Народное единство: реальность или вымысел

Народное единство: реальность или вымысел

Автор Шишкина Наталия Игоревна — эксперт Центра Сулакшина

Прошел день народного единства. Но отражает ли этот выходной день действительность или существует «для галочки»?

День народного единства введен был не так уж и давно, взамен празднования Великой Октябрьской революции и как празднование освобождения Москвы 1612 года. О последней подоплеке праздника, правда, вряд ли широко известно, а с учетом всеобщего расползания безграмотности и подавно.

Очень хорошо могут продемонстрировать народное единство и понимание праздника социологические опросы. Если человек даже не знает, по какому поводу выходной и в честь чего-либо люди называют разные события, то при чем тут единство? Согласно данным «Левада-центра», правильно назвали наименование праздника 56% опрошенных. Но 16% всё равно считают, что отмечали день согласия и примирения, 6% — день Октябрьской революции, 3% — освобождение от польско-литовских интервентов, что фактически верно исходя из того, чему праздник посвящен. 17% не смогли сказать, в честь чего выходной.

На самом деле, осведомленность о празднике выросла значительно: в 2005 году правильно назвать праздник смогли лишь 8%, около трети думали, что отмечают день согласия и примирения, а больше половины праздника назвать не смогли. Почти неизменным осталось количество тех, кто отмечает освобождение от поляков-литовцев и Октябрьскую революцию.

Ещё одним важным показателем отношения к празднику и косвенно к тому, что праздник олицетворяет, является намерение его отмечать. Новый Год, Рождество, Женский день, День Армии, Первое мая, День Победы — широко отмечаемые праздники, и их «повестка» и причина известны всем. Отношение к традициям, к тому же православию через празднование Рождества даже неверующими, празднование введенного в советского время Международного женского дня и дня Красной Армии, Дня труда и Победы — всё это показатель понимания и отношения к явлениям, событиям, традициям.

Казалось бы, народное единство для народа не может быть малозначимо. Однако лишь каждый пятый готов праздновать этот день как день народного единства, около 14% собираются праздновать день Октябрьской революции, а большая часть россиян — порядка 58% — никакой праздник праздновать не будут, как и в 2006 году. За прошедшие десять лет россияне узнали название праздника, но традицией он не стал.

Можно, конечно, уповать на недолгую продолжительность праздника — прошло всего лишь 11 лет с момента его введения. Однако история показывает, что 10-летие той же Октябрьской революции в 1927 году отмечалось достаточно широко по всей стране, и, судя по опросам, отмечается до сих пор. День защитника Отечества, введенный в 1922 году как день Армии и Флота, всесоюзно праздновался уже в 1923 году. День Народного Единства подобно большей части либеральных нововведений в народе не приживается.

Но даром изобретатели трактовок, конечно же, не сидят. Идея, в целом позитивная, заложенная в праздник, никак не воспринимается народом. Ни единства, ни антизападного настроения то ли за давностью событий, послуживших оправданием праздника, то ли из-за низкого уровня исторических знаний не ощущается. Хотя в текущих условиях существования, российской власти народное единство — не как тогда, в 1612 году, с поляками, конечно — но необходимо.

Но что делать, если сам народ не считает себя единым? По опросам ВЦИОМ, лишь 44% россиян, преимущественно студентов или выпускников ВУЗов и людей с высоким материальным благополучием, считают, что народное единство присуще российскому обществу. Столько же считают, что единства в российском обществе нет. Причем эти цифры изменились: с прошлого года стало на 9% больше тех, кто народного единства не видит, и на 10% меньше замечающих единство. Получается, что примерно 9–10% разочаровались в существующем порядке вещей и изменили свое мнение на кардинально противоположное.

Интересно сравнить данные этого опроса с 2012 годом. В 2012 году считали, что народного единства нет 56% опрошенных, и лишь 23% это единство замечали. Ситуация переломилась по известным причинам в 2014 году и вера в единство достигла пика в 54% в 2015 году. Обращает на себя внимание то, что затруднившихся ответить на вопрос о народном единстве по сравнению с 2012 и 2014 годом стало почти вдвое меньше.

Опрошенные называют причины отсутствия народного единства. Каждый четвертый (26%) отмечает приоритет индивидуалистической морали, 16% видят разъединение народа в социальном расслоении и нищете народа. Остальные причины не настолько значимы и их назвали меньше 10% опрошенных. Это и отсутствие идеи, цели, патриотизма, и происки государства, и влияние Запада, и миграционные причины. Большая часть людей, правда, не смогла внятно сформулировать ответ на этот вопрос.

Но это крайне показательно — как различие в уверенности о единстве по материальному положению, так и то, какие причины сами люди назвали в качестве разъединяющих. Если же смотреть в динамике, то считающих индивидуализм корнем зла уменьшилось с 2012 года на 13%, одновременно выросла поддержка разрыва между богатыми и бедными на 4%, на 2% выросло количество тех, что указывает на озлобленность людей как причину разъединения.

Так о каком единстве может идти речь, если сами люди в это не верят? Если сами люди видят пропасть между нищенствующим народом и пирующей не очень большой прослойкой общества?

Не мудрено это увидеть. Согласно статистическим данным, децильный коэффициент в России равен 17, что значит, что доход 10% наиболее обеспеченных в 17 раз выше наименее обеспеченных 10% населения. Напомним, что в международном сообществе принято считать десятикратный разрыв критическим, едва ли не предреволюционным. Более того, согласно выводам ЕБРР, именно в России наблюдается максимальный разрыв по доходам среди бывших социалистических стран.

Доходы россиян даже по официальной статистике характеризуют нищее общество. Несмотря на любовь официальных СМИ и политиков к показателю средней температуры по больнице, среднедушевому доходу населения, более показательным в этом случае выступают медианный доход и модальный среднедушевой доход (рис. 1). То есть такие суммы доходов, которые в первом случае делят всю выборку на две равные части, и соответственно, по 50% имеют доход выше и ниже медианы, а во втором — та сумма доходов, которая в выборке встречается чаще всего.

Рис. 1. Медианный, модальный среднедушевой доход населения и их соотношение с прожиточным минимумом в России и некоторых регионах. (Данные Росстата за 2015 год).

Проблемы и серьезные недостатки проводимой политики можно выявить и в других социально значимых областях — здравоохранении, образовании, социальном обеспечении. Кроме этого, любой протест жестко подавляется — будь то дальнобойщики, шахтеры, фермеры или строители космодрома «Восточный». Те, кто пытается бороться за улучшение условий жизни в условиях, когда уже ничего, кроме забастовок и митингов не остается, объявляются экстремистами, сеющими вражду, рознь и подрывающими конституционный и государственный строй.

Единство в таких условиях? Возможно. Против общего врага. Пока эту тему ещё удается с переменным успехом переводить на внешнеполитический контекст. Типичная формула такова: «Никогда еще российские люди не жили так плохо, как при президенте Обаме!». Нелепость трюка становится все более очевидной. Все больше внимания проявляется к тому вопросу, что внешней по отношению к народу может быть воспринята и та социальная прослойка, которая живет в оторванных от страны реалиях, крайне материально обеспеченно. С увеличением обнищания народа эта прослойка всё ближе к черте, за которой уже будет восприниматься как нечто внешнее и враждебное народу. Очевидно, что элита и власть неразделимы.

Собственно, нерешенность социальных проблем, ухудшение условий жизни россиян с подачи самой же власти на фоне безумных вложений во всяческие праздники, проекты и тому подобное, и создает ситуацию, во-первых, неприятия праздника, а во-вторых, постепенной потери остатков веры в единство. Последние выборы и новости про повышения налогов и сокращения расходов на народ на фоне заявлений о поднятии зарплат чиновникам тоже вносят свою лепту. Эффект «Русской весны» и широкой поддержки власти, резкой и всероссийской мобилизации, начинает спадать. Пиар-акции, уловки уже не справляются со своей функцией.

Тем не менее, мобилизационный потенциал не был использован и растрачен, единство общества постепенно уходит в разряд мифов, а разъединение пока видится по материальному критерию, хотя политический раскол не за горизонтом. Всё это — весьма тревожные характеристики современного российского общества. Ничего хорошего они не предвещают. Ничего по сути причин, их порождающих, власть не предпринимает. Готовится исключительно к подавлению протестов. Из этого, вообще говоря, следует вывод, что власть, вероятно, в части генерации указанных причин действует вполне сознательно.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1165
3493
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика