Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение)

Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение)

Предметом исследования является нравственность как базовая характеристика общества, влияющая на состояние духовной безопасности страны, демографические процессы. Она тесно связана с вариацией выбора между ценностью и антиценностью. Отношение к таким ценностям, как труд, душа (духовность), коллективизм, нематериальные ценности, любовь(семья, дети), инновационность, альтруизм, терпимость, ценность человеческой жизни, сопереживание, креативность, стремление к совершенству определяет уровень духовного подъема российского общества. Социологические измерения состояния нравственности, психического здоровья и психологического состояния проводится как по результатам социологических опросов, так и в рамках анализа влияния интернета и телевидения на состояние нравственности российского общества. В основе исследования лежат социологические методы: опрос населения, анкетирование научного экспертного сообщества, статистические методы, контент и ивент анализ в рамках исследования влияния телевидения и интернета на нравственный облик российского общества Произведен замер уровня нравственности российского общества. Полученная картина характеризует динамику и направления состояния нравственности населения в России, эволюцию уровня приверженности к базовым ценностям. Представлены результаты влияния на население интернета и телевидения, которые будучи вне рамок государственного контроля формируют антиценностное мировоззрение в российском обществе.


Гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Степан Сулакшин

Нравственность – это базовая характеристика общества, влияющая на состояние духовной безопасности страны, демографические процессы.  Ценностное пространство нравственности представляет собой вариацию выбора между ценностью и антиценностью. Проведенный Центром научной политической мысли и идеологии анализ показал, что для русской ментальности характерны 12 ценностных блоков, определяющих жизнеспособность российского государства: труд, душа (духовность), коллективизм, нематериальные ценности, любовь (семья, дети), инновационность, альтруизм, терпимость, ценность человеческой жизни, сопереживание, креативность, стремление к совершенству [3].

Отношение российского общества к нравственным нормам

Каково отношение современных россиян к нравственным нормам и правилам? Довольно большое количество людей продолжают считать нравственные нормы незыблемыми: 55– 60% (по данным 2007 г.). Однако так думают прежде всего люди среднего (кому уже за 35) и старшего возраста. Примерно пополам разделились мнения тех, кто считает высшей целью достижение личного благополучия (50,5%), и тех, кто считает более важным нравственные традиции и веру (42,5%).

Представления о важнейших качествах достойного человека на протяжении десяти лет (1997–2007 гг.) не претерпели существенных изменений. Это порядочность, преданность семье и терпимость.

В 2007 г. респонденты ВЦИОМ указали, что самыми безнравственными действиями они считают наркоманию, плохое воспитание детей, жестокое обращение с животными и пьянство (рис. 1.). Примерно одинаково разделились мнения о супружеской измене: 48% не видят этому никакого оправдания, а 44% с ними не согласны.

Рис. 1. Безнравственные действия (данные опроса ВЦИОМ 2007 г.)

Среди этих действий есть и такие, которые каждый третий или пятый респондент считает допустимыми в некоторых случаях либо требующими снисхождения. Это пьянство и алкоголизм, 19% считают их иногда допустимыми, а 4% призывают отнестись к ним снисходительно. Обогащение за счет других (18 и 4%), проституция (13 и 9%), хамство, грубость, нецензурная брань (23 и 3%), публичное проявление неприязни к людям иной национальности (22 и 7%), деловая необязательность (22 и 7%), дача и получение взятки (29 и 4%).

Согласно опросу Левада-Центра (август 2012 г.), злоупотребление алкоголем считают морально неприемлемым 64% респондентов; курение марихуаны — 78% опрошенных; увлечение азартными играми — 56% респондентов (из них 24% считают, что это не вопрос морали); уклонение от уплаты налогов — 53% (из них 24% также считают, что это не вопрос морали); супружескую измену считают неприемлемым 58%, многоженство — 73%, секс вне брака — 23%; аборт — 36%; получение взятки — 63%, дачу взятки — 56%.

Несмотря на довольно терпимое отношение к гомосексуализму, доля негативно оценивающих идею разрешения однополых браков существенно возросла за период 1995–2005 гг. с 38 до 59%. По данным ВЦИОМ 2012 г., 74% россиян считают гомосексуальность пороком, и уже 79% выступают против легализации однополых браков. При этом 86% опрошенных ВЦИОМ в 2012 г. поддерживают введение запрета пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Согласно опросу Левада-Центра (август 2012 г.), гомосексуализм считают морально неприемлемым 81% опрошенных.

Нецензурная лексика широко распространилась в России, где, по данным опроса ВЦИОМ 2008 г., ее использует 61% граждан. 42% россиян вынуждены слушать нецензурную брань в своем ближнем кругу (данные ВЦИОМ 2012 г.) [4]. При этом абсолютное большинство россиян (80%) считают использование матерных слов в широкой аудитории недопустимым131. Но вместе с тем мат стал «рабочим дискурсом» значительной части молодежи, хотя в данном плане студенчество, по-прежнему, воспринимается как ведущее себя более цивилизованно, нежели основная часть молодого поколения [5].

Таким образом, ценности россиян остаются достаточно традиционными и консервативными. В российском обществе повышается ценность безопасности, порядка и законопослушности, поэтому эти вопросы, в том числе о психологической безопасности, так активно обсуждаются в обществе.

Ценностный и нравственный кризис российского общества

Несмотря на стремление к нравственным ценностям, судя по показателям многих социологических исследований, российское общество переживает ценностный и нравственный кризис. Так, семья для российских граждан остается последней ценностной точкой опоры и номинируется в качестве главной ценности. [6] В пятерку самых распространенных ответов также попали безопасность, достаток, мир и стабильность. Наименее распространенными стали – твердость (воля), сила, демократия, религия, держава.

Уровень ценностной деструкции в России в целом можно оценить как кризисный (рис. 2).

Рис. 2. Уровень ценностной деструкции в России («0» — полное разрушение) (данные World Values)

При этом большинство населения не только опасаются наступления ценностного кризиса (рис. 3), но и считает, что он уже произошел, либо предполагают высокую вероятность его наступления в ближайшем будущем (рис. 4). Это свидетельствует об ощущении населением моральной деградации в обществе и его обеспокоенность потерей нравственных традиций.

Рис.3. Опасения населения в отношении утраты моральных ценностей и т. п. (данные опроса ВЦИОМ 2010 г.). Вопрос - Скажите, в какой степени Вы лично опасаетесь в нашей стране утраты моральных ценностей, безнравственности, распространения наркомании, порнографии, проституции, азартных игр и т. п.?)

Рис.4. Вероятность утраты моральных ценностей и т. п. (данные опроса ВЦИОМ 2010 г.). Вопрос - насколько вероятным Вы считаете в ближайшем будущем утрату моральных ценностей, безнравственность, распространения наркомании, порнографии, проституции, азартных игр и т. п.?)

Согласно опросам Левада-Центра, кризис морали, культуры и нравственности большинство респондентов относят к острым общественным проблемам. В 2010–2011 гг. эта проблема тревожила, соответственно, 28 и 29% опрошенных. Это подтверждается и данными Института социологии РАН (2011 г.), согласно опросам которого моральное состояние общества в 2000-е гг. получило лидирующую позицию среди сфер жизни общества, в которых положение дел в течение этих лет ухудшалось, обогнав при этом такие сферы, как уровень жизни, состояние социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры), борьбу с коррупцией и состояние правопорядка. При этом моральный упадок характеризуется как основной вектор, направляющий и определяющий развитие общества в последние 20 лет. [7]

При внимательном изучении современной России можно увидеть процесс ментальной динамики, основанный на заимствовании «западных», американских ценностей, на обращении к историческому наследию через «русские» и «советские» ценностные образцы, а также основанный на инновациях через формирование новых, так называемых «российских» культурных образцов. Все эти ценности и образцы сосуществуют в России и составляют полистилистическую мозаику современного российского менталитета. Однако в результате верхушечных политических преобразований над другими элементами доминирует именно заимствование. Навязываемые ценности, не воспринимаемые основной массой населения, порождают кризис между существующими ментальными моделями и пришедшими стереотипами. В наибольшей степени этой ситуации оказываются подвержены верхние слои и низы общества, многочисленные маргинальные группы населения. Впрочем, с точки зрения ментальных деформаций эти два уровня российского общества изначально самые уязвимые.

Поскольку такие  социальные  болезни, как  алкоголизм и наркомания, можно считать значимыми индикативными характеристиками общества, рассмотрим подробнее имеющиеся данные по данным заболеваниям в России.

Согласно данным Росстата, потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 л абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г., или в 1,8 раза. Однако согласно данным ВОЗ уровень потребления алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения (в возрасте 15 лет и старше) выше. В 2005 г. он составил 11 л учтенного потребления и 4,7 л неучтенного. [8] По другим социологическим данным, уровень потребления алкоголя на душу населения в 2010 г. составил около18 л. Несмотря на значительное сокращение регистрируемых случаев заболеваемости, уровень алкоголизма и психических расстройств в России по-прежнему остается высоким. По данным Росстата, в 2008 г. число больных алкоголизмом, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом, составило 173,4 тыс. человек (на 24% меньше, чем в 2003 г.); а в 2011 г. — 138,1 тыс. человек (на 20% меньше, чем в 2008 г.). Всего же в 2011 г. больных алкоголизмом в России зафиксировано в количестве 2 млн человек.

Численность наркоманов, взятых под диспансерное наблюдение с впервые в  жизни  установленным  диагнозом, по данным Росстата, в 2003 г. составляла 22,9 тыс., но в 2007 г. увеличилась до 30 тыс. человек. Однако начиная с 2008 г. их число снизилось и в 2011 г. составило 21,9 тыс. человек. Всего же в России наркоманов в 2011 г. зафиксировано 342 тыс. человек (в 2003 г. — 349 тыс. человек).

На фоне других стран, в том числе западного ареала, Россия занимает ведущие позиции по показателям состояния общества, свидетельствующим о его деградации и, как следствие, о падении уровня нравственности: 1-е место в Европе и СНГ по смертности от убийств на 100 тыс. жителей,   2-е место в Европе и СНГ после Литвы по смертности от самоубийств на 100 тыс. жителей,  1-е место в Европе и СНГ по смертности от случайных отравлений алкоголем на 100 тыс. жителей, 2-е место в Восточной Европе и СНГ после Литвы по числу детей, оставшихся без попечительства родителей, на 100 тыс. жителей, 1-е место в Европе по числу абортов на 1 тыс. женщин (в возрасте 15–49 лет) и 1-е место в Восточной Европе и СНГ по доле детей, родившихся  у женщин, не состоявших в браке.

Возвращаясь к вопросу о ценностной характеристике состояния российского общества, следует отметить, что существуют данные о том, что в нашей стране большее, в сравнении, например, с США, число респондентов утвердительно отвечают на вопрос о том, может ли человек нарушать закон и при этом быть правым. А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т. е. подлинно законопослушных, по крайней мере на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10–15%.

Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей. Согласно опросу Института социологии РАН, уже 55% молодых людей (т. е. большинство) готовы переступить через моральные нормы, для того чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи считают приемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Самой приемлемой из аморальных практик для россиян является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей. При этом в среде молодежи ее противниками являются лишь чуть более трети, а прибегали к ней 41–45% молодежи (и 27% россиян старше 35 лет). Таким образом, обман ради наживы считается в среде молодежи нормой.

Это очень показательно, поскольку данная сфера регулируется только нравственными нормами и не поддерживается законодательными ограничениями и запретами. Не являются противниками дачи взяток более половины опрошенных в возрасте до 36 лет, а 18–22% представителей разных возрастных когорт признают, что сами давали взятки. Таким образом, молодежь активно включена в поле неправовых и социально не одобряемых взаимодействий, а их толерантность к таким практикам выше, чем у старшего поколения. Российская молодежь достаточно негативно относится в массе своей лишь к употреблению наркотиков, хотя и в этом отношении толерантность ее к соответствующей практике на 19% выше, чем в группе старше 35 лет (рис. 5). В целом же доля противников безнравственных действий с годами увеличивается. Доля противников употребления наркотиков выросла с 79 в 1997 г. до 90% в 2011 г., использования сексуальных связей в корыстных целях — с 71 до 77%, уклонения от уплаты налогов — с 45 до 67%.

Рис. 5. Доля противников безнравственных действий в различных возрастных группах (данные ИСПИ РАН, 2011 г.)

Изменились ценностные ориентиры большей части российской молодежи. Богатство (59%) и успех (40%) предпочитаются семье (29%) и достоинству (18%). Доля населения, предпочитающего успех любым моральным нормам и принципам, равенство доходов, положения, условий жизни равенству возможностей, возрастает (рис.6).

Рис 6. Иерархия ценностных ориентиров российской молодежи

В целом можно констатировать, что ценностные предпочтения российского общества являются постоянными, однако современные идеи, продвигаемые в информационном пространстве, в значительной степени оказали воздействие на сознание молодежи, как обладающей меньшей психологической устойчивостью и гибким нравственным стержнем, и поэтому в первую очередь подпадающей под их действие. Пока это не изменило общей картины ценностных ориентиров общества.

К первому выбору в альтернативе ответа на вопрос к чему должен стремиться человек (к душевной гармонии или доходу), склоняется подавляющее большинство опрошенных всех возрастов — уровень 85% и выше (см. рис. 6). При этом даже среди молодежи данный уровень не опускается ниже 75%. Что касается вопроса, что является более важным — равенство доходов или равенство возможностей для проявления способностей человека, то большинство отдает предпочтение равенству возможностей (60% опрошенных в 2011 г.), а среди молодежи до 30 лет — 67–68%.

Оторванность подрастающего поколения от своей национально-культурной идентичности также является свидетельством нравственного кризиса. 73% молодежи и 80% старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется историей и культурой своей страны и ориентирована преимущественно на западные ценности. Кумирами для молодых россиян являются рок — и поп-звезды, успешные бизнесмены и герои телесериалов.

К началу 2000-х гг. во взрослую жизнь вступило поколение, ментальность которого определяется в значительной мере асоциальными ориентирами (табл. 1).

Таблица 1. Иерархия статусных ценностей российской молодежи

1967 г. 

1979 г. 

2002 г

Юноши.

2002 г

Девушки

Космонавт

Военный

Актер

Спортсмен

Писатель, поэт

Ученый

Работник МВД

Инженер, конструктор

Врач

Педагог

Певец,  музыкант

Актер

Спортсмен

Военный

Работник МВД

Директор

Дипломат

Писатель, поэт

Водитель 

Домохозяйка

Предприниматель, коммерсант

Юрист 

Экономист

Банкир, финансист

Бандит

Новыйрусский, богач

Менеджер

Программист, компьютерщик

Военный

Работник МВД

Модельный бизнес

Экономист

Юрист

Удачное замужество

Бухгалтер

Медик

Предприниматель, коммерсант

Педагог

Торговый работник

Проститутка

Представителям старшего поколения также стала свойственна прежде всего материальная заинтересованность в выборе будущей профессии для своих детей. На вопрос «Кем бы вы хотели видеть вашего сына (дочь, внука)?» респонденты отвечали следующим образом (рис.7) .

Рис. 7. Иерархия статусных ценностей родителей. Кем родители хотят видеть своих детей, %

Нельзя не упомянуть об экстремистских настроениях среди молодежи. Согласно анализу, проведенному Институтом социально-политических исследований РАН 2008 г., экстремальные настроения четко прослеживаются в их жизненных ориентациях. Об этом можно судить по тому, каковы у молодых людей представления о современности. В качестве экстремального проявления  рассматривалась  важность  собственного превосходства над другими. Подобное представление о современных критериях социальной продвинутости разделяют две трети (59,8%) молодежи. Высокий уровень экстремальности радикальной направленности по данному показателю проявляется среди 15,5% молодежи.

Регулярно констатируется и неуважение нынешней молодежи к старшим. Широкое распространение приобрел такой феномен, как эйджизм, охватывающий негативные стереотипы в отношении старости и старения, а также соответствующие дискриминационные практики, что обостряет взаимоотношения между возрастными поколениями.

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит комплексная и системная моральная деградация современного российского общества, обладающего, однако, устойчивыми традиционными ценностями.

Как сами россияне оценивают изменение морального климата за последние 10–15 лет? Большинство респондентов (60– 80%), согласно опросу ВЦИОМ, считают, что он изменился в худшую сторону. Примечательно, что, по данным ВЦИОМ за 2005 г., собственное окружение россияне оценивают существенно более позитивно, чем общество в целом, из чего следует, что общество предпочитает видеть проблему где-то вовне, а не внутри себя. При этом 66% опрошенных россиян в 2008 г. не удовлетворены тем, что происходит в стране в области морали и нравственности.

Опросы Левада-Центра, проведенные в 2009–2010 гг. также показывают, что начиная с 2001 г., около 75% россиян не удовлетворены тем, что происходит в области морали и нравственности. При этом 44% опрошенных считают, что за последние 10 лет уровень морали в обществе снизился; 26% опрошенных среди наиболее острых проблем нашего общества назвали кризис морали, культуры, нравственности. Согласно опросам Левада-Центра (2006–2011 гг.), касающимся наиболее острых общественных проблем  России,  кризис морали, культуры и нравственности к таковым относят: в 2006 г. — 26% опрошенных; в 2008 г. — 30%; в 2010 г. — 28%;в 2011 г. — 29%.

Как именно меняется нравственный климат? По мнению россиян, резко выросли цинизм (57%) и агрессивность (51%), а ослабли традиционные для российской нравственной традиции товарищество (52%), бескорыстие (59%), душевность (62%), доброжелательность (63%), патриотизм (65%), доверие (65%), честность (66%) и искренность (67%).

Среди основных причин аморализации в постсоветской России можно отметить разрушение привычной идеологической и социальной системы, которое привело к кризису общественной морали и популяризации криминала, псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, а также игнорирование традиционного для России единства обучения и воспитания молодого поколения.

Это сказывается на психологическом состоянии общества. Согласно опросу Левада-Центра (декабрь 2012 г.), у россиян проявились и окрепли следующие чувства: усталость, безразличие (37%); надежда (30%); растерянность (19%); ожесточение, агрессивность (18%); обида (13%), зависть (12%); отчаяние (12%), страх (12%).

При этом, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2010 г., утрату моральных ценностей, безнравственность, распространение наркомании, порнографии, проституции, азартных игр и т. п. считают вероятными в нашей стране в ближайшем будущем 63% опрошенных. Беспокойство по этому поводу (вплоть до сильного страха) испытывают 83% опрошенных.

Влияние интернета на состояние нравственности

Все более значимым фактором влияния на нравственность, психическое здоровье и психологическое  состояние его пользователей и отражения состояния нравственности субъектов информационной индустрии становится интернет пространство.

Уровень нравственности  и  психологического  состояния интернет-пользователей можно определить по характеру запросов  и  ориентированности  популярных  сайтов. В интернет-пространстве наиболее востребованной является информация, противоречащая основным постулатам морали и нравственности. До 2008 г. первое место в запросах к Яндексу занимал запрос «Порно», в 2008 г. данный запрос занял третье место после «Одноклассников» и «В контакте» в результате возрастания популярности социальных сетей.

В 2011 г. общая статистика по российскому интернет пространству показала схожие данные. Запрос «Порно» занимал второе-третье место, на первом был запрос «Одноклассники», на четвертом — «Одноклассники ру», а «В контакте» — на пятом. Согласно данным Яндекса, с января 2011 г. по декабрь 2012 г. количество запросов слова «порно» составило 1,5 млрд запросов, «секс» –309 млн, «эротика» — 72 млн, «наркотики» — 9 млн, «детское порно» — 3 млн, «самоубийство» — 1,8 млн Запросы слов «в контакте» составили 7 млрд, «одноклассники» — 64 млн, «facebook» — 26,5 млн, «твиттер» — 15,8 млн.

В 2006 г. в российском сегменте Интернета было размещено около 20 тыс. сайтов, содержащих порнографию. В управление «К» МВД России (борьба с распространением порнографических материалов с участием несовершеннолетних через сеть Интернет) поступило 995 сообщений о факте существования в Рунете детской порнографии. Управлением «К» за первую половину 2010 г. было выявлено более 5 400 сайтов, содержащих детскую порнографию. Запрещенный контент был удален с 5 135 сайтов, 4 929 из которых размещались на ресурсах российских хостинговых компаний. Было возбуждено одиннадцать уголовных дел по статье «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних».

По данным МВД России, за четыре года (с 2009 по 2012 г.) количество преступлений, связанных с изготовлением и распространением через Интернет порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, в России возросло более чем в 12 раз. В 2012 г. зарегистрировано 554 таких преступления. В глобальной сети Интернет работает до 200 тыс. сайтов, предлагающих детскую порнографию.

В среднем по России компания, занимающаяся размещением порнографических материалов в Интернете, зарабатывает 120–140 тыс. долл. в месяц, доходы более крупных порталов составляют 300–500 тыс. долл. Те, кто создает бесплатные странички со ссылками на платные ресурсы, зарабатывает 2–3 тыс. долл. в месяц. Таких агентов по стране 5 –7 тыс. человек.

Показательным является фактор популярности изображений насилия. «Криминал» и «Происшествия» являются одними из самых посещаемых рубрик в Интернете.

Что касается нецензурной лексики, то в Интернете ее используют повсеместно в социальных сетях, в блогах, на форумах. В то же время большинство пользователей не позволяют себе грубостей с поисковой системой: матерную лексику содержит сравнительно небольшое количество запросов — всего полтора процента.

К интернет-пространству можно отнести и компьютерные игры, многие из которых уже существуют в режиме онлайн. В России от ста пятидесяти до четырехсот тысяч молодых людей страдают компьютерной зависимостью.

Исследование, проведенное в Таганроге [9], показало, что практически все компьютерные игры, доступные посетителям компьютерных залов (а это в основном подростки, молодежь до 18 лет), представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные темы. Только 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия.

55% компьютерных игр включали в себя интерактивные сцены разнообразных убийств («Doom», «Young Blood», «Final Doom» и др.); 39% компьютерных игр основывались на интерактивных сценах драк разной степени жестокости («Kensei», «Hercules» и др.); 35% компьютерных игр изображали интерактивные сцены катастроф («X-COM», «Resident Evil» и др.).

В целом 82% компьютерных игр обязательно содержали хотя бы один из видов экранного насилия (убийства, драки, катастрофы). При этом во многих из проанализированных игр насилие и жестокость были представлены сразу в нескольких видах, т. е. с совмещением в разных комбинациях драк, убийств, пыток, катастроф и т. п.

В репертуаре компьютерных залов преобладали относительно простые игры, так называемые «стрелялки». Игры более сложные: так называемые стратегии и квесты — интерактивный поиск выхода из некой ситуации, — оказались явно менее популярны.

При этом российская интернет-аудитория постоянно растет. По данным ФОМ летом 2003 г., месячная аудитория составляла 9,4 млн человек, летом 2012 г. — уже 59,4 млн человек.

Согласно опросу ФОМ, проведенному в августе 2012 г., 59% месячной аудитории использует Интернет для собственных нужд, а 27% пользователей (из них 47% являются пользователями Facebook) считают, что если не будет возможности пользоваться Интернетом для себя, их жизнь значительно изменится. При этом, по данным опроса ФОМ в мае 2012 г., для общения в социальных сетях Интернет используют 59% аудитории, 16% общаются в чатах, блогах и на форумах.

Согласно опросу Левада-Центра (ноябрь 2012 г.), 63% пользователей используют Интернет для общения, 47% — для развлечения. При этом в Интернете наибольшее количество пользователей проводят 3–5 часов (29%). Социальные сети ежедневно посещают 37% пользователей, несколько раз в неделю — 27%. Из них «Одноклассники» посещают 74%, «В контакте» — 58%, «Facebook» — 14%.

Россия входит в пятерку стран с самым большим количеством пользователей социальных сетей, уступая лишь Китаю, США, Индии и Бразилии. По подсчетам TNS, такими ресурсами в нашей стране пользуются почти 40 млн человек. По подсчетам comScore, жители нашей страны каждый месяц тратят на социальные сети 9,6 часа.

В связи с ростом пользователей Интернета, числа посещений социальных сетей и времени, проводимого в Интернете, в России все шире обсуждается такое явление, как интернет-зависимость, которое предлагается отнести к психическим расстройствам. И хотя формально таковой статус интернет-зависимости не признается, количество обращений к психологам с жалобами на зависимость от Интернета растет.

Итак,  можно  сделать  вывод:  нравственные  установки в интернет-пространстве практически не действуют, что негативно влияет  на  нравственность,  психическое  здоровье и психологическое состояние пользователей Интернета, в том числе вызывая интернет-зависимость. Это связано в том числе с отсутствием законодательства, регламентирующего права,  обязанности  и  ответственность  интернет-провайдеров и пользователей Интернета, а также устанавливающего правила функционирования Интернета.

Общественный консенсус выражается в том, что 63% россиян поддерживают введение цензуры в Интернете, поскольку там существует «множество опасных сайтов и материалов» (по данным Левада-Центра). Из них 65% поддерживают введение ограничений в отношении доступа подростков к таким сайтам и материалам. Выносить решение о запрете той или иной информации в Интернете должны эксперты и специалисты (23% опрошенных), правоохранительные органы или экспертные советы при них (15%), органы исполнительной власти или экспертные советы при них (14%), только суд (11%),  общественный совет, формируемый пользователями Интернета (10%), интернет-провайдеры (9%).

Эти данные свидетельствуют о том, что наибольшим доверием среди россиян пользуется все-таки экспертный общественный совет, поэтому по аналогии с зарубежным опытом в России целесообразно создать такую организацию.

Фактор телевидения в формировании нравственности российского общества

Рассмотрим также отдельно влияние телевидения на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние населения России, поскольку именно телевидение в России является ключевым СМИ, занимающим большую часть свободного времени населения. Среднесуточная аудитория телевидения в 2011 г. составила 69%, недельная — 91%, а объем теле потребления на «душу населения» — 3 часа 40 минут в сутки. При этом, по данным Левада-Центра, в 2012 г. именно посредством телевидения 79% россиян чаще всего узнавали новости (в 2011 г. — 84%).

Во влиянии телевидения на потребителей прослеживаются как положительные, так и отрицательные процессы. Отрицательным является, например, то, что приоритетной формулой для создания образа киногероя часто являются насилие и жестокость. В среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия. Каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт агрессии, насилия или эротическую сцену. Тема насилия постоянно циркулирует в современных российских фильмах (рис. 8). Причем в расчет здесь не берутся фильмы высокого класса, хотя, как известно, искусством может быть и фильм с эротическими сценами, и боевик. Анализируются фильмы только среднего и низкого уровня, которые чаще всего смотрит рядовой гражданин России.

Рис. 8. Количество фильмов со сценами насилия в 90-е гг. ХХ в. и в начале XXI в.

Как видно на рис. 8, наибольшее количество фильмов с изображением насилия пришлось на 1990-е гг. Только за пять лет (1993–1998 гг.) было снято около 300 российских фильмов, в которых набралось более 4 000 сцен насилия и убийств. В каждом пятом фильме, показанном в прайм-тайм, зрительское восприятие редко или вообще не обнаруживает наказания антигероя, применяющего насилие, жестокость или растление. В каждой третьей картине оно наблюдается только в финале [10]. Очевидно, что воздействие сцен растления и насилия усиливается показом их физических и эмоциональных последствий. Крупные планы увечий, крови, ран, страданий, оргий и т. д. могут вызвать у зрителей тяжелые сопереживания. Пытаясь смягчить эффект отрицательного воздействия, некоторые создатели фильмов прибегают к весьма условным приемам, в результате чего насилие больше похоже на игру, нежели на жестокое испытание. Но в каждом пятом фильме (22%) естественные последствия насилия показаны в полной мере, в каждом третьем (39%) — частично.

Особенно тревожно то, что потребителями такой продукции становятся несовершеннолетние. Хотя большинство школьников не поддерживают насилие на экране, в среднем каждый десятый школьник охотно назвал среди своих любимых фильмов ленты со сценами жестокого насилия и их жестоких героев-убийц в качестве своих фаворитов, у которых привлекательны такие черты, как красота, сила и смелость. Число «высокоактивных» потребителей экранного насилия среди мальчиков составляет 62%, среди девочек — 50%. Это означает, что совсем в юном возрасте, еще до созревания личности, у детей под воздействием телевидения формируется идеология потребления и прожигания жизни, они становятся более агрессивными, жестокими и развращенными.

Отметим, что активному муссированию темы насилия на отечественном экране в 1990-е гг. соответствовал и уровень убийств в России.

На российских телеканалах еженедельно выходит более 60 информационных выпусков, посвященных криминальным сюжетам. Специальные криминальные передачи, включавшие документальные сцены жертв насилия и катастроф, демонстрировались разными российскими каналами практически в течение всей недели.

При этом они выходили в эфир не только после 23.00, но и в утренние, дневные и вечерние часы, вполне доступные для просмотра несовершеннолетними, включая детей до 10 лет. Следует отметить, что потребители ощущают чрезмерность негативной информации и обилие насилия на телевидении. Согласно данным Левада-центра 2012 г. 45% опрошенных считают, что на ТВ должно быть больше позитива.

С другой стороны, наличие «позитива» на телевидении затрагивает проблему чрезмерной его развлекательности. Согласно данным Левада-Центра 2012 г., развлечение занимает третье, самое скромное, место по представлениям россиян о функциях телевидения. Значительно важнее считается информирование, просвещение и воспитание (рис. 9).

Рис.9. Функции телевидения (опрос Левада-Центра 2012 г.)

Как показывает анализ предложения и спроса на 20 федеральных телеканалах, самыми востребованными жанрами являются телесериалы, развлекательные программы, художественные фильмы и новости. Эти четыре жанра занимают две трети телевизионного эфира (68%), т. е. больше объема вещания, чем познавательные программы и программы для детей и юношества, и на них приходится 78% телепотребления россиян (рис.10).

Рис.10. Соотношение телевизионного предложения и зрительского спроса, 2011 г. (20 федеральных телеканалов; Аудитория 4+)

Каждый из шести федеральных телеканалов обязан в месяц посвящать детям и подросткам 10% эфирного времени. Это положение содержится в государственной лицензии телеканалов. Однако в  действительности  телеканалы  тратят на молодежь 0,3% вещания — это время, когда идут детские программы, а в остальное время телеканалы показывают мультфильмы. Россияне выражают неудовлетворенность такой политикой телеканалов, поскольку и то, что они в реальности предпочитают смотреть, и то, что они хотели бы увидеть на телевидении, ею не обеспечивается (рис.11).

Рис.11 Программы, которые должны преобладать на создающемся сейчас «Общественном телевидении», %

И хотя проведенные опросы свидетельствуют о том, что россиянам остро не хватает познавательных передач, передач о культуре и нравственности, детских и образовательных передач, все же спрос у них преобладает на телесериалы и развлекательные передачи. То есть рейтинги «безнравственных» передач и каналов отражают зрительский интерес к ним. Например, за две недели скандала с эфиром безнравственной передачи «2×2», по данным исследовательской компании TNS, доля канала среди москвичей старше четырех лет уменьшилась с 1,6 до 1,3% — но в его целевой группе от 11 до 34 лет значительных изменений не произошло, доля составляет 13%. Рейтинг «Comedy Club» был подтвержден рекордными сборами фильма «Самый лучший фильм» — 16,4 млн долл. за первую неделю проката. У «Дома–2» рейтинговых проблем тоже не наблюдалось.

Вышеизложенное характеризует ценностное состояние российского общества с отрицательной стороны и подчеркивает необходимость большей реализации просветительской, воспитательной функции телевидения, что в настоящее время не представляется возможным без соответствующего государственного регулирования.

Исследователь Л.Г. Свитич проанализировала видеофрагменты 2002 и 2008 гг. на предмет содержания антиценностей — подобные фрагменты составляют почти половину российского телевещания (табл. 2).

Табл.2. Негативные характеристики, антиценности (2002, 2008 гг.)

Негативные характеристики; антиценности

Число фрагментов 2002 г.

Число фрагментов 2008 г.

Агрессивность, жестокость, убийство

92

110

Превалирование  потребительства,  потребительская психология

111

80

Блуд, прелюбодеяние, порок, ранние половые связи, аномальные отношения

30

56

Стяжательство, жадность

609

50

Безжалостность, нетерпимость

75

44

Раздоры и конфликты в семье, разрушение семьи, исковерканное детство

21

20

Бессовестность, нечестность

5

12

Бездушие, черствость, бессердечие

8

7

Рабская  безропотность,  покорность,  трусость

3

4

Безнравственность, аморализм

5

3

Разъединенность,  раздробленность,  индивидуализм

21

3

Человеконенавистничество, эгоизм, зависть

6

3

Расточительность, мотовство

3

Поклонение злу

8

2

Ложь, клевета, несправедливость

7

2

Пассивность, инертность, застой

1

Итого,%

42,3

41,9

Этот же исследователь провела мониторинг отдельных телеканалов на тот же предмет (рис.12). Данные получены методом клип-контента. В течение недели в различные временные отрезки с 8 до 24 часов велось последовательное переключение  выбранных  каналов  и  фиксировались  фрагменты всех подряд передач, включая фильмы, рекламу и т. п. Фрагмент в поле внимания до тех пор, пока не будет понята суть доминирующей идеи (1,5 минуты). Всего было проанализировано 1 304 фрагмента. Усреднено негативные характеристики и антиценности составляют в зафиксированных фрагментах 42%.

Рис.12. Соотношение положительных и негативных характеристик и ценностей

Российское телевидение демонстрирует продукцию, признанную вредной для здоровья в других странах. Американская ассоциация медиков заявила, что создатели мультфильма «Покемон», показ которого осуществлялся и на российском телевидении, использовали мигание разноцветных картинок на такой частоте, которая может вызвать у детей приступ эпилепсии. В этой отрасли сейчас идут активные исследования, на которые тратятся миллиарды долларов. Подбираются частоты, цвета, ритм мелькания кадров — все необходимое, чтобы поскорее «подсадить» детей на «телеиглу» [11].

Таким образом, телевидение, даже государственные телеканалы, распространяют большое количество информации, отражающей антиценности, что негативно влияет на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние телезрителей. Это требует большего участия государства в вопросах формирования сеток вещания телеканалов и мотивирования телеканалов к реализации просветительской, информационной и особенно воспитательной функций телевидения.

Выводы

Подводя итоги, нужно сделать вывод, что роль и влияние современных СМИ на потребителей весьма велики и на состояние нравственности и психологического состояния потребителей СМИ во многом оказывают негативное воздействие. При этом потребители от вредного воздействия защищены слабо. Производители продукции СМИ и лица, размещающие информацию в Интернете с целью получения прибыли, эксплуатируют низменные инстинкты и пороки потребителей. Ценностное состояние общества при этом ухудшается. Задача государства, таким образом, должна заключаться в установлении контроля над факторами общественной нравственности, в том числе с помощью разработки механизмов защиты нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции СМИ, Интернета и издательской деятельности.

Статья опубликована в журнале "Политика и общество", N9 2014, с. 1065 - 1081.



[1] Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. М.: Научный эксперт, 2012.

[2] Опрос  «Россияне о религии и церкви»// Левада-центр, 2012

[3]Национальная идея России: в 6 т. Т. 3 / под общей ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012.

[4] Владыкина Т. Мат за 200 евро // Российская газета. 2012. № 5917 (244).

[5] Нравственность современного российского общества: психологический анализ/ Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – 413 с. (Психология социальных явлений)

[6] Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. М.: Научный эксперт, 2012. С. 232.

[7] Двадцать лет реформ глазами россиян / Институт социологии РАН: научный доклад. М., 2011. С. 217

[8] Глобальный доклад ВОЗ о положении в области алкоголя и здоровья в 2011 г. С. 276

[9] Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. —  418 c.

[10] Тарасов К.А. Образ насильственного мира в кинопрограммах ТВ // Материалы международной научной конференции «Ломоносов-2002». М.:МАКС Пресс, 2002.

[11] Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству: интервью с Д. Грос маном // Интернет журнал «Православие.ру»



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3723
15220
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика