Национальная идея России: быть всегда!

Национальная идея России: быть всегда!

Сулакшин С.С.

Точно так же, как любой человек стремится обрести смысл жизни, любое государство нуждается в идее — основном смысле и цели своего существования.

Национальную идею нельзя придумать — она должна отражать суть российской цивилизации и ценностей большинства народа. Национальная идея — это среда, в которой живет, развивается и действует и каждый человек, и общество в целом.

Современная Россия имеет шанс на формулирование национальной идеи, адекватной уникальной российской цивилизации и вызовам времени.

Можно сформулировать несколько концептуальных признаков национальной идеи.

1. «Национальная» и «государственная» идеи должны совпадать (в идеале), но категориально они не являются одним и тем же. К сожалению, не всякая государственная идея способствует реализации национальной идеи народа, как, например, это происходит сейчас в России.

2. Национальную идею нельзя сводить к идее этнической. То есть идея может быть национальной, но у нее не может быть национальности. Россия есть уникальное, самобытное государство-цивилизация с собственным путем исторического развития. Масштабы национальной идеи должны быть как минимум цивилизационными.

3. Неправильно навязывать национальную идею народу «извне» — она должна родиться «изнутри», исходя из выработанных веками ценностных ориентиров. Это, в свою очередь, предполагает коллективную творческую деятельность.

Надо наконец-то прекратить искусственно придумывать высшие идеи и навязывать их России ради какой-то призрачной и обманной цели. Ни коммунизм, ни либерализм, ни любой другой «-изм» не способны выразить уникальную цивилизационную специфику России

и создать условия для ее гармоничного развития.

4. Необходим баланс религиозного и светского наполнения идеи. Связующим звеном выступает система нравственных норм поведения, эстетических представлений и народных преданий. И это не искусственное соединение, но естественное и единственно правильное сосуществование. Атеисты на самом-то деле живут (или стараются жить) исходя из понимания традиционной нравственности, вышедшей из религиозного сознания. А верующие люди, в свою очередь, в реальной жизни во многом стараются подстроиться под гражданские нормы поведения. Национальная идея обязана прочувствовать эту связь и закрепить ее, сживить разорванное народное сознание.

5. Национальная идея имеет внутреннее и внешнее измерение. Только всемирность идеи поднимает нацию до мирового масштаба.

6. Национальная идея должна быть адекватна времени, отвечать на его вызовы. В то же время не стоит забывать, что существует ценностная константа, отражающая устойчивые характеристики государственности того или иного народа.

7. Национальная идея объединяет общество, отодвигая на второй план существующие социокультурные различия. Она интегративна в силу того, что увязывает интересы личности, общества и государства в единый долгосрочный, позитивный национальный проект. Образно говоря, национальная идея указывает «обществу-кораблю» систему координат в безбрежном цивилизационном «море», а идеология государства служит «компасом» для соотнесения собственного курса в этой системе координат.

8. Национальная идея обязана быть направленной в будущее. Она по самой своей сути футуристична, так как задает проект будущего и программу действий. Недостаточно объяснить национальную идею прошлым и привязать ее к настоящему. Она должна формировать и программировать будущее.

9. Национальная идея должна быть жизнеспособной, чтобы выстоять в течение десятилетий и столетий. Быть жизнеспособной — значит быть устойчивой и одновременно подвижной, реагирующей на изменения условий и способной побороться за свои ценности. Принцип жизнеспособности только на первый взгляд кажется очевидным и банальным. На самом же деле его недооценка и даже непонимание приводили многие идеологии к быстрому краху.

10. Национальная идея, представляя совокупность оригинального философского творчества, неизбежно включает как самобытные компоненты, так и успешный опыт иных цивилизаций и государств. Ни в коем случае нельзя замыкаться только в себе.

Российская цивилизация всегда умела искусно совмещать самобытность и творчески обрабатываемые заимствования.

***

В рамках масштабного исследования, проведенного Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (теперь продолжается в Центре научно-политической мысли и идеологии — прим. редактора "РН"), национальная идея звучит так: «Моя страна должна быть, и должна быть всегда!»

Чтобы понять истинный смысл слова «быть» нужно сопоставить его со словом «иметь». Эти слова обозначают противоположные образы и принципы жизни: потребительский, паразитический («иметь») и созидающий,
одухотворенный («быть»).

Итак, Россия должна быть, и должна быть всегда! Должна быть здоровой и жизнеспособной, цветущей и развивающейся, идентичной собственному культурному коду. Россия должна быть успешной! Успешной не только для избранных, а как единый большой светлый дом, построенный с любовью ко всем жильцам и заботой о каждом человеке. Гражданин России должен чувствовать себя в собственной стране именно как дома: защищенным, уверенным в себе, располагающим всеми условиями для максимальной реализации своих возможностей.

Успешным человек может быть только в успешной стране. И наоборот, успешная страна невозможна без успешных людей, ориентированных не только на технический прогресс, но и на духовно-нравственное развитие.

Для задачи оценки степени успешности страны в исследование вводится мерный показатель — «коэффициент жизнеспособности страны» (КЖС). Значения коэффициента на исторической шкале делают наглядным представление об интегративном состоянии государства в каждый конкретный жизненный период (рис.1).

Рис. 1

Коэффициент высчитывается с учетом следующих обстоятельств: страна как сущность имеет три необходимых и достаточных признака — это ее территория, ее народ и единое государственное управление.

Стоит только исключить любой из этих признаков, и становится очевидным, что сущность-страна исчезает. Причем

само слово «страна» в этом смысле не является синонимом государству. Государство — это институт, аппарат управления, созданная людьми оболочка. Страна должна обладать определенным набором свойств, чтобы быть максимально ЖИЗНЕСПОСОБНОЙ и УСПЕШНОЙ.

Поэтому формально задача выглядит таким образом: жизнеспособность должна быть максимизирована.

Так как же сущностные признаки могут быть максимизированы с точки зрения успешности России? На рис. 2 видно, что каждый из сущностных признаков, в свою очередь, раскладывается на несколько признаков, те также разветвляются, их ветви, в свою очередь, дают начало новому делению.

Рис. 2

В экономическом пространстве этих признаков порядка 500, в демографическом — около 160. В конечном счете, подобный подход порождает факторно-управленческое пространство для государственной власти. Проблемы, отраженные на этом древе, могут найти решения, а вся совокупность подобных решений может быть оформлена в два ключевых документа: Конституцию России и Доктрину безопасности и РАЗВИТИЯ России, что принципиально, поскольку сохранять себя, не развиваясь, невозможно. Эти документы: образ, способ, порядок, детализация жизнеустройства страны во всех сферах ее жизни. Для чего? Для того чтобы страна была максимально жизнеспособна.

Этот подход имеет и более фундаментальное, философское содержание, а именно: по философским законам бытийная способность сущности максимизируется тогда, когда достигается единство формы и содержания. То есть когда форма сущности, отвечающая на вопрос «Быть или не быть?», дополняется еще ответом на вопрос «Каким именно быть, чтобы быть наиболее надежным образом?» (Рис. 3).

Рис. 3

Каждая страна имеет свои особые, неповторимые потенциалы успешности, они связаны с уникальным опытом выживания, исторического становления конкретного человеческого сообщества. Проведенное исследование позволило выявить оптимальные значения факторов управления,

которые в совокупности задают новую модель страны, максимизирующую совокупную успешность государства.

В таблице 1 представлены оптимальные для успешности страны экономические мерные факторы в сравнении с их реальными значениями.

Формирование нового облика страны невозможно без представления о высших народных ценностях России, без их нормативного правового закрепления через внесение в Конституцию России и без практической программы развития страны согласно этим ценностям.

Высшие ценности — это наиболее важные для жизнеспособности и жизнеустройства страны состояния и характеристики народонаселения и устройства территории, государственного и общественного управления. По сути, они наполняют национальную идею качественным содержанием, отвечают на вопрос «какой именно быть России?»

Самой главной из высших ценностей является вечное существование самой страны Россия — Родины Народа России. Высшими ценностями являются: нестяжательство, коллективность и взаимопомощь, преобладание духовного над материальным, патриотичность, цивилизационная идентичность, народосбережение, территориальная целостность, человеческая жизнь и свобода человека, гармоничное развитие личности, неприятие какой-либо дискриминации, общественное благо в гармонии с благом каждого человека, любовь и семейность, социальная справедливость, альтруизм и сопереживание, служение государства Народу России, трудолюбие, честь, совесть и нравственность, устремленность к творчеству, ответственность за судьбу человечества.

Как видно из списка высших ценностей, в центре внимания национальной идеи находятся Россия как уникальная цивилизация, ее народ, государство как защитная социальная оболочка народа, семья и человек как основа всей сложной социальной системы. Эти высшие ценности не придуманы искусственно и не принесены откуда-то из «цивилизованных стран», они плоть от плоти российской цивилизации, в них выражена вся суть русского мира, наш культурный код.

Для повышения жизнеспособности страны эти ценности необходимо озвучить на самом высоком уровне и придать им статус основы жизнедеятельности России. Но этого недостаточно. Высшие ценности мало просто объявить, они должны работать. Высшие ценности обязаны быть мотивационными,

деятельными, влиять не только на помыслы, но и на реальные решения. Национальная идея страны — это не благолепное томление в поиске самого себя или новых образов непознанного мира, но активная и научно аргументированная программа жизни и действия каждого гражданина, общества, государства и страны в целом.

Высшие ценности в совокупности формируют идеал, к которому сообща стремится вся страна. Государственная власть, ориентируясь на ценности и идеал, формулирует цели, которые необходимо достичь. На пути реализации этих целей обнаруживаются проблемы, для поиска решений которых включаются механизмы управления. Таким образом, выстраивается логичная и понятная схема управления государством: ценности (идеал) — государственная политика — целеполагание — проблема — госуправление — задачи — решения — исполнение — результат. Конечным звеном цепочки является результат, который соотносят с теми самыми ценностно-ориентированным целями и делают выводы о степени эффективности госуправления (власти).

Так государственное управление наполняется смыслом и обретает конкретные критерии для оценки.

Государство в предлагаемой национальной идее России идеократично и осмысленно. Его цели и действия должны быть понятными для каждого, что соответствует лучшим традициям Российского государства. Государство — защитная социальная оболочка страны, отвечающая за ее сохранение и развитие, за то самое «быть». Именно поэтому государство в России должно отвечать за все! Это не означает, что оно всем рулит и командует. Государство оптимизирует свое участие по нескольким управленческим направлениям. С одной стороны — прямое управление государственными ресурсами (бюджетом, имуществом, иными ресурсами) и в вертикали административной подчиненности. С другой стороны — создание мотивирующих поведение частных хозяйствующих субъектов условий хозяйствования через нормотворческую функцию и исключительное право на это государства.

Государство должно ориентироваться не на материальные ценности, а на духовные. Не отрицая важность материального в жизни человека и общества, государство должно в первую очередь развивать здоровые человеческие отношения между людьми, духовность.

Нравственное государство — это государство очеловеченное, генерирующее в обществе через свои институты нравственный потенциал отношений. Только нравственное государство может обеспечить такое состояние России, при котором она была бы жизнеспособной всегда.

Постлиберальная Россия — это нравственная Россия.

Мы отвергаем дискуссию, навязываемую либеральной школой: государство или человек. Государство создается как инструмент номер один и именно для обеспечения благополучия и жизни людей. Не может быть России и российского государства без здорового, одухотворенного человека, созидающего и развивающегося согласно высшим ценностям. Как и человек, в свою очередь, не способен быть в одиночку, без народа, без защитной оболочки в виде государства, без России. Все взаимосвязано и гармонично. Одно не может существовать без другого. Огромное преступление — противопоставлять человека и государство, вбивая между ними искусственные противоречия.

Права человека входят в список высших ценностей России. Более того, в центре предлагаемой национальной идеи находится именно человек. Но человек не атомизированный, не враждебный народу и стране, не конкурирующий за «миску похлебки» со своими родными и близкими. А человек коллективный, солидарный, развивающийся в гармонии со страной и народом. И главное — осознающий тот факт, что к правам прилагаются ответственность, обязанность и долг. Права без ответственности — путь к саморазрушению как для человека, так и для страны.

В отличие от либеральной парадигмы в предлагаемой национальной идее права и свободы человека — это только одна из составных частей находящегося под государственной защитой ценностного арсенала. Человек не ограничивается только одной этой ценностью. Не менее важны для него и другие: чувство Родины (малой и большой), альтруизм, нестяжательство, семья, стремление к совершенству и пр. Если выпячивается и защищается только одна из них, обязательно ущемляются остальные. В предлагаемой национальной идее четко проговаривается этот момент: высшие ценности России равнозначны, никакая из высших ценностей России не может преобладать в государственном управлении.

Национальная идея должна быть закреплена в высшем законодательном документе страны. В противном случае она является хоть и правильной, но ни к чему не обязывающей декларацией. Что само по себе тоже неплохо, но недостаточно для управления государством.

Конституция, являясь документом высшего уровня, должна описывать и высшие основания построения страны. К их числу иногда относят только административные институциональные основания, что характерно для либерального подхода. Вместе с тем очевидно, что если страна рассматривается в рамках предлагаемой национальной идеи, где успешность страны производна от деятельности человека и общества, то ценностное мировоззренческое, мотивирующее человека и общество основание становится важнейшим в числе оснований государственности и общежития в целом. И оно должно быть закреплено в Конституции. Таким образом, Конституция — это не просто свод произвольно собранных правил и норм, которые преследуют непонятно какие цели, но законодательно оформленная и закрепленная в конкретных формулировках национальная идея, в центре которой находятся высшие ценности страны.

И такая Конституция уже разработана! Авторский коллектив Центра научной политической мысли и идеологии создал научный макет новой Конституции России. В ней учтены все аспекты конституционного строительства и предложены юридически проработанные решения самых острых проблем российского государства: от административного устройства и экономической политики до системы образования и сферы средств массовой информации. И все это согласно высшим ценностям России, в интересах народа и с целью роста его жизнеспособности.

Помимо Конституции в рамках предлагаемой национальной идеи созданы и готовы к использованию в госуправлении Доктрина безопасности и развития России, а также система нормативно-правовых актов, институциональных, социально-экономических, региональных, финансовых, внешнеполитических и гуманитарных принципов жизнеустройства России. Все это вы найдете в шеститомнике «Национальная идея России».

Итак, накануне эпохи больших перемен и глобальных геополитических сдвигов сформулирована национальная идея России, адекватная русской цивилизационной идентичности и вызовам времени, основанная на досконально разработанной научной теории и воплощенная в Конституции и других практических управленческих решениях. Ее непростой смысл эмоционально и на глубинном уровне понятен каждому: «Россия должна быть и быть навсегда!» Должна быть — и точка. Ибо без России нет нас, а без нас нет России. Это понимали наши предки, это должны понять и мы. Если хотим не просто влачить жалкое существование и умирать, но быть и развиваться.

Мы верим: Россия обречена на успех!


Опубликовано в культурно-просветительском и литературно-художественном журнале "Родная Ладога" №4(22) / 2012.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4124
19034
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика