Очередная попытка удержать цены

Очередная попытка удержать цены

Событие: 27 августа 2014 года депутаты фракции КПРФ внесли в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№ 594724-6).

Комментирует: эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.юр.н. Александр Гаганов


С первого же взгляда на законопроект бросается в глаза низкое качество оформления проекта и полное игнорирование принятых в Госдуме правил законодательной техники. О чем это говорит? Вероятно, о том, что проект разрабатывался в спешке, писался «на коленке» и, возможно, без участия юристов, специализирующихся на законопроектной работе.

Допущены элементарные ошибки: в наименовании закона использована конструкция «изменения и дополнения», которая уже более десяти лет не применяется в законах; в статье 1 не указаны наименование и реквизиты федерального закона, в который вносятся изменения; в статье 3 формулировка о вступлении в силу закона также не соответствует принятым правилам.

Новые полномочия органов государственной власти по регулированию цен на продовольственные товары закреплены в проекте закона в новой статье 6.1. Однако Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» уже содержит две статьи, посвященные разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. По логике закона изменения, касающиеся полномочий, необходимо вносить именно в эти две статьи.

Инициаторы законопроекта в пояснительной записке ссылаются на то, что предусмотренный действующим законом порядок замораживания цен не работает. В настоящее время перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установлен Правительством Российской Федерации. Порядок установления предельных цен на определенные категории продуктов предусматривает замораживание цен на срок до трех месяцев в случае роста розничных цен на продовольственные товары на 30 и более процентов в течение месяца. В перечень товаров, на которые распространяется это правило, входят: говядина, свинина, баранина, куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, масло подсолнечное, молоко, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай, мука пшеничная, хлеб, пшено, крупа гречневая, вермишель, картофель, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, яблоки.

Авторы проекта вводят понятие «продовольственные товары», к которым относятся пищевые продукты, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция

(в том числе пиво), безалкогольные напитки, а также биологически активные

добавки, жевательная резинка. В дальнейшем по тексту проекта используется не определенное понятие «продовольствие», вероятно, совпадающее с понятием продовольственных товаров. Резонно предположить, что законодатели озабочены предполагаемым ростом цен на пиво, алкоголь и жевательную резинку.

Предложенный депутатами механизм регулирования цен предполагает ограничение торговых надбавок, которые, например, для розницы и общепита должны составлять не более 15 % от отпускной цены производителя. При этом надбавка для производителей сырья не должна превышать 45 % от себестоимости. Каким образом будет проверяться заложенная себестоимость продукции, не разъясняется. Каким образом розничные продавцы и организации общепита при наценке в 15 % будут окупать аренду помещений, налоги и оплату труда работников, тоже неясно. На сайте КПРФ Николай Арефьев, заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, говорит о том, что все проценты просчитаны исходя из сохранения «нормальной рентабельности» для продавцов, но эти расчеты нигде не опубликованы, поэтому проверить их невозможно. На наш взгляд, конструкцию регулирования цен посредством ограничения надбавок нельзя признать удачной.

В Указе Президента РФ от 6 августа 2014 года № 560 об ответных санкциях России Правительству РФ дано поручение «принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию». Пока такие меры не приняты, но очевидно, что если у государства есть намерение сдержать рост цен, то соответствующий законопроект должно было бы внести Правительство РФ. И определенная деятельность в этом направлении ведется.

Так, 2 сентября 2014 года Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила проект Минсельхоза по поддержке сельхозпроизводителей, который косвенно также направлен на сдерживание роста цен. 1 сентября 2014 года депутат Госдумы Олег Нилов внес законопроект, предусматривающий пониженную ставку НДС для отечественных продовольственных товаров. Вероятно, какие-то депутатские предложения будут услышаны. Но необязательно они должны найти отражение именно на законодательном уровне, возможно, целесообразнее принятие актов органами исполнительной власти.

Вероятность того, что законопроект коммунистов по регулированию цен станет законом, низкая, он требует существенной доработки.

Комментарий написан автором для портала "Уралинформбюро"


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3575
16367
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика