Праймериз ЕР — это вам не «шоу ряженых»

Праймериз ЕР — это вам не «шоу ряженых»

Авторы эксперты Центра Сулакшина — Шишкина Наталия Игоревна и Гаганов Александр Андреевич, к.ю.н.

В воскресенье, 22 мая, СМИ наперебой рассказывали о происходящих первичных выборах Единой России во всех регионах страны. Были задействованы колоссальные ресурсы для проведения этого мероприятия.

Пока одни средства массовой информации говорили о 10,5 миллионах проголосовавших, в других источниках информации рассказывали о применении разнообразных инструментов фальсификации. Кое-где пишут даже о проверке полицией тех участков голосования, где возникали подозрения на фальсификацию.

В пятницу были объявлены победители внутрипартийного голосования: секретарь Генсовета ЕР Сергей Неверов, действующие депутаты Государственной Думы (С.Нарышкин, В.Васильев, И.Яровая, М.Кожевникова, Н.Валуев, Е.Федоров, Г. Кулик и другие), депутаты областных и региональных Дум, некоторые участники ОНФ, есть и просто общественные активисты, известные личности. Общее количество участников выборной кампании будет порядка 625 человек, при этом окончательное формирование территориальных групп будет утверждаться на съезде партии.

Сам руководитель партии Д.Медведев ссылается на западный опыт проведения предварительного голосования.

*

А КАК У НИХ?

Когда говорят о праймериз, то как правило вспоминают США. В США существует 6 типов предварительного голосования.

1. Закрытое предварительное голосование, когда только заявившие о своей принадлежности к партии, которая проводит праймериз, участвуют в выборах. При этом не объявившие о своих партийных предпочтениях, по понятным причинам, не допускаются до участия в этом типе праймериз. Такие предварительные выборы проходят в 11 штатах (Делавэр, Флорида, Канзас, Майн, Небраска, Нью-Джерси, Нью Мехико, Нью-Йорк, Пенсильвания и Вайоминг).

2. Полузакрытые выборы. Как и в первом случае, заявившие о своей партийной принадлежности могут голосовать только на праймериз своей партии. Но такой тип предварительного голосования предусматривает возможность участия «беспартийных», которое может быть закрытым (непосредственное голосование в кабинке для голосования) и открытым (заявление своих партийных предпочтений для голосования непосредственно в день голосования). Такой тип распространен в 12 штатах (Аляска, Аризона, Колорадо, Айова, Массачусетс, Нью Хемпшир, Северная Каролина и т.д.)

3. Открытые праймериз. Вне зависимости от собственной партийной принадлежности и предпочтений, участвовать в голосовании может любой. Такой тип праймериз есть у 11 штатов. Если до проведения праймериз голосующие не зарегистрировались для участия в праймериз партии, то они могут выбрать партию непосредственно в день голосования. Каждому выдается несколько бюллетеней, по одному на каждую партию, в которой проводятся праймериз, но использовать человек может только один бюллетень. Любопытно, что это дает возможность совершать «набеги» участников праймериз одной партии к оппонентам для голосования за самого слабого кандидата оппозиционной партии.

4. Полуоткрытые. Зарегистрированные избиратели в этом случае никак открыто не заявляют о своих политических предпочтениях, но имеют возможность взять лишь один бюллетень одной конкретной партии.

5. Общие праймериз. Отличительная особенность — избиратель может принять участие в предварительном голосовании нескольких партий (как правило, двух — республиканской и демократической, хотя в США существует значительно большее количество партий).

6. Непартийные общие праймериз. Проводятся в случае, когда необходимо сократить количество участников всеобщих выборов. Если кандидат на этих праймериз набирает более 50% голосов, то он уже считается победителем в выборах всеобщих.

Президентские праймериз в США проводятся последовательно в виде праймериз, проводимых в штатах, и так называемых кокусов (местных округов) внутри партий.

Сначала кандидаты избираются по штатам, затем, после того, как избиратели выбрали кандидатов в штатах, партия на общенациональном уровне определяет партийного кандидата, который после этого участвует в президентских выборах.Как можно видеть, в зависимости от того, какие выборы проводятся, в каких штатах, используется несколько вариантов праймериз. Сами предварительные выборы в США были обусловлены задачей выбрать кандидата от партии на пост Президента. Выбираются сначала наиболее популярные кандидаты внутри партии, которые уже на партийных съездах имеют возможность выбрать «кандидатов в кандидаты» на пост президента.Более того, США имеют и законодательную базу для проведения обязательных праймериз, которая принята на уровне штатов и регулирует, какой тип праймериз в каком штате проводить.

*

ЕСТЬ ЛИ ЗАКОН О ПРАЙМЕРИЗ В РОССИИ?

Процедура выборов депутатов Государственной Думы регулируется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законом о выборах депутатов Государственной Думы. Согласно этим законам выборы депутатов назначаются Президентом РФ и проводятся без предварительных «выборов» кандидатов путем голосования. Иными словами, процедура предварительных выборов, так называемых праймериз, законодательством РФ не предусмотрена. Поэтому праймериз мягко выражаясь внезаконны.

Праймериз проводились в соответствии с внутрипартийными документами Единой России. На сайте Единой России размещено два таких документа: Положение о предварительном голосовании и Регламент предварительного голосования. Оба документа написаны в соответствии с уставом партии и к реализации избирательного законодательства не имеют отношения. Из этого следует, чтолюбые нарушения Положения и Регламента, которые могли иметь место на предварительном голосовании, не являются нарушениями законодательства о выборах, за них не установлена административная ответственность.

Можно ли привлекать избирательные комиссии к обеспечению внутрипартийного мероприятия?

Следующий вопрос, связанный с праймериз, это вопрос участия членов избирательных комиссий (государственных, а не партийных лиц) в организации и проведении голосования. Так, согласно статье 12 Регламента Региональная счетная комиссия формируется из числа членов территориальных избирательных комиссий (избирательных комиссий муниципальных образований, на которые возлагаются полномочия территориальных избирательных комиссий) в соответствующем субъекте РФ с правом решающего голоса, назначенных по предложению Партии, и с правом совещательного голоса, назначенных Партией (ее структурными подразделениями).Окружная счетная комиссия формируется из числа членов территориальных избирательных комиссий, также назначенных по предложению Единой России (статья 13). Аналогично формируются участковые счетные комиссии (статья 14).

Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает статус членов избирательных комиссий (статья 29). Часть 15 статьи 29 устанавливает правило, согласно которому член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность РФ; член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают соответственно государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Таким образом, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающие на постоянной основе, занимающие соответствующие должности, не могли за плату работать в счетных комиссиях на праймериз — это нарушение статуса члена избирательной комиссии.

Кроме того, члены избирательных комиссий не вправе использовать в целях одной партии, то есть, не связанных с выполнением возложенных на них обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности. Фактически праймериз, игрища будущих законодателей от партии Единая Россия, начинают с попрания законов России. Хорошенькое начало!

*

ЧТО ПОКАЗАЛИ ПРОШЕДШИЕ ПРАЙМЕРИЗ ЕР?

Во-первых, явку на предварительное партийное голосование.

Если вспоминать, что в 2011 году за Единую Россию проголосовали 32 миллиона, то сейчас на предварительное голосование пришло порядка трети избирателей ЕР, или 9,6% всех избирателей в стране. При этом имеется информация, что сотрудников государственных предприятий заставляли обеспечивать определенную явку. Совершенно очевидно, что когда речь идет о действительной поддержке какой-либо партии, то население заинтересовано в её судьбе. Однако здесь мы не видим такой картины. Что могло привести к этому? Потеря доверия ЕР, политическая пассивность населения, непонимание смысла происходящего события, недоверие к кандидатам или отсутствие приемлемых для избирателей кандидатов. Единая Россия, несмотря на попытку представить результаты индикатором поддержки своей партии, фактически показывает потерю реальной поддержки.

Участие в голосовании на праймериз показывает, что избиратели если и выбирают ЕР, то руководствуясь совсем иными соображениями, чем поддержка программы, идеологии, политики партии.

Что еще показывает такая низкая явка? Реальные масштабы поддержки Единой России в разных регионах? В каком-то смысле, да. Но при этом следует учитывать, что явка на праймериз разнится от региона к региону (минимальная 4,2% в Санкт-Петербурге, максимальная 16,8% в Чувашии).

Во-вторых, бросается в глаза задействование огромных ресурсов. Мало того, что незаконно работали территориальные избирательные комиссии, использовались здания школ, так ещё появляются сообщения о «добровольно-принудительном» характере привлечения электората. Потрачены значительные средства на обеспечение праймериз (планировалось потратить не менее 500 миллионов рублей только на использование участков голосования и оплату работы избирательных комиссий, а ведь была ещё информационная кампания, организация дебатов, регистрация кандидатов, раскрутка мероприятия), задействованы значительные информационные ресурсы. О праймериз ЕР говорили постоянно и везде, хотя о праймериз ПАРНАС и «Альянс Зеленых» известно мало.

Ещё один важный ресурс, который задействовала ЕР — это поддержка Президента. Неравное положение по сравнению с другими партиями обеспечивалось за счет посещения внутрипартийного мероприятия президентом, имеющим достаточно высокий рейтинг, при этом не являющимся членом партии. Сам он на встрече с участниками предварительного голосования заявил о том, что ЕР должна показать пример честной, открытой и конкурентной борьбы. Но можно ли, зная всё вышеизложенное, назвать борьбу — честной и конкурентной?

В-третьих, следует отметить кандидатов. При окончательном подсчете голосов ЕР аннулировала дискредитировавших её участников, но самих участников часто выдвигали с помощью внутрипартийных интриг, что дополнялось давлением на других кандидатов с целью отказа от участия в праймериз. Спускались списки с конкретными фамилиями, бюллетени подделывались. Такая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, в Костроме, в Ульяновске. Спешно отменили по техническим причинам пресс-конференцию в петербургском офисе «Росбалта», которая должна была быть посвящена фальсификациям на праймериз. Ещё в процессе подготовки к праймериз региональные власти оказывали давление на кандидатов с целью обеспечить прохождение на праймериз лояльных к ним участников.

Вызывает недоумение уровень подготовки участников. Единая Россия, решив, видимо, привлечь побольше населения, давала возможность регистрироваться как участнику праймериз любому гражданину без судимости и двойного гражданства старше 21 года. Это предопределило возможность пойти на предварительные выборы людям, которые не просто далеки от политики и понимания происходящего, но вообще имеют крайне низкий уровень культуры и общей образованности. На этом фоне кандидаты от ЕР выглядели более привлекательными. Поэтому можно сказать, что, с одной стороны, ЕР сама себе несколько подпортила репутацию, а с другой — использовала неподготовленных, малоизвестных людей в своих целях. Следует понимать, что реального притока «свежей крови» ЕР не планировала, и это подтверждается тем, что многие действующие депутаты законодательных собраний разных уровней выиграли праймериз.

В-четвертых, праймериз ЕР по существу стали возможностью раньше положенного срока фактически начать избирательную кампанию, мобилизовать население. Опять нарушение закона.

В целом можно сказать, что прошедшее предварительное голосование, хотя его и пытались показать демократическим инструментом, дающим возможность ведения политической борьбы, выбирать своих кандидатов, оказалось фарсом. Потрачены средства, время, зафиксированы нарушения, создается иллюзия партии народа, действующие депутаты ЕР сохранят статус легитимных, что позволит обеспечить в очередной раз несменяемость власти. Партийный лидер Д. Медведев назвал американские праймериз «шоу, в котором участвуют ряженые». Но если законные, имеющие традицию проведения, разнообразные и регламентируемые праймериз в США — это шоу ряженых, то как назвать праймериз ЕР, которые проходят по неизвестными регламентам, по несуществующим законам и неизвестно кем и когда придуманным правилам? Как вообще назвать приличным словом нечто, что даже до «шоу ряженых» по их же мнению не дотягивает?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6137
20533
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика