ПМЭФ: встречи и контракты

ПМЭФ: встречи и контракты

Эксперт Центра Шишкина Н.И.

Петербургский экономический форум, кроме того что является ярким событием с участием Президента, организовывается как площадка для проведения важных переговоров и заключения деловых сделок. О некоторых из них и пойдет речь.

С кем встречался Президент на ПМЭФ

За первый день было проведено несколько встреч на высшем уровне: встреча президента с Министром обороны Саудовской Аравии Мухаммадом бен Сальманом, Первым заместителем Премьера государственного совета Китая Чжаном Гаоли, премьер-министром Монголии Чимэдийном Сайханбилэгом, генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано.

Во время встречи с преемником принца Саудовской Аравии, по совместительству Министром обороны, было подтверждено приглашение арабской стороны посетить Москву с визитом и получено ответное приглашение в Саудовскую Аравию. Обсуждались события в Йемене, преимущественно ради убеждения России в поддержке позиции Саудовской Аравии против повстанцев Хути, отношения с Ираном и переговоры по Ирану в формате группы 5+1, сирийский вопрос.

Эта встреча была воспринята некоторыми иностранными специалистами как демонстрация принцем Саудовской Аравии своей относительной независимости от Вашингтона, с одной стороны, и попытка подправить экономическое положение России – с другой.

Интересную позицию высказал американский TheNationalInterest. В статье высказывалось такое предположение: «В действительности, укрепление сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией несет в себе потенциальную выгоду для достижения американских дипломатических целей, особенно в регионе Ближнего Востока. Между [этими] двумя странами произошла заморозка отношений после начала кризиса в Сирии, так как позиция России касательно поддержки режима Ассада вступала в конфликт с деятельностью Саудовской Аравии по финансированию и вооружению повстанцев против режима Ассада. <…> Более тесное сотрудничество с Саудовской Аравией позволяет улучшить эффективность переговоров [с Россией] по ключевым позициям по Сирии, Йемену и ИГИЛ». Таким образом, некоторые западные СМИ рассматривают улучшение отношений между Саудовской Аравией и Россией как возможность через Саудовскую Аравию усилить давление на Россию по некоторым проблемным вопросам Ближнего Востока.

Визит китайского премьер-министра в Москву – это ещё и подготовка встречи В.Путина с председателем Си Цзиньпином. На встрече с Чжан Гаоли, российский президент наибольшее внимание уделил сотрудничеству в энергетической сфере – именно за укреплением сотрудничества в этой сфере Чжан Гаоли, по его же словам, и был направлен на ПМЭФ. Кроме того, в своей речи китайский политик после энергетического сотрудничества отметил необходимость сотрудничества в сфере сельского хозяйства, транспорта, авиации, космоса, инфраструктуры и развития Дальнего Востока.

Важное заявление, которое достаточно широко распространилось в англоязычных СМИ, касалось усиления сотрудничества России и Китая в рамках диалога между ЕврАзЭС и экономического пояса Великого Шелкового пути, укрепление интеграции организаций в регионе.

За развитием этих организаций  наблюдают многие страны мира. Китай выстраивает именно торговое сотрудничество, в то время как Россия намерена организовать более сложную и интегрированную систему. ЕврАзЭС и экономический пояс Великого Шелкового пути несколько конфликтующие проекты, однако стремление Китая сотрудничать может быть продиктовано следующим расчетом: использовать построенные в рамках ЕврАзЭС механизмы для укрепления и совершенствования своих проектов. Опасность в данном случае может заключаться лишь в том, что в свой проект Китай приглашает в том числе и фактических противников России, что может привести к возможности осуществить косвенное управление развитием российского проекта. С другой стороны, сам Китай, во всяком случае до определенного времени, будет заинтересован в прогрессивном развитии ЕврАзЭС.

Монголия – ещё одно государство в этом регионе, с премьер-министром которого прошла встреча на ПМЭФ. Что происходит в этой стране и какова её роль в регионе россиянам часто бывает неясно и непонятно, вплоть до появления шуток, что в Монголии ничего не происходит.

После распада СССР торговля и влияние России в Монголии серьезно пострадало, в то же время возросло влияние Китая. Однако в 2000-х годах, с целью не потерять статус региональной державы, Россия постепенно стала делать попытки восстановить отношения с Монголией на прежнем уровне. В результате в 2005 году Россия списала 98% госдолга Монголии и было подписано масштабное энергетическое соглашение о строительстве энергомагистрали через Монголию в Китай. Однако в 2008 году Монголию, как и многие сопредельные с Россией страны, затронул политический кризис, в результате которого к власти в этой стране пришла оппозиция, а сама страна на Западе именуется «моделью для других стран по демократическому переходу». 

С 2014 года начали проводиться трехсторонние консультации заместителей министров иностранных дел России, Китая и Монголии в целях обсуждения путей реализации договоренностей о трехстороннем сотрудничестве. Среди направлений сотрудничества, кроме гуманитарной, региональной и политической сферы, также присутствует торгово-экономическое, причем особенное внимание уделяется возможности произведения взаиморасчетов в национальных валютах.

Чимэдийн Сайханбилэг во время встречи особенно отметил необходимость  оформления российско-монгольских проектов в программы развития стратегического партнерства на среднесрочную перспективу и составление дорожных карт.

Во время визита монгольской делегации состоялись также встречи с Якуниным по транспортным вопросам и с Кириенко по вопросам, связанным с добычей и переработкой урана. Месторождения урана в Монголии в 2005-2013 гг. были найдены французскими и канадскими корпорациями и в общей сложности оцениваются в 81,8 тысяч тонн, что делает Монголию одной из 10 стран с наибольшими запасами урана в мире.

Проблемы ядерных разработок обсуждались на ПМЭФ также в ходе встречи С. Лаврова и Юкиа Амано, генеральным директором МАГАТЭ. Особое внимание было уделено переговорам по иранской ядерной программе, где решающее слово будет за результатом проверки МАГАТЭ.

Иран стал одной из точек напряжения в отношениях России и Запада под предводительством США. Приостановку ядерной программы Ирана в Вашингтоне считают своим достижением в области национальной безопасности, а прекращение и контроль над ядерной программой Ирана фактически является одной из задач стратегии национальной безопасности США. По сути, от того, в чью сторону удастся склонить МАГАТЭ, во многом будет зависеть архитектура международных отношений в части, связанной с Ираном.

Но Россию с Ираном связывает не только ядерный проект. Показательно, что и к России, и к Ирану наблюдается наиболее негативное отношение в мире, не говоря уже о том, что и в отношении обеих стран были применены санкции. Но самое главное – это геополитическое значение отношений Ирана и России. Иран является той страной, которую необходимо ослабить ради достижения доминирующего положения в Каспийском регионе, достаточно богатом на энергетические месторождения. Речь о милитаризации соседей России и Ирана и ослаблении их влияния в регионе шла ещё в докладе Госдепа США для Конгресса по бюджетному финансированию военных операций за рубежом в 2012 году. Сейчас же США прилагают все усилия не только чтобы ослабить независимость Ирана и позиции России на Ближнем Востоке, но и для того, чтобы усилить собственное влияние в регионе.

Во второй день проводились встречи с премьер-министром Греции, президентом Киргизской республики Алмазбеком Атамбаевым, бывшим премьер-министром Франции Франсуа Фийоном и бывшим премьер-министром Италии Романо Проди.

Отношения России с Грецией, которая является в Европе одной из стран с наиболее позитивным отношением к России, в связи со сменой правительства и возможными изменениями в самой Европе приковывает внимание многих СМИ, аналитиков и специалистов. Закономерно, что встреча Путина с Алксисом Ципрасом вызвала интерес как у российской, так и у иностранной прессы. Более того, на самом ПМЭФ был организован специальный круглый стол «Россия-Греция: новые пути экономического сотрудничества».

Американский канал бизнес-новостей CNBCоценил визит Ципраса в Россию как поиск Грецией финансовой поддержки за пределами ЕС.

Ещё более жестко высказалась канадская TheGlobeandMail: «Мистер Ципрас использовал свою речь на ПМЭФ, которая шла сразу после выступления российского Президента Путина на пленарном заседании, чтобы адресовать Евросоюзу, главному спонсору греческих долгов, свою мольбу о снисхождении».

Некоторые западные СМИ рассматривают визит Ципраса на ПМЭФ как стремление заполучить нового удобного союзника в лице президента России.

Сами же греческие СМИ, такие как HellenicInsider, рассматривают визит Ципраса в Россию и подписание газового контракта как разворот Греции на Восток. Этому, по мнению HellenicInsider, препятствует «диктат ЕС», «проплаченный Америкой», чья «западническая, неолиберальная гегемония быстро отмирает». Поэтому стремление к суверенности Греции «рядом с сильным лидером Россией, а не в качестве банковского вассала ЕС» представляется  неизбежным выбором Греции.

На этом фоне две последующих встречи, с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым и бывшим премьером Франции Франсуа Фийоном, несколько затерялись. Однако вопросы, которые поднимались на этих встречах, для России также имеют серьезную значимость.

Киргизия – мало того, что страна, с которой Россию связывает Советское прошлое, так и страна, с которой Россию может связать и Евразийское будущее. Это одно из пророссийски ориентированных государств постсоветского пространства, которое ещё в прошлом году заявляло о своей готовности поддержать Россию во время санкций, в том числе и за счет поставок сельхозпродукции. В этом году Киргизия надеется стать следующим, после Армении, членом ЕврАзЭС.

Важное значение имеет ещё и угроза политического переворота, «майдана», в Киргизии, по примеру других постсоветских стран, тем более, что попытка «раскачать» киргизский народ уже была в начале прошлого года. В начале 2015 года и киргизские политологи, и российские специалисты вновь подняли эту тему после назначения на роль посла США в Кыргызстане Ричарда Майлза, который возглавлял представительства США в Грузии во время «революции роз» и уже сыскал себе славу одного из распространителей цветных революций.

Если с Киргизией всё ясно, то чем же важна встреча с бывшим премьер-министром Франции?

Франсуа Фийон – не только человек, с которым Путин сотрудничал во время президентства Медведева, но и кандидат на пост Президента Франции на выборах 2017 года.

Франсуа Фийон был официально выдвинут от партии республиканцев в мае 2015 года и стал главным соперником Франсуа Олланда, является одним из антиамериканистов и ярых противников антироссийских санкций, называя их «крестовым походом против России, что противоречит интересам Европы». Согласно проведенным в сентябре опросам населения во Франции, 62% французов из альтернативы Фийон-Олланд предпочитают видеть Фийона на посту Президента.  Франсуа Фийон четвертый в списке кандидатов на пост Президента. Даже несмотря на тот факт, что за месяц (с мая по июнь 2015 года) его популярность снизилась на 8п. (52п. вместо 60 в мае), он всё же остается достаточно влиятельным политиком одной из крупнейших стран Европы. Построение продуктивных отношений с человеком, который весьма резко критикует политику ЕС в отношении России и является кандидатом на пост президента – важный шаг и направление деятельности России, поставленной в режим международной изоляции.

Подробностей о встрече президента с Франсуа Фийоном почти нет: только слова Юрия Ушакова о том, что будет затронут украинский вопрос. Также скудна информация и о встрече с Романо Проди, итальянским бывшим премьер-министром.

Но кроме встреч, которые имеют достаточно важные последствия в плане дальнейшего развития международных отношений, не менее важное значение имеют конкретные договоры и соглашения, которые были заключены между представителями российского и иностранного бизнеса.

Соглашения, контракты, договоры

По итогам форума было подписано более 200 соглашений между российскими компаниями и иностранными. Конечно, подписывались и соглашения между регионами России, представителями российских корпораций и власти, но важные сделки с иностранными компаниями представляют несколько больший интерес.

Первым в списке энергетических соглашений, конечно же, идет соглашение о расширении мощностей «Северного потока» между Газпромом и европейскими Е.On, Shellи OMV. Каков политический посыл? Экономические выгоды важнее политических интересов. Европа может сколько угодно вводить санкции, открыто устами А.Меркель заявлять о том, что политика важнее экономики – но для России всё наоборот, даже несмотря на явное противостояние с Россией и антироссийскую направленность Европы.

В Европе наименее антироссийски настроенная страна (не считая Сербии) – Греция. С ней было заключено соглашение на ПМЭФ, согласно которому Россия будет содействовать геологоразведке углеводородов в Греции, будет создано совместное предприятие, которое, кроме нефти и газа, будет заниматься строительством в Греции геотермальных электростанций. Пожалуй, это одно из немногих соглашений, которое подразумевает не ввоз иностранных технологий в Россию, а действительное сотрудничество, в том числе – на территории государства-партнера.

Особое внимание привлек подписанный между Москвой и Афинами меморандум о строительстве продолжения «Турецкого потока» на территории Греции, причем Афины намерены привлечь кредит у России на реализацию этого проекта, что послужило поводом для некоторых западных СМИ назвать поездку греческой делегации на ПМЭФ стремлением найти замену ЕС.

В области энергетики подобные же договоры были заключены о сотрудничестве в области мирного атома с Саудовской Аравией (предполагается строительство 16 ядерных реакторов в Саудовской Аравии) и Мьянмой. С Саудовской Аравией, кроме этого, были заключены соглашения по сотрудничеству в нефтяной сфере и космической отрасли.

«Роснефть» стала самым активным участником форума. За время его проведения, компанией было подписано 58 договоров из заключенных 205. Характер соглашений – расширение сотрудничества с зарубежными партнерами.

Одни из самых важных соглашений – продажа 20% участия в совместном предприятии "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" компании ВР и ещё 29% участия в этом же предприятии Skyland Petroleum Group. По существу, владевшая 100% компании Роснефть почти половину  предприятия, занимающегося разработкой одного из крупнейших нефтегазовых месторождений, отдала иностранным западным компаниям. Снова – бизнес превыше всего. Они нам – санкции, мы им – нефть. Интересы крупного бизнеса с интересами страны совершенно не соотносятся.

Договоры в энергетической и космической сферах вполне ожидаемы и естественны в связи с экспортно-сырьевым характером российской экономики, неравномерным развитием отраслей хозяйства и пока ещё сохранившейся в качестве наследия СССР сильной позицией в космических технологиях.  Но кроме этих контрактов, не менее интересными становятся контракты и в других сферах, среди которых также есть и контракты с некоторыми европейскими корпорациями.

На три года был заключен договор Сбербанка с немецкой IT-компанией SAP. Управление ресурсами, персоналом и автоматизированные сервисы для клиентов банка – всё это будет разрабатываться немцами. Видимо, в самой России с подготовкой соответствующих специалистов дела обстоят настолько плохо, что даже Сбербанк, имея долю государства в 60,25% (то есть являясь практически государственным банком), вынужден искать кого-то на стороне. Например, в Европе. Которая ввела и вводит санкции. В том числе – против самого Сбербанка.

С немецкой Siemensбыл продлен договор на обслуживание скоростных поездов «Ласточка» на срок 40 лет и немалую сумму 1,2 млрд евро. Долгосрочный договор со страной НАТО, который фактически, хотя и не признается, является геополитическим противником России во время обострения борьбы с Россией. И правда, что может быть логичнее? Мы же не при Петре Первом – пытаться использовать иностранных специалистов для подготовки собственных кадров и разработки собственных проектов высокоскоростных путей сообщения.

Что касается высокоскоростных поездов, то в первый день форума РЖД также заключили договор о проектировании высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань с китайскими партнерами, которые будут консультировать российских специалистов при сопровождении изыскательных работ. Этот контракт особенно освещался в СМИ как России так и Китая, так как является важным результатом переговоров между странами, значительно укрепившими свои связи в последнее время.

Но самое интересное соглашение – это соглашение полностью государственного «Россельхозбанка» с  китайскими UnionPay. Теперь «Россельхозбанк» будет выпускать и продвигать на рынке китайские пластиковые карты. Это соглашение может стать своего рода подушкой безопасности в случае отключения в России карт MasterCardи Visa.

На первый взгляд может показаться, что Россия вновь пытается наступить на те же грабли, однако и национальная система платежных карт (НСПК) подписала соглашение, благодаря которому планируется выйти на международный рынок, поэтому говорить о перемене курса с создания собственной национальной платежной системы на замену иностранных на иностранные же говорить пока рано.

 Сам проект национальных платежных систем был запущен всего лишь год назад, и только в связи с угрозой блокировки пластиковых карт, что само по себе демонстрирует нежелание продумывать политику в этой сфере на несколько шагов вперед и нежелание менять существующую зависимость от иностранных платежных систем.  Будем надеяться, что проект НСПК всё-таки заработает, и при его развитии учтут опыт создания платежных систем в других странах: Индии, где национальная платежная система была создана за два года, Японии, чья система существует с 1961 года, Китая, где платежная система существует с 2002 года и нашего ближайшего соседа и союзника – Белоруссии, где национальная платежная система «Белкарт» существует ещё с 1995 года. Само по себе отсутствие национальной платежной системы России такое долгое время – огромная ошибка и упущение. Но говорить о том, что это исправлено, рано, как рано говорить и о том, что Россия уже в скором будущем станет чуть более независимой от воли иностранных политиков и  корпораций.

Однако если судить по другим договорам, особенно сделкам в сфере добычи ресурсов, то санкционный режим ничуть не изменил курс и модель развития России: Россия продолжает стремительное движение к состоянию сырьевого придатка. Только теперь – сырьевого придатка и воюющего с нами Запада, и бурно развивающегося Востока.

Большое значение придают встречам, проведенным на высшем уровне в рамках ПМЭФ, особенно с представителями постсоветских республик и Греции.  Однако и там основная тематика та же – энергетическое сотрудничество. К сожалению, ПМЭФ продемонстрировал не стремление России к выходу из своего состояния путем реальной диверсификации экономики, а повторение и закрепление существующего порядка. Ещё одна деталь – в России и внешние игроки видят уже исключительно партнера в энергетической сфере и рынок сбыта, а вовсе не ту сильную державу, в существовании которой Москва пытается убедить весь мир. Согласие с патетической риторикой Москвы – только маневр, чтобы не мешали продолжать заключать договора, ширма для крупного энергетического бизнеса.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1444
4124
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика