Российско-европейский конфликт: новая фаза

Российско-европейский конфликт: новая фаза

Эксперт Центра Людмила Кравченко

Развитие российско-европейских отношений с начала 2014 года представляет собой классический пример поэтапной эскалации конфликта: в момент своего возникновения он носил преимущественно латентный характер и заключался в борьбе за сферы влияния через ориентацию Украины либо в европейское сообщество (ассоциация с ЕС), либо в российское геополитическое пространство через присоединение к Зоне свободной торговли СНГ в 2012 году. 

Вторая фаза – актуализация конфликта - была сопряжена с украинским политическим кризисом, когда процесс евроинтеграции волевым решением был приостановлен. Нужно отметить роль России в открытии этой фазы. «Ночные» переговоры Путина и Януковича, намерение России выдать кредит Украине на 15 млрд долл. и первый транш в 3 млрд долл. Оценочная позиция при этом об утрате Россией 100 млрд руб., публично  высказанная президентом России, в случае «ухода» Украины в европейскую ассоциацию, свидетельствует о крайне слабой прогностичности российских внешнеполитических решений. В результате последовала реализация противоположно направленных  политических инициатив в виде практически силового разделения Украины на две сферы влияния: Крым и Новороссия в российском пространстве, остальная часть Украины - в европейском через Договор об ассоциации. 

Конфликт перешел в новую фазу – использования широкого набора экономических, политических, идеологических, информационных, дипломатических и пока еще ограниченных, но уже отчетливо, военных средств. Санкции со стороны европейских государств и устроителей действующего мирового порядка, исключение России из политических структур и отстранение от участия в политических процессах, срывы и демонстративное бойкотирование  дипломатических мероприятий. 

Российский набор мер включил введение продовольственного эмбарго, запрет въезда на российскую территорию лиц из российского санкционного списка, декларативные заявления о возможных мерах давления, укрепление российского суверенитета над Крымом и участие в событиях на востоке Украины. 

Продолжительность этого этапа составляет уже  год. Конфликт не замораживается и демонстрирует признаки перехода на новую фазу – от политики давления и латентного военного участия и противостояния к его расширению. Минские соглашения при внешней форме, направленной на деэскалацию военных действий, не решают коренных политических вопросов противостояния и поэтому, скорее всего, подготавливают новые этапы военных действий.  В лучшем случае оттягивают их во времени.

Со стороны Европы признаками последовательного обострения выступают следующие явления:

  1. Заявление о создании Европейской армии – объединенных сил общего реагирования Европы. Это иной, качественно новый уровень военной интеграции Европы по сравнению с НАТО.  По заявлению инициатора Председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, это будет содействовать сдерживанию угроз из России через демонстрацию силы. Хотя данная инициатива не отражает подход всех членов сообщества, она указывает, с одной стороны, на готовность обострения конфликта с Россией, с другой – на неудовлетворенность слабым позиционированием ЕС, когда военную составляющую противодействия берут на себя США через силы НАТО. Хотя вероятность учреждения армии минимальна, так как существуют разногласия в самом ЕС по этому вопросу (Великобритания решительно против), в случае ее появления у российских границ будут находиться две потенциальные военные угрозы – это силы НАТО и ЕС, а также возрастающая численность вооруженных сил Украины, которая согласно указу Президента П. Порошенко должна составить 250 тысяч человек, что почти в полтора раза выше уровня начала 2014 года.
  2. Выделение средств на программу помощи странам Восточной Европы и противостояние «угрозе российского доминирования», инициированное Великобританией. Это британская альтернатива созданию европейской армии, которая для Англии неприемлема. В островном государстве сомневаются в эффективной реализации идеи общеевропейских вооруженных сил. Поэтому британский ответ предполагает сохранение военного доминирования НАТО при  усилении компонента финансовой помощи. Фонд, который ранее поддерживал развитие институтов управления и экономики в Польше, Венгрии и Чехословакии, а также недавно создал такие институты на Украине, расширит число государств, включив в них Молдавию, Грузию, Боснию и Герцеговину и Сербию. Примечательно, что Сербия, которую пока в Европе стоит рассматривать как единственного надежного партнера России (как не член ЕС Сербия сохранила возможности экспорта продовольствия в Россию и даже выиграла на фоне запрета остальным странам), которую объединяет с Россией историческое прошлое и единство ценностей православного мира, попадает в сферу пристального внимания.  Новый фонд, таким образом, будет содействовать таким процессам, как укрепление роли права и реформирование институтов полиции и правосудия, либерализация и модернизация банковского и энергетического секторов, реформа налоговой системы, снижение административных барьеров для иностранных инвесторов, поощрение эффективного управления государственными финансами, усиление независимых СМИ. Через фонд в этих государствах будут выстроены удобные для ЕС информационная и финансовая системы,  сокращена роль государства, увеличена налоговая нагрузка на население при снижении социальной поддержки граждан, а также созданы эффективные налоговые и финансовые условия для иностранного капитала.
  3. Обострение дискуссии по вопросу судьбы Крыма. Пока что на фоне Минских договоренностей Европа сосредоточена на проблеме Донбасса, но вопрос с Крымом отнюдь не решен и не забыт. 

Европа никогда не сможет признать присоединение полуострова к России. Публичные заявления о необходимости возврата это подтверждают. В годовщину присоединения Крыма к России глава МИД Великобритании Филипп Хаммонд заявил, что «наше послание России последовательно и ясно: аннексия Крыма была незаконной и нелегитимной в марте 2014 года и остается незаконной и нелегитимной в марте 2015 года. Россия должна вернуть Крым Украине». Россию при этом обвиняют не только в нарушении норм международного права, но и в нарушении прав человека в ходе так называемых «массовых репрессий» в отношении национальных меньшинств.

 Украинская сторона продолжает называть полуостров оккупированным, а украинский президент настаивает на том, что «рано или поздно Крым вернется тому, кому он принадлежит, и наша совместная обязанность сделать это как можно скорее - из уважения прав наших граждан, международного права и ради сохранения глобальной безопасности». На этом круг претензий к России не будет ограничен ни числом правонарушений со стороны России, ни числом европейских стран, которые будут на них указывать. Так называемый нарушенный европейский порядок (А.Меркель) потребует в будущем разрешения конфликтных противоречий. 

Напряженность нарастает в связи с тем, что активным актором (или даже инициатором) конфликта выступают Штаты. Они не только через систему МВФ, в котором у них 16,75% голосов – достаточное число для блокирования инициатив, лоббируют выдачу кредитов Украине, но и открыто оказывают военную помощь в виде поставок военной техники и подготовки военных специалистов. Проблема европейской безопасности, таким образом, трансформируется в евроатлантическую. Активизация НАТО,  учений авиации США, которая выполняет боевые задачи на полигонах в Прибалтике и в акватории Балтийского моря, становится для России потенциальной угрозой, которую  российская сторона уже квалифицирует как попытки размещения у российских границ на постоянной основе ударной авиации, способной нести ядерные вооружения. Конфликт продолжает набирать силу, основная вина на эскалации при этом лежит не столько на прямом участнике конфликта – ЕС, сколько на латентном - США.

Российская сторона не демонстрирует намерений уступать в вопросе Крыма, в свою очередь наращивает военную мощь, что также сигнализирует об эскалации конфликта. Со стороны России в этом направлении предпринят ряд конкретных и показательных мер. 

Это, во-первых, наращивание расходов на оборону. Если в 2013 году из средств федерального бюджета на оборону выделялось 15,76% всех расходов, то в 2014 году уже 16,7%, а на текущий год 20,8%. Эти средства почти в 1,5 раза превышают расходы на национальную экономику страны. Только на два сектора -  национальная оборона и национальная безопасность будет задействована треть всего федерального бюджета. Финансовые показатели доказывают, что страна укрепляет свой военный потенциал, готовясь к возможной эскалации конфликта.

Во-вторых, усиление воинственной риторики высшего российского руководителя как объективный ответ на сохранение политики давления: ситуация «будет меняться, и, надеюсь, в лучшую сторону, в том числе вокруг нашей страны. Но она будет меняться в лучшую сторону не за счёт того, что мы будем постоянно уступать, прогибаться или с кем-то сюсюкать. Она будет меняться в лучшую сторону только в том случае, если мы будем становиться сильнее». Доминирующим таким образом подходом в подходах к разрешению конфликта становится принцип – «прав тот, кто сильнее». Но это на деле принцип эскалации. 

       В-третьих, происходит политическая консолидация как реакция на угрозы.  Власть готовится к отражению цветных революций, провокаций, которые по заявлению Главы государства могут начаться уже в период избирательных компаний 2016–2018 годов. Проводится тщательный мониторинг неправительственных организаций, чистится сектор рунета, принимаются законы о блогерах и прочее. В самом интернет-пространстве работает армия кремлевских блогеров, которая противодействует любому инакомыслию. Власть теряет связь с реальностью, утрачивает  адекватность своей политики. Опасаясь возможных провокаций, она сосредотачивается на проблеме выживания, отодвигая стратегические задачи развития на завтрашний день. 

В-четвертых, российская сторона активизирует демонстративные действия. Это объявление о полном приостановлении действия ДОВСЕ с передачей представительства России Белоруссии в заседаниях Совместной консультативной группы. И хотя приостановлен договор был еще в 2007 году, нынешняя декларация - явный политический демарш на этом поле. Глава государства объявляет, что страна сможет ответить на внешние и внутренние угрозы – «разрабатываются и принципиально новые боевые системы нанесения молниеносного глобального удара и ведения глобальных операций в космосе». И хотя масштабное финансирование  программы развития космической отрасли запланировано только в следующем году, но для демонстрации силы объявлено заранее. Усиливается частота проведения масштабных военных учений. В Балтийском море, проверка сил и войск Северного флота (морская фаза учений в Баренцевом море). Летом запланированы учения на нескольких полигонах на территории России и за рубежом. Ставится задача не только проверки состояния вооруженных сил, но и оказания психологического воздействия на потенциального противника. 

Действия обеих сторон  - и Европы и России  - это классические примеры вклада в развитие международного конфликта. Вопрос о том, как его стоит решать – остается открытым. Политические и дипломатические методы здесь маловероятны, военный конфликт – самый нежелательный сценарий, трансформация его в тлеющий конфликт, скорее всего, неизбежна.

При этом следует учитывать, что как сырьевой придаток Россия не сможет выйти победителем в затяжном конфликте. Единственно правильный путь – это укрепление собственной экономики, рост суверенности, мобилизация всех ресурсов для индустриального рывка и восстановление подорванных за два десятилетия позиций на международной арене. Позицию России будут уважать только при условии ее силы и влияния. 


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2093
6224
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика