Экономика

О зависимости России от нефти, курсе рубля и политике ЦБ

О зависимости России от нефти, курсе рубля и политике ЦБ

Недавно на новостных лентах появилась информация об укреплении в мае месяце курса рубля. Эксперты объясняют это спадом опасений относительно последствий для российской экономики от введенных против нее санкций. Бивалютная корзина ($0,55 и EUR0,45) вышла в середине первой декады мая из подкоридора интервенций ЦБ РФ и держалась вне этой зоны вплоть до окончания месяца. 

Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин

Технические аналитики дают большое количество цифр по курсу рубля, по его соотношению с ведущими валютами мира, по оттоку капитала, по динамике депозитов физических лиц в российских банках, о формальных планах Центрального банка и Министерства финансов, Министерства экономического развития России, по части прогнозов экономического развития, изменчивости экономических показателей. В целом поведение курса рубля характерно для экономики с плавающим курсом. Несмотря на то, что обещание плавающего курса дано применительно к будущему, оно всех нас вроде еще только ждет, однако, фактически мы уже имеем зависимость валютного курса рубля от конъюнктуры на финансово-экономических рынках. Центральный банк России пытается смягчать эту зависимость, с начала года ЦБ потратил на эти цели свыше 40 млрд. долларов. Резонный вопрос: золотовалютные резервы России уменьшились на 40 млрд. долларов – это были реальные средства, которые, если бы в стране осуществлялась иная курсовая политика, могли бы быть использованы на материальное развитие страны. Могли быть профинансированы крупные инфраструктурные проекты, импортозамещение (ставшее особо значимым в оборонной сфере), развитие социально значимых областей, но средства были истрачены, возникает вопрос на что? На то, чтобы государство вмешивалось в конъюнктуру на финансовых рынках, удерживая курс рубля в определенных государством коридорах.

Стоит определенно заявить, что есть другой способ управления и контроля курсовых рейтингов рубля, а именно их фиксация и дифференцированное назначение в соответствии со специально определенными секторами товарной номенклатуры обменов.

Почему это невозможно делать? Говорят, что это приведет к спекуляциям и «черному рынку». Однако, в настоящее время российская экономика, очень сильно зависящая от внешних условий, приводит к значительным потерям реальных валютных запасов страны на виртуальные цели. Приводит к тому, что эти сверх должного уровня «замороженные» средства на развитие страны не работают. Правильна ли такая политика? Учитывая 20-ти летний опыт форсированных внедрений формально рыночных институтов, деформацию отраслевой, региональной, социальной структур экономики и финансов страны, следует сказать, что это скорее имеет отношения к ошибочным решениям в макрофинансовой политике страны.

Что влияет на валютный курс рубля? Влияет сырьевая деформация российской экономики, в условиях которой ценовые колебания касаются объемов закупок углеводородного экспорта страны, составляющего более половины в структуре доходов бюджета страны. Фактически это элемент десуверенизации российских финансов. Попытка переломить существующую ситуацию с помощью валютных интервенций стоит слишком дорого, поэтому ЦБ экономит свои ресурсы. Объемы и цены закупок углеводородного сырья во многом превратились в фактор политической и геополитической борьбы, даже на грани войны. Речь, конечно, об украинском кризисе, вовлечении в этот конфликт Европы и Соединённых Штатов Америки и об их возможностях управлять соответствующими ценами. Нужно напомнить, что США и Европа не просто прорекламировали пока держащийся в «запасниках» третий пакет санкций против России, они пока только намекнули о самом страшном «оружии возмездия» - ценах на нефть.

В 1985-м году американо-саудовский альянс сбросил цены на нефть и нанес непоправимый удар бюджетному балансу, финансам и экономике Советского Союза. Через 6 лет от этого и сопутствующих событий (в том числе внутриполитических) Советский Союз распался.

Есть ли возможность существенно изменить цены на нефть на сегодняшних мировых рынках? Аналитики чаще всего берут в расчет соотношение предложения и спроса, говоря при этом, что если Обама сумеет договориться с Саудовской Аравией, то те увеличат объемы поставок на мировой рынок, что если будет снят многолетний запрет на экспорт добываемой в США нефти на рынок, то цена на нефть упадет. Напомним, что Соединенные Штаты один из самых крупных добытчиков нефти. В таком случае американская нефть существенно добавит предложение и при таком балансе цены упадут. При этом забывают, что цена на нефть уже давно перестала быть результатом баланса спроса и предложения. В 2008-м году взрывной сброс цен на нефть не был связан с изменением конъюнктуры добычи и спроса на рынке. Нефть превратилась в, своего рода, «виртуальный товар» на фондовых биржах, на который действует помимо закона спроса-предложения, закон эффективной спекуляции. Цена на нефть, так же как и на другие, стратегические торгуемые товары, может меняться при вбросе или, наоборот, сдерживании спекулятивных средств, которые размещаются на соответствующих рынках и биржевых площадках.

Откуда эти средства могут взяться? Не секрет, что Соединенные Штаты Америки контролируют и эксплуатируют колоссальную финансовую систему резервной валюты мира в виде доллара. Федеральная резервная система эмитирует и распределяет долларовую массу, часто с не учитываемыми объемами в триллионы долларов. Зафиксированы спецоперации, в которых сотни миллиардов долларов размещались нелегальными и неконтролируемыми методами. Зафиксированы неформальные связи значительных хозяйствующих субъектов в мире, которые отрабатывают свою биржевую активность «по сигналу». Разумеется, по политическому сигналу. Следовательно, надо с полным уважением отнестись к предупреждениям, к подсказкам американскому правительству со стороны опытного финансового спекулянта Джорджа Сороса о том, что Россия очень уязвима в вопросах цены на нефть. Сброс ее в 2-3 раза возможен без изменений объемов добычи и ее предложения на рынке – это тайное оружие США и антироссийской части европейского сообщества, которое они пока приберегают, оказывая давление на Россию другими методами и наблюдая за выбором нашей страны политических линий поведения. На сегодня, это давление достаточно эффективно, ибо российская линия в отношении Украины претерпела существенные изменения, если сравнивать ее с февральско-мартовскими событиями в Крыму.

Можно сказать, что геополитические цели Западного альянса в отношении сдерживания самостоятельности России – достигаются. Поэтому супероружие – цены на нефть – они приберегают для конечного итога.

В этом отношении не технический, а политологический, футурологический анализ российской макрофинансовой политики показывает главное – она в основных компонентах не изменилась. Политика ЦБ, Минфина и Минэкономразвития гарантирует пролонгацию уязвимости России от внешней конъюнктуры и особых мер, которые, как мы показали, находятся в арсенале Соединенных Штатов Америки и Европы. Не зря 23 года проводилась либерально-космополитическая политика – она создала очень серьезные потенциалы уязвимости России. Это означает, что суверенитет нашей страны существенно подорван и требуется не просто декларация новых ориентиров (вроде геоэкономического и геополитического «разворота на Восток», призывов к импортозамещению), а существенного изменения в самой направленности макрофинансовой политики и политики Центрального Банка России. Пока таких сигналов нет. Напротив, политические заявления, например о создании национальной платежной системы, уступили место мирной консервативной договоренности с компаниями Visa и MasterCard о том, что мы передаем им право на создание российского оператора.

Изменение отношения к пророссийским силам на Юго-Востоке Украины также весьма заметно – это тревожные сигналы. Даже критически угрожающая ситуация с десуверенизацией экономики России не привела власти нашей страны к мобилизационному рывку, изменению факторов десуверенизации и будущей экономическо-финансовой безопасности, которая сегодня лишает возможности Россию быть самостоятельной в политическом отношении, и быть максимально успешной в отношении собственного развития. Будет ли эта ситуация меняться? Пока прогноз негативный, существующие реалии лишь все в большей мере оформляются. Реального реформирования либерально-монетаристской космополитической модели России, скорее всего, не будет. Шанс на такую реформу с каждым новым днем и новыми деталями международного положения России уменьшается. При этом «взрывная» схема обновления российской линии, в принципе, возможна. Крым показал, что у властей иногда хватает политической воли для решительных действий.

Материал подготовил Дмитрий Поллит


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments


Loading...

Новости партнеров

Loading...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru