Наш ответ на «Критический разбор» проекта Конституции России. Часть 5

Наш ответ на «Критический разбор» проекта Конституции России. Часть 5

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

В интернете уже не раз критиковался проект Конституции, разработанный Центром Сулакшина. Есть ли конструктив в этой критике?

На сайте общественного сетевого движения, созданного по инициативе Михаила Ходорковского, опубликовано продолжение комментария Джо Барбаро к проекту Конституции России (разделам 3 и 4), разработанному коллективом автором под общей редакцией профессора Сулакшина С.С. В статье «Проект Конституции: Критический разбор. Разделы 3–4» автор дает свое понимание проекта Конституции. 

Смотрите также предыдущие части: 1, 2, 3, 4


ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

Пропуская статью 76 проекта Конституции России, посвященную праву на жилище, Джо Барбаро переходит к комментированию статьи 77 «Неприкосновенность жилища». Странно, что критик упустил возможность поглумиться над положениями статьи 76 о бесплатном предоставлении жилья малоимущим, социально незащищенным и иным гражданам, нуждающимся в жилище. Это важная статья для государства нового типа — нравственного государства. 

Действующая Конституция РФ также содержит право на жилище (статья 40), однако она имеет в виду то жилище, которое есть у гражданина. В части 3 статьи 40 Конституции РФ сказано, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В отношении малоимущих данная норма действует с множественными искажениями: они годами стоят в очередях на получение жилья. Лучше обстоят дела с предоставлением жилья государевым людям, например, судьям и прокурорам. Так, судьи военных судов получают жилье во внеочередном порядке. Прокуроры могут получить служебное жилье или жилье в собственность.

В статье 76 проекта Конституции России сказано, что гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется в разумные сроки. Уточнение сроков предоставления жилища имеет решающее значение для обеспечения реализации притязаний граждан.

В статье 77 проекта Конституции России содержится стандартные гарантии неприкосновенности жилища. По общему правилу запрещается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц. Из этого правила есть исключения, которые устанавливаются законом. В действующей Конституции РФ есть аналогичная норма: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (статья 25). Такое регулирование полностью соответствует Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. 

Конвенция предусматривает право на уважение частной и семейной жизни и жилища (статья 8). Там же содержится исключение из этого правила: «Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Оговорка, которая содержится в статье 77 проекта Конституции России, предусматривает возможность проникновения в жилище только в случаях, не терпящих отлагательства, а также в иных установленных федеральным конституционным законом случаях с обязательной последующей проверкой судом законности такого проникновения. При этом «случаи, не терпящие отлагательства» также должны быть прописаны в законе.

В действующем законодательстве такие случаи прописаны. Например, в Федеральном законе «О Федеральной службе безопасности» предусмотрены следующие случаи, в которых сотрудник ФСБ может проникнуть в жилище или на участок помимо воли собственника или проживающих лиц:

а) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

б) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

в) для пресечения преступления;

г) для установления обстоятельств несчастного случая;

д) для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.

О каждом случае такого проникновения в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор или суд.

Автора «Критического разбора» понимает формулировку «НИКТО… не вправе проникать» таким образом, что никто не вправе проникать в жилище ни в каких случаях, даже «не терпящих отлагательства». В логику комментатора вполне вписывается следующая ситуация: например, если в запертой квартире находится разлагающийся труп, и запах распространяется на весь дом, то все равно никто никогда не вправе проникнуть в эту квартиру. В юридической герменевтике норма не может толковаться в отрыве от других норм, содержащихся в статье и в нормативном акте в целом. Поэтому нельзя вырывать из статьи одну фразу «никто не вправе» и доводить ее до абсурда.


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

Критик оставляет без внимания главу 17 проекта Конституции России «Милосердие и благотворительность», введение которой в Конституцию является новеллой для российского конституционного права. Новыми являются и конституционные положения о человеческом потенциале. В статье 80 расшифровывается, что относится к человеческому потенциалу: это уровень здоровья, психологический комфорт, идейно-духовная мировоззренческая определенность, воспитанность, культурность, образованность и квалифицированность, навыки, умения и творческие способности. Все это по смыслу проекта Конституции России формируется на основании высших ценностей России (статья 6 проекта). Для комментирования статьи 80 можно привести пример таких ценностей, как всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании; забота всех и каждого о сохранении и умножении достояния Народа России; народосбережение; человеческая жизнь, достоинство и свобода человека.

Комментатор оставляет следующее примечание к статье 80: «В части 2 мы узнаем, что здоровье формируется на основании высших ценностей России… Не исключено, что в основание формирования здоровья положено учение австрийской экономической школы…» Далее следует обширная и неуместная цитата из Людвига фон Мизеса «Социализм. Экономический и социологический анализ». Очевидно, что предположение о связи формирования здоровья в смысле формирования, развития и сохранения человеческого потенциала по проекту Конституции России с «учением австрийской экономической школы» лишено какой-либо логики. Высшие ценности, на основании которых формируется человеческий потенциал, указаны в статье 6 проекта, некое экономическое учение там не упоминается.

В части 3 статьи 80 сказано, что «Государство обеспечивает условия, содействующие сохранению и развитию человеческого потенциала, для каждого гражданина России. Гражданам России, не имеющим достойного уровня жизни, оказывается государственная поддержка». Джо Барбаро имеет нарекания к этой формулировке: «До сих пор… речь шла о человеческом потенциале, о достойном уровне жизни речи не было». Однако здесь нет ничего нелогичного: в части 1 статьи 65 проекта установлено, что государство гарантирует каждому гражданину России достойный уровень жизни. Достойный уровень жизни можно считать одним из проявлений человеческого достоинства. Положения об охране человеческого достоинства предполагают, что уровень жизни человека также должен быть достойным. Так, даже в действующей российской Конституции упоминается достойная жизнь: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (часть 1 статьи 7). Согласно статье 20 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.

Часть 2 статьи 81 проекта Конституции России предусматривает в качестве одной из гарантий сохранения и развития человеческого потенциала ответственность человека, общества и государства. Часть 3 статьи 81 отчасти поясняет эту норму: государственные органы и их должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством России за действия (бездействие) и решения, снижающие человеческий потенциал. Комментатор предполагает, что в части 2 имеется в виду «позитивная» ответственность, то есть «долг (моральный) или обязанность (правовая) вести себя определенным образом». 

Действительно, можно говорить о том, что эта норма предполагает обязанность человека, общества и государства вести себя определенным образом. Например, в статье 49 проекта Конституции указано, что государственные планы и программы развития, решения и действия государственных органов и их должностных лиц должны быть направлены на народосбережение: укрепление здоровья, семьи, повышение рождаемости, снижение числа абортов, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности населения. Однако если действия и решения должностных лиц не будут соответствовать целям народосбережения, согласно общей концепции проекта Конституции, ждет ответственность вплоть до досрочного прекращения полномочий. Это же касается отдельных граждан. Например, в рассматриваемой ниже статье 84 проекта говорится о негативном отношении государства к проявлениям нездорового образа жизни. 

Логично предположить, что в развитие проекта Конституции в случае его принятия должны быть внесены соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и предусмотрена ответственность за конкретные действия, подрывающие собственное здоровье человека. Таким образом, ответственность за сохранение и развитие человеческого потенциала может быть и негативной.

Глава 19 проекта Конституции посвящена сфере здоровья и здравоохранения. В целом конституционное регулирование данной сферы не является чем-то новым для российского конституционного права, однако ряд новелл проект Конституции все же содержит.
В действующей Конституции РФ в статье 7 о социальном государстве содержатся декларации об охране здоровья людей и государственной поддержке инвалидов. Статья 41 полностью посвящена праву граждан на охрану здоровья. Эта статья адресована к государству, от которого гражданин может требовать обеспечения оказания бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В части «позитивной ответственности» государство обязывается принимать программы, направленные на охрану и укрепление здоровья населения. В части негативной ответственности сказано, что наказывается сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. При этом ничего не говорится о том, что человек сам также несет ответственность за свое здоровье.

В статье 84 проекта Конституции забота человека о своем здоровье и ведение здорового образа жизни возведена в ранг долга. Часть 2 статьи 84 поясняет, что именно относится к нездоровому образу жизни: это гиподинамия (малоподвижность), развратные действия, нездоровое питание, наркомания, курение и потребление алкоголя, девиантное поведение. Запрещается любая их пропаганда и реклама. То есть в случае принятия проекта Конституции мы больше не увидим по телевизору рекламы фастфуда, чипсов, сигарет, пива. В настоящее время установлена административная ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ. В отношении алкогольных напитков и пива ответственность предусмотрена только за их употребление в общественных местах, а также за появление в нетрезвом виде.
Джо Барбаро комментирует долг заботиться о своем здоровье таким образом, что «долг не обязывает (в правовом смысле)». Однако он забывает о том, что если долг возведен в правовую норму, то он обязывает. 

По проекту Конституции долг — это установленные в правовой форме вид и мера должного поведения человека, за неосуществление или ненадлежащее осуществление которого человек несет моральную ответственность. Однако логично предположить, что если даже сейчас есть ответственность, например, за потребление наркотиков, то она сохранится и после принятия новой Конституции России, и в этой части «долг вести здоровый образ жизни» приобретает конкретные правовые очертания. В отношении других требований к здоровому образу жизни ответственность может касаться не самого гражданина, а, например, лиц, которые попытаются рекламировать нездоровое питание. Комментарий критика к части 2 статьи 84 поражает своим содержанием. После глубокомысленного разъяснения (которому позавидовал бы Кличко) о том, что «„в том числе“ есть лишь часть то, в том числе чего оно есть» трудно относится к комментарию серьезно. 

Из приводимых в части 2 статьи 84 примеров «нездорового (в том числе безнравственного) образа жизни» критик делает вывод о «расширительном толковании» этого понятия. Однако современная юридическая герменевтика стоит на позициях отсутствия объективного, то есть не зависящего от воли толкователя, смысла текста, поэтому «расширительное» толкование — это также лишь субъективное восприятие комментатора.

Часть 3 статьи 84 проекта Конституции обязывает государство обеспечивать условия и создавать инфраструктуру для ведения здорового образа жизни и пропагандировать здоровый и нравственный образ жизни. Каждому гражданину России гарантируется равный доступ к инфраструктуре для ведения здорового образа жизни, в том числе к объектам для занятия физической культурой и спортом. Если для граждан ведение здорового образа жизни отнесено к «долгу», который в большинстве случаев, действительно, не предполагает юридической ответственности, то к государству предъявляются более высокие требования: его ответственность будет только юридическая.

Продолжение следует


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Конституция России. Проект

Научный макет новой Конституции России

Нравственное государство. От теории к проекту

ПЗИ по учреждению в России Конституционного Собрания

Высшие ценности российского государства

Нужна ли тебе Конституция? Часть 1

Нужна ли тебе Конституция? Часть 2

Нужна ли тебе Конституция? Часть 3



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3047
9739
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика