Правительство имитаторов

Правительство имитаторов

Валерия Петровна Войтенко — эксперт Центра научной и политической мысли и идеологии, кандидат философских наук

Вот уже который раз Совет Федерации поднимает вопрос законодательного регулирования деятельности в Арктической зоне. Так, 20 ноября 2015 года в ходе совместного заседания президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики спикер Валентина Матвиенко заявила: «В последние годы проблемам Севера уделяется всё большее и большее внимание, проделана серьезная работа по созданию законодательного фундамента для устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации. Но, несмотря на предпринятые усилия, ключевые проблемы Арктики решаются слишком медленно и неэффективно». Так почему же так происходит? Попробуем разобраться.

Необходимо сразу отметить, что в истории России советский период освоения арктической зоны безоговорочно можно признать в качестве самого плодотворного и эффективного. Именно это время считается отправной точкой масштабных научных исследований Арктической территории, геологических изысканий за Полярным кругом, промышленной добычи нефти и газа, освоения Северного морского пути, формирования соответствующей инфраструктуры, включающей строительство целых населенных пунктов, портов, аэродромов, метеостанций и даже объектов военно-стратегического назначения. Однако с крушением СССР и приходом к власти либералов-реформаторов экономически невыгодная Арктика ушла из поля зрения новоиспеченных государственных управленцев, что вполне обоснованно спровоцировало падение производственного потенциала региона, массовый отток населения из Арктической зоны, запустение Северного морского пути, а также крушение созданного советским народом оборонного потенциала Арктики. Все рухнуло в один миг.

Опомнились только в 2008 году, когда Президент РФ Д. А. Медведев утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В документе были четко прописаны национальные интересы РФ в Арктике, главные цели и стратегические приоритеты государственной политики РФ в Арктической зоне, а также основные задачи, меры, механизмы и этапы реализации намеченной политики. Однако утвержденные «Основы…» без пользы пролежали 5 лет, пока с целью их исполнения Владимир Путин не подписал 08 февраля 2013 года «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», а 24 апреля 2014 года Правительство Российской Федерации не утвердило государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Данные документы представляют собой мега-проект по комплексному восстановлению российской Арктической зоны, который включает в себя следующие приоритетные направления: комплексное социально-экономическое развитие региона, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике. Совершенно очевидно, что для реализации задуманного нужны четкие, обдуманные, целенаправленные действия со стороны государства. Прошло два года с момента принятия вышеупомянутых документов. Что же было реально сделано? Сразу скажем, вся бурная деятельность так и не вышла за пределы формирования комиссий, заседаний и указаний.

Во-первых, сразу же 29 апреля 2014 года был создан Экспертный совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Но, как известно, все, что при Совфеде — там и заканчивается.

Следующим шагом, позволяющим очертить территориальные границы российской части Арктики как объекта государственного управления, стал Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 02 мая 2014 года. Согласно Указу Арктическая зона РФ включила в себя территорию Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми), частично территории Якутии, Красноярского края, Архангельской области, а также некоторые земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.

16 мая 2014 года в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «О проблемах и перспективах совершенствования федерального законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». По итогам был принят проект рекомендаций Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, а также региональным органам государственной власти России, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также был составлен ряд концептуальных положений по вопросам разработки законопроекта о территориях традиционного природопользования. В общем, поговорили.

11 декабря 2014 года Распоряжением Председателя Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко было принято Положение об Экспертном совете по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ, а также был утвержден состав Экспертного совета. Вот — еще один «важный» результат. Арктика сразу начала преображаться.

12 декабря 2014 года состоялось пленарное заседание Экспертного совета, в рамках которого обсудили отчет об итогах деятельности Совета в 2014 году, прослушали и обсудили доклад «О проблемах законодательного регулирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», рассмотрели и утвердили состав Экспертного совета, внесли предложения по совершенствованию механизма деятельности Совета и сформировали план работы на 2015 год. Отчет, доклад и Совет, дело пошло!

03 февраля 2015 года Президент РФ В. В. Путин подписал Указ «О создании правительственной комиссии по Арктике». Правительству РФ было поручено в течение месяца определить состав комиссии, а также четко прописать функции нового ведомства. Указ, состав, Комиссия. Продвигаемся в освоении Арктики!

07 февраля 2015 года 6 секций Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ утвердили план работы на 2015 год. Как же без планов!

23 марта 2015 года Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2015 года была создана Государственной комиссия по вопросам развития Арктики, которую возглавил заместитель Председателя Правительства РФ Д. О. Рогозин. Официальная заявленная цель создания комиссии — организовать взаимодействие федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, других государственных органов и организаций при решении социально-экономических задач развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Берем все новые высоты: теперь Госкомиссия.

18 мая 2015 года состоялось заседание Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, в рамках которого обсуждался вопрос о перспективах разработки проекта ФЗ «Об Арктической зоне Российской Федерации». По завершении председатель Совета В. А. Штыров резюмировал, что все присутствующие на заседании признают необходимость принятия данного закона и необходимо начать его разработку. Более того, председатель остановился на следующем: «… когда мы говорим о законе, то мы должны определить предмет регулирования и сферу действия. А для этого, с самого начала нам надо получить научное, до конца выверенное, незыблемое определение: что же есть такое — российская Арктика? На сегодняшний день четкие критерии, позволяющие определить перечень территорий, входящих в эту зону, отсутствуют…». Очень важный результат на 7 году: ну действительно, а что такое Арктика? Пора, пора прояснить!

08 июня 2015 года Премьер-министр Д. А. Медведев утвердил комплексный проект развития Северного морского пути. В этот же день состоялось совещание Д. А. Медведева с вице-премьерами, на котором обсудили проблемы привлечения специалистов в стратегически важные для государства регионы, комплексный проект развития Северного морского пути, а также проблемы работы Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Премьер заявил, что обязательной целью является превышение объемов перевозки грузов по Севморпути, существовавших во времена СССР. В рамках совещания Д. О. Рогозин поставил вопрос о создании ледокольного флота, стратегически важного в процессе освоения Северного морского пути. Новенькое: план не простой, а комплексный. Да и серьезный прорыв: выяснено, что на Севморпути ледокольный флот не помешает.

08 июня 2015 года Правительством РФ утвержден Комплексный проект развития Северного морского пути. Срок реализации: 2015—2030 гг. Проектом предусмотрены меры по навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути, по аварийно-спасательному обеспечению судоходства, по развитию морских портов, по обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути, а также по разработке и строительству морской техники, систем и средств. Комплексный план был? Был. А Комплексного проекта еще нет. А теперь и он появился.

26 июня 2015 года в Якутске состоялось расширенное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ, в рамках которого прослушали и приняли к сведению доклад «О мерах нормативно-правового регулирования в Арктической зоне Российской Федерации», признали необходимость доработки концепции ФЗ «Об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», сформировали перечень рекомендаций секциям Экспертного Совета, Правительству РФ, Российской академии наук, а также Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Итак, на 7 году забот об Арктике «прослушали, приняли к сведению, признали необходимость и сформировали перечень».

10 июля 2015 года состоялось первое заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, по итогам которого было принято решение о формировании информационного банка перспективных информационных проектов в Арктической зоне, отмечена недостаточность реализуемых на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, а также отмечена необходимость продолжить работу по обеспечению транспортной доступности региона. Президиум — это уже круто: решили формировать, отметили недостаточность и необходимость продолжить.

06 августа 2015 года Россия подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике за счет присоединения хребта Ломоносова и других образований, имеющих континентальную природу. А что, на мировой уровень! Дома уже сделали все, что смогли.

05 октября 2015 года Дмитрий Рогозин провел выездное заседание президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики, в ходе которого рассматривались вопросы, связанные с проживанием в арктической зоне коренных малочисленных народов, развитие арктического туризма, а также вопрос комплексной информационной поддержки российских интересов в Арктическом регионе. Выездное заседание по вопросам Арктики. Это уже новый уровень работ по освоению Арктики. С выездом на природу.

28 октября 2015 года Совет Федерации постановил ликвидировать Экспертный совет и создать просто Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председателем которого назначили В. А. Штырова. Ну вот, дело идет. Экспертный Совет закрыть, просто Совет открыть. Просто рук не покладают радетели за российскую Арктику.

20 ноября 2015 года состоялось совместное заседание президиума вновь созданного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики на тему «О законодательном обеспечении социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». В центре обсуждения стоял вопрос о разработке проекта ФЗ «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». И снова очередной прорыв: теперь уже совместное заседание. Ну как же, закон-то все еще нужно делать! Не прошло и полгода, а решимость делать закон подтверждена на высшем уровне.

Работа по освоению Арктики просто кипит. Если всерьез о деле, то бюджет и 2014, и 2015 гг. не содержит ни слова о финансировании каких-либо мероприятий в Арктической зоне. Отсутствуют какие-либо отчеты Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам Арктики. СМИ публикуют лишь отдельные, фрагментарные, разрозненные данные о состоянии Северного морского пути, построенных военных объектах в Арктике и проходящих там военных учениях. Отсутствует любая конкретная информация о финансировании, количестве строящихся на территории Арктической зоны объектов, проводимых мероприятиях, количестве привлеченных работников, грузовом трафике, приросте либо оттоке населения. Красной нитью сквозь все заявления официальной власти и публикации СМИ идут фразы типа «К 2016 году планируется…» и «В 2020 году ожидается…».

Так, «планировалось и ожидалось», что в 2015 году объем грузоперевозок через Северный морской путь составит 10 млн. тонн. На деле в 2013 году провезли 1,4 млн. тонн грузов, а в 2014 году — всего 274 тыс. тонн.

Последние сообщения СМИ свидетельствуют, что Арктику решили осваивать «по-российски» — с применением «левых» схем с подрядчиками и субподрядчиками. 29 октября 2015 году СМИ распространили информацию о забастовках специалистов, привлеченных к строительству военного комплекса «Клевер». Рабочие уже несколько месяцев не получают заработную плату от субподрядчика «РусАльнсСтой», которому на строительство военных объектов на мысе Шмидта и острове Врангеля якобы было выделено 3,5 млрд. рублей. Эти деньги стали главной причиной разногласий между основным подрядчиком — Главным управлением инженерных работ № 2 при Федеральном агентстве специального строительства — и субподрядчиком «РусАльнс Стой», в результате чего долг по заработной плате рабочим достиг 249 тыс. рублей, а строительство уникального военного комплекса находится под угрозой приостановки. Хотя нужно заметить, что это в порядке вещей, если вспомнить о принципах строительства космодрома Восточный. Диагноз дееспособности системы и ее руководителей подтверждается.

Да и что такое 249 тыс. рублей в самом деле? Эка мелочь. Подсчитать бы сколько проели бездельники из советов и экспертных советов, президиумов и комиссий с госкомиссиями, сколько стоят заседания, совещания и выездные советы, перелеты правительственных самолетов с одним пассажиром на борту.

Даже поверхностный анализ деятельности созданных для решения «Арктической проблемы» ведомств, органов и структур ярко демонстрирует то, что чиновники «топчутся на месте», по сути, лишь имитируя бурную деятельность по новому освоению Арктики. Как всегда гладко на бумаге и в пространстве пиар-геополитических претензий, но овраги нашей бюрократии могут самый блестящий проект свести на нет. За 25 лет существования либеральной России было принято лишь три ключевых документа: 1) Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу; 2) Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года; 3) государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Приведенные же результаты трафика грузов по Севморпути показывают, что он попросту умирает.

Создание советов и комиссий, их переименование, ликвидация и новое учреждение, проведение различных сессий и совещаний, а также пустое, безрезультативное обсуждение того, что и так всем понятно, к сожалению, не решают поставленных проблем.

Но как дело делать настоящим специалистам совершенно ясно.

Для обеспечения результативного программного целевого управления комплексным развитием Арктической зоны необходимы: специальный орган со статусом федерального министерства; «Арктическое» законодательство РФ; федеральное финансирование и привлечение бюджетов всех уровней; субъекты РФ, входящие в Арктическую зону, должны иметь схемы территориального планирования и программы социально-экономического развития; лица, непосредственно курирующие данный вопрос должны отвечать за возложенную на них ответственность. Путь реального делания российского арктического дела существует. Но, что конкретно делает российское правительство, кроме имитации, так и не видно.

Беспомощность российского правительства во главе с Д.Медведевым подтверждается и на этом примере важнейшего для России арктического вопроса. И этот случай так и просится добавкой в досье дальнобойщиков, которые уже требуют, как сообщают СМИ, — «в отставку!». Да и нависает следующий, более серьезный вопрос: а кто за все эти «успехи», включая правительственные, отвечает?


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Арктический мегапроект в системе государственных интересов и государственного управления 

Зачем Канаде русская Арктика 

Борьба за Арктику продолжается 

Российская система мониторинга Арктики: контроль моря, суши и воздуха 

Возможно ли сотрудничество России и Китая в Арктике? 



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6623
25735
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика