Рекомендации по развитию российско-китайских отношений

Рекомендации по развитию российско-китайских отношений

Перевод эксперта Центра Наталии Шишкиной

Как считают китайские ученые, на текущем этапе развития отношений между Россией и Китаем обе страны должны придерживаться независимости во внешней политике, развивать приграничное сотрудничество и рассмотреть вопрос региональной экономической интеграции. В сфере международного сотрудничества странам рекомендовано стремиться к более высокому уровню независимости и влияния в мировой политике и экономике, в региональной сфере –сотрудничать с Монголией и странами Средней Азии, а в сфере безопасности - формирование Азиатского форума по сотрудничеству в данной области и создание на её основе практических механизмов обеспечения безопасности.

С точки зрения китайских ученых, на текущем этапе развития российско-китайских отношений сторонам следует принять следующие рекомендации:

1. Политические отношения

Российско-китайские отношения должны развиваться всесторонне, основываясь на общих позициях и интересах. Различия могут быть допущены по отдельным вопросам.

Для укрепления основы российско-китайских отношений следует поддерживать долгосрочные намерения.

Отношения двух стран требуют стратегического управления, настойчивых усилий по развитию всестороннего сотрудничества. Не следует полагаться на поддержку отдельных проектов и иметь оппортунистический настрой - российско-китайские отношения должны быть стабильными и не изменяться под воздействием момента. Страны не должны руководствоваться сиюминутными выгодами, которые могут навредить общим интересам.

Россия и Китай должны придерживаться независимости во внешней политике, но, когда дело касается интересов другой стороны - проводить консультации, позволяющие избежать недоразумений и просчетов. Так, например, российская внешняя политика подвержена резким изменениям, что застает Китай врасплох и опускает его до уровня ведомого в двусторонних отношениях.

И у Китая, и у России есть некоторые сложные проблемы как во внутренней, так и во внешней политике. К ним особенно чувствительны и КНР, и Россия, и в их отношении следует проявлять осторожность. С позиций Китая к таким проблемам относятся Тайваньский вопрос, проблема Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, вопросы Тибета и Далай-ламы и другие.

И Китай, и Россия стремятся к искоренению ультранационализма, противостоят ксенофобии и расовой дискриминации.

Правительства и правоохранительные органы двух стран должны тщательно следить за социальными спорами, соблюдением законов и предотвращением социальных конфликтов, которые могут повлиять на политические отношения между ними.

2. Экономическое сотрудничество

Российско-китайское экономическое сотрудничество должно исходить из решений стратегического характера. Россия и Китай в действительности должны рассматривать друг друга в качестве партнеров, с которым строятся долгосрочные, всесторонние, стратегические отношения. Это также сделает экономические взаимоотношения важным основанием для межгосударственных связей.

В двустороннем экономическом сотрудничестве следует проявить инициативу и активно продвигать осуществление крупных проектов, а не делать этого тогда, когда возникают трудности. Продвижение крупных проектов будет играть определенную роль в отношениях двух стран: позволит осуществить более глубокую экономическую интеграцию, изменит сложившуюся практику «горячего политического приветствия и холодного исполнения», простимулирует всесторонние взаимовыгодные связи и будет способствовать формированию единой экономической судьбы РФ и КНР. Это станет новым импульсом для развития российско-китайских отношений и новой основой их укрепления.

Ключевым моментом российско-китайских экономических отношений должно стать приграничное сотрудничество. В направлении развития территорий Дальнего Востока и Сибири страны должны добиться большого прогресса, отрегулировать разного рода отношения и идеологию, установить соответствующие политические, экономические и правовые гарантии, реализовать модель сотрудничества на основе потребностей обеих стран. России следует изменить оборонительный менталитет, вести честное сотрудничество с Китаем, развивать регион и обеспечить его процветание.

России и Китаю следует рассмотреть вопрос региональной экономической интеграции. Это естественное требование в рамках развития экономических взаимоотношений, предотвращения препятствий для осуществления торгово-экономических отношений на существующем уровне и ухудшения обстановки до ещё более пассивной. Обе страны могут уже сейчас рассмотреть вопрос о создании зоны свободной торговли и активно формировать взаимовыгодную модель отношений. В качестве эксперимента обе страны могут сотрудничать в проведении исследований и переговоров относительно формирования зоны свободной торговли между Россией и Китаем, а также Китаем и Таможенным Союзом.

Освоение Арктики также является важной областью российско-китайского сотрудничества. Широкие перспективы российско-китайское сотрудничество имеет в освоении ресурсов Арктики, защиты окружающей среды, научных исследованиях, создании транспортных водных путей. Китай надеется на то, что Россия поддержит более открытое сотрудничество в этой сфере.

Инвестиционный и деловой климат требует улучшения. При этом речь идет не о предоставлении особых льгот, а о соответствии нормальным условиям рынка. Для спокойствия инвесторов и гарантий их защиты требуется работа правоохранительных органов и пресечение нарушений закона.

Россия, как ожидается, внесет улучшения в существующую практику лицензирования трудовой деятельности. Существующая система во многом нерациональна, не способна удовлетворить требования инвесторов и производств, которые не имеют ничего общего с так называемой миграционной угрозой. Следует предоставить крупным инвесторам справедливое количество разрешений для работы, и сокращать либо полностью останавливать их действие по окончании проекта. Такие меры будут способствовать притоку инвестиций, и не могут привести к миграционной угрозе.

3. Международное сотрудничество

Основными задачами российско-китайского сотрудничества на международном уровне являются:

· расширение сотрудничества в области глобального управления;

· поддержание авторитета ООН в международных делах, что является одним из условий поддержки существующего мирового порядка, и важной гарантией защиты положения российско-китайских отношений в мировой политической системе;

· совместное содействие уравновешиванию структуры власти в мировой экономике и политике, формирование более разумных и справедливых экономического порядка и международных отношений, достижение ещё большего уровня независимости и еще большего влияния обеих стран в мировой политике и экономике. Китай и Россия должны в полной мере использовать инструменты для поддержания своей роли, в особенности в таких объединениях, как БРИКС, ШОС, G20, Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА);

·  защита международного права, соблюдение основных принципов и норм, регулирующих государственные отношения;

·  повышение взаимной стратегической поддержки, защита международной стабильности и обеспечение собственной стратегической безопасности;

·  совместное противостояние появлению нового «железного занавеса» в международной политике и предотвращение попыток нового разделения мира.

4. Региональное сотрудничество

Сотрудничество между Китаем, Россией, Монголией и странами Средней Азии сделает этот регион единым геополитическим и геоэкономическим пространством. В рамках данного сотрудничества можно достичь важных стратегических эффектов. Во-первых, гарантируется геостратегическая безопасность Китая и России, предупреждаются ускользающие из российско-китайских отношений проблемы «мягкого подбрюшья». Во-вторых, это позволит сформировать стратегические рамки существующего сотрудничества в регионе. В-третьих, способствует разработке региональных крупных проектов, в том числе транспортных, информационных, инфраструктурных и других. В-четвертых, такое сотрудничество будет способствовать экономическому развитию и стабилизации региона.

Координация и сотрудничество экономического пояса Великого шелкового пути, ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ необходимы для того, чтобы ЕврАзЭС не превратился в замкнутую систему, изолированную от Китая с помощью различных тарифных и нетарифных барьеров.

Требуется формирование механизмов сотрудничества и координации экономического пояса Великого шелкового пути и ЕврАзЭС. Экономический пояс Великого шелкового пути является одной из важнейших стратегий новой китайской дипломатии, которая преследует долгосрочные дипломатические цели КНР. Китай ожидает поддержки и активного участия России в этом проекте.

5. Сотрудничество в сфере безопасности

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Китай и Россия могут использовать СВМДА как площадку для формирования Азиатского форума по сотрудничеству в области безопасности, вплоть до создания на её основе практических механизмов обеспечения безопасности и продвижения строительства системы безопасности в азиатском регионе.

В Средней Азии и Южной Азии в качестве площадки по формированию системы безопасности может выступать ШОС.

Рост экстремизма становится серьезной угрозой во всем мире, и непременно будет наблюдаться в Китае, России и Средней Азии. Китай и Россия идут по пути разделения ответственности со странами ШОС для предотвращения объединения экстремистов Ближнего Востока, Западной Азии, Средней Азии, Южной Азии и сдерживания роста экстремистских сил на пространстве организации.

Россия и Китай должны принимать во внимание формирование объединений в Афганистане, содействовать политическому мирному урегулированию афганского вопроса и разрабатывать эффективные меры реагирования на изменения обстановки в этой стране.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2940
12149
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика