Недовольных медициной стало меньше. Значит все хорошо?

Недовольных медициной стало меньше. Значит все хорошо?

Надежда Хвыля-Олинтер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, канд. социол. наук

Минздрав сообщил о двукратном уменьшении числа россиян, недовольных медицинским обслуживанием. На самом ли деле ситуация в здравоохранении улучшилась?

Вероника Скворцова, возглавляющая Министерство здравоохранения РФ, доложила Президенту следующее: «Число россиян, негативно оценивающих состояние отечественного здравоохранения, с 2011 года снизилось почти в два раза» . Преподнесены эти данные были в качестве позитивного результата, достигнутого в итоге оптимизации сферы здравоохранения. Можно ли трактовать приведенные Министром цифры как достижение и некий прорыв в области медицинского обслуживания?

По мнению наших соотечественников дела в сфере здравоохранения вроде бы стали лучше, по крайней мере, наиболее популярная оценка «плохо» сменилась на «удовлетворительно» . Но состояние здравоохранения и состояние здоровья, или качество получаемых услуг, совсем ни одно и то же. Обратившись к результатам аналогичных опросов, можно привести другую статистику.

Право на медицинскую помощь и социальную защиту россияне чаще всего отмечают в качестве наиболее ущемляемого на сегодняшний день в стране (всероссийский опрос проведен в январе 2015 года).


Рис. 1. Мнения россиян о том, какие права чаще всего нарушаются в России

Доля тех, кому пришлось за последний год платить за какие-либо медицинские услуги (исключая покупку лекарств и медицинских приборов) выросла за последние восемь лет с 46% до 53% , то есть каждый второй в стране с бесплатной медициной вынужден тратить средства на оплату медицинских услуг. Динамика платных медицинских услуг действительно положительная. Счетная палата опубликовала отчет, согласно которому их объем только в прошлом 2014-м году по сравнению с 2013 годом увеличился на 24%.

А вот выводы из отчета по другому исследованию общественного мнения относительно ситуации в здравоохранении (2015 год, общероссийская выборка): «Более 30% опрошенных сталкивались с проблемами при обращении за медицинской помощью. В российской системе здравоохранения улучшения требует в первую очередь качество медицинских услуг (65% считают его низким) и профессиональная подготовка врачей. 38% взрослых россиян в случае болезни не обращаются в госполиклинику, объясняя это чаще всего плохой организацией работы больниц и недоверием, нелюбовью к врачам» .

Согласно оперативным данным Росстата за январь—март 2015 года, рождаемость по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась, естественная убыль населения увеличилась, смертность выросла.

В уже упомянутом выше отчете Счетной палаты приводятся причины, которые могут привести, и уже приводят к увеличению смертности:

— возросшие требования к избирательности госпитализации больных, связанные в том числе, с сокращением числа медучреждений и неправильной организацией оказания медицинской помощи (в планах Минздрава сокращение продолжать);


— низкая обеспеченность населения медицинскими работниками. В 2014-м году на десять тысяч человек в нашей стране приходилось 39,7 врачей (что гораздо меньше, нежели заявлено в качестве нормы в госпрограмме «Развитие здравоохранения» , согласно которой целевое соотношение к 2020 году должно быть таким: 44,8 врача на 10 тыс. населения). То есть по логике численность медицинских работников следует наращивать, а никак не сокращать. 


Процесс «оптимизации» работы сферы здравоохранения активно продолжается и в текущем году, сокращения медицинских работников и учреждений не только не прекращаются, но увеличиваются уже в связи с новым социально-экономическим кризисом.

«Оптимизация» закономерно будет сказываться на состоянии здоровья населения. Индекс удовлетворенности здоровьем, отражающий оценки россиян самочувствия близких им людей, имея с 2006 года позитивную динамику, уже в 2015-м вдруг повел себя нестандартно и снизился на семь пунктов. Случайно это или закономерно, можно будет увидеть по результатам будущих замеров.


Рис. 2. Ответы россиян на вопрос «В целом Вы удовлетворены состоянием здоровья Вашей семьи, ближайших родственников?»

Автор провел мини-исследование и проинтервьюировал несколько медицинских работников, занимающих разные должности (от медицинской сестры и фельдшеров скорой помощи до главврача отделения московской больницы, от работников со средним профессиональным образованием до кандидатов наук). Результаты в силу нерепрезентативности выборки нельзя абсолютизировать, но, тем не менее, они дают некую обзорную картину сложившейся на данный момент ситуации в здравоохранении. Вывод был сделан неутешительный: обстановка крайне неблагоприятная, профессионализм работников данной сферы снижается за счет притока работников, не обладающих достаточным уровнем квалификации, и увольнения специалистов пенсионного возраста; научные школы, имеющие сильные традиции, планомерно уничтожаются; нагрузка на медицинский персонал увеличивается; необходимое оборудование и лекарства закупаются в основном за рубежом.

Это субъективное мнение подтвердилось в ходе всероссийского социологического опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» в июле 2015 года (выборка составила 1500 респондентов из 104-х населенных пунктов России) . Исследование показало, что медицинские работники, зная «изнанку» этой сферы, оценивают состояние здравоохранения более негативно, чем те, кто с медициной не связан в силу профессии. Почти каждый второй медицинский работник заявил в ходе опроса о том, что в российском здравоохранении дела обстоят плохо, каждый третий считает ситуацию удовлетворительной, а позитивную оценку дали лишь 13% респондентов с медицинским образованием. 


Рис. 3. Ответы на вопрос «Как обстоят дела в российском здравоохранении?»

Россия — государство социальное, по крайней мере, этот статус закреплен за ней конституционно. Закрепить-то закрепили, а вменить соответствующие обязанности, видимо, забыли. Речь в Конституции идет только о том, что политика государства «направлена» на создание условий по реализации права человека на охрану здоровья и на медицинскую помощь. Понятно, что «направленность» на результат и достижение результата совсем не одно и то же. Нет обязанности, нет и ответственности, а если кто спросит, тогда как в старом анекдоте «ну не шмогла я, не шмогла». Социальное государство в рамках неолиберальной модели, по сути, не может обеспечить условия для развития человеческого потенциала, и выполняет функции социального работника. На практике доступ к социальным благам для большинства населения не упрощается, а затрудняется, платный сектор медицины разрастается, доступ к качественным услугам усложняется.

Чем можно все-таки объяснить объявленное министром фантастическое сокращение числа негативных оценок вдвое. Тем, что мы столь непритязательны? Формулировкой вопроса и выбором периода сравнения? Инерцией от общего позитивного настроя? Кстати, этот эффект проявляется сегодня не только в оценках здравоохранения, но и в оценках, например, боеспособности армии. Или тем, что сегодня критическое мышление у большинства россиян благодаря пропаганде отключено? Какое бы объяснение не являлось бы наиболее правдоподобным, вывод напрашивается такой — общество, во главе с чиновниками, больно, и медицина тут бессильна.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Демографическое состояние современной России

Рычаги выживания в медицине

Здравоохранение России: мифы, реальность, решения

Топ-11 антирекордов России

Платная медицина, как опасная болезнь

Как выйти из демографического кризиса?

ОНФ: зачем он нужен?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
512
19981
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика