Политическая карта российского сегмента Интернета как отражение качества государственного управления

Политическая карта российского сегмента Интернета как отражение качества государственного управления

Доклад эксперта Центра научной политической мысли и идеологии, к.т.н., Дмитрия Новикова на научной конференции "Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление".


С момента крушения Советского Союза, государства с одной единственной идеологической линией, в России образовался ценностно-целевой вакуум, который власти страны так и не сумели заполнить до сих пор. Либерально-демократическая эйфория, возникшая у граждан на стыке 80-х и 90-х годов, быстро угасла, а заявленная в Конституции ценность прав и свобод индивидуума, в конечном счете не нашла отклика в душах и умах россиян. Совершенно не удивительно, что, на политическом, культурном и религиозном пространствах возникло множество организаций, которые выдвигают собственные идеологические концепты, конкрирующие друг с другом.

Эта тенденция не могла не найти отражения в российском сегменте Интернета. Число всевозможных сайтов, предлагающих собственные пути возрождения России, столь велико, что зачастую интернет-пользователям бывает трудно уловить между ними разницу.

Сегодня в России доля пользователей Интернета составляет 40% населения, в то время, как в странах, которые принято называть развитыми, эта цифра составляет порядка 80% [1] (рис. 1). Эти данные говорят о том, что рост численности российской интернет-аудитории будет продолжаться.


Рис. 1. Список стран по числу пользователей Интернета на июнь 2013 г.

В начале 2014 года портал rbc.ru провел опрос [2] (рис. 2), который демонстрирует, что постепенно Интернет вытесняет все другие средства распространения информации, оставляя за бортом телевидение, радио и печатную прессу. По мнению политолога Бориса  Рожина, выборы президента 2012 года были последними выборами, на которых телевизионная агитация играла бо́льшую роль, чем агитационные кампании в Интернете [3].


Рис. 2. Откуда вы предпочитаете получать новости?

На рынке информации предложение не всегда соответствует спросу. Политические предпочтения россиян неоднородны и непостоянны, что, несомненно, находит свое отражение в Интернете. На посещаемость сайтов влияет не только реклама и качество содержащейся на них информации, но и соответствие материалов имеющемуся социальному запросу. Негосударственные интернет-ресурсы чаще всего вынуждены подстраивать содержимое своих страниц под потребности аудитории, в то время как сайты на государственном финансировании, как правило, неукоснительно придерживаются установленной сверху общей информационной линии.

Не безразличным к политическим процессам пользователям Интернета в России заметны изменения, которые претерпевает виртуальное информационное пространство. Эти изменения связаны и с трансформацией политических взглядов россиян, и с активизацией усилий руководства страны по регулированию национального сегмента Сети.

В настоящем исследовании представляется реальная карта главных "игроков" на политической арене в интернет-пространстве России. Рассматриваются наиболее посещаемые информационно-новостные ресурсы, аналитические порталы, блоги, группы в социальных сетях. Исследуется их форма собственности, миссия, посещаемость, состав аудитории и идеологическая линия. В свою очередь, в рамках работы составлен политический портрет пользователей российского сегмента Сети: численность, политические взгляды, наиболее часто посещаемые виды сайтов, характер изменения политического поля в Интернете за последние 10 лет.

Сегодня наиболее посещаемые политические интернет-ресурсы, которые, несомненно, оказывают заметное влияние на формирование общественного мнения, как правило, не отличаются нейтральностью взглядов. Для того, чтобы определить, какой именно политической линии придерживается тот или иной веб-ресурс, целесообразно изучить источники его финансирования, биографии членов его редакции и наиболее читаемых авторов, а также провести контент-анализ текстового содержимого сайта. Укрупненно все интернет-ресурсы политической направленности можно поделить на те, что поддерживают курс государственной власти, и те, что выдвигают оппозиционные мнения. В свою очередь, последние формируют весьма разнообразную палитру взглядов.

Чтобы составить политическую карту российского сегмента Интернета, выберем несколько десятков наиболее посещаемых веб-ресурсов, освещающих вопросы политики, а затем выделим их основные характеристики. Для решения этой задачи будем использовать только публично доступную информацию. Для удобства поделим получившийся список сайтов на следующие 5 групп:

  • новостные онлайн- и оффлайн-издания;
  • популярные блоги и сайты политиков;
  • аналитические порталы;
  • сайты партий, политических движений;
  • социальные сети.

На основе экспертного опроса, проведенного в Центре научной политической мысли и идеологии, было выявлено, какие политические взгляды выражает тот или иной интернет-ресурс, а также его отношение к действующей власти. Перечень всех рассмотренных ресурсов, а также результаты экспертного анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ политических веб-ресурсов российского сегмента Интернета >>>

Как мы видим из таблицы 1, наибольшая посещаемость наблюдается у веб-сайтов крупных средств массовой информации. Их идеологическая платформа, как правило, не очерчена в явном виде.

Обычно это либо сайты консервативной направленности, поддерживающие действующую власть, либо либеральные веб-ресурсы, наполненные антивластной риторикой.

Любопытно, что и в том, и в другом случае доминируют интернет-ресурсы либо напрямую финансируемые государственными органами или корпорациями, либо находящеся в собственности опосредованно связанного с госструктурами владельца. Среди других выводов, вытекающих из исследования, следует назвать следующие.

  • Многие информационные веб-ресурсы сменили антигосударственную позицию на прогосударственную за последние два года (news.rambler.ru, lenta.ru, gazeta.ru), а некоторые - с антивластной на провластную (zavtra.ru).
  • Усилия власти по борьбе с националистическими сайтами возымели успех – те ресурсы националистов, которые остаются доступными, не отличаются высокой посещаемостью.
  • Протестные настроения в интернет-среде в настоящее время умеренные, что, по всей видимости, говорит об успешных тактических действиях властей в информационной войне.

Все выводы о посещаемости веб-ресурсов были сделаны на основе публичных источников, таких, как официальная информация на сайтах, всемирная открытая энциклопедия "Википедия" или российские сервисы рейтингов популярных сайтов.

Использованные источники аккумулированных количественных данных не гарантируют их достоверность, что ставит нас перед необходимостью их верификации. С этой целью осенью 2014 года мы провели собственное исследование по следующей формуле: на отдельно зарегистрированном домене (perestroyka2.ru) мы разместили программные скрипты социологических опросов, а затем распространяли призывы поучаствовать в них на сайтах различной идеологической направленности. Первичным критерием отбора интернет-ресурсов была равномерность распределения по идеологии, вторичным - посещаемость. Для размещения агитационных призывов был, прежде всего, задействован сервис комментирования на сайтах. В итоге, в каждом опросе приняло участие свыше 500 человек. Результаты приведенных опросов приведены на рис. 3-5.


Рис. 3. Какого типа политические сайты вы посещаете?


Рис. 4. Каких политических взглядов вы придерживаетесь?


Рис. 5. Какие политические интернет-ресурсы вы посещаете?

Полученные результаты демонстрируют, что главным источником информации в интернете, по-прежнему остаются новостные и аналитические порталы. В обществе на момент проведения исследования сохраняется высокая степень поддержки действующей власти.

При этом заметное место в идеологических предпочтениях интернет-аудитории занимают православные и славянофильские идеи.

Однако, несмотря на эту тенденцию, националистические сайты по-прежнему воспринимаются интернет-пользователями, как маргинальные, и не вызывают доверия. Постепенно та же участь постигает и ультралиберальные веб-ресурсы. Вопреки прогнозам многих экспертов, предсказывавших распространение волны антиолигархических настроений из Украины в Россию, так называемые "левые" идеи в их классической коннотации также не набирают популярности. Однако довольно значимый процент интернет-аудитории придерживается социал-демократических взглядов, что совпадает и с общемировым трендом.

На основе экспертной оценки политических взглядов, выражаемых каждым из интернет-ресурсов, а также отношения исследуемых сайтов к действующей власти, составленный нами в таблице 1 список можно концептуально поделить на следующие 5 категорий:

1. Коммунисты - сторонники "левых" идей, красного проекта и/или постулатов марксизма, выступающие за справедливое распределение ресурсов страны и отмену частной собственности на средства производства.

2. Националисты - граждане и объединения, выступающие за привилегированный статус русского этнического населения, за усиление миграционных барьеров.

3. Либералы - сторонники идеи максимизации всех прав и свобод индивидуума в сферах политики, экономики и культуры и минимизации государственного регулирования в жизнеустройстве страны.

4. Национал-патриоты (имперцы) - патриотически настроенные персоны и объединения, относящиеся с уважением ко всем периодам российской истории, призывающие к строительству империи на русском цивилизационном пространстве, выступающие с активной критикой действующей власти, однако не разделяющих в полной мере ни либеральных, ни коммунистических идей.

5. Сторонники власти - идейно мотивированные или получающие поддержку от государственной власти граждане или объединения, настроенные паттерналистски, разделяющие подавляющее большинство действий руководства страны, придающие внешнеполитическим проблемам во много раз большее значение, чем внутриполитическим.

Итоговый перечень интернет-ресурсов для анализа, составленный на базе таблицы 1 и разбитый на 5 идеологических категорий, представлен ниже (рис. 6). Из него были исключены те сайты, политическую направленность которых четко определить не удалось, а также сайты, в которых существуют ограничения на быстрое «выкачивание» огромных массивов данных в многопотоковом режиме (установлена защита от многократных обращений с одного ip-адреса). Два сайта были добавлены дополнительно для уравновешивания категорий. В результате в каждой группе получилось не менее 5 сайтов для анализа.


Рис. 6. Политические интернет-ресурсы, классифицированные по идеологии

С целью более точного определения текущих ценностных ориентиров выделенных идеологических групп, сначала мы «выкачали» массив текста объемом около трех миллионов знаков для каждого сайта. Затем был проанализирован совокупный текстовый контент в рамках каждой категории, и выявлены списки наиболее часто встречающихся слов за вычетом слов, не несущих существенной смысловой нагрузки, таких, как предлоги, местоимения или союзы.

Списки наиболее характерных слов для всех пяти групп составлялись посредством операции пересечения множеств (списков) слов различных сайтов. Затем списки были преобразованы путем интеграции всех словоформ и однокоренных вариаций и последующего отбора 50 самых частотных слов.

Для удобства восприятия результаты исследования (самые частотные значимые слова) представлены и в виде облаков тегов, и в виде гистограмм (рис. 7-11), на которых по оси ординат отложена доля конкретного маркера от суммы всех повторений 50 наиболее часто встречающихся слов.

Коммунистические сайты:

а) распределение частотных слов в виде облака тегов:


б) распределение частотных слов в виде гистограммы:


Рис. 7. Наиболее частотные слова на коммунистических сайтах

По частотности употребления КПРФ стоит на втором месте после России. Можно сделать вывод, что, несмотря на появление новых партий социалистической и коммунистической направленностей, «красное» движение все еще прочно ассоциируется с Геннадием Зюгановым. Также значительное внимание уделено взаимоотношениям с президентом и властью.

Националистические сайты:

а) распределение частотных слов в виде облака тегов:


б) распределение частотных слов в виде гистограммы:


Рис. 8. Наиболее частотные слова на националистических сайтах

В националистических текстах одно из центральных мест занимают русские – россияне и российский употребляются гораздо реже. Заметную роль играют две смысловых области: 1. война (генерал, армия, честь); 2. родовые отношения (отец, брат, сын, народ). Также прослеживается дихотомия жизни и смерти.

Либеральные сайты:

а) распределение частотных слов в виде облака тегов:


б) распределение частотных слов в виде гистограммы:


Рис. 9. Наиболее частотные слова на либеральных сайтах

Для либеральных авторов важны взаимоотношения людей, власти и денег. Довольно часто упоминаются конкретные люди: Ходорковский и Навальный. По сравнению с остальными дискурсами, очень часто употребляется слово «Москва» (скорее всего, обусловлено основной средой обитания) и Украина (в контексте влияния украинских событий на их непосредственную среду обитания).

Национал-патриотические сайты:

а) распределение частотных слов в виде облака тегов:


б) распределение частотных слов в виде гистограммы:


Рис. 10. Наиболее частотные слова на национал-патриотических сайтах

В текстах национал-патриотов особенно часто встречаются популярные в кругах этой группы персоналии и организации. Заметна тема противостояния США и России. Высок интерес к событиям на Украине. Также авторов волнуют взаимоотношения людей и власти.

Сайты сторонников власти:

а) распределение частотных слов в виде облака тегов:


б) распределение частотных слов в виде гистограммы:


Рис. 11. Наиболее частотные слова на сайтах сторонников власти

На данном отрезке времени провластные авторы уделяют большое внимание отношениям России, Украины и США. Ожидаемо часто упоминается Владимир Путин. Москва занимает ключевую позицию в мировоззрении, но в отличие от либералов не как среда непосредственного обитания, а как центр государства, сосредоточение власти.

Все без исключения идеологические группы интернет-ресурсов демонстрируют озабоченность российскими проблемами и вызовами. Однако постепенно тематика международной политики всё больше вытесняет проблемы внутренние, что особенно заметно на либеральных ресурсах и сайтах сторонников власти.

Методом иерархического кластерного анализа (квадрат расстояния Евклида) определена схожесть групп: ближе всех друг к другу находятся сторонники власти и национал-патриоты, поодаль стоят либералы (ближе к национал-патриотам и дальше от провластных). Коммунисты и националисты – в стороне от всех и друг от друга.


Рис. 12. Семантическая близость сайтов различной идеологической направленности

Картина, которую мы получили, информативна, демонстрирует различия между исследуемыми группами интернет-ресурсов, она не дает детального ценностного портрета категорий. Чтобы восполнить этот пробел, вновь обратимся к "выкаченным" нами текстовым массивам и проведем анализ на наличие и процентное содержание двенадцати ценностных слов-маркеров, которые могут указать на некоторые характерные особенности сообщества политически активных жителей России. В качестве таких маркеров экспертным образом отобраны следующие 12 слов:

  • суверенный;
  • патриотизм;
  • Родина;
  • свобода;
  • справедливость;
  • право;
  • равенство;
  • традиция;
  • рынок;
  • Бог;
  • нация;
  • русский.

Результаты анализа приведены на рис. 13-17, где по оси ординат откладывалась процент определенного слова от суммы числа повторений всех двенадцати маркеров.


Рис. 13. Контент-анализ коммунистических сайтов по словам-маркерам


Рис. 14. Контент-анализ либеральных сайтов по словам-маркерам


Рис. 15. Контент-анализ националистических сайтов по словам-маркерам


Рис. 16. Контент-анализ национал-патриотических сайтов по словам-маркерам


Рис. 17. Контент-анализ сайтов сторонников власти по словам-маркерам

Результаты анализа целевых групп сайтов на частотность ценностных слов-маркеров приводит нас к следующим трем основным выводам:

  • Основные либеральные маркеры, такие, как «свобода», «рынок» и «право» на консервативных провластных веб-ресурсах встречаются ничуть не реже, чем на либеральных.
  • «Левые» протестные настроения в интернете, хоть и выше, чем в середине двухтысячных годов, но по-прежнему невысоки, что, в частности, подтверждается низкой плотностью таких маркеров, как «справедливость» и «равенство».
  • Налицо общее повышение популярности идеи возрождения русского мира, по всей видимости, в связи с событиями на Украине.

Полученные результаты явно свидетельствуют о сформированном в российском обществе запросе на новые идеологические ориентиры, на новый проект оздоровления страны, на социальную справедливость, на новую имперскую миссию России. Руководство страны частично ухватывает эти тенденции и предлагает обществу новые обрывочные идейные концепты, которые при ближайшем рассмотрении оказываются политтехнологическими симулякрами.

В итоге политический портрет аудитории Интернета демонстрирует формирование в России новой социальной группы: людей, возложивших на государственную власть большие надежды, впоследствии не оправдавшиеся.

В российском сегменте Интернета все большую популярность набирают силы и организации, выступающие за построение справедливого общества на антилиберальной и антиолигархичекой основе, за воссоединение осколков русского цивилизационного пространства, за восстановление многих особенностей русского традиционного уклада.

Изменения в Интернете, в его политической части, происходят так же быстро, как и за пределами виртуального пространства. Многие крупные "игроки" недавнего прошлого сегодня вынуждены освобождать место для новых веб-ресурсов. Государственная власть тратит немало сил на то, чтобы не проиграть в информационной войне, в том числе и в глобальной сети. Однако в отсутствие единого идеологического проекта, соответствующего чаяниям и возросшим ожиданиям российского общества, на фоне нарастающего кризиса в экономике, сделать это становится все труднее.



[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_числу_пользователей_Интернета

[2] http://www.rbc.ru/yourchoice/voteres/2014_20140522.shtml

[3] http://colonelcassad.livejournal.com/663984.html


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4307
17708
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика