Промышленная политика - это 16 страниц или что-то посерьезнее?

Промышленная политика - это 16 страниц или что-то посерьезнее?

Эксперт Центра Антон Белов

Как мы смотрим на ситуацию

Санкции против России дали понять, что термин «открытая миру экономика» означает то, что было давно понятно всем экспертам: 

Если мы не можем удовлетворить какую-то свою потребность самостоятельно, это означает, что мы зависимы от того, кто ее удовлетворяет. А это означает – независимости нет, мы управляемы. 

Отсюда дорога к суверенитету – научиться удовлетворять свои потребности самим. Это значит – самим производить продукцию, необходимую для выживания. 

Это назвали «импортозамещением». 

Если мы хотим получить потребительские товары собственного производства, мы должны их производить. Для этого у нас должны быть средства производства плюс квалифицированный труд. Закон, подтвержденный практикой всех стран: сначала производим товары сектора А, потом – товары сектора Б. 

Отсюда формируется задача – восстановить промышленность. 

Кроме этого решением указанной задачи мы достигаем и еще одной цели – восстановление экономики страны, не много не мало. 

Как? У нас кризис. И классическая схема его преодоления – развитие инфраструктурных проектов, которые дают мощный эффект на всю экономику по схеме:

  1. Деньги от государства вливаются в инфраструктурный проект;
  2. Деньги из проекта идут на зарплаты, стройматериалы, энергопоставки, производственные мощности и т.д.;
  3. Деньги от продавцов стройматериалов в частности, идут производителям стройматериалов и на зарплату продавцам;
  4. Далее по цепочке в конце концов, на том или ином этапе они все приходят к конечному потребителю - людям;
  5. Деньги у конечного потребителя повышают его платежеспособный спрос, который сближается с номинальным спросом, что влечет повышение сбыта товаров конечного потребления и рентабельность того самого производства.

Вот логика в упрощенном виде. Решение напрашивается само – начинаем выстраивать промышленность. Понятно – исключительно с помощью государства, иначе никак, больше ни у кого нет средств для решения задач подобного масштаба. 

Как это делается? 

Это делается посредством осуществления государством последовательности действий, направленных на решение поставленной задачи. Это называется «государственная политика в сфере…»

Если мы говорим о целенаправленной деятельности, тогда она всегда предстает в следующем виде:

  1. Постановка цели, определяемая высшими ценностями субъекта управления;
  2. Выявление существующих проблем на пути к этой Цели и конкретизация характеристик объекта управления;
  3. Постановка задач по разрешению этих проблем. Задачи должны быть конкретны и измеримы;
  4. Планирование действий по их решению. Действия должны быть определенны и однозначно понимаемы по своему объему, порядку осуществления, по ответственным лицам, срокам, по параметрам результатов;
  5. Реализация запланированных действий;
  6. Контроль их реализации;
  7. Завершение и итоги.

Государственная деятельность помимо этого должна быть надлежащим образом оформлена. Причем от этой формы зависит юридическая сила запланированных действий. Либо это закон, либо подзаконный акт. 

Методология подготовки и реализации государственных политик крайне подробно изложена в трудах «Источники и основания государственных политик в России и «Российские доктрины как акты государственного управления». 

Теперь на основе этой логики посмотрим на закон. 

Что мы видим на деле

31 декабря был принят закон «О промышленной политике». Федеральный закон – высший нормативный акт после Конституции и Федерального конституционного закона. 

Посмотрим, что он устанавливает. 

Глава 1 «Общие положения» устанавливает терминологию, цели, задачи и принципы промышленной политики, перечень участников формирования и реализации промышленной политики и их полномочия. 

Первая цель сформулирована как «формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития»

Это очень красивые слова и очень удобные потому, что невозможно определить на конкретных цифрах отчетности тот момент, когда наступает это состояние «наличия высокотехнологичной промышленности». К тому же формулировка описывает процесс, а не явление. Таким образом – цель не определенная, не имеет измеримых характеристик, что означает невозможность определить факт ее достижения. 

Первая задача сформулирована как: «создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне».

То есть задача промышленной политики – выполнение задач, отраженных в документах стратегического планирования. Таким образом задача не только не определена, но еще и дает ссылку на не существующий пока документ. Что это за документ? Статья 6 поясняет, что полномочием Правительства (не обязанностью, а правом) является утверждение документов стратегического планирования в сфере промышленной политики. 

Остальные цели и задачи такие же красивые и неопределенные для реальной управленческой деятельности. 

Делаем вывод: в первой главе дается определение терминов и круг полномочий государственных органов в сфере промышленности. Цели и задачи не определены. 

Возникает вопрос – обладало ли раньше Правительство полномочиями, достаточными для того, чтобы поставить соответствующие задачи перед казной и соответствующими министерствами, не создавая подобный закон?  Несомненно имело. Мешало ли ему отсутствие соответствующей терминологии? Нет, не мешало. 

Глава 2 «Стимулирование деятельности в сфере промышленности» устанавливает перечень мер по стимулированию мер в сфере промышленности. 

Таковыми являются (ст. 9) предоставление:

  • финансовой поддержки;
  • информационно-консультационной поддержки;
  • поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в сфере промышленности;
  • поддержки развития их кадрового потенциала; 
  • поддержки осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности;
  • предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки.

Финансовую поддержку осуществляют специально создаваемые государственные фонды. 

Далее идут статьи, расшифровывающие содержание каждой из мер поддержки, каждая из которых содержит слово «может» всегда, когда идет речь тех действиях, которые совершает орган власти. Это означает отсуствие обязанности органа власти осуществлять перечисленные действия.

Формой государственной поддержки промышленной деятельности кого-либо установлен Специальный инвестиционный контракт (ст. 16). Однако требования к его существенным условиям так же размыты словом «может».

Установлена гарантия отсутствия повышения совокупной налоговой нагрузки. Однако не указано в чем она заключается, как это оформляется и как ведется учет налога в этих условиях. 

Итого: 

  • дан перечень мер по осуществлению стимулирования промышленной деятельности;
  • данный перечень не обязателен для органов власти;
  • не даны условия, на которых возможно получения государственной поддержки;
  • не указан порядок подачи заявки и ее рассмотрения на получение такой поддержки;
  • не определена форма предоставления такой поддержки. Указанный инвестиционный контракт не содержит существенные условия, что делает невозможным определение его места в системе гражданско-правовых сделок, что лишает инвестора достаточной гарантии защиты его прав в суде, 
  • отсутствуют контрольные характеристики осуществления промышленной политики;
  • все меры несут заявительный характер и не предусматривают никаких целенаправленных действий государства по созданию промышленной инфраструктуры. Государству отводится роль пассивного благотворителя без установления порядка получения этой благотворительности. 

В следующей главе 3 «Территориальное развитие промышленности» просто декларируется, что для получения государственной поддержки предприятиям в составе промышленного парка или промышленного кластера нужны дополнительные бумажки. 

По итогам ознакомления с законом возникает вопрос «что это»? 

Можно было бы ожидать, что указанный выше порядок действий по оживлению промышленности может быть разбит поэтапно по нескольким документам, что в принципе плохо, но возможно. Но данный закон не содержит никаких признаков какого-либо этапа. На 16 страницах нельзя изложить стратегию решения проблем в нашей промышленной политике. По сути это декларация. А значит, мы имеем опять имеем дело с активной имитацией импортозамещения, аналогичной той, что рассматривалась в статье "Об активной имитации импортозамещения".

На главную


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3730
15254
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика