Плюсы и минусы законопроекта «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым»

Плюсы и минусы законопроекта «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым»

На рассмотрении находится законопроект «О патриотическом воспитании в Республике Крым». В чем сильные, а в чем слабые стороны законопроекта?

В начале июня был опубликован законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым», в основу которого положена Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым.

Что понимают под патриотизмом авторы законопроекта? Насколько серьезно хотят заняться духовно-нравственным воспитанием в республике? В чем схожесть, а в чем различия текста законопроекта от аналогичных российских действующих законов и законопроектов?

Федеральными документами, которые посвящены проблемам патриотизма, являются, во-первых, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, во-вторых, госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Уже находится в разработке госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Региональное регулирование представлено законами о патриотическом воспитании, долгосрочными целевыми программами по патриотическому воспитанию субъектов федерации. Законопроекты, регламентирующие патриотическое воспитание, находятся на рассмотрении в Орловской, Московской, Ивановской, Ленинградской областях.

Сравнив законы «О патриотическом воспитании» субъектов РФ с представленным Госсоветом Республики Крым законопроектом, стоит отметить, что по большей части законопроект «списан» с уже действующих. Это касается принципов, целей и задач патриотического воспитания, определений, полномочий органов власти.

Крымский законопроект «О патриотическом воспитании» содержит определение понятия «патриотизм». Под патриотизмом понимается любовь и уважение к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Хоть это и шаблонное определение, но само наличие этого определения выгодно отличает законопроект от некоторых законов и законопроектов субъектов федерации, которые его не содержат.

Представляется верным дополнить ряд определений дефинициями слов «Родина» и «Отечество». Определить, имеют ли эти слова одно значение или имеют разные? Если разные, то в чем различия? Это положительно скажется на толковании статей этого законопроекта.

Выгодно отличает законопроект от аналогичных так же то, что в нем авторы не ограничились регулированием патриотического воспитания, а пошли дальше и урегулировали духовно-нравственное воспитание населения.

Отражая специфичность положения Крыма, законопроект первоочередной целью патриотического и духовно-нравственного воспитания называет формирование российской идентичности, а одним из принципов воспитания – любовь к малой родине и уважение к Республике Крым. Авторы законов иных субъектов РФ понятий «любовь к малой родине», «уважение к субъекту РФ» не знают, а довольствуются отвлеченным – заинтересованностью в развитии субъекта РФ. А формирование у граждан заинтересованности в развитии субъекта называют целью патриотического воспитания. Если законопроект Республики Крым устанавливает, что любовь к малой родине – основное начало, а конечный пункт – формирование российской идентичности, то в других субъектах РФ заинтересованность в развитии субъекта – конечное предназначение патриотического воспитания.

Законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым» содержит перечисление, но не содержит определения понятий «объект патриотического воспитания» и «субъект патриотического воспитания», что характерно и для законов иных субъектов РФ. Эти понятия стоит определить, иначе получается, что, например, в соответствии с законопроектом Республики Крым граждане РФ – это одновременно объект и субъект патриотического воспитания. Представляется верным переделать формулировки путем внесения поправок во время рассмотрения законопроекта в парламенте, прописать, что субъектом патриотического воспитания являются граждане Российской Федерации, чей патриотизм и верность своему гражданскому и служебному долгу стали побудительным примером и образцом для подражания[1], а объектом – граждане, проживающие на территории Республики Крым.

В то время как указанный законопроект устанавливает, что семья как институт воспитания, обучения и развития ребенка есть субъект патриотического воспитания, законопроект Московской области, как и действующий закон Орловской области «О патриотическом воспитании в Орловской области», наоборот устанавливает, что семья в этом качестве – объект патриотического воспитания.

Основные направления деятельности субъектов патриотического и духовно-нравственного воспитания в Республике Крым достаточно условно поделены законопроектом на 10 блоков (в отличие от законов иных субъектов РФ, где содержится лишь перечень направлений): гражданско-правовое, духовно-нравственное, социально-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, эколого-краеведческое, экономико-патриотическое направления и иные направления деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Называя главной правовой основой Конституцию РФ, законопроект не поясняет, в какой статье закреплена такая ценность как патриотизм. Скорее всего правовой основой будет являться преамбула Конституции 1993 года, а именно слова: «передавших нам любовь и уважение к Отечеству». Имея реальный общественный запрос, от законодателя требуется данную ценность закрепить в тексте Конституции РФ. Встает вопрос: а как это осуществить? Решение было найдено и реализовано в новой Конституции РФ, подготовленной Центром Сулакшина. Согласно пункту «к» части 4 статьи 6 «Высшие ценности России» одной из высших ценностей России, которые определяют основу содержания и применения правовых актов, является патриотизм и любовь к Родине.

В итоге законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым» хоть и имеет небольшие с точки зрения юридической техники недочеты, но является более полным, ценностным и продуманным, чем действующие законы иных субъектов РФ, отражает специфику патриотического воспитания в Крыму.


[1] Формулировка аналогична той, что содержится в законе Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. N 2867-КЗ «О патриотическом воспитании в Краснодарском крае».


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
7008
23238
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика