Помилование Савченко: комментарий юриста

Помилование Савченко: комментарий юриста

Автор Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Фото: Не забудем, не простим!: Украине напомнили, что Савченко убийца.  Массовая акция у здания посольства Украины в Москве 10 марта 2016 г.

25 мая Президент РФ Владимир Путин издал указ №249 о помиловании Надежды Савченко. Она освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Интернет взорвался от негодования и вопросов, в том числе юридического плана. Имел ли право Президент освободить Савченко? Почему о помиловании ходатайствовала не она, а родственники убитых? Нарушил ли Президент закон или не нарушил? Постараемся разобраться в этих вопросах.


ИМЕЛ ЛИ ПРАВО ПРЕЗИДЕНТ ОСВОБОДИТЬ САВЧЕНКО?

Согласно пункту «в» статьи 89 Конституции РФ Президент РФ осуществляет помилование, это его конституционное право. В теории права признается, что помилование является допустимым вмешательством президента в компетенцию судебной власти.

Конституция РФ не содержит подробностей процедуры помилования. В части 3 статьи 50 говорится, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания.

Изначально помилование предполагало замену смертной казни на пожизненное лишение свободы или на 25 лет лишения свободы. В нашем сознании даже само слово «помилование» ассоциируется именно с этим значением. Это значение отражено и в первом упоминании помилования в Уголовном кодексе РФ в статье 59 «Смертная казнь» и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ в статье 310 («Если подсудимый осужден к смертной казни, то председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании»).

Однако в современном законодательстве, в том числе российском, содержание помилования толкуется шире. Так, согласно части 2 статьи 85 Уголовного кодекса РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Поэтому освобождение Надежды Савченко от дальнейшего отбывания наказания в порядке помилования является правомерным.


БЫЛО ЛИ ХОДАТАЙСТВО О ПОМИЛОВАНИИ?

Статья 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) устанавливает порядок обращения с ходатайством о помиловании. Она гласит, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. В этой статье нет никаких других вариантов: ходатайство о помиловании подает только осужденный. Все, что будут подавать родственники потерпевшего, представители общественных организаций или должностные лица иностранных государств, не будет являться ходатайством о помиловании в смысле закона. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Однако и в УИК РФ нет четкого порядка осуществления помилования. Такой порядок определяется Инструкцией об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании, утвержденной Приказом Минюста России от 08.04.2015 №83 (далее — Инструкция).

В этой Инструкции помимо осужденного, который может ходатайствовать о помиловании, появляется еще одно лицо — лицо, отбывшее назначенное судом наказание и имеющее неснятую судимость. Но и это вовсе не чьи-либо родственники и не представители общественности. Отсюда следует вывод: ходатайство о помиловании должна была подать лично Савченко. Иными словами, в деле такой документ должен быть. То, что в СМИ об этом не было никакой информации, не означает, что ходатайства не было.

Некоторые полагают, что право Президента РФ на помилование настолько абсолютно, что и ходатайства для этого не требуется. Якобы право осужденного подать ходатайство о помиловании и право Президента РФ осуществить помилование никак не связаны. Но с этим нельзя согласиться. Есть права, связанные с помилованием, и есть процедура их осуществления, в которой описана непосредственная связь права осужденного на помилование и право Президента РФ помиловать или отказать в помиловании.


КОГО МОЖНО ПОМИЛОВАТЬ, А КОГО НЕЛЬЗЯ?

В Инструкции указано, каких осужденных в принципе можно помиловать, а какие «как правило» останутся в немилости. Вот перечень тех, кого «как правило» не помилуют:

а) осужденных, совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) осужденным, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

Во-первых, судя по информации из СМИ, Савченко не относится к указанным категориям осужденных. О злостном нарушении режима тоже не известно (является ли, например, голодовка злостным нарушением, надо еще уточнять). Но, во-вторых, даже это не стало бы препятствием к помилованию из-за вот этого «как правило» во втором пункте Инструкции.

Есть еще один список характеристик осужденного, которые «принимаются во внимание» при рассмотрении ходатайства о помиловании (пункт 12 Инструкции), вот он:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Преступление Надежды Савченко (убийство российских журналистов в составе группы лиц по предварительному сговору по мотивам ненависти и вражды) — преступление умышленное и особо тяжкое, то есть степень общественной опасности у него максимальная. Поскольку срок ареста засчитывается при отбывании лишения свободы, можно сказать, что года 2 из 22 Савченко отсидела (меньше 10%).

Даже для условно-досрочного освобождения требуется отбыть не менее 2/3 срока наказания за особо тяжкие преступления (и не менее 1/3 срока, если преступление небольшой или средней тяжести, для сравнения). Но для помилования, особенно по политическим мотивам, таких правил нет. Для помилования нет требований о раскаянии осужденного, возмещения причиненного ущерба или признания, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Вообще, получается, что для помилования нет никаких условий, кроме необходимости написать ходатайство. Одни «условия» применяются «как правило», другие вообще «принимаются во внимание».


БЫЛА ЛИ НАРУШЕНА ПРОЦЕДУРА ПОМИЛОВАНИЯ?

В Инструкции процедура помилования расписано весьма подробно. По Инструкции всё выглядит вовсе не так, как по телевизору: пришли к Президенту РФ в Кремль некие люди, попросили за осужденную, Президент РФ милостиво согласился и подписал указ.

По Инструкции процедура помилования многоступенчатая и занимает гораздо больше одного дня. Сначала осужденный пишет ходатайство, затем ходатайство направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы (20 дней для особо тяжких преступлений). К ходатайству администрация прилагает массу справок, биографию и характеристику осужденного.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы в течение 7 дней представляет ходатайство в комиссию по помилованию. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования губернатору субъекта Российской Федерации. Губернатор субъекта РФ в течение 15 дней вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования (вместе с заключением комиссии). В Инструкции, правда, не говорится, что будет, если комиссия даст отрицательное заключение.

Далее — почти самое интересное: список лиц, которых губернатор рекомендовал к помилованию, подлежит опубликованию в СМИ соответствующего субъекта РФ в месячный срок со дня принятия такого решения.

Далее готовится указ Президента РФ о помиловании. И здесь уже нет никаких сроков: указ может готовиться сколь угодно долго. Если, конечно, в нем нет политической необходимости.

Была ли соблюдена описанная процедура помилования в отношении Савченко? Рассматривала ли комиссия по помилованию ее ходатайство? Было ли заключение комиссии и представление губернатора? Была ли информация о представлении губернатора в отношении Савченко опубликована в СМИ? Последнее, наверно, легко проверить при желании. Оформить все остальные бумаги при наличии указки сверху можно и за один день. А может, в каких-то случаях можно и не оформлять? Главное ведь указ Президента.

Вспоминается дело о помиловании американского шпиона Эдмонда Поупа, которого сначала осудили за шпионаж на 20 лет лишения свободы, а потом оперативно помиловали. Российское правосудие всё вытерпит — и Поупа, и Сердюкова, и Васильеву, и Савченко.

Вообще, в Администрации Президента РФ работают грамотные юристы (без иронии), для них не составит труда оформить всё в полном соответствии с законом или даже истолковать закон так, чтобы все действия Президента РФ были законны. Поэтому в деле Савченко стоит не столько вопрос закона, сколько вопрос совести.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1819
7562
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика