Внутренняя политика

О проекте земельной реформы Михаила Прохорова

 О проекте земельной реформы Михаила Прохорова

20 ноября 2013 года на встрече Президента Владимира Путина с руководителями партий, не прошедших в Государственную Думу, миллиардер Михаил Прохоров вновь озвучил свою программу по решению земельного вопроса в стране.

На сайте его партии «Гражданская платформа» размещена презентация, содержащая концептуальное содержание его предложений (http://civilplatform.ru/1447).

Самих материалов, направленных впоследствии в Правительство, в Интернете найти не удалось, что, несомненно, печально, ибо практическая реализация идеи в своих деталях может принципиально отличаться от самой идеи. Однако и имеющаяся информация позволяет дать анализ достаточной точности, чтобы сформировать мнение по этому факту.

При рассмотрении данного вопроса нам следует дистанцироваться от позиции «да что он может еще хорошего предложить, понятно все с ним», как позиции огульной, неконструктивной и непрофессиональной. Любое явление, с которым мы сталкиваемся, должно быть выявлено, осознано и классифицировано как «положительное/отрицательное/безразлично», с целью формирования нашего отношения к нему. Прохоров, как, безусловно, грамотный управленец, как миллиардер и бывший кандидат в Президенты РФ, вхожий во многие властные структуры (именно «властные структуры», а не только в «органы государственной власти»), достаточно значимая фигура, чтобы его инициативы были проанализированы.

1. Цели новой земельной реформы «from Прохоров» заключаются в следующем (слайд 4 Презентации, озаглавленной на сайте следующим образом «Земельная реформа – национальная идея РоссииfromМихаил Прохоров (URL: slideshare.net/md_prokhorov/ss-26618559)):

- превращение большинства граждан страны в ответственных собственников земли и налогоплательщиков,

- резкое увеличение доли среднего класса в обществе. Создание комфортных условий жизни для гражданина,

- введение земли в экономический оборот и ее доступность. Возрождение России как ведущей аграрной державы,

- справедливый переход земли от неэффективного собственника (современного государства) к эффективному (человеку). Рост площади пахотных земель вместо их сокращения,

- ликвидация практики контроля коррумпированной бюрократии, неподотчетной обществу, за использованием, реализацией и оборотом земли.

Конечно, возникает вопрос, почему национальная идея России «from Прохоров», то есть заголовок написан на английском и в соответствии с правилами английского, то есть без падежа. Возможно, это должно придать презентации атмосферу современности и взгляда в будущее. Однако у читателя, знающего историю и экономику, это вдохновения не вызывает.

Базовые принципы реформы (слайд 10 Презентации):

- земля не подлежит отъему у собственника ни в какой форме, кроме как в рамках залоговых отношений,

- в стране не должно быть ни куска «ничейной» земли,

- вся неэффективно используемая земля должна изыматься у собственника вне зависимости от формы собственности - государственной или частной,

- ответственность за правильность оформления земли несет государство, а не гражданин,

- собственник пользуется землей по собственному усмотрению. Целевое использование земли регулируется налоговым законодательством.

Далее, на слайде 11, перечислены основные задачи земельной реформы:

- завершение работ по разграничению, постановке на кадастровый учет и регистрации всех государственных земель;

- развитие инфраструктуры земельного рынка, включение земельных активов в процессы привлечения инвестиций;

- создание единого государственного органа, ответственного за все операции с землей; создание открытой информационной системы о состоянии земель в России;

- упрощение оформления собственности на землю;

- разграничение госземель между уровнями власти;

- развитие института кадастровых инженеров и земельных поверенных.

Укажу на их общую черту - они все касаются механизма оформления прав на земельные участки.

Всем, хоть немного знакомым с проблемой оформления земли, прекрасно известны трудности этого процесса. Это проблема формирования земельного участка, согласования его границ, проблема постановки его на кадастровый учет, проблема достоверности и полноты данных о земельном участке, содержащихся в Государственном кадастре, проблема согласованности этих данных с еще одним реестром, отдельным от него, содержащим информацию о правах на эти земельные участки (Единый Государственный Реестр Прав). Все эти проблемы порождают проблемы второго уровня, заключающиеся в том, что покупатель вынужден приобретать земельный участок словно кота в мешке, ибо до сих пор крайне сложно проверить законность прав прежнего владельца на этот земельный участок, законность самих границ этого земельного участка и правовой режим его использования. Я говорю о той опасности, что после покупки участка может выясниться, что бОльшая его часть лежит в охранной зоне каких-либо инженерных коммуникаций, о которой не было записи ни в ЕГРП, ни в ГКН. Всякий работающий в данной сфере специалист подтвердит, что рынок земельных участков является крайне закрытым в плане информации, а сделки с ними подлежат весьма запутанной и долгой процедуре оформления в государственных органах, что порождает огромное поле для мошенничества и коррупции.

Игнорировать эту проблему невозможно, и слайд 11 как раз заостряет на этом внимание.

Безусловно, для того, чтобы эффективно использовать какой-то ресурс, нужно его выявить, определить его параметры количественные и качественные, определить его статус, поставить на учет.

Безусловно, что хороший хозяин должен не допустить простоя, потери, ухудшения этого ресурса, поэтому должно быть учтено все. Безусловно, признаками эффективности выполнения данной задачи являются точность, скорость и полнота, что могут сделать только профессионалы.

С землей, как и любым другим ресурсом, и законодательство о недвижимости в России это подтверждает, можно совершать сделки только при соблюдении одновременно двух условий: определенность объекта и определенность прав на него. Участки с пересекающимися, не уточненными границами, с неясным режимом использования, скрывающие возможность самых разнообразных неприятных сюрпризов, путаные процедуры учета этих участков порождают транзакционные издержки такого масштаба, который может поставить крест на самом смысле использования земельного участка.

Поэтому должны быть абсолютно простые и ясные правила регистрации прав на земельные участки. Поэтому в стране должен быть один орган, который отвечает за все операции с землей, дабы не породить путаницу и спекуляции на противоречиях в инструкциях дублирующих друг друга управляющих органов.

Все это перечислено на слайде 11.

Делаем вывод - земельная реформа «from Прохоров» ставит своей задачей прояснение, упрощение процедуры регистрации прав на земельные участки, как следствие - снятие рисков масштабных транзакционных издержек хозяйственной деятельности, связанной с землей. Несомненно, это хорошо, ибо всегда хорошо, когда механизм прост, ясен, точен, быстр.

Далее, на слайдах 13-15 перечислены «Идеи обеспечения доступности земли». Они будут проанализированы ниже.

2. Чтобы понять, хороши или вредны предложения Прохорова, мы должны руководствоваться определенными критериями, которые в свою очередь формируются от цели. А значит, нам следует определиться со своими целями и понять цели инициатора.

Это совершенно понятно. Ибо если цель эта - достойная жизнь населения страны (то есть каждого человека в стране), критерии оценки одни и путь к этой цели один; если цель иная - критерии оценки иные и путь иной. Цель вора - украсть, и его план проникновения в ваш дом с его точки зрения идеален. С вашей же точки зрения он будет ужасен.

В чем выгода Прохорова от подобных предложений в случае их реализации?

Тут также следует понимать, что современный мир - это мир систем и суперсистем. Отдельные личности являются либо важной частью механизма (но все же частью) или просто глашатаем. Это означает, что Прохоров выступает от лица определенного круга, клана или даже класса, если использовать ленинскую терминологию.

Любые действия совершаются с учетом состояния окружающей среды. Поэтому помимо этого любой круг лиц, продвигающий свои идеи в сообществе, вынужден учитывать настроения, положение этого сообщества и согласовывать с ним в той или иной мере свои инициативы. Соответственно, предлагаемые идеи должны иметь что-то, что вызовет поддержку населения. Он должен иметь известную поддержку своих идей у населения. Для этого эти идеи должны в определенной степени удовлетворять потребности населения.

Исходя из перечисленных установок проанализируем рассматриваемый проект.

3. Производство осуществляется на основе ресурсов. Кто владеет ресурсом, тот владеет и производителем, и потребителем. Отдельно тут выступает финансовый ресурс, который является унифицированной формой любого другого ресурса, но это отдельная тема. Отмечу лишь, что в современных условиях владение финансовым ресурсом означает владение любым другим ресурсом.

Как осуществляется приобретение ресурса? Захват или покупка. Время рейдерских захватов и залоговых аукционов прошло, этот период назывался «первичным накоплением капитала», который всегда имеет разбойную природу, и что никогда не отрицалось классиками «экономикс». Землю так же просто так отнять нельзя. Осталась покупка. Нефть и металлы поделены. Энергетика поделена. Осталась земля. Как скупить землю? Составим небольшое техническое задание.

Для этого по современному законодательству нужно, чтобы:

- земля была введена в оборот, то есть поделена на земельные участки с определенными границами, координатами, режимом использования,

- земельные участки были оформлены, право на них зарегистрировано,

- приобретение таких земельных участков не имело препятствий,

- использование земельных участков не имело препятствий (делаю все что хочу),

- и самое главное - должны быть деньги у покупателя. Если денег ни у кого нет, предложение не будет удовлетворено, платить будет некому.

Что мы имеем в настоящее время:

- как абсолютно правильно отмечено в презентации Прохорова, земля распределена между государством (в большей части) и частными лицами (в существенно меньшей части),

- землю у государства приобрести (именно приобрести в собственность, а не в аренду) почти невозможно, 30е статьи Земельного кодекса это подтверждают,

- землю у физических лиц приобрести можно, пусть и преодолев ряд трудностей, но это не тот масштаб, участки по 6-12 соток, разбросанные по всей области, крупному капиталу не интересны,

- земля у государства как объект для экономического оборота не существует по факту - не сформированы участки, не поставлены на учет, правила и процедура учета весьма сложны и запутаны,

- земля у физических лиц в том же положении, в основной своей части границы не определены, права не переоформлены в соответствии с современным законодательством, что является препятствием,

- даже если и приобретешь землю, опять упираешься в государство как субъект, определяющий режим использования земельного участка («здесь можно только пахать, торговый центр и хрущевки-виварии строить нельзя»),

- деньги имеются у банков, крупных промышленных предприятий, иностранцев. Больше ни у кого. Я повторюсь, разговор идет про масштабы, интересные крупному капиталу. Мелкие рынки недвижимости сейчас активно функционируют.

Соответственно, чтобы «перегнать» землю, а в том числе и лес (вот еще один ресурс) от государства в частные руки, в которых уже есть деньги, нужно устранить эти препятствия. Помимо этого население должно поддержать эти инициативы. И вот невероятное совпадение - все пункты земельной реформы «from Прохоров» идеально уложились в данное техническое задание.

Смотрим.

Цели земельной реформы:

- превращение большинства граждан страны в ответственных собственников земли и налогоплательщиков.

В принципе никто не против этой идеи, но в свете будущего налога на недвижимость, который прогнозируется весьма высоким, можно ожидать, что многим станет не по карману быть собственником. Соответственно, будут либо продавать, либо не использовать, либо просто не платить. И тут начнут землю отнимать. Для этого понадобилось слово «ответственный» - см. ниже;

- резкое увеличение доли среднего класса в обществе. Создание комфортных условий жизни для гражданина.

Просто красивая фраза. Средний класс в первую очередь это уровень потребления. Как на уровне потребления отразится спекуляция земельными участками в свете того, что в той же презентации прогнозируется рост ВВП только на 2 % - не понятно;

- введение земли в экономический оборот и ее доступность. Возрождение России как ведущей аграрной державы.

Полностью соответствует означенным выше требованиям «технического задания from Большой Капитал». Отсюда обрыв фразы на слове «доступность» - теперь понятно, для кого эта доступность. При чем тут возрождение России как аграрной державы, понятно – это сказано для красоты;

- справедливый переход земли от неэффективного собственника (современного государства) к эффективному (человеку). Рост площади пахотных земель вместо их сокращения.

Аналогично предыдущему пункту - изъятие земли от государства, приватизация № 2, но «справедливо» - по сделке купли-продажи. Относительно же вопроса, «к какому человеку» она переходит, можем себе представить: к тому, у которого есть деньги. Деньги - у крупных банков, олигархов и иностранцев, то есть - у ТНК. Поэтому фраза про эффективного человека – вызывает большие сомнения. Фраза про пахотные земли с точки зрения учебника по логике – бессмысленна;

- ликвидация практики контроля коррумпированной бюрократии, неподотчетной обществу, за использованием, реализацией и оборотом земли.

Коррумпированная бюрократия (государственная) это конечно плохо, но контроль все же нужен. Прохоров не предлагает замены, альтернативы такому контролю. Значит, контроля не будет. Когда нет контроля - начинается расхищение и хищническое отношение к земле, в результате чего будет падать ее производительность, ухудшаться экология (ибо «собственник распоряжается землей по собственному усмотрению, целевое использование земли регулируется налоговым законодательством» - это как?), расхищение в целях тех самых «300% прибыли, ради которых капитал пойдет на любое преступление.

Правда, это уже не будет преступлением, ибо по Программе Прохорова как кандидата в Президенты одним из пунктов в сфере обеспечения конкуренции является радикальное сокращение статей в Уголовном кодексе за экономические преступления. Безусловно, намного легче конкурировать, если можно обворовать, отнять. Кстати, от этого способа Прохоров не отказывается.

Смотрим тот же 10 слайд:

«вся неэффективно используемая земля должна изыматься у собственника вне зависимости от формы собственности - государственной или частной».

Критерии эффективности в презентации отсутствуют, и они будут теми самыми деталями, в которых тот самый дьявол. Про изъятие земли за неуплату налогов я уже сказал выше. Интерес вызывает момент изъятия земли у государства за неэффективное использование. Что будет считаться неэффективным? И кто будет изымать? Это должен быть кто-то посильнее государства. Ответ двумя строками выше на том же слайде. Там говорится о том, что земля не должна изыматься ни у кого и ни в какой форме, кроме как в рамках отношений по залогу этой земли в целях обеспечения кредита.

Какая же картина получается, что предлагает Прохоров?

  1. Подготовить к продаже все земли от Крыма до Новой Земли
  2. Скупить ее всю или изъять за долги по кредиту, или изъять за долги по налогу, или изъять за неправильное использование и опять продать

На слайде 11 описывается весьма эффективный механизм юридического оформления этого процесса.

Далее, на слайдах 13-15 указываются некоторые детали способов реализации данного плана. Они уже касаются второго эшелона проблем - препятствий по использованию уже приобретенной земли:

- отмена категорийности земель вокруг крупных городов, управление ими только через налоги.

Не буду раскапывать все нюансы законодательства, сообщу только вывод. На деле это означает «делаю все, что хочу без учета интереса окружающих, потому что плачу налоги». Всякий, кто знает состояние Москвы сейчас, может представить, во что превратится Московская область после принятия таких мер - закатанный в асфальт и бетон «шанхай» «караван-сараев», абсолютно не приспособленный для жизни;

- земли сельскохозяйственного назначения перевести в ведение местных властей.

Это означает - дать возможность перевода таких земель в иные, на которых можно строить. Поясню, почему они сейчас в ведении области. Потому, что если бы они были в ведении местных властей, которых купить намного легче, та же Московская область сейчас представляла бы ту самую картину, описанную пунктом выше;

- аналогичные меры относительно лесов.

Здесь без комментариев, все понятно;

- продавать изменение категории и право застройки на аукционах.

По сути то же самое, что и пункт про отмену категорийности. Ваш сосед накопил денег и изменил режим использования участка на «земли промышленности». Теперь рядом с вашей дачей химическое производство, цена вашей земли упала на рынке до ноля, а налог вы платите как за дачу. Настоящее капиталистическое счастье.

Далее идут непринципиальные меры, касающиеся земель городов:

- безвозмездно передать землю под домовладениями их собственникам (ТСЖ) на правах собственности, ввести эту землю в коммерческий оборот;

- безвозмездно передать землю под промышленными предприятиями их собственникам на правах собственности, ввести эти землю в коммерческий оборот;

- все последующие операции с переданной землей вести только на коммерческой основе;

- обеспечить гарантии собственности на городскую землю, аналогичные всем остальным категориям земель (нельзя отнять, экспроприировать, национализировать, изъять для государственных нужд).

Рассмотрим безвозмездную передачу земли под промышленными предприятиями. Вся крупная промышленность принадлежит крупному капиталу, и тем самым Прохоров оказывает себе хорошую услугу. Всем же остальным производствам эта земля станет последним выстрелом в висок в свете проектов нового налога. Это при том, что промышленности у нас почти нет.

Пункт про передачу земли под многоквартирными домами в собственность владельцев этих домов не привлекал бы внимания, если бы в него не была включена фраза «и введение ее в коммерческий оборот». Как можно использовать землю под многоквартирным домом? Выкупить и «поставить на счетчик» весь дом. Или пусть они заложат его для получения кредита для капитального ремонта, кредит кончено же не отдадут, и вот опять земля у банка. А люди - на счетчике.

А как же промышленность, сельское хозяйство, жилье, экономика, уровень жизни?

Далее в Презентации идут приложения «Дорожная карта» для сельского хозяйства» и «Меры реализации программы «Доступное жилье».

Обобщу, и отмечу, что все перечисленные меры в первом приложении касаются лишь двух вопросов:

- порядок оформления земли,

- возможность закладывать ее в банках.

Меры во втором:

- возможность брать кредиты в банках

- крайне размытые фразы про доступное жилье. Термин «доступное жилье» и его метраж нигде не расшифровывается. Знание экономики подсказывает, что это будет что-то вроде лоукостера (по-русски - дешевки) «Добролета», где люди будут летать едва ли не стоя.

На этом Презентация «from Прохоров» завершается.

О дальнейшей ее судьбе пока не известно, но срок в 8 месяцев для таких действий почти ничто. Однако считаю обязательным отметить, что отдельные положения этой программы получили воплощение в законопроекте № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенному Правительством 4 марта 2014 года. В настоящее время законопроект не прошел 1 чтение и отложен решением от 16 июня 2014 года.

Мы должны учитывать тот факт, что предлагаемые изменения предполагают осуществление воздействия государственного масштаба, в рамках страны. Это налагает свою специфику, ибо то, что выгодно 1 человеку или даже клану, может быть невыгодно остальным и, в конечном счете, стране как суперсистеме. В статье показаны примеры с многоэтажным домом, с соседом по даче и с возможной ситуацией в Московской области – примеры того, к чему приведет подобная реформа.

Каждый из нас, кто не является Прохоровым, исходит из своих интересов и судит его предложение по своим критериям.

И наши интересы говорят, что действия государственного масштаба должны осуществляться в интересах каждого из нас. И эти интересы имеют свои, весьма четкие критерии. Природу нельзя разбить на независимые отдельные участки: действия на одном неизбежно оказывают влияние на соседний. Людей нельзя считать предельно автономными единицами: действия каждого из них приводят к последствиям для всех остальных.

Я скажу больше, нас нельзя считать рабочей силой, мобильность которой наш господин Прохоров обязуется повышать в своей программе. Там же он собирается перевести все трудовые отношения на основу срочного трудового договора, который лишает работника любых прав, по сути, вводит новое крепостное право с 6-дневным рабочим днем.

Признаюсь, что изучение программы Прохорова вызвало мощное желание перечитать «Империализм» Ленина.

Все это угрозы для нашего с вами завтрашнего дня. И все это неизбежно приводит нас к необходимости оценки всех предлагаемых проектов реформ с общегосударственной точки зрения, по предельно четким критериям. Для всех нас жизненно важно понимать, что чем определеннее критерии оценки эффективности идей и действий, осуществляемых в государственном масштабе, тем безопаснее наша жизнь, тем более защищена она от подобных проектов общенародного разорения. Ибо способность различения добра и зла есть первое условие искоренения последнего.

Автор юрист А. Белов



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments


Loading...

Новости партнеров

Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru