Русская идентичность в решениях Всемирного Русского Народного Собора

Русская идентичность в решениях Всемирного Русского Народного Собора

Войтенко Валерия Петровна — эксперт Центра научной и политической мысли и идеологии, кандидат философских наук

10 ноября 2015 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся XIX Всемирный Русский Народный Собор (далее ВРНС) на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». Форумы этой международной общественной организации, основанной в 1993 году под эгидой Русской православной церкви, были, по сути, единственной публичной дискуссионной площадкой в России, где понятием «русский» можно было оперировать открыто в присутствии высших государственных чинов. Отсутствие конституционно или просто нормативно закрепленного статуса русского народа и многолетние безрезультатные попытки российской либеральной власти построить национальное государство с «многоэтничной российской нацией» по типу американского «плавильного котла» заставляют политологов, этнологов и других специалистов изучать итоговые документы прошедших форумов ВРНС.

В Преамбуле Конституции РФ заявлено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Далее Пункт 1 Статьи 3 Основного Закона гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Словосочетание «русский народ» не внесено ни в одну статью Конституции России, а как следствие, ни в один нормативный акт РФ.

Закрепление в рамках Конституции Российской Федерации термина «многонациональный народ», сознательный уход либералов-реформаторов России от публичного употребления слова «русский», а также постоянное применение внесенной в 2002 году в Уголовный кодекс РФ Статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» по отношению к русским активистам, требующим для русского населения правосубъектности, не привели к формированию, так называемой, «российской гражданской идентичности». После двух Чеченских кампаний (1994—1996 гг.; 1999—2000 гг.) произошел массовый исход русского населения из всех республик Российской Федерации, что в свою очередь ставит под сомнение мирное «сожительство» титульных этносов и представителей нетитульных народов в рамках национально-территориальных образований. Ингушская и Чеченская Республики уже превратились в моноэтнические субъекты РФ, что еще раз ставит под сомнение сам тезис о формировании общероссийской идентичности.

Примечательно, что состоявшийся в прошлом году XVIII ВРНС на тему «Единство истории, единство народа, единство России» ознаменовался духовным и чрезвычайно важным политическим событием для новейшей российской истории. В итоговом документе — Соборном слове — Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом было публично признано, что «…отсутствие возможностей для полноценного этнокультурного развития русских, табуирование самого слова „русский“ в официальной риторике и государственном документообороте, неуместное противопоставление русской национальной и российской общегражданской идентичности привели к негативным последствиям». Более того Святейший Патриарх в своем выступлении в рамках форума XVIII ВРНС озвучил следующее: «Судьба же русского народа, его благополучия, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня — значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия. Между тем, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление „русского“ и „российского“. В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово „русский“, как якобы ослабляющее единство нации».

Обратим внимание, что XVIII ВРНС состоялся 11 ноября 2014 года, т. е. после украинских событий, в самый разгар развернувшейся полемики о дальнейшей исторической судьбе непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик. Украинский политический кризис и весьма плачевные итоги Русской весны поставили Русскую Православную Церковь в весьма затруднительное положение, по сути, подорвав единство православной паствы. В сложившейся ситуации представителям РПЦ, несмотря на конституционно закрепленный принцип светскости российского государства, просто не оставалось выбора, как официально заявить о необходимости «нормативного закрепления статуса русского народа как государствообразующего» и призвать «всех, кто принадлежит к кругу лиц, ответственных за принятие важных государственных решений, согласиться с тем, что русский народ является важнейшим субъектом национальных отношений в России, и закрепить это понимание в законах и федеральных целевых программах».

В тексте доклада Патриарха на XIX ВРНС на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» не фигурируют призывы к нормативному отражению темы русской идентичности в России, однако Глава РПЦ подчеркнул, что «…интеллектуальными силами ВРНС предложены концепции гуманитарного и технологического суверенитета России, дан глубокий анализ русской цивилизационной и этнокультурной идентичности, ведется исследование проблематики солидарного общества». Далее Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заметил, что перспективным будущим России является «… хранение и строительство нашей самобытной цивилизации, опирающейся на универсальный христианский фундамент, учитывающей национальные начала русского народа и гармонично сочетающей их с национальными началами и религиозными традициями близких нам народов — наших соседей и братьев. Таков важнейший для нас урок наследия святого князя Владимира — наследия, которого мы должны быть достойны и которое обязаны сохранить и передать грядущим поколениям».

В этом году Патриарх призвал к строительству солидарного общества и нравственного государства, представляющих «национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства». «Ценности солидарного общества вместе с нами разделяют другие народы Русской цивилизации, находящие в этих ценностях созвучие с духовными основами своих религий — ислама, иудаизма, буддизма. Это дает нам основания утверждать, что Русская цивилизация является не только русской и не только православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим домом и общим достоянием для народов разных религий вероисповеданий и культур». Таким образом, решения последнего XIX форума ВРНС являются логичным продолжением темы предыдущего XVIII форума ВРНС.

В связи с вхождением в состав Российской Федерации этнически смешанного Крымского федерального округа, «подвешенной» ситуацией в непризнанных республиках Юго-Востока Украины, а также ввязыванием России в Сирийский конфликт, одним из последствий которого является радикализация мусульманского населения страны, настало время руководству РФ прислушаться к решениям ВРНС, признать безрезультатность проводимой в отношении русского населения национальной политики отстраненности.

В Центре научной политической мысли и идеологии был разработан проект новой Конституции России, который как раз и предлагает решение наболевшей «русской» проблемы путем введения в Основной Закон таких понятий, как «русский народ» и «русская (российская) цивилизационная идентичность». Проблема построения нравственного государства, концепция которого выдвинута в Центре, созвучна позиции РПЦ по этому вопросу. Нравственное государство рассматривается в качестве проекта нового постлиберального государственного устройства в России. Но без отчетливой правовой идентичности русского народа, большинство которого, а также исторические и культурные традиции которого являются необходимым фундаментом, на котором будет зиждиться основа российской государственности, не умаляющая, а интегрирующая культурные и нравственные традиции всех населяющих ее народов, это просто невозможно.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о солидарном обществе и нравственном государстве

Проект «Антироссия»: целевой замысел в исторической реконструкции 

Зачем, какой и как Россия должна предъявить себя миру 

Нравственное государство 

С.Сулакшин: «Россию спасет нравственное государство» 

Степан Сулакшин: «Нравственное государство» 

Украинские мигранты в России: чужие среди своих 



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2119
8518
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика