О зависимости России от нефти, курсе рубля и политике ЦБ

О зависимости России от нефти, курсе рубля и политике ЦБ

Недавно на новостных лентах появилась информация об укреплении в мае месяце курса рубля. Эксперты объясняют это спадом опасений относительно последствий для российской экономики от введенных против нее санкций. Бивалютная корзина ($0,55 и EUR0,45) вышла в середине первой декады мая из подкоридора интервенций ЦБ РФ и держалась вне этой зоны вплоть до окончания месяца. 

Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин

Технические аналитики дают большое количество цифр по курсу рубля, по его соотношению с ведущими валютами мира, по оттоку капитала, по динамике депозитов физических лиц в российских банках, о формальных планах Центрального банка и Министерства финансов, Министерства экономического развития России, по части прогнозов экономического развития, изменчивости экономических показателей. В целом поведение курса рубля характерно для экономики с плавающим курсом. Несмотря на то, что обещание плавающего курса дано применительно к будущему, оно всех нас вроде еще только ждет, однако, фактически мы уже имеем зависимость валютного курса рубля от конъюнктуры на финансово-экономических рынках. Центральный банк России пытается смягчать эту зависимость, с начала года ЦБ потратил на эти цели свыше 40 млрд. долларов. Резонный вопрос: золотовалютные резервы России уменьшились на 40 млрд. долларов – это были реальные средства, которые, если бы в стране осуществлялась иная курсовая политика, могли бы быть использованы на материальное развитие страны. Могли быть профинансированы крупные инфраструктурные проекты, импортозамещение (ставшее особо значимым в оборонной сфере), развитие социально значимых областей, но средства были истрачены, возникает вопрос на что? На то, чтобы государство вмешивалось в конъюнктуру на финансовых рынках, удерживая курс рубля в определенных государством коридорах.

Стоит определенно заявить, что есть другой способ управления и контроля курсовых рейтингов рубля, а именно их фиксация и дифференцированное назначение в соответствии со специально определенными секторами товарной номенклатуры обменов.

Почему это невозможно делать? Говорят, что это приведет к спекуляциям и «черному рынку». Однако, в настоящее время российская экономика, очень сильно зависящая от внешних условий, приводит к значительным потерям реальных валютных запасов страны на виртуальные цели. Приводит к тому, что эти сверх должного уровня «замороженные» средства на развитие страны не работают. Правильна ли такая политика? Учитывая 20-ти летний опыт форсированных внедрений формально рыночных институтов, деформацию отраслевой, региональной, социальной структур экономики и финансов страны, следует сказать, что это скорее имеет отношения к ошибочным решениям в макрофинансовой политике страны.

Что влияет на валютный курс рубля? Влияет сырьевая деформация российской экономики, в условиях которой ценовые колебания касаются объемов закупок углеводородного экспорта страны, составляющего более половины в структуре доходов бюджета страны. Фактически это элемент десуверенизации российских финансов. Попытка переломить существующую ситуацию с помощью валютных интервенций стоит слишком дорого, поэтому ЦБ экономит свои ресурсы. Объемы и цены закупок углеводородного сырья во многом превратились в фактор политической и геополитической борьбы, даже на грани войны. Речь, конечно, об украинском кризисе, вовлечении в этот конфликт Европы и Соединённых Штатов Америки и об их возможностях управлять соответствующими ценами. Нужно напомнить, что США и Европа не просто прорекламировали пока держащийся в «запасниках» третий пакет санкций против России, они пока только намекнули о самом страшном «оружии возмездия» - ценах на нефть.

В 1985-м году американо-саудовский альянс сбросил цены на нефть и нанес непоправимый удар бюджетному балансу, финансам и экономике Советского Союза. Через 6 лет от этого и сопутствующих событий (в том числе внутриполитических) Советский Союз распался.

Есть ли возможность существенно изменить цены на нефть на сегодняшних мировых рынках? Аналитики чаще всего берут в расчет соотношение предложения и спроса, говоря при этом, что если Обама сумеет договориться с Саудовской Аравией, то те увеличат объемы поставок на мировой рынок, что если будет снят многолетний запрет на экспорт добываемой в США нефти на рынок, то цена на нефть упадет. Напомним, что Соединенные Штаты один из самых крупных добытчиков нефти. В таком случае американская нефть существенно добавит предложение и при таком балансе цены упадут. При этом забывают, что цена на нефть уже давно перестала быть результатом баланса спроса и предложения. В 2008-м году взрывной сброс цен на нефть не был связан с изменением конъюнктуры добычи и спроса на рынке. Нефть превратилась в, своего рода, «виртуальный товар» на фондовых биржах, на который действует помимо закона спроса-предложения, закон эффективной спекуляции. Цена на нефть, так же как и на другие, стратегические торгуемые товары, может меняться при вбросе или, наоборот, сдерживании спекулятивных средств, которые размещаются на соответствующих рынках и биржевых площадках.

Откуда эти средства могут взяться? Не секрет, что Соединенные Штаты Америки контролируют и эксплуатируют колоссальную финансовую систему резервной валюты мира в виде доллара. Федеральная резервная система эмитирует и распределяет долларовую массу, часто с не учитываемыми объемами в триллионы долларов. Зафиксированы спецоперации, в которых сотни миллиардов долларов размещались нелегальными и неконтролируемыми методами. Зафиксированы неформальные связи значительных хозяйствующих субъектов в мире, которые отрабатывают свою биржевую активность «по сигналу». Разумеется, по политическому сигналу. Следовательно, надо с полным уважением отнестись к предупреждениям, к подсказкам американскому правительству со стороны опытного финансового спекулянта Джорджа Сороса о том, что Россия очень уязвима в вопросах цены на нефть. Сброс ее в 2-3 раза возможен без изменений объемов добычи и ее предложения на рынке – это тайное оружие США и антироссийской части европейского сообщества, которое они пока приберегают, оказывая давление на Россию другими методами и наблюдая за выбором нашей страны политических линий поведения. На сегодня, это давление достаточно эффективно, ибо российская линия в отношении Украины претерпела существенные изменения, если сравнивать ее с февральско-мартовскими событиями в Крыму.

Можно сказать, что геополитические цели Западного альянса в отношении сдерживания самостоятельности России – достигаются. Поэтому супероружие – цены на нефть – они приберегают для конечного итога.

В этом отношении не технический, а политологический, футурологический анализ российской макрофинансовой политики показывает главное – она в основных компонентах не изменилась. Политика ЦБ, Минфина и Минэкономразвития гарантирует пролонгацию уязвимости России от внешней конъюнктуры и особых мер, которые, как мы показали, находятся в арсенале Соединенных Штатов Америки и Европы. Не зря 23 года проводилась либерально-космополитическая политика – она создала очень серьезные потенциалы уязвимости России. Это означает, что суверенитет нашей страны существенно подорван и требуется не просто декларация новых ориентиров (вроде геоэкономического и геополитического «разворота на Восток», призывов к импортозамещению), а существенного изменения в самой направленности макрофинансовой политики и политики Центрального Банка России. Пока таких сигналов нет. Напротив, политические заявления, например о создании национальной платежной системы, уступили место мирной консервативной договоренности с компаниями Visa и MasterCard о том, что мы передаем им право на создание российского оператора.

Изменение отношения к пророссийским силам на Юго-Востоке Украины также весьма заметно – это тревожные сигналы. Даже критически угрожающая ситуация с десуверенизацией экономики России не привела власти нашей страны к мобилизационному рывку, изменению факторов десуверенизации и будущей экономическо-финансовой безопасности, которая сегодня лишает возможности Россию быть самостоятельной в политическом отношении, и быть максимально успешной в отношении собственного развития. Будет ли эта ситуация меняться? Пока прогноз негативный, существующие реалии лишь все в большей мере оформляются. Реального реформирования либерально-монетаристской космополитической модели России, скорее всего, не будет. Шанс на такую реформу с каждым новым днем и новыми деталями международного положения России уменьшается. При этом «взрывная» схема обновления российской линии, в принципе, возможна. Крым показал, что у властей иногда хватает политической воли для решительных действий.

Материал подготовил Дмитрий Поллит


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
811
2328
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика