Новая Стратегия национальной безопасности

Новая Стратегия национальной безопасности

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Шишкина Наталия Игоревна

В Новый Год была опубликована новая редакция одного из важнейших документов стратегического планирования — Стратегия национальной безопасности России. Как именно она изменилась по сравнению с прошлым вариантом?


ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Во-первых, теперь Стратегия является базовым документом, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики. В прошлом варианте давалось по существу два определения стратегии — как системы приоритетов, целей и мер, и как документа планирования, в котором излагались порядок действий и меры по обеспечению безопасности.

Кроме того, новая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики, а не «основой для конструктивного взаимодействия государственных органов», как в прошлой редакции.

Во-вторых, открыто названы США в качестве противодействующей развитию России силы, а укрепление и расширение НАТО — как угроза национальной безопасности, таким образом прямо обозначены недоброжелатели.

Этот посыл подтверждается далее по тексту, хотя и неявно: деятельность США по размещению своих военных ресурсов и реализации концепции глобального удара оценивается как снижающая глобальную и региональную стабильность, позиция Запада — как разжигающая очаги напряженности в Евразийском регионе. Однако этот момент нивелируется в конце документа, где говорится о заинтересованности России в выстраивании полноценного партнерства с США и укреплении сотрудничества с Европой, причем в особенности отмечается экономическая сфера. Для сравнения. В Стратегии национальной безопасности США Россия упоминается лишь как агрессор. Более того, они ясно постулируют продолжение борьбы с российской агрессией и заявляют о намерении увеличивать расходы России и помогать союзникам противостоять российскому насилию, в том числе — снижать зависимость от России в сфере поставок энергоносителей.

В-третьих, появление в Стратегии темы бархатных революций, хотя сказать, что акцент внимания перенесен на них, нельзя. Саму «практику свержения легитимных политических режимов» не связывают с каким-либо международным актором. Также не называются и конкретные государства, чья политика двойных стандартов привела к возникновению ИГИЛ, и кто достигает геополитических интересов путем манипуляции общественным сознанием и фальсификацией истории. Получается, в одном месте назвали это государство открыто, в другом завуалировали под «некоторыми государствами». То есть вроде бы недоброжелатель и противник обозначен на одном поле боя, но на соседнем с ним противника не называют.

В-четвертых, добавились новые цели, задачи и меры обеспечения безопасности, а также угрозы.

В новой редакции Стратегии в число целей государственной и общественной безопасности добавилась защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Цель правильная, но условия, которые созданы в России, её достижению никак не способствуют: развал лесной службы, высокий уровень износа большей части технического оснащения предприятий, развал системы образования, следствием которого является кадровая проблема.

Среди стратегических целей по повышению уровня жизни появились цели развития человеческого потенциала, удовлетворение социальных и духовных потребностей граждан. Ранее подобного в российской Стратегии не было, хотя совершенно очевидно, что такие цели ставить необходимо.

Есть небольшие, но интересные изменения в перечне угроз государственной и общественной безопасности: к преступным посягательствам добавились посягательства против частной собственности. А далее среди главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности указано, что роль государства в качестве гаранта прав собственности должна быть усилена. По этой маленькой детали можно выявить реальных получателей государственных гарантий в сфере общественной безопасности.

В сфере экономической безопасности в перечень мер ее обеспечения добавлены сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала. Казалось бы, это же хорошо, давно пора так поступать. Однако существуют опасения, что с понятием человеческого капитала поступят так же, как и с социальной политикой, выведут часть составляющих за скобки, а борьба с неформальной занятостью будет вестись не исходя из объективных причин, которые привели большое количество населения к нарушению закона, а исходя из единственного желания увеличить налоговые поступления.

Среди необходимых мер по решению задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования — достижение Россией лидирующих позиций в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических, гуманитарных и социальных наук. Государственная власть реформами, которые проводит в области образования и науки, продемонстрировала, насколько тут слова расходятся и будут расходиться с делом.

В-пятых, в Стратегии впервые дан перечень традиционных духовно-нравственных ценностей. Список, конечно, может быть дополнен. Нельзя не заметить перекличку с проектом Конституции нашего Центра.

И, слава Богу! Хотя в проекте Конституции эти ценности звучали несколько иначе, да и список был обширнее, одно то, что они появились в Стратегии национальной безопасности — большое достижение и несомненный плюс.

В-шестых, в целом Стратегия стала более конкретной. Немало внимания уделяется вызовам в экологической сфере, серьезно повысилось внимание к сфере культуры, информационной безопасности. Кроме того, называются ясные сроки корректировки Стратегии — теперь она будет проводиться раз в 6 лет исходя из данных мониторинга.

В-седьмых, положения Стратегии стали обязательными для исполнения, а также основой для разработки и корректировки других документов государственного планирования. Ранее этот вопрос в тексте документа не прояснялся.


ЧТО ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ?

К сожалению, многое осталось без качественных изменений в лучшую сторону, а иногда и в принципе.

1. Основные понятия, хоть и претерпели некоторые изменения, остались прежними. Если говорить в целом о понятийном аппарате, то по существу произошла просто перетасовка прежнего содержания.

2. Сохранилось по большей части оторванное от реальности видение положения России, ситуации в экономической, гуманитарной и других сферах.

Например, утверждается, что Россия продемонстрировала способность к обеспечению защиты прав соотечественников за рубежом, однако сразу в памяти всплывает слив Донбасса Россией. Согласно федеральному закону «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», под соотечественниками за рубежом понимаются не только граждане России, но и те, кто состоял в гражданстве СССР и проживают в странах бывшего СССР, и те, кто относится к народам, исторически проживающим на территории России, сделавшие свой выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией. Донбасс этот выбор сделал ясным и не предполагающим неоднозначных трактовок, достаточно вспомнить референдум, который Россия отказалась признавать.

Ещё одним ярким примером стало утверждение, что российская экономика проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в неблагоприятных условиях. Такой вывод никак не следует из экономических итогов ни прошлого 2015, ни позапрошлого 2014 года, ни всего путинского пятнадцатилетия.

К такому же роду ложных выводов относятся и «позитивные тенденции» в решении задач укрепления здоровья. При этом реформа здравоохранения признана провальной самим государством в лице Счетной Палаты.

Также постулируется, что Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию. Ну, тут как говорится, просто слов нет! Видимо, военная операция в Сирии, санкционная война с Европой, США и Турцией затратной конфронтацией не считается, а прагматизм решения заключается во введении санкции против Турции без каких-либо требований. Прагматизм видимо и в том, что у России не осталось практически ни одного союзника.

Заявлено, что главная цель России на международной арене — приобретение как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира. Уже можно говорить, что при сохранении текущей политики цель достигнута не будет, хотя бы потому, что в большинстве стран мира нарастает негативное отношение к России. Положительное отношение, по данным Pew Research, более половины населения к России есть только в самой России(93%), Вьетнаме(75%), Гане(56%) и Китае(51%).

3. Цели, задачи, меры обеспечения безопасности, декларированные в документе, совершенно не соответствуют проводимой в России политике. Если брать реальную политику, которая проводится органами государственной власти, и меры по противодействию угрозам национальной безопасности, то реальная политика и реформы направлены не на противодействие, а на усугубление этих угроз.

Например, создание условий для стимулирования рождаемости и снижения смертности никак не сочетается с проводимой реформой здравоохранения, благодаря которой количество медицинских кадров сокращается, а фельдшерско-акушерские пункты на селе закрываются. Не сочетается с этим и проводимая социальная политика, обязательства по которой передают на уровень дефицитных регионов либо в руки частных некоммерческих организаций.

4. В сфере региональной политики всё осталось фактически без изменений. Только теперь официально закреплено, что устранение угроз национальной безопасности, связанных с разрывом уровней развития регионов, целесообразно с помощью стимулирования самостоятельного экономического развития регионов и расширения количества территорий опережающего развития.

Можно понять это и иначе: регионы будут предоставлены сами себе, что логично в свете последних преобразований министерств, а количество инструментов удовлетворения интересов инвесторов будет увеличиваться и расползаться по территории России.

Остается только вопрос — а единая страна где? А федеральный центр зачем? Так же и в области здравоохранения, в которой не удается увидеть кардинальные изменения, кроме тех, что могут привести к ухудшению жизни медиков. Медицина, как и образование, стала предметом торга, услугой, которая должна успешно продаваться на мировом рынке согласно этой же Стратегии, и вряд ли тут стоит ждать улучшений и изменений. Тем более, что государство и в этой «новой» Стратегии придерживается курса на снятие с себя ответственности под видом государственно-частного партнерства, и, судя по всему, с той же целью планируется возродить традиции милосердия, а вовсе не ради соответствия государственной политики цивилизационным ценностям.


В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ

Пожалуй, о состоянии национальной безопасности ничто не сможет сказать лучше, чем применение основных показателей для её оценки, данных в последнем разделе Стратегии. Путь даже и не всех, так как информации по каждому из приведенных показателей найти не удалось. Итак.

Ожидаемая продолжительность жизни

Если опираться на данные ООН по индексу развития человеческого потенциала, то Россия по продолжительности жизни занимает 115 место из 188 возможных. По данным World Factbook — 153 место из 224 стран. Продолжительность жизни в России ниже, чем в некоторых странах Ближнего Востока — Ливане, Иордании, Палестине, Израиле. С 1990 года продолжительность жизни в глобальном масштабе увеличилась примерно на 6 лет, в Ливане на 11 лет, в Китае — на 7,7 лет, в Израиле на 6 лет, в США на 3,7 года, а в России — на один год.

ВВП на душу населения

Россия занимает 53 место в мире по ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, и 72 место по номинальному ВВП на душу населения. Согласно данным Всемирного банка, ВВП на душу населения в России рос с 1998 года, но и население России больше по количеству не становилось. Хотя в том же США, население которых в два раза больше российского, ВВП на душу население также больше в два раза. В Японии, где население лишь немногим меньше российского, ВВП на душу населения больше в 1,4 раза.

Децильный коэффициент

Децильный коэффициент показывает расслоение населения по доходам, и оно, по данным Росстата, выросло с 14 раз в 2000 году до 16 раз в 2014 году. Россия занимает пятое место в мире по числу семей, владеющих доходами свыше 100 млн. долларов. Совершенно очевидно, что начиная с 2000 года в отношении социального равенства по доходам национальная безопасность только ослабевала.

Уровень инфляции

По уровню инфляции в 2014 году, согласно World Factbook, Россия занимала 199 место из 225 стран, по данным Всемирного банка — 152 место из 168, между Замбией и Нигерией. По итогам 2015 года, подведенным ЦБ РФ, уровень инфляции дорос до 12,94%. За последние 15 лет выше инфляция была только в 2008 и 2000–2002 годах.

Уровень безработицы

На конец 2015 года уровень безработицы практически не изменился со времени финансового кризиса 2008 года, если верить Росстату. Однако согласно социологическим опросам и судя по косвенным свидетельствам, уровень безработицы в России заметно вырос, причем преимущественно за счет скрытой безработицы.

Доля расходов в ВВП на развитие науки, технологий и образования

Согласно данным ЮНЕСКО, расходы на НИОКР в России с 2004 года практически не изменились, и колебались от 1,04 до 1,25% от ВВП. Большая часть Европейских стран, США, Япония, Израиль и Корея вкладывают в развитие науки и технологий в 3–4 раза больше. Такая же ситуация и с образованием: доля расходов бюджета на образование колеблется около 4%, и не увеличивается. У других международных игроков, таких как США и страны Европы в большинстве своем, расходы на образование выше. Учитывая, что война между государствами ведется за школьной скамьей — Россия проигрывает в этой войне.

Кроме того, по какой-то причине в перечень не вошли показатель расходов на здравоохранение от ВВП, уровень бедности и преступности, и многие другие показатели, характеризующие, например, зависимость от внешнего рынка.

Нельзя не отметить некоторые положительные изменения, которые имеются в новой редакции Стратегии национальной безопасности, и дают определенную надежду на частичное улучшение ситуации в некоторых областях. Однако, в то же время очень многие положительные изменения могут быть нивелированы тем, что досталось по наследству от старой Стратегии и некоторыми не совсем последовательными моментами.

Ещё более печальным является тот факт, что «новая» Стратегия только закрепила приверженность прежнему политическому курсу, который по всем показаниям никак не соответствует интересам национальной безопасности. При прочтении Стратегии иногда складывалось впечатление, что это задокументированная попытка и на народные ожидания ответить, и ничего не изменять для этого. Называются такие государственные техники — манипуляция сознанием.

В общем и целом, несмотря на некоторый прогресс, новая Стратегия не несет в себе серьезных, важных и крайне необходимых перемен.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Стратегии национальной безопасности России и США: сравнение

Стратегические документы в военной сфере США и России: сравнение

Военная стратегия Китая: девятая «Белая книга»

Китайская военная стратегия. Чего опасаются США?

Проекты «Россия» и «Антироссия» в цифрах

Демонтаж здравоохранения как долгосрочная антироссийская стратегия

Итоги года и ожидания на 2016 год

Сопоставление российской государственной политики в кризисах 2008–09 гг. и 2014–15 гг.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
515
20324
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика