Новая госкорпорация - «Роскосмос», как диагностика России

Новая госкорпорация - «Роскосмос», как диагностика России

Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин, эксперт Центра Шишкина Наталия

Разговоры о создании госкорпорации «Роскосмос» зазвучали ещё в 2014 году, но только сейчас в Госдуму Президентом был внесен законопроект. Согласно ему, корпорация контролируется Счётной палатой и иными государственными органами в соответствии с законодательством. Цели создания корпорации – реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в области космической деятельности, в частности, она будет разрабатывать проекты государственных программ и признавать не действующими акты своих предшественников в космической отрасли. По сути, госкорпорация «Роскосмос», как и другие госкорпорации, наделяется полномочиями в законодательной сфере. Госкорпорации будут переданы в полном объеме бюджетные права и обязанности Федерального космического агентства, она будет выполнять функции уполномоченного органа Российской Федерации на международной арене.

Что такое госкорпорация?

Госкорпорация – это некоммерческая организация, учрежденная на основании Федерального закона о её создании с целью осуществления социальных, управленческих и иных общественно-полезных функций. Массовое появление госкорпораций началось в 2007 году.

Госкорпораций в России насчитывается пять:

1.      ВЭБ

2.      Агентство по страхованию вкладов

3.      Ростех

4.      Росатом

5.      Фонд содействия реформированию ЖКХ

Шестая госкорпорация – «Олимпстрой» - была не так давно ликвидирована, госкорпорация «Роснано» в 2011 году была переформатирована в ОАО, а ещё раньше, в 2004 году, была ликвидирована первая госкорпорация России «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».  Остальные предприятия, которые часто называют госкорпорациями, таковыми, как ни странно, не являются. Странно, потому как, строго говоря, к госкорпорациям не относятся ни РЖД, ни Газпром, ни Роснефть, ни ВТБ. РЖД, ВТБ,  Газпром и Роснефть – это открытые (публичные) акционерные общества, а не госкорпорации.

Госкорпорации

Существующие: ВЭБ, Агентство по страхованию вкладов, Ростех, Росатом, Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Ликвидированные: Олимпстрой, Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Планируемые: Роскосмос

Государственная компания

«ГК Автодор»

Федеральные государственные унитарные предприятия

 «ВГТРК», ФГУП «Кремль», «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ», «Росморпорт», «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», «Космическая связь», «Почта России», «Гознак», «НПО Микроген», НИЦ «Курчатовский институт», «НПЦ автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина», «НПО имени С.А. Лавочкина», «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», «ЦНИИМаш»

Некоторые открытые (публичные) акционерные общества с государственным участием

СМИ: «Первый канал»

Транспорт и связь: «Аэрофлот»,«Современный коммерческий флот», РЖД, «Ростелеком»,

Банки, кредиты, инвестиции: ВТБ, «Россельхозбанк», «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», «Российская венчурная компания», «Росагролизинг»

ТЭК: «Роснефть», «Транснефть», «Зарубежнефть», «Интер РАО ЕЭС», «ФСК ЕЭС», «Россети», «Русгидро», «Газпром», «Системный оператор Единой энергетической системы»

Разработки и конструирование: «Роснано», «Объединенная судостроительная корпорация»,  «Объединенная авиастроительная корпорация», предприятия и НИИ концерна в сфере ВПК «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» , « Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева»

Туризм, картография: «Курорты Северного Кавказа», «Роскартография»

 Химическая промышленность: «Росхимзащита»  

Отличие госкорпорации от унитарных предприятий и акционерных обществ в том, что госкорпорация – это некоммерческая структура, в отличие от унитарной и акционерной организации. Учреждается и ликвидируется она федеральным законом. Имущество и финансовые средства, переданные госкорпорациям, не являются государственной собственностью, в отличие от ФГУПов, и на них не распространяется контроль ряда государственных органов. Отчитываются госкорпорации только Правительству, причем публикация отчетов не является обязательной. Также и публикация доходов глав госкорпораций осуществляется в добровольном порядке, что связано, согласно странным словам Президента, с тем, что в госкорпорациях работает немало иностранных специалистов и обязать их публиковать доходы Россия не может, а ставить в неравные условия россиян и иностранцев в госкорпорациях некорректно.

Главным отличием госкорпораций от других форм является фактическая передача им государственных функций, о чем ЦНПМИ писал ещё в 2009 году, при этом бюджетное законодательство и законодательство о госзакупках на них не распространяется. Последнее дает возможность госкорпорациям проводить аукционы и конкурсы в произвольном порядке, что уже привело к ряду крупных коррупционных скандалов. Кроме того, Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпораций, а госкорпорации не отвечают по обязательствам Российской Федерации. Но при этом они являются бюджетополучателями. По крупному содержанию новации – это почти бывшее министерство с хозяйственными функциями, но фактически со значительным элементом приватизированного хозяйствующего субъекта. Одна из форм ползучего минимизирования государства по либеральным идеям и формирования непрозрачного теневого бюджетного механизма. С другой стороны, концентрация активов представляет собой целесообразный для нашей страны механизм. Что превалирует: смысл и польза или  старый – новый поход за разгосударствлением и коррупционное и нецелевое обращение с госбюджетными ресурсами?  

Госкорпорации: эффективность

В свое время, будучи президентом России, Д.А.Медведев открыто заявлял о возможности дальнейшей приватизации госкорпораций. По сути, провозглашалась легализация ещё одной волны приватизации, метко названной в народе «прихватизацией», так как в данном случае она могла включать почти полностью целые отрасли промышленности («Ростех», «Росатом», в будущем и «Роскосмос»).  Так и произошло: сначала госкорпорации превращаются в открытые акционерные общества с контрольным пакетом акций у государства, а впоследствии государство распродает контрольный пакет акций в частные руки. Пример - система железных дорог, национальная эффективность которых после реформ по Ясину заметно снизилась. Перевозит воздух и строит новые пути не для транспортировки, а для отстоя неиспользуемого децентрализованного частного вагонного парка. А также дергается туда-сюда по поводу пригородных электричек в связи с отменой перекрестного субсидирования, совершенно естественного для сложных диверсифицированных хозяйственных комплексов, каковыми, в частности, являются естественные монополии. Разрушительные для национальной экономики последствия налицо.

В этом плане государственные унитарные предприятия, приватизация имущества которых запрещена, а право собственности закреплено за государством, немного более безопасны. Имущество такого предприятия не может быть разделено (отсюда и название – унитарные) и распределено по вкладам либо акциям. Такое предприятие, фактически, принадлежит государству, подчиняется государству, развивается за счет вложенных государственных средств. Но и здесь происходит приватизация – согласно плану приватизации на 2014-2016 годы, 535 унитарных предприятий должны стать частными. Только за 2011-2013 годы количество ФГУПов сократилось в 1,6 раза (с 3517 до 1181).

В 2011 году произошло акционирование госкорпорации «Роснано». Правда, изменений в высшем руководстве не произошло – если ранее А. Б. Чубайс был генеральным директором госкорпорации, то сейчас стал председателем правления. Согласно стратегии развития компании до 2020 года, контрольный пакет акций «Роснано» переходит в частные руки, если общая выручка от продаж составит 300 млрд.рублей в 2015 году. Получается такая ситуация: если предприятие не приносит достаточной прибыли, то в него инвестирует государство (за свой счет, естественно), как только компания становится прибыльной, она уходит в частные руки. Логика вполне либеральна: государство должно обслужить, пока нет прибыли, а затем прибыль уходит в частные руки.

В 2009 году Генпрокуратура провела проверки по всем семи существовавшим на тот момент госкорпорациям. Согласно докладу генпрокурора России Ю. Чайки, почти во всех были найдены нарушения по использованию имущества и бюджетных денег. После этого в СМИ регулярно появляются заметки о коррупционных скандалах госкорпораций и нецелевом расходовании бюджетных средств.

О доходности госкомпаний в целом и госкорпораций в частности свидетельствуют такие слова Президента: «Хочу напомнить, мы договаривались об общем правиле выплаты дивидендов в пользу государства: не менее 25 процентов от чистой прибыли. Однако по итогам последних двух лет это требование выполняет чуть больше половины госкомпаний, а некоторые и вовсе добились отдельных решений Правительства не выплачивать дивиденды или заметно урезать их объём». Минуточку! Прибыль госкорпорации, которая по всем канонам принадлежит государству отдается ему, как собственнику только на 25%. А 75% уходит в карман менеджмента? Напомним, что прибыль – это часть выручки после выплат всех налогов, зарплат, амортизаций и инвестиций. Это чистая прибыль – успех собственника. Когда и где собственник так запросто отдавал свою прибыль частным лицам, даже пусть и наемным менеджерам на его предприятии? Почему государство отказывается от 75% принадлежащей всей стране (это доходы госбюджета) прибыли? Почему она идет в карманы Сечиным, Миллерам, Набиуллиным вместо того, чтобы идти на здравоохранение, образование, науку, оборону, культуру, строительство дорог  и т.п.? Напомним, что то же самое (только в иной пропорции) происходит с Центробанком, который в нарушение законодательства получает прибыль, как какой-нибудь коммерческий банк, и не отдает ее полностью государству. Что это как неявное прикарманивание государства – верх коррупции, беспрецедентный новый тип мегакоррупции? На деле – Россия превращается в т.н. приватизированное государство. Мало того, что общество лишается своей надежы и опоры в виде собственного государства, так оно само, попросту говоря,  обкрадывается!

Получается, что на высшем уровне «освящено»,  признано и поддержано превращение инструментов развития страны в кормушки отдельных личностей, при этом за счет бюджетных средств, формируемых из налогов физических и юридических лиц, налогов на прибыль предприятий, косвенных налогов и акцизов, пошлин, неналоговых сборов, региональных и местных налогов. Всё население страны содержит госкорпорации – при этом госкорпорации успешно лоббируют свои интересы и имеют ряд преференций (в частности, имущество госкорпораций, переданное им государством, освобождается от налога на прибыль). Имеют зарплаты своих наемных менеджеров на уровне сотен тысяч рублей в час.

При этом эффективность госкорпораций оставляет желать лучшего. Уже можно делать совершенно определенные и неутешительные выводы. Например, реформа ЖКХ, для которой создавался «Фонд содействия реформированию ЖКХ», проходит таким образом, что  ответственность и расходы за ремонт жилья перекладывается на плечи самих граждан. В таком случае само существование спонсируемой из федерального бюджета, формируемого посредством налогов, пошлин и сборов, госкорпорации становится бесцельным.

Собственно,  показатели эффективности ещё даже не разработаны – предложение лишь в конце 2014 года было озвучено Президентом России  В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию. Получается, что много  лет существуют корпорации, имеющие статус «государства в государстве» и огромные преференции, деятельность которых касается важнейших отраслей экономики страны, но у которых не было критериев оценки.

Эффективность госкорпораций ставилась под сомнение ещё во времена финансового кризиса 2008-2009 годов, но государство не делает никаких выводов.

  Вместе с тем, понимая, кто персонально занимает вкусные посты руководителей госкорпораций, и кто все это затеял и развивает, нужно понимать и другое. Гораздо более важное и опасное для страны. Создается новый тип корпоративного государства, переходящий в иную стадию мегакоррупции – стадию приватизированного государства.  Государственный бюджет странным образом перекочевывает в теневой механизм. Группа «соратников» фактически представляет собой своеобразную политическую хунту, которая уже форматирует и политический процесс, выборную систему и механизм монополизации власти  и самовоспроизводства себя и своего политического лидера во власти бесконечно. Благосостояние этого спаянного коллектива и всех, кто у него на кормлении и в прислуге, конечно растет. Но не этот ли новый тип государства отвечает, наряду с либеральной догматикой.  за тотальную деградацию страны, сползание ее от кризиса к кризису к неизбежному коллапсу? Либеральная космополитическая современная Россия «дарит» миру новое, совершенно неприглядное явление.

Атомная энергетика, огромное количество стратегически важных предприятий, а теперь и космическая отрасль перейдет в формат госкорпорации. К мысли о необходимости перемен в космической отрасли подталкивали достаточно давно, недавние аварии стали ещё одним поводом начать говорить о финансовых нарушениях Роскосмоса и его неэффективности.

Любопытно, как привлекается внимание именно к провалам космической отрасли. Например, делается фоторепортаж о 12 авариях за два года – при этом в подписи к фотографиям стоит дата 2010 года (то есть фактически прошло уже больше двух лет). Заголовок заведомо ложный и вводящий в заблуждение. Как говорится, значит это кому-то очень нужно.

Если считать неуспешные запуски за два года (с 2013 года), то в 2013 году из 27 запусков был 1 неуспешный и 1 аварийный запуск, в 2014 году из 26 произведенных был всего один неуспешный запуск. В 2015 году 16 мая запуск «Протон-М» был неуспешным, частично успешным был запуск и 28 апреля. Об этом известно многим, но информация о том, что кроме этих двух не совсем удачных запусков было 4 успешных, не очень транслируется.


Количество успешных и неуспешных запусков «Роскосмоса» по годам, по данным «Роскосмоса»

Курирующий космическую отрасль Д. Рогозин уже пообещал провести системную реформу отрасли, к которой, видимо, и относится создание госкорпорации. При этом, как показывает опыт уже существующих госкорпораций, коррупционная составляющая в таком случае только повышается, растет и социальная неравенство на основе корпоративной принадлежности. Так, разница между среднестатической ежемесячной заработной платой (31566 рублей за первый квартал 2015 года по данным Росстата) и средней заработной платой генерального директора «Росатома» в месяц (1,8 млн. рублей) составляет 57 раз. А с зарплатой г-на Сечина в Роснефти (15-20 млн рублей) 633 раза. В мире таких примеров практически нет. Российское «изобретение»!

Создание новой госкорпорации связано вовсе не с желанием провести системную восстанавливающую реформу. Несомненно, какие-то позитивные изменения космическую отрасль с появлением госкорпорации затронут, поскольку наращивать прибыль корпорации будет необходимо. Однако практика акционирования госкорпораций с последующей возможностью приватизации создает высокий риск приватизации и космической отрасли. О многом поведет аналитику и назначение главного лица новой госкорпорации. Вышепредложенная модель нового типа правящей политической лоббистской теневой хунты продолжает созревать, оформляться и обретать свои системные черты.  

Конечно, говорить о том, что российская космическая отрасль не нуждается в  реформировании не приходится – но этот системный кризис связан не с отдельной отраслью, а с экономикой и либеральным государством в целом. Нет достойных условий  работы и жизни, нет стратегии и самого ценностно и целеполагаемого управления, ухудшается доступ и качество  образования, деградирует наука, бегут из страны мозги, разрываются связи между образованием и промышленностью, а в результате – нет стимула к учебе начиная со школьной скамьи, нет достойной смены уходящему поколению специалистов высокого класса, не хватает квалифицированных рабочих рук. Страна из статуса научно-технологически высокоразвитой перемещается в разряд сырьевых придатков.

Модернизация экономики, импортозамещение, восстановление космических позиций страны не могут состояться,  пока не будут решены и главные системные  задачи деформированной страны. Но эти задачи не могут быть решены должным образом в рамках  текущей либеральной модели государства. Без ее смены – перспективы успешности России не просматриваются. Просматривается системный кризис и угрозы коллапса.







Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3483
13672
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика