Национальный вопрос в России. Продолжение

Национальный вопрос в России. Продолжение Мы с Вами рассмотрели те вредные псевдонационалистические мифы, которые делают национальный вопрос в России особенно острым. Представляем вашему вниманию продолжение главы "Ведущая роль русского народа и сохранение идентичности нерусских народов" 6-томника "Национальная идея России".


Положительное отношение к национальным меньшинствам

Газеты, якобы подчиняясь диктату рынка, стали нагнетать информацию, углубляющую все трещины и расколы, возникшие в обществе. Особенно это касается межнациональных отношений. Вот вывод социологов: «В масс-медиа доминирует “язык вражды”. Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в пяти городах России». Но нет политической воли для того, чтобы ограничить или компенсировать контрпропагандой явно разрушительные действия значительной части СМИ и их заказчиков.

СМИ гипертрофируют в массовом сознании уровень нетерпимости и масштабы конфликтов между этническими мигрантами и местным населением, навязывая массовому сознанию эту тему чуть ли не как главную в нашей национальной «повестке дня», и таким образом возбуждают этноцентричную сторону этого сознания. И те же самые СМИ настойчиво представляют практически все конфликты и случаи насилия, большинство которых происходит на экономической и бытовой почве, как следствие ксенофобии и этнической нетерпимости, создавая абсолютно ложный образ «русского национализма» и даже «русского фашизма», якобы поднимающегося из недр России.

Вот общий вывод, в разной форме повторяющийся во многих работах социологов и этнологов: «Масс-медиа становятся едва ли не самым заметным системным фактором, провоцирующим межэтнические противостояния. … Конфликтогенные публикации в печатных изданиях и соответствующие передачи в электронных масс-медиа становятся неизбежным спутником, а порой и причиной практически всех крупных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве».

Например, корреспондент «Московской правды» Э. Котляр так пишет о трудовых мигрантах: «Москва буквально переполнена людскими отбросами со всего бывшего Союза. По большей части это масса отчаявшихся, изголодавшихся, доведенных до неистовства людей, способных за ничтожную добычу перерезать горло первому прохожему… «Басмачи» буквально наводнили Москву, пользуясь ее демократическим либерализмом, и отвечают на гостеприимство лютой средневековой ненавистью и завистью к ее жителям».

Социологи указывают на связь «роста ксенофобий в период «травматической трансформации» общества с разрастающимся комплексом социальных обид, принимающих, тем не менее, форму не социального, а этнически окрашенного протеста.
Недоверие обществу компенсируется преданностью «своим», что нередко сопровождается ксенофобиями и враждебностью к «чужакам».

Вторжение «иных» сверх критической массы всегда вызывает болезненную реакцию. Но она многократно усиливается, если и местная общность переживает кризис. А ведь из районов бедствия (особенно с Кавказа) приезжают люди далеко не в лучшем состоянии — настороженные, взвинченные, озлобленные страхом и, большинство, эксплуатацией со стороны своих же хозяев.

Большая культурно-психологическая операция по хаотизации этнического сознания населения нынешней России и демонтажа всей системы совместного проживания людей на ее территории — кампания войны нового типа, к которой российское общество и государство не готовы и не готовятся.

Политика в сфере национальных отношений

В Советском Союзе гарантировалось равенство граждан независимо от их расы и национальности. В современной России также существуют законодательные гарантии защиты от дискриминации. Так, часть 2 статьи 29 Конституции закрепляет недопущение пропаганды или агитации, в частности, возбуждающей расовую или национальную ненависть и вражду, запрещает пропаганду расового, национального или языкового превосходства. Это одна из важнейших гарантий прав и свобод человека со стороны государства.

Статья 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, регулирующая нормы публичного договора, запрещает необоснованный и мотивированный национальностью потребителя отказ в продаже товаров или оказании услуг.

Семейный кодекс Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности (статья 1).

Трудовой кодекс Российской Федерации содержит запрет на дискриминацию по признакам расовой или национальной принадлежности. Гарантии равенства прав граждан содержатся и в других кодексах Российской Федерации.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» запрещает распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам расовой или национальной принадлежности, а также языка.

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» гарантирует возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка. В числе общих требований закон содержит требование о том, что образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной и этнической принадлежности.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от расы, национальности и языка.

Федеральный закон от 27 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» дает право гражданам заменить военную службу по призыву, если они относятся к коренному малочисленному народу, ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами (статья 2).

Одновременно российским законодательством установлена ответственность за нарушение принципов равенства всех перед законом, за совершение правонарушений, в частности, по национальным мотивам. Так, статья 282 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности или языка, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

Одним из основных документов, регулирующих сферу национальных отношений в России, является Концепция государственной национальной политики России, утвержденная Президентом РФ в 1996 г. В соответствии с Концепцией, государственная политика в этой области строится на принципах: равенства прав и свобод человека и гражданина; сохранения исторически сложившейся целостности государства; сохранения и развития языков и культур народов России; своевременного и мирного разрешения противоречий и конфликтов; запрещения деятельности, направленной на возбуждение расовой и национальной розни, ненависти либо вражды.

Однако Российское государство пока не может в полной мере выполнять свою конституционную обязанность по защите равноправия граждан. Этому противодействует ряд факторов политического, социально-экономического, психологического и правового характера — прежде всего смена конституционного строя, прежней политической и экономической систем, повлекшая переоценку ценностей в общественном сознании, а зачастую и неприятие определенной частью российских граждан нового курса реформирования российского общества и государства, нарастающий вал коррумпированности в разных эшелонах власти и т. д.

Отметим также, что государствообразующая роль русского народа никак не отмечена в Конституции. Дальнейшая деградация национальных отношений в России ускоряется 
социально-экономическим кризисом, порожденным реформой 1991 г. Возникло региональное измерение не только этнических общностей, но и больших народов.

В ходе общего обеднения и обнищания большинства населения России резко усилилось этносоциальное неравенство — расслоение населенных разными народами регионов по доходам населения.
Одним из принципов советской социальной политики было постепенное выравнивание регионов по главным показателям благосостояния. В ходе реформы региональная дифференциация резко усилилась. Нарушились устоявшиеся, стабильные соотношения в социальных индикаторах разных республик, краев и областей Федерации. В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР составляла 3,53 раза. В 1995 г. она выросла до 15,6 раза, а в 2006 г. составила 10,2 раза.

Для примера на рис. 6.7.1 приведена динамика среднедушевых доходов в Москве и двух республиках относительно среднего уровня по РФ. Видно, что резкое разделение произошло в самом начале реформ. После 1999 г. оно стало сглаживаться, но остается слишком глубоким по сравнению с 1990 г.



Стабилизация происходит на уровне, несовместимом с единством страны. В одном регионе в повестке дня свободные экономические зоны, а в Ингушетии 70% населения — безработные. Какой тип культуры там вызревает? Свяжет ли Ингушетию со страной Интернет, который там проводят сегодня в каждую школу? В Интернете ли проблема Ингушетии?

Важнейшую роль в соединении людей и территорий играет техносфера. Большие технические системы — транспортные, энергетические, информационные — служат скелетом народного хозяйства России, делают организм страны единым. В целом идет деградация этих систем при попустительстве органов государственной власти.

Пространственная связность страны тает на глазах.
Север — часть России и место обитания многих народов. Но морским транспортом на Крайний Север теперь завозят в 7–8 раз меньше грузов, чем до реформы. Северные народы отрываются от «тела нации». По российским рекам, которые соединяли десятки тысяч деревень и городков и проживающие в них народы, поток пассажиров сократился в 5 раз.

Такое же положение с воздушным транспортом, важнейшим в последние полвека средством интеграции народов Сибири и Дальнего Востока в российскую цивилизацию. В 4 раза сократились авиаперевозки пассажиров внутри России, но при этом резко возросли перевозки в дальнее зарубежье. В РФ закрыто 3/4 аэропортов (в 1992 г. их было 1302, в 2007 г. — только 351). Пространство страны, связанное воздушным транспортом, разделено на изолированные клочки. Резко сократились непосредственные личные контакты людей народов России — ключевой элемент национальных отношений внутри страны.

Вот другая система — и техническая, и социальная, и культурная. Это школа, «генетический аппарат» национальной культуры. В Новое время она — один из главных инструментов собирания нации, а значит и скрепления страны. Она уже в детстве задает будущему гражданину ту мировоззренческую матрицу, которая соединяет людей в народ. Культура России выстрадала особый тип школы — единую общеобразовательную. Эта школа была адекватна цивилизационному типу России и обладала такой интегрирующей силой, что даже спустя 18 лет после развала СССР люди, приезжающие в Россию из Средней Азии, оказываются цивилизационно близкими. И вот эту школу с поразительной настойчивостью стараются изменить так, чтобы она утратила именно главные свои черты — перестала быть единой.

Ее превращают в конгломерат каких-то лицеев, гимназий, колледжей с мириадами разных программ и учебников — национальных и региональных. Это выглядит как сознательная операция по развалу страны.
Связующая сила национальной информационной системы резко ослабла уже просто из-за распада ее материально-технической базы. Это наглядно происходит в системе СМИ. Как говорят, современные нации создал «печатный станок» — прежде всего центральные газеты, позволяющие одновременно на всей территории страны давать людям пакет важной для всех информации. Реформа первым делом ликвидировала эту «скелетную» систему, превратив главные газеты в торговцев, конкурирующих на рынке.  Кроме того, был сразу резко сокращен доступ основной массы населения к газете — разовый тираж газет на душу населения сократился в России в 7 раз.

Таким образом, политику в сфере национальных отношений следует признать явно неудовлетворительной.

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
410
1425
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика