Русская идентичность в решениях Всемирного Русского Народного Собора

Русская идентичность в решениях Всемирного Русского Народного Собора

Войтенко Валерия Петровна — эксперт Центра научной и политической мысли и идеологии, кандидат философских наук

10 ноября 2015 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся XIX Всемирный Русский Народный Собор (далее ВРНС) на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси». Форумы этой международной общественной организации, основанной в 1993 году под эгидой Русской православной церкви, были, по сути, единственной публичной дискуссионной площадкой в России, где понятием «русский» можно было оперировать открыто в присутствии высших государственных чинов. Отсутствие конституционно или просто нормативно закрепленного статуса русского народа и многолетние безрезультатные попытки российской либеральной власти построить национальное государство с «многоэтничной российской нацией» по типу американского «плавильного котла» заставляют политологов, этнологов и других специалистов изучать итоговые документы прошедших форумов ВРНС.

В Преамбуле Конституции РФ заявлено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Далее Пункт 1 Статьи 3 Основного Закона гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Словосочетание «русский народ» не внесено ни в одну статью Конституции России, а как следствие, ни в один нормативный акт РФ.

Закрепление в рамках Конституции Российской Федерации термина «многонациональный народ», сознательный уход либералов-реформаторов России от публичного употребления слова «русский», а также постоянное применение внесенной в 2002 году в Уголовный кодекс РФ Статьи 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» по отношению к русским активистам, требующим для русского населения правосубъектности, не привели к формированию, так называемой, «российской гражданской идентичности». После двух Чеченских кампаний (1994—1996 гг.; 1999—2000 гг.) произошел массовый исход русского населения из всех республик Российской Федерации, что в свою очередь ставит под сомнение мирное «сожительство» титульных этносов и представителей нетитульных народов в рамках национально-территориальных образований. Ингушская и Чеченская Республики уже превратились в моноэтнические субъекты РФ, что еще раз ставит под сомнение сам тезис о формировании общероссийской идентичности.

Примечательно, что состоявшийся в прошлом году XVIII ВРНС на тему «Единство истории, единство народа, единство России» ознаменовался духовным и чрезвычайно важным политическим событием для новейшей российской истории. В итоговом документе — Соборном слове — Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом было публично признано, что «…отсутствие возможностей для полноценного этнокультурного развития русских, табуирование самого слова „русский“ в официальной риторике и государственном документообороте, неуместное противопоставление русской национальной и российской общегражданской идентичности привели к негативным последствиям». Более того Святейший Патриарх в своем выступлении в рамках форума XVIII ВРНС озвучил следующее: «Судьба же русского народа, его благополучия, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня — значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия. Между тем, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление „русского“ и „российского“. В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово „русский“, как якобы ослабляющее единство нации».

Обратим внимание, что XVIII ВРНС состоялся 11 ноября 2014 года, т. е. после украинских событий, в самый разгар развернувшейся полемики о дальнейшей исторической судьбе непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик. Украинский политический кризис и весьма плачевные итоги Русской весны поставили Русскую Православную Церковь в весьма затруднительное положение, по сути, подорвав единство православной паствы. В сложившейся ситуации представителям РПЦ, несмотря на конституционно закрепленный принцип светскости российского государства, просто не оставалось выбора, как официально заявить о необходимости «нормативного закрепления статуса русского народа как государствообразующего» и призвать «всех, кто принадлежит к кругу лиц, ответственных за принятие важных государственных решений, согласиться с тем, что русский народ является важнейшим субъектом национальных отношений в России, и закрепить это понимание в законах и федеральных целевых программах».

В тексте доклада Патриарха на XIX ВРНС на тему «Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси» не фигурируют призывы к нормативному отражению темы русской идентичности в России, однако Глава РПЦ подчеркнул, что «…интеллектуальными силами ВРНС предложены концепции гуманитарного и технологического суверенитета России, дан глубокий анализ русской цивилизационной и этнокультурной идентичности, ведется исследование проблематики солидарного общества». Далее Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл заметил, что перспективным будущим России является «… хранение и строительство нашей самобытной цивилизации, опирающейся на универсальный христианский фундамент, учитывающей национальные начала русского народа и гармонично сочетающей их с национальными началами и религиозными традициями близких нам народов — наших соседей и братьев. Таков важнейший для нас урок наследия святого князя Владимира — наследия, которого мы должны быть достойны и которое обязаны сохранить и передать грядущим поколениям».

В этом году Патриарх призвал к строительству солидарного общества и нравственного государства, представляющих «национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства». «Ценности солидарного общества вместе с нами разделяют другие народы Русской цивилизации, находящие в этих ценностях созвучие с духовными основами своих религий — ислама, иудаизма, буддизма. Это дает нам основания утверждать, что Русская цивилизация является не только русской и не только православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим домом и общим достоянием для народов разных религий вероисповеданий и культур». Таким образом, решения последнего XIX форума ВРНС являются логичным продолжением темы предыдущего XVIII форума ВРНС.

В связи с вхождением в состав Российской Федерации этнически смешанного Крымского федерального округа, «подвешенной» ситуацией в непризнанных республиках Юго-Востока Украины, а также ввязыванием России в Сирийский конфликт, одним из последствий которого является радикализация мусульманского населения страны, настало время руководству РФ прислушаться к решениям ВРНС, признать безрезультатность проводимой в отношении русского населения национальной политики отстраненности.

В Центре научной политической мысли и идеологии был разработан проект новой Конституции России, который как раз и предлагает решение наболевшей «русской» проблемы путем введения в Основной Закон таких понятий, как «русский народ» и «русская (российская) цивилизационная идентичность». Проблема построения нравственного государства, концепция которого выдвинута в Центре, созвучна позиции РПЦ по этому вопросу. Нравственное государство рассматривается в качестве проекта нового постлиберального государственного устройства в России. Но без отчетливой правовой идентичности русского народа, большинство которого, а также исторические и культурные традиции которого являются необходимым фундаментом, на котором будет зиждиться основа российской государственности, не умаляющая, а интегрирующая культурные и нравственные традиции всех населяющих ее народов, это просто невозможно.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о солидарном обществе и нравственном государстве

Проект «Антироссия»: целевой замысел в исторической реконструкции 

Зачем, какой и как Россия должна предъявить себя миру 

Нравственное государство 

С.Сулакшин: «Россию спасет нравственное государство» 

Степан Сулакшин: «Нравственное государство» 

Украинские мигранты в России: чужие среди своих 



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4188
14475
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика