Карфаген должен быть разрушен» поможет улучшить ситуацию.

Возникают опасения, что с учреждением нового Федерального органа исполнительной власти проблема не будет решена, а только усугубится, вызовет отторжение и всплеск недовольства центром. Что нового в этом решении? Во-первых, оно продолжает чехарду с формированием госорганов, отвечающих за национальную политику в стране. Во-вторых, оно «техническое», вынужденное из-за расформирования Минрегиона, смысла в чем также практически не обнаруживается. Глупо все это как-то. 

Однако стоит отметить и новые тенденции. Конфликт на Украине и «Русская весна» явно продемонстрировали, что народ России не утратил способности к консолидации, хотя не стоит ожидать, что согласие и единение российского общества продлится ещё достаточно долго только на одной неожиданной несистемной, противоречащей либеральной линии власти импровизации в виде присоединения Крыма.

 Само по себе создание отдельного федерального органа – положительная инициатива, исполнительный орган национальной политики требовался достаточно давно. То, что национальная политика будет в ведомстве одного исполнительного органа, а не разбросана или являться частью функций, - уже говорит о действительной озабоченности проблемами межнационального мира. Другой вопрос – будет ли агентство эффективным и действенным? Достаточен ли статус нового органа? 

Без изменения качества национальной политики создание профильного органа не изменит ситуацию. Подход к решению и гармонизации межнациональных отношений, который существует сейчас, крайне ограничен культурными и массовыми мероприятиями. Социальный статус этнического большинства часто занижен, в особенности в национальных республиках, что укореняет и позволяет распространяться т.н. «русскому национализму» и подталкивать население страны к равнодушному либо даже сочувствующему националистам поведению. В определенном смысле ситуация переломилась в 2014 году, когда наблюдался мощный патриотический подъем, который пытаются закрепить с помощью пиара сейчас. Однако не уделяется внимание причинам возникновения конфликтов, в том числе и нематериальным, а потому профилактика направлена только на пропаганду. В последнее время, конечно, заговорили о формировании общенациональной гражданской идентичности, но ни самого понятия, ни способов её формирования не дают. По последней Стратегии национальной политики складывается впечатление, что на самом деле решение проблемы подменяется имитацией активной деятельности. Профилактика следствия при игнорировании причин – плохая тактика решения проблем. Бессистемность в государственном строительстве федеральных органов власти нехороший признак в части продуманности линии. 

Вместе с тем, создание Агентства дает шанс на новые решения и подходы. Хочется надеяться, что они состоятся. 


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5292
22202
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика