Нужно ли России членство в ПАСЕ?

Нужно ли России членство в ПАСЕ?

Автор Владимир Викторович Волк — эксперт Центра Сулакшина.

Новый спикер новой Государственной думы РФ Вячеслав Володин получил письмо от главы Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Педро Аграмунта, в котором выразил надежду на возвращение РФ в организацию. Делегаты старого состава Думы зимой прошлого громко хлопнули дверью, покинув Ассамблею в знак протеста против ущемления полномочий россиян в ПАСЕ из-за позиции по Крыму.

Санкции против нашей делегации были введены в апреле 2014 года из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с РФ. Кроме голоса в Ассамблее, РФ потеряла право участия в работе ее руководящих органов и мониторинговых миссиях по наблюдению за выборами на пространстве Совета Европы. В 2015 году ПАСЕ дважды рассматривала вопрос о восстановлении делегации РФ в ее правах, но санкции продолжают действовать. Несмотря на попытки европейских коллег вернуть российскую делегацию, демарш затянулся до конца 2015 года. А когда 12 января 2016 текущего года стало известно, что делегации ряда стран на зимней сессии ПАСЕ готовы поддержать ограничение полномочий российской делегации на новый срок из-за невыполнения Москвой предыдущих резолюций ассамблеи, то российская делегация проигнорировала предусмотренное регламентом направление своего списочного состава для участия в сессиях.

По мнению европейцев, ситуацию цугцванга могли «разрулить» парламентские выборы в РФ, и новые парламентарии со «свежей кровью» должны были бы, по их наивной логике, броситься в объятия ассамблеи ПАСЕ. Но не сложилось. Состав новой Госдумы в понимании евроколлег оказался ещё более консервативен, чем предыдущий. По большому счёту обращение Аграмунта в парламент РФ — своего рода прощупывание старой почвы, ведь ПАСЕ — это не только «говорильня» и «голосовальня», но и хлеб для определённой касты еврочиновников. В этот раз спикер Госдумы Володин рассказал, что российская делегация может возобновить свою работу в ПАСЕ «только в том случае, если права не будут нарушаться, и если будет иметь права наша российская делегация на позицию, на высказывание своей точки зрения и, конечно, голосование».

Россия побила своё собственное «достижение»: в 2000 году делегация РФ была исключена из членства в ПАСЕ за чеченскую войну. В 2001-м была возвращена. Никаких внушительных последствий предыдущее наказание России европейцами не возымело. Как сложится на сей раз?

Ситуация двоякая. С одной стороны, большинство в Совете Европы настроено по отношении к Москве враждебно. Это можно пронаблюдать, изучив резолюции, принимаемые ассамблеей в последние два с половиной года. Помимо санкций, ПАСЕ признала Россию стороной военного конфликта на Украине, а именно — страной-агрессором, Крым — оккупированной территорией, обвинила Россию в подрыве общей стабильности и безопасности на континенте. Ассамблея осудила выборы, проведенные в Крыму, сочла результаты никчемными и поставила под сомнение легитимность Думы РФ.

Хороши партнёры для диалога! Дума «нелегитимна», но делегатов пришлите. Спрашивается, зачем? Ответ на этот вопрос кроется в другой стороне ситуации. В самой легитимности Ассамблеи.

Что такое ПАСЕ? Когда ведущие государства Западной Европы создали Совет Европы в 1949 году, он действительно был серьезным достижением европейской дипломатии. И пусть Совет Европы и Парламентская ассамблея как совещательный орган при нем не обладали реальными полномочиями — шаг от военного противостояния к парламентским дискуссиям был огромным. Совет Европы был своеобразным прообразом Соединенных Штатов Европы.

Но прошло 67 лет. За это время в Западной Европе стали появляться другие интеграционные структуры, где уже крутились серьезные деньги и имелись реальные полномочия. Фактически все реальные полномочия сосредоточились в руках другой структуры Европарламента. И нынешний синий флаг с жёлтыми звёздочками, и гимн на музыку Бетховена — всё, что было у Ассамблеи, перешло к Евросоюзу.

За членство в Парламентской Ассамблее Совета Европы в 2014 и 2015 годах Россия заплатила 32 миллиона 281 тысячу евро. Это 8% от 400-миллионного бюджета организации. Сумма немаленькая для привыкших жить цивилизованно чиновников аппарата ПАСЕ. В этот платеж входит не только оплата участия в Парламентской Ассамблее, где российскую делегацию лишили права голоса, но и затраты на Европейский суд по правам человека и другие структуры Совета Европы.

Вообще если бы ПАСЕ была сегодня распущена, никто бы в Европе не заметил исчезновения этого органа. Кроме тех, кто в нём работает, кто его курирует (а это США) и, возможно, на сегодня Украины. Где же ещё, как не в Ассамблее, могут проявить свои таланты такие одиозные депутаты, как осуждённая за убийства российских журналистов Надежда Савченко или участник массовой бойни одесситов в Доме профсоюзов Алексей Гончаренко? Украина даже пригрозила покинуть ПАСЕ в случае возвращения российской делегации, намекала на отставку Аргамунта и, нужно отметить, что Ассамблея приняла в своей риторике позицию тех, кто организовал госпереворот на Украине и развязал войну против своего народа.

Странный орган с непонятными принципами… Сейчас он состоит из собирающихся четыре раза в год 318 депутатов (и столько же заместителей) из парламентов всех 47 стран-участниц (без России — 46-ти). В организации существует формальное деление на «демократические» и «вызывающие озабоченность» страны. Круг последних — помимо России, это Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Босния и Герцеговина, Грузия, Македония, Молдавия, Монако, Сербия, Турция, Украина и Черногория. Государства Прибалтики, входящие в орбиту США, естественно, квалифицируются Советом Европы как демократические. Они имеют право вместе со «старшими» демократическими товарищами с помощью мониторинговых и постмониторнговых миссий инспектировать неблагонадёжных «аборигенов», делать доклады, давать им оценки. В общем, как белые люди индейцам.

С представительством депутатов — картина и вовсе довольно странная. Количество представителей от каждой страны (и такого же числа их заместителей) определяется с учетом численности ее населения, а также принадлежности к группе главных плательщиков. Великобритания, Германия, Италия, Россия и Франция имеют по 18 мест, а Украина — 12, при том, что её население почти в четыре раза меньше, чем в РФ. Но и это не всё: Андорра, Лихтенштейн и Сан-Марино, где численность населения равняется небольшому российскому райцентру, имеют по два места в ПАСЕ, а Эстония, которая демографически как одна маленькая российская область, имеет целых три делегата.

Уже по этим цифрам можно сделать вывод, что ни о каком справедливом принятии важных решений в ПАСЕ не может быть речи. Резолюции ПАСЕ носят исключительно рекомендательный характер, могут быть политизированными, однобокими, не взвешенными, безответственными, вредными принципам, заложенным отцами ПАСЕ в сороковые годы. Польза ПАСЕ на сегодня видится только в одном — выпускать пар и преодолевать силу трения между лидерами европейских государств и транснациональными корпорациями, делящими мир не по национальному и суверенному, а по финансовому принципу, а также держать в тонусе своих избирателей. В смысле в тонусе накала страстей.

Нужна ли России эта площадка за три десятка миллиона евро денег налогоплательщика? С точки зрения сохранения хотя бы каких-то отношений с рядом дружественных европейских режимов — да. Австрийский парламентарий Стефан Шеннах, например, не представляет другой формулы, как: «Мир в Европе возможен только с Россией, но не без России или против России». Поддакивает и Кремль, неустанно повторяя тезисы о необходимости строительства «общеевропейского дома». Но если не быть мальчиками для битья и макиварой для отработки ударов «юных евродемократий», то с ПАСЕ нужно прощаться, выстраивая свою собственную политику как в Европе, так и в Азии. Причём делать это не привычным для Владимира Путина и его окружения методом «шаг вперёд, два назад», а радикально.

И вот почему. Если Кремль, пусть и робко, но периодически намекает на необходимости ломать устои однополярного мира, частью организма которого является и ПАСЕ, то России уже давно было бы пора активизировать и расширять полномочия альтернативных парламентских органов. В частности, Межпарламентскую Ассамблею государств — участников СНГ. Статус МПА СНГ, как самостоятельной межгосударственной организации был закреплён в 1995 году в Белоруссии (которая, кстати, не входит в ПАСЕ!). За время после распада СССР на карте СНГ появилось несколько новых непризнанных государств, вернулся под юрисдикцию Москвы Крым, бьётся с оружием в руках за то же право Донецк и Луганск. То есть существует необходимость роста организации.

А здесь стоит напомнить власть предержащим, что 8 декабря 1991 года, когда в Беловежской пуще было объявлено о роспуске СССР, здесь же был подписан договор о создании СНГ. Подписанты — руководители России, Украины и Белоруссии — обязались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену. Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Но главное, что в соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

Не кажется ли странным, что внутренние сложные вопросы СНГ в настоящий момент выносятся на рассмотрение ПАСЕ — структуры, не имеющей никакого отношения к бывшему СССР? А вот делегатам-депутатам республик бывшего Союза есть, о чём поговорить. В частности, о данных своим народам гарантиям открытости границ и свободы передвижения граждан, о сотрудничестве, о Крыме, о Донбассе, о языковой и этнической политике. Алма-атинская декларация позже подтвердила Беловежское соглашение, указав, что в связи с прекращением существования СССР образовывается СНГ. Таким образом, никто сегодня не мешает России и другим республикам решать свои вопросы цивилизованно, и в своём собственном доме, а не в политических нужниках. А будет необходимость пригласить для дебатов европейцев, так Россия большая — и места хватит, и хлеба с солью.



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1598
4972
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика