Плюсы и минусы законопроекта «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым»

Плюсы и минусы законопроекта «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым»

На рассмотрении находится законопроект «О патриотическом воспитании в Республике Крым». В чем сильные, а в чем слабые стороны законопроекта?

В начале июня был опубликован законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым», в основу которого положена Концепция патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым.

Что понимают под патриотизмом авторы законопроекта? Насколько серьезно хотят заняться духовно-нравственным воспитанием в республике? В чем схожесть, а в чем различия текста законопроекта от аналогичных российских действующих законов и законопроектов?

Федеральными документами, которые посвящены проблемам патриотизма, являются, во-первых, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, во-вторых, госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Уже находится в разработке госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Региональное регулирование представлено законами о патриотическом воспитании, долгосрочными целевыми программами по патриотическому воспитанию субъектов федерации. Законопроекты, регламентирующие патриотическое воспитание, находятся на рассмотрении в Орловской, Московской, Ивановской, Ленинградской областях.

Сравнив законы «О патриотическом воспитании» субъектов РФ с представленным Госсоветом Республики Крым законопроектом, стоит отметить, что по большей части законопроект «списан» с уже действующих. Это касается принципов, целей и задач патриотического воспитания, определений, полномочий органов власти.

Крымский законопроект «О патриотическом воспитании» содержит определение понятия «патриотизм». Под патриотизмом понимается любовь и уважение к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Хоть это и шаблонное определение, но само наличие этого определения выгодно отличает законопроект от некоторых законов и законопроектов субъектов федерации, которые его не содержат.

Представляется верным дополнить ряд определений дефинициями слов «Родина» и «Отечество». Определить, имеют ли эти слова одно значение или имеют разные? Если разные, то в чем различия? Это положительно скажется на толковании статей этого законопроекта.

Выгодно отличает законопроект от аналогичных так же то, что в нем авторы не ограничились регулированием патриотического воспитания, а пошли дальше и урегулировали духовно-нравственное воспитание населения.

Отражая специфичность положения Крыма, законопроект первоочередной целью патриотического и духовно-нравственного воспитания называет формирование российской идентичности, а одним из принципов воспитания – любовь к малой родине и уважение к Республике Крым. Авторы законов иных субъектов РФ понятий «любовь к малой родине», «уважение к субъекту РФ» не знают, а довольствуются отвлеченным – заинтересованностью в развитии субъекта РФ. А формирование у граждан заинтересованности в развитии субъекта называют целью патриотического воспитания. Если законопроект Республики Крым устанавливает, что любовь к малой родине – основное начало, а конечный пункт – формирование российской идентичности, то в других субъектах РФ заинтересованность в развитии субъекта – конечное предназначение патриотического воспитания.

Законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым» содержит перечисление, но не содержит определения понятий «объект патриотического воспитания» и «субъект патриотического воспитания», что характерно и для законов иных субъектов РФ. Эти понятия стоит определить, иначе получается, что, например, в соответствии с законопроектом Республики Крым граждане РФ – это одновременно объект и субъект патриотического воспитания. Представляется верным переделать формулировки путем внесения поправок во время рассмотрения законопроекта в парламенте, прописать, что субъектом патриотического воспитания являются граждане Российской Федерации, чей патриотизм и верность своему гражданскому и служебному долгу стали побудительным примером и образцом для подражания[1], а объектом – граждане, проживающие на территории Республики Крым.

В то время как указанный законопроект устанавливает, что семья как институт воспитания, обучения и развития ребенка есть субъект патриотического воспитания, законопроект Московской области, как и действующий закон Орловской области «О патриотическом воспитании в Орловской области», наоборот устанавливает, что семья в этом качестве – объект патриотического воспитания.

Основные направления деятельности субъектов патриотического и духовно-нравственного воспитания в Республике Крым достаточно условно поделены законопроектом на 10 блоков (в отличие от законов иных субъектов РФ, где содержится лишь перечень направлений): гражданско-правовое, духовно-нравственное, социально-патриотическое, культурно-патриотическое, спортивно-патриотическое, военно-патриотическое, историко-краеведческое, эколого-краеведческое, экономико-патриотическое направления и иные направления деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Называя главной правовой основой Конституцию РФ, законопроект не поясняет, в какой статье закреплена такая ценность как патриотизм. Скорее всего правовой основой будет являться преамбула Конституции 1993 года, а именно слова: «передавших нам любовь и уважение к Отечеству». Имея реальный общественный запрос, от законодателя требуется данную ценность закрепить в тексте Конституции РФ. Встает вопрос: а как это осуществить? Решение было найдено и реализовано в новой Конституции РФ, подготовленной Центром Сулакшина. Согласно пункту «к» части 4 статьи 6 «Высшие ценности России» одной из высших ценностей России, которые определяют основу содержания и применения правовых актов, является патриотизм и любовь к Родине.

В итоге законопроект «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Крым» хоть и имеет небольшие с точки зрения юридической техники недочеты, но является более полным, ценностным и продуманным, чем действующие законы иных субъектов РФ, отражает специфику патриотического воспитания в Крыму.


[1] Формулировка аналогична той, что содержится в законе Краснодарского края от 30 декабря 2013 г. N 2867-КЗ «О патриотическом воспитании в Краснодарском крае».


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2205
5344
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика